Наталия Семчина Пользователь — была вчера 20:53

"Долго будет Карелия сниться!..." Валаам

26 августа 2013 г. 10:10 Валаам — Россия Июль 2013

Из Петрозаводска туристический автобус везет нас в старинный городок Сартавала, находящийся в 250 км от него, основанный в 1632 году шведами и расположенный на берегу Ладожского озера. Приближаясь к городу мы едем по красивейшей серпантинной дороге по берегу Ладожского озера-самого крупного резервуара с пресной водой в Европе. Все побережье озера изрезано заливами и на его глади находится 660 остров различной величины. Самая большая глубина-50 метров под Валаамским архипелагом. В озеро впадает до 1500 рек, речушек, ручейков, водопадов, а вытекает только одна-Нева. В Ладоге водятся тюлени, нерпы.

Первое упоминание о поселении Сартавала относится к 1468 году в шведских документах: «Не должно наносить никакого вреда в Сортевала». За всю свою историю город был еще и под властью Финляндии, а с 1940 года-России. Сортавала занял особое место в жизни Рериха. С Приладожьем и с Сортавала связан целый жизненный этап биографии Николая Константиновича, характерный творческим подъёмом Рериха — художника и мыслителя.

Семья Рерихов жила в Сортавала два года (декабрь 1916 — осень 1918 -го). Удивительная природа этих мест вдохновила этого выдающегося человека на новые прекрасные работы. За это время художником создано более 200 полотен.

Приехав в Сортавала, оказалось, что до отхода кометы до Острова Валаам еще есть время и гид предложила нам посетить музей Кронида Гоголева-известного резчика по дереву, а также мастера рельефной резьбы по дереву.

Музей находится рядом с набережной. Мы все пошли и не пожалели-ничего подобного я никогда не видела, более того, я никогда даже не слышала о подобной технике.

Удивительные картины-резные композиции выполнялись художником на специально подготовленном липовом щите, в монолитной технике — без применение клееных деталей и техника эта очень уникальна- Гоголев известен не только в нашей стране, но и за рубежом. Работы Гоголева посвящены в основном русскому северу, северной природе, народному быту. Кроме сказочных сюжетов, у художника много работ посвящённых Сортавале, Петрозаводску, Валааму.

В Выставочном центре Кронида Гоголева помимо постоянной экспозиции знаменитого резчика, проводятся тематические и авторские выставки.

Потом на быстроходном судне по Ладожскому озеру за 45 минут нас доставили на остров Валаам. Наше посещение Валаамского Спасо-Преображенского монастыря было 10 июля, в канун дня памяти основателей Валаамской обители — преподобных Сергия и Германа.

Подходим с гидом к монастырю, а там суета, людей видимо-невидимо, все снимают,

серьезные такие дядечки везде-недоумеваем, что и почему?

Не может же так быть ежедневно! И вдруг слышим, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл на Валаам с Первосвятительским визитом. Мы поспешили в Спасо-Преображенский собор. Обычно в эти дни на Валааме бывает особенный наплыв богомольцев, многие хотят принять участие в праздновании, поэтому с трудом пробравшись поближе, я смогла не лучшим образом снять часть проповеди Патриарха Кирилла, но это и не столь важно.

Гораздо важнее сам факт нашего присутствия на Валааме одновременно с Патриархом в такой праздник.

В 1858 году для посещения Валаамского монастыря в Карелию приехал император Александр II с семейством. Остановились они в Сорталава. Император заранее предупредил монахов, чтобы о них не беспокоились и не встречали, что до острова они доберутся сами.

Но монахи ослушались царскую особу и послали на встречу лодку с целым экскортом. А в это время Александр II нанял рыбака с его маленькой лодочкой и тот взялся доставить семью государя по Ладожскому озеру к монастырю в целости и сохранности. Путь был не близкий, погода в тех местах меняется быстро и вдруг начался шторм. И только глубокой ночью одинокая лодка с царским семейством причалила к берегу Монастырской бухты.

Семье императора пришлось очень долго ждать приема, пока монахов разбудили, потом они очень долго одевались и только потом вышли встречать царскую семью. Александр прожил в Валаамском монастыре паломником 3 дня -посещал все службы, питался вместе со всеми в монашеской трапезной, носил их одежду.

В память об этом посещении на месте ветхой была устроена новая каменная часовня Знамения.

К 1864 году братия Валаамского монастыря насчитывала уже 140 человек.

В 1914 году большая часть братии была отозвана на Первую мировую войну.

С 1811 года Валаам находился на территории Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи. В 1917 году Финляндия стала независимым государством, и Валаамский монастырь оказался за пределами России. На архипелаге рядом с православным монастырем разместился финский военный гарнизон. Трудно пришлось православной обители в лютеранском государстве. В 1921 году в монастыре произошел раскол, так как не все монахи были согласны перейти на григорианский календарь (новый стиль).

Валаамская братия разделилась на «старостильников» и «новостильников». Некоторых монахов лишили священного сана и мантии, других сослали в отдаленные скиты. В 1926 году большинство все-таки вынуждено было принять новый стиль. В результате советско-финской зимней войны 1939–1940 годов Выборгские земли и Валаамский архипелаг отошли к СССР. Оставшиеся Валаамские монахи по льду Ладожского озера перебрались в Финляндию, где недалеко от города Куопио основали Ново-Валаамский монастырь.

В 1940 году на Валааме разместилась школа юнг и боцманов ВМФ СССР, а после Великой Отечественной войны — дом-интернат инвалидов. На острове появился поселок со школой, больницей, магазинами, пекарней, баней, почтой, электростанцией, со всем необходимым для проживания мирского населения. В Воскресенском скиту несколько лет располагалась турбаза. В 1965 году Валаам был объявлен природным заказником. В 1979 году с целью сохранения уникальной природы и архитектуры был создан Валаамский музей-заповедник.

С декабря 1989 года на Валааме возобновилась монашеская жизнь. С 1990 года Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь имеет статус ставропигиального, то есть его настоятелем является Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

В нынешнем монастыре возрождаются прежние традиции богослужений, Валаамских знаменных распевов, колокольных звонов. В Валаамском монастыре вместе с подворьями в Москве, Санкт-Петербурге, Приозерске и Сортавале насчитывается около 200 насельников. Действуют несколько скитов. На Валааме ведется реставрация храмов и жилых помещений, строятся новые здания.

Валаамский монастырь имеет свой флот, транспорт, конюшню, молочную ферму, сады. Работают пекарня, кузница, различные мастерские и все эти службы помогают организовывать и работают на них 105 мирян.

Для аптекарских садов на территории монастыря отовсюду привозили землю, постепенно увеличивая полезный слой и расстояние от камней с 30 см. Сейчас здесь растут райские яблочки и их бывает от 60 до 80 сортов.

Далее пешеходная экскурсия продолжалась и через остров, по лесной дороге мимо огромных сосен

мы пошли в глубь острова, мимо Гефсиманского скита,

потом резко повернули налево и по тропинке стали подниматься все выше и выше вверх на скалу, названную монахами горой Елеон. Такая красивейшая природа вокруг, такая тишина и казалось что места вокруг совершенно не обжитые человеком. И воздух на Валааме чистейший, такой бодрящий-не надышаться!

Но на самом верху горы Елеон, на самой высокой ее точке показалась небольшая деревянная Вознесенская часовня,

сооруженная в 1912 году. Часовня входит в ансамбль Гефсиманского скита. И отсюда, с высоты открываются потрясающие виды на Малую Никоновскую бухту, за которой — просторы Ладожского озера.

Поднимались вверх, знала, что мы на острове и что вокруг воды озера, но никак не ожидала увидеть такую потрясающую красоту! Уходить не хотелось, но время неумолимо двигалось вперед, гид торопила и нам пора было идти в Воскресенский скит

на поздний обед в монастырскую трапезную.

И опять я была удивлена видом скита, ожидала увидеть деревянное сооружение, но действительность превзошла все ожидания. Скит расположен на берегу Большой Никоновской бухты, главной гавани Валаама, сделан из красного кирпича и на фоне яркого голубого неба смотрелся просто как огонь!

В этом великолепном сооружении сочетаются черты классицизма, барокко и русского стиля. Везде уютно, чисто, грядки с цветами, мы прошли в трапезную, где уже были накрыты столы со скромной, скоромной пищей-щи, тущеная капуста, чай, печенье. Очень хотелось попробовать монатырского свежеиспеченного хлеба, но видимо поток туристов таков, что монахи не успевают справляться с огромной нагрузкой.

Потрапезничав, наша группа торопится в бухту, что быстрый катер доставил нас назад в Сортавалу и потом автобусом далее, в Петрозавдск. День был самым длинным и насыщенным, нашим телам и душам требуется перезагрузка и отдых.

Продолжение здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_7298

dokk2018
26 августа 2013 г. 10:19
Какая красота! И фото очень понравились! Все больше хочется попутешествовать по Руси...
26 августа 2013 г. 13:43
dokk2018 писал 26 августа 2013 г. 10:19
фото очень понравились
-это высшая похвала, спасибо!
Все больше хочется попутешествовать по Руси...
-обязательно надо! Я и пропагандирую в своих работах именно сочетание зарубежного отдыха и путешествий по стране, по родному краю.
dokk2018
26 августа 2013 г. 14:29
Похвально
Skripina
26 августа 2013 г. 10:51
Наташ, ну все, раз с Патриархом одними тропами ходишь, будешь теперь нам грехи отпускать:))
26 августа 2013 г. 13:46
zhuzha2905 писал 26 августа 2013 г. 10:51
раз с Патриархом одними тропами ходишь
-ЭТО ТАКОЕ Лена!!! Не верилось! Я даже записала его слова в соборе, частично. Но конечно с поднятой руки, качество-
будешь теперь нам грехи отпускать:))
--живите по совести-ничего не надо будет и отпускать! А я тебе заранее ФСЁ прощаю!
alex10
26 августа 2013 г. 11:11
Красиво. Резьба по дереву конечно , что-то невообразимое.
26 августа 2013 г. 13:47
Спасибо! Резьба, да, поразила! Там на некоторых фото видна даже тень от стволов деревьев!
28 октября 2013 г. 20:34
Вот, вот
Резьба, да, поразила!
. Был в Сортавале но не знал. Обязательно зашел бы.
28 октября 2013 г. 23:03
Обязательно зашел бы.
-теперь будете знать!
26 августа 2013 г. 13:45
Очень интересный рассказ, Наташа! (особенно для тех, кто не был здесь).
А какая природа! Сосны, озеро... и конечно же святые места. От всего этого наверно так легко и спокойно становится на душе...
26 августа 2013 г. 13:49
Спасибо, Ира!!
А какая природа! Сосны, озеро..
-красота нереальная!
От всего этого наверно так легко и спокойно становится на душе...
-без сомнений! Про подругу на работе даже сказали-ты как блаженная приехала, улыбаешься все время!
26 августа 2013 г. 13:55
hnatalia писала 26 августа 2013 г. 13:49
я пару недель назад ездила в Сийский монастырь. Побыла там полдня, а потом ходила неделю примерно как твоя подруга ))
26 августа 2013 г. 13:58
Вот!!Значит надо ездить в такие места!! Думаю и я такая же была....А вообще у меня к монастырям какая-то тяга и интерес.
26 августа 2013 г. 13:58
Наташа,

Хорошо там и спокойно, природа красивая и умиротворяющая.
Но жить там постоянно не тянет - излишний покой совсем не полезен для наших суетных душ
26 августа 2013 г. 14:42
Подруга моя хотела остаться в качестве мирянина Но места все заняты уже.
vasilets писал 26 августа 2013 г. 13:58
природа красивая и умиротворяющая.
-а напитаться положительными эмоциями, думаю надо ездить в такие места.
indigogeorgia
26 августа 2013 г. 15:16
Наталия, очень красивые фотографии и рассказ ваш очень понравился !
Расскажите чем вас потчевали в трапезной ?
26 августа 2013 г. 15:31
Спасибо, рада, что вам понравилось. Вот вы и попались Наташа!!! Про еду там написано!
indigogeorgia
26 августа 2013 г. 16:44
Не виноватая я... , засмотрелась на несколько красивых фотографий вместе и именно этот текст пропустила . А сочетание щи и тушеная капуста 8, не много ли капусты в один день?( Патриарха кормили так же ?
26 августа 2013 г. 17:05
Щи были вкуснейшие!! Мы же на Кубани все больше по борщам спецы! Мы не ели с 7 утра-смели всю капусту, как кролики!!
indigogeorgia писал 26 августа 2013 г. 16:44
Патриарха кормили так же
--кто ж знает, нам меню не озвучивали!
26 августа 2013 г. 16:48
Наташ, а меня больше всего поразили виды озера с высоты! И да, красная кирпичная кладка прям глаза режет - кумач! Место уникальное, спасибо, что показываешь нам , - я вот,к примеру, вряд ли туда доеду!
26 августа 2013 г. 17:07
AsiaGate писала 26 августа 2013 г. 16:48
поразили виды озера с высоты!
-а мне было каково, при моей-то любови таких пейзажей!!
спасибо, что показываешь нам
-я с удовольствием делюсь!
26 августа 2013 г. 20:45
Наташа!
Чудесные фотографии, столько света и голубого неба, создающего благостную и гармоничную картину святого места!
Очень понравилась музейная резьба по дереву, такой точно не видела.
Моя давняя подруга, физик по образованию, сейчас стала воцерковленной верующей. Она недавно ездила туда на две недели - молиться и работать, вносить лепту в дела монастырские.
Надо будет расспросить, как все это выглядело, на сколько возвысило душу.
26 августа 2013 г. 21:08
elsarieva писала 26 августа 2013 г. 20:45
Чудесные фотографии, столько света и голубого неба,
-да, Лена. Была бы другая погода и восприятие этого места было бы иное. А так нам очень повезло!
музейная резьба по дереву
-мы ходили и завороженно смотрели, нереально, из целых пластов!
Интересно про твою подругу. Расспроси обязательно, думаю что
возвысило душу
однозначно, ну а на сколько, наверное это и не важно.
27 августа 2013 г. 8:54
Очень красиво!
И особенно резьба по дереву понравилась!!!!
27 августа 2013 г. 13:01
vibas писал 27 августа 2013 г. 8:54
особенно резьба по дереву понравилась!!
-не ожидала, что возможно и не случайное посещение выставки, вызовет такой отклик у всех вас. Реально работы смотрятся конечно эффектнее. Спасибо, Виктор.
27 августа 2013 г. 12:53
Потрясающие картины резьбы по дереву!!! Меня вдохновили благолепные лица в монашеских одеждах!!! Однако, как вам подфартило нежданно-негаданно поприсутствовать на службе Патриарха! А виды озера, конечно бесподобные, как и сам монастырь! И главное радует, что не просто восстанавливаются постройки, а и несение монашеского молитвенного долга! Ведь в России не много обителей, где читают Неусыпаемую Псалтырь - Валаам один из них!!!
27 августа 2013 г. 13:05
[q]Меня вдохновили благолепные лица в монашеских одеждах!![/q ] Их в этот день было много на территории монастыря. Подфартило, это точно, мы-везунчики!!
28 августа 2013 г. 22:43
Наташ, резьба по дереву, конечно, как и многим понравилась, но на Бали умельцы делают вещицы много сложнее и изящнее.
28 августа 2013 г. 22:46
ronadort писал 28 августа 2013 г. 22:43
на Бали умельцы делают вещицы много сложнее и изящнее.
-так то ж Бали!!Да и кто спорит? А это наш-русский умелец!! За державу гордость!
28 августа 2013 г. 22:55
Наташ, как шутил Жванецкий: "Если их ботинок не видел, то наши - вот такие!!!". Когда я сравниваю наши церквушки и соборы Центра православия в Сергиевом Посаде с Собором св. Петра в Ватикане, то, если честно, у меня гордости за державу не возникает. Да оно и понятно, когда наши предки в землянках жили да квашеную капусту руками поедали, в Европе уже Римское право было - прообраз современной правовой системы. Всё познается в сравнении...
hnatalia писала 28 августа 2013 г. 22:46
-так то ж Бали!!Да и кто спорит?
А почему наши заведомо должны быть хуже индонезийцев? Хотя по резьбе, верно - не дотягивают
28 августа 2013 г. 23:02
Собором св. Петра в Ватикане
-это конечно потрясающий собор, но не обязательно же сравнивать!
Ты сам, Николай, прекрасно знаешь, что есть и у нас архитектура, вызывающая восхищение! Перечислять, думаю-не стоит.
А почему наши заведомо должны быть хуже индонезийцев?
-а кто вообще об этом начал говорить? Я восхищаюсь одинаково всем красивым, необычным и мне не важно где это-у нас или нет. Но держава мне все ж ближе.
28 августа 2013 г. 23:06
hnatalia писала 28 августа 2013 г. 23:02
Но держава мне все ж ближе
Оно и понятно, она же вот, тут же рядом, под боком. Кто же спорит
ulalana
4 сентября 2013 г. 13:08
Так вот куда, оказывается, подалась наша Наташенька из солнечного Краснодара!))) Спасибо за подробный репортаж) Не знаю, увижу ли когда-нибудь все это своими глазами, но Вашими очень понравилось)))
17 сентября 2013 г. 15:02
Да, Ланочка! Стремилась давно и вот все сложилось, чему я очень рада!
20 сентября 2013 г. 16:37
Красивая очень резьба по дереву. И вовсе я не согласна с Колей, что наши умельцы делают это хуже, чем Балийцы. Просто они делают это по другому.
20 сентября 2013 г. 21:07
Keisi писал 20 сентября 2013 г. 16:37
Просто они делают это по другому.
-да, да, Марина! Мастер, он везде Мастер!
9 октября 2013 г. 22:45
Наталья, позвольте и мне выразить свое восхищение Вашей чудесной Карелией: прекрасно все - и текст, и фото!
10 октября 2013 г. 10:38
julykum писала 9 октября 2013 г. 22:45
выразить свое восхищение Вашей чудесной Карелией:
-спасибо, Юлия! Мне очень приятно! Карелия никого не оставит равнодушным к ее красоте!!
5 декабря 2013 г. 19:02
Замечательный рассказ! Я видела малую часть, у вас посмотрела ещё одну, и там ещё осталось много неувиденного, на месяц осмотров хватит!
5 декабря 2013 г. 19:22
Спасибо, Наташа!!
осталось много неувиденного,
-конечно, временем мы были ограничены-тур ведь!