Турист Владимир Данилов (Danilowladimir)
Владимир Данилов
был 10 июня 2023 12:40

Мцхета, Тбилиси — Грузия Июль 2013

Здравствуйте! Хочу рассказать вам чем может похвастать столица Грузии - Тбилиси, в наши дни. Город, на мой взгляд, представляет собой очень красивую и почти-что уникальную смесь грузинской антикварности и европейских технологий. Специально в Тбилиси я не ехал. Мы с мамой отдыхали в грузинском курортном городе - Батуми. В столицу мы поехали на 2 дня. Билеты на поезд (им мы ехали в город) нам достал хозяин госницы - Тимур. Очень хороший человек, всегда готов помочь (Duta Hotel, cоветую). Поезд прибыл на железнодорожный вокзал в 12 часов вечера. За ночь (прибыли мы к 7 утра) мы добрались от черноморского побережья к самому сердцу Грузии - городу Тбилиси. Очень удивило меня то, что на выходе из железнодорожного вокзала стояли обычные маршрутки, но с маршрутами дальнего следования. В моей дорогой (в прямом и переносном смысле) Москве такие маршрутки ходят по городу, а в Тбилиси такая-же доставит вас в Ереван или Баку. Сразу после вокзала мы пошли искать отель. Первый был дорогой, во втором не было мест, в третьем нам не открыли. И только в четвёртом нам повезло. Им оказался отель Ronda (3 звезды). Отель очень хороший (за ту цену которую мы заплатили за номер мы даже и не думали что получим такое). А заплатили мы, к слову, 70 лари за 2 дня (в эту цену входил очень вкусный завтрак). Короче, я бы ещё бы одну звезду отелю точно дал. После заселения мы пошли на осмотр города. Первым делом мы хотели подняться на гору Мтацминда.

Гора Мтацминда, Тбилиси

Добраться наверх можно пешком и на автобусе. Надо помнить что не стоит говорить "как можно выше". Место где находится телебашня, не самая высокая вершина. А с самой высокой город не видно. Мы этого не знали, поэтому сначала долго ехали на какую-то вершину, а потом столько-же обратно в город. Хотя на цене это не отразилось (мы заплатили 1 лари за двоих в одну сторону, а потом мелочи не осталось и обратно ехали бесплатно). Но если кто-то захочет повторить наш подвиг, то наш маршрут - 106. А на вершину, к башне, идёт маршрут 90. Ещё очень понравилась нам резиденция президента Грузии. Официально она называется Авлабарской резиденцией. В народе её называют "яйцом". Название дворец получил из-за характерного купола.

Дворец президента Грузии

Затем мы направились к Цминда Самебе (или Собору Святой Тройцы по нашему). Стоит сказать что храм не старый. Это новодел. Исторический Собор Сиони был слишком мал для того что носить звание кафедрального. Тогда и был построен ограмный Цминда Самеба. Стоит упомянуть что найти даже такое большое здание как Собор Святой Троици в Тбилиси без карты - дело сложное. Количеством узких улочек Тбилиси не устапает многим старым европейским городам. Поэтому карта должна быть всегда. У нас её небыло, поэтому мы сначала забрели непонятно куда, а потом сели на такси. Кстати, чтобы подъехать к собору, водителю пришлось сделать приличный крюк по городу и всёравно заплотили мы всего 3 лари. Собор конечно очень большой и красивый.

Цминда Самеба

Изнутри никаких росписей или мозаик нет, он просто большой. Есть и иконы и высокий купол но не чего особенного. Короче, снаружи собор красивее чем внутри, но не посетив его нельзя покинуть этот город. После него мы отправились в крепость Нарикалу. Точнее в то что от неё осталось. Во время разорения города арабами крепость была разрушена но её фрагменты остались.

На крепость можно поднятся бесплатно, а можно и на фуникулёре за 1 лари. Стоит учитывать что крепость находится на горе, так что лучше воспользоваться услугами фуникулёра.

Тбилиси выходного дня

Виды с холма правда впечатляют. Гора с крепостью ниже Мтацминды, но посетить её стоит в любом случае. Очень необычный вид открывается с горы. С одной стороны - огромный растущий город, столица государства. С другой - дикий лес.

Далее мы спустились вниз и прошли под Мостом Мира в Старый Тбилиси. Отдельно про мост. Это очень интересный проект. Мост пешеходный, с каждой стороны к мосту проходят 3 лестницы. Очень красивый и необычный стеклянный потолок хорошо дополняет вид. Как по моему, это самый красивый мост через Куру.

Мост Мира

После моста мы отправились посмотреть на Сиони. Этот собор уже упоминался в моём рассказе. Это бывший кафедральный собор Тбилиси. Что говорить, он и вправду гораздо меньше чем огромный Цминда Самеба, но в нём есть какая-то своя атмосфера, домашний уют. Наверное все это было вобрано им за времена его существования. После него мы зашли в ресторан грузинской кухни. Скажу честно, название я не запомнил, но находится он не подалёку от Собора Сиони. Там мы попробовали хинкали (набрали разных). На вкус, конечно, они сильно похожи на наши натуральные пельмени, но всё равно в них есть что-то особенное. Затем мы отправились в район Абанотубани. Это очень интересный район. В нём находятся несколько серных бань (некоторые работают по сей день). Сами бани находятся под землём, сверху находятся, в основном, только банные купола. А по крышам бань можно ходить как по улицам.

Тбилиси выходного дня

Стоит заметить, что это то место откуда город и взял своё начало. Основатель города царь Вахтанг заметил исцеления оленёнка в источнике. Это и стало причиной для основания города. Среди бань есть и надземная - Орбилианская. Она не действующая, но известна тем что в ней мылся сам А. С. Пушкин. "Отроду не встречал ничего роскошнее тифлисских бай" - свидетельствует надпись на мраморной табличке на русском и грузинском языке с подписью великого русского писателя. А если вас удивило слово "тифлисских", то знайте что во времена Российской империи город назывался Тифлис.

Последнее конкретное место моего посещения в городе - Анчисхати. Это церковь в центре Тбилиси. Примечательность сооружения заключается в том что это самая старая постройка в городе, ей 15 веков (столько же и Айа Софии в Стамбуле). Церковь пережила арабское, персидское и многие другие нашествия. Впринципе, видно что постройка древняя но если не знать что это самаое старое здание в городе то сам не догодаешься. Самое необычное что церковь до сих пор действующая.

Анчисхати

Затем мы вернулись в отель, передохнуть. Вечером мы просто прогулялись по району нашего отеля. Гулять можно до поздна, город не криминальный (как и страна).

Рано утром мы поднялись и пошли покорять город, но уже другой - Мцхету. У отеля нас ждало такси. В Мцхету мы ехали на нём. Точно не помню сколько мы заплатили за него (толи 20 толи 30 лари). Расстояние до Мцхеты, где-то 30 км. Вообще если речь зашла о Тбилиси, то в соседнюю Мцхету надо съездить обязатьльно. Раньше этот город был столицей Грузинского царства, но после разорения остался небольшим городком на северной окраине Тбилиси. В городе есть две главные достопримечательности. Первая из них - Собор Свети Цховели. Это для нас это популярная достопримечательность, а для грузинов - самый священный храм в стране. Для всех православных, и вообще христиан станет приятным бонусом то что в храме хранится хитон Иисуса Христа. Хитон, для тех кто не знает, - это накидка. Сам собор окружён крепостной стеной. Вообще, очень атмосферное место.

Свети Цховели, Мцхета

Мосле него следовал храм Джвари. Его посетить стоит, но находится он на горе. Подняться надо на такси, пешком не дойдёте. Возле Свети Цховели стоят много такси которые довезут вас до храма Джавари. Нас таксист довёз за 20 лари туда-обратно, а заодно подарил хороший разговор. О самом храме: это вторая святыня Грузии, после только что посещенного храма. Он стоит на месте откуда Святая Нино начала крещение Грузии. А на самой горе стоял деревянный крест. Внутри самой церкви, чьё название и переводится как "крест", стоит каменный постомент и деревянный крест. Крест новый, а вот постомент тот самый.

Джвари

Вернулись в Тбилиси мы на маршрутке. Приехали на какой-то рынок (конечная). Оттуда мы очень долго жли и пришли к нашему отелю (центр ещё дальше). После прощальной прогулки по городу мы вернулись в отель. Сев вечером на поезд, утром следующего дня мы уже прибыли в наш черноморский Батуми. Из Батуми за всю поездку, кроме Тбилиси, мы выезжали в Стамбул и посёлок Сарпи. Стамбул, да простят меня грузины, мне понравился больше, но в столице Грузии есть своя родная атмосфера. Я очень рад что побывал там и готов приехать вновь. Ну и вам советую хоть раз в жизни посетить этот прекрастный город!