Турист Ольга Варежкина (Manola)
Ольга Варежкина
была сегодня 21:54

Ноябрь 2012

Продолжение…

Через несколько часов автобус прибыл в портовый городок Хагна в южной части острова Бохол на побережье внутреннего моря, разъединяющего два острова. Отсюда нам предстояло переправиться на Минданао.

Солнечная Хагна

Хагна окружена красивыми горами, вполне подходящими для трекинга, но свое двухдневное пребывание мы решили посвятить спокойному отдыху и знакомству с жизнью города и его достопримечательностями, хотя город был совсем не туристический. Набегаться по горам мы еще успеем, подумали мы…

Первым делом надо было определиться с ночлегом. Распределились по ролям. Одни свернули за угол маркета в поисках отеля, другие разбрелись по рынку, остальные, скромно удовлетворившись стаканчиком кофе за 5 песо, караулили груду рюкзаков, о которые спотыкались проходившие мимо флегматичные филиппинцы.

Хотя иностранцы здесь и редкие гости, к нам сразу подошли несколько человек, предлагая посмотреть их хибарки, до которых нужно было немного проехаться. Без жилья в Хагне точно никто не останется. Но торопиться с выбором не стали. Вскоре вернулись и посланцы с неплохими известиями: буквально за углом нас ждала небольшая, двухэтажная гостиница, у которой было два преимущества, — находится в центре за рынком и рядом с портом, в общем, то, что нам нужно. Туда и направились к огорчению несостоявшихся частных арендодателей.

Солнечная Хагна

Питаться в гостинице показалось накладным, но вопрос с едой решился просто. Вокруг рынка расположено множество разных забегаловок, в которых местные жители сами же и питаются за смешные деньги. Я облюбовала одну из них, где приятная хозяйка готовила вкусные салаты.

После обустройства в гостинице оставалось приобрести билеты на паром, и… два дня можно было автономно «плавать». Плавание началось со знакомства с городком, у которого оказалась длинная история.

Ранние упоминания о Хагне встречаются в испанских документах 1565 года, когда флагманский корабль «Сан-Педро» испанского мореплавателя Мануэля Лопеса де Легаспи пришвартовался в небольшой бухте у берегов маленькой деревушки под названием Хагна. Его роль в истории Филиппин сродни той, что сыграли Кортес в истории Мексики или Писсаро в Перу.

Солнечная Хагна

Первыми жителями Хагны были выходцы из центральной части острова Бохол, мечтавшие переселиться на Минданао. Но новое место на берегу моря, отделявшего их от соседнего острова, показалось им весьма привлекательным и идеальным для строительства деревни. Со временем эта деревушка превратилась в город-порт, откуда теперь до острова Минданао добираются на пароме за 7 часов.

Название городка происходит от выражения «hagna па», каким первые поселенцы обозначили явление, виденное ими в реке, пересекающей город. Как-то люди заметили, что движение рыбы, плещущейся в воде, вызывает её завихрение, словно масло кокосовое кипит в кастрюле. Но с тех пор, видимо, многое изменилось. По виду полувысохшей речки, которую-то и речкой назвать язык не поворачивался, уже нельзя было сказать, что когда-то здесь плескалась рыба. Она скорее напоминала узкую канаву, облепленную с обеих сторон невысокими домишками, больше походившими на сараи.

Солнечная Хагна

Вся жизнь в городе крутится вокруг большого здания супермаркета со спортивным кортом, рынком и стоянкой для многочисленных моторикш — крытых трехколесных мотоциклов, называемых здесь, как и в Юго-Восточной Азии, тук-тук. Все тук-туки ярко разрисованы, и вряд ли вы найдете два одинаковых.

Солнечная Хагна

Не менее красочным выглядел и местный рынок, какой раньше называли «колхозным». Краски рынка — будто цвета радуги: от холодного голубоватого и сочно зеленого в рыбном отсеке до ярко красного — в мясном или солнечно желтого — в овощном.

Сюда я заглянула не столько для того, чтобы что-нибудь купить, сколько поглазеть на местный колорит, на то, чем богаты филиппинцы, а заодно и пофотографировать. По сравнению с рынком, что я видела на Шри-Ланке, было здесь вполне цивильно и чистенько. К моему любопытству рыночные обитатели отнеслись с улыбками, мол, чудаки-иностранцы, что тут может быть необычного. И стали наперебой предлагать свой заморский товар.

Солнечная Хагна

Колоритны были и кварталы, окружающие рынок. Перейдя мосточек, я оказалась в густонаселенной деревушке, где друг к другу лепились неказистые домики. Туристы явно сюда не заглядывают. Местные жители, заприметив меня, с удивлением застывали на месте, словно видели инопланетянку.

Солнечная Хагна

Одна улочка вывела меня к берегу, в мусульманский анклав, где виднелась за халупками мечеть.

Почтенные бородатые старцы, завидев незнакомку, да еще и европейку к тому же, проявили неожиданное любопытство, поинтересовавшись страной моего проживания, и есть ли в ней мусульмане. Услышав, что единоверцев с избытком, есть целые регионы, они одобрительно кивнули и заулыбались еще больше, словно им открылась какая-то сокровенная тайна, даже согласились провести поближе к мечети. Но забор, окружающий мечеть, уперся в другой забор, которому не видно было конца, и пришлось вернуться к исходной точке.

И тут до меня донесся запах жареного. Совсем рядом, на расстоянии десятка шагов, на бамбуковом вертеле жарили свинину, самое популярное мясо в Хагне…

Солнечная Хагна

Хотя и похожа Хагна больше на деревню, но всё-таки это город, и город христианский, по филиппинским меркам не маленький, большинство составляют католики. Весь городок пересекает главная улица, которая ведет к католической церкви Архангела Михаила, одной из старейших и крупнейших на острове. Но впечатление старинной церковь не производит, разве что внутри — сразу бросаются в глаза старинные фрески на потолке.

Солнечная Хагна

Сбоку к церкви примыкает маленький садик, где среди ярко-красных цветов виднелась фигура самого архангела с белыми крыльями, чем-то похожего на Купидона.

Напротив церкви, в небольшом сквере, установлен монумент реальной исторической личности — Хосе Ризаля, своего рода филиппинскому Ульянову-Ленину. Только в отличие от последнего Ризалю повезло намного меньше: за свою революционную деятельность он был казнен, что роднит его больше со старшим братом вождя мирового пролетариата. Так что свет коммунистического будущего Филиппины так и не увидели, зато память о революционном мечтателе сохранили на века.

Солнечная Хагна

На другой стороне улицы, рядом со сквериком, среди цветов и кустарников возвышалась более живая скульптура какой-то личности с мачете. Никакой надписи, кто бы это мог быть, я так и не нашла. Не исключено, что памятник посвящен Франсиско Дагохою, возглавившему восстание против испанского владычества на острове в 18 веке. Это было самое долгое восстание в истории Филиппин, длившееся 85 лет.

Солнечная Хагна

Любопытство и желание как можно больше увидеть завело меня даже на местное кладбище на краю города, заполненое каменными саркофагами. По местным обычаям их располагют прямо на поверхности земли, зачастую ставя один на другой.

Вот собственно и весь городок с единственной центральной улицей, протянувшейся вдоль побережья, на которой было непривычно тихо и немноголюдно.

Главная улица Хагны

Минуты славы, или Добро пожаловать на пустынный пляж

Всем хороша была солнечная Хагна со своим колоритом и дневной суетой, а вот пляжа в ней, как бы это ни казалось странным для морского города, не наблюдалось. Набережная, та, что рядом с портом, абсолютно не была предназначена для купаний. Волны с силой бились об ограждение, отделяющее набережную от моря. Один неосторожный наклон к воде, и тебя с ног до головы окатывает волна. Именно так пострадала не столько я, сколько искупавшийся фотоаппарат — он со временем стал капризничать, выдавая размытые картинки, словно их солью разъело.

Солнечная Хагна

Мы поинтересовались у местных, существует ли пляж как таковой вообще. Оказалось, существует, но не в самом городе, а в его окрестностях, до него лучше всего добираться на тук-туке. Впрочем, если есть желание идти пешком, то за час вполне можно доковылять.

И я поехала, не столько, чтобы загорать и купаться, сколько увидеть что-то новое. Хотя что новенького можно увидеть на пляже…

Уже через пятнадцать-двадцать минут наш тук-тук остановился напротив издерганного ветром навеса над высокими, покосившимися бамбуковыми сваями, изображавшими символический вход. На них крепилось полотнище со стандартным приветствием к потенциальным посетителям — welcome to Canuba beach — Добро пожаловать на пляж Кануба.

Солнечная Хагна

Плату, к удивлению, за вход никто не потребовал, и мы расположились на пустынном, как Сахара, пляже под навесами низеньких беседок, выстроенных в ряд в метрах 10 от берега.

Волна нехотя набегала на гальку, покрывавшую весь берег, и, немного пенясь, откатывалась назад, звала за собой. Никаких высоких волн, тем более народу, не считая двух охранников, дремавших под дальним навесом, что уже всем нравилось. Среди нас оказались любители синхронного плавания в стиле ню. Полностью освободившись от ненужных деталей, они грациозно двинулись к морю…. Чаек, правда, не наблюдалось, а в остальном, почти как у самого ироничного поэта Серебряного века:

Из палатки вышла дева

В васильковой нежной тоге,

Подошла к воде, как кошка,

Омочила томно ноги

И медлительным движеньем

Тогу сбросила на гравий…

Описать ее фигуру —

Надо б красок сорок ведер…

Даже чайки изумились

Форме рук ее и бедер…

Пока наши синхронно плавали, я решила обследовать берег. С одной стороны он заканчивался небольшим мысом, где виднелись каменные образования, заметно оживлявшие спокойное море.

Солнечная Хагна

Обогнув одну группу скал, вышла к другой прямо к небольшой лагуне с прозрачной бирюзовой водой. Моему изумлению не было предела. Вот где пряталась настоящая красота!

Солнечная Хагна

Здесь и столкнулась с группой местных мальчишек, которых привлекла сюда не эта красота, а возможность понырять со скал. К слову, прыгали они очень эффектно. Не такой уж он безлюдный этот пляж.

Незаметно световой день приближался к концу. Красные всполохи заката уже осветили небо, четко очерчивая контуры почерневших внезапно скал.

Солнечная Хагна

— Вечер добрый, — послышалось у нас за спиной. Невысокий в возрасте филиппинец осторожно присел на скамейку.

— Откуда будете, — вежливо поинтересовался он. — Из России. Филиппинец закатил глаза к небу, словно пытаясь представить, к какой части земного шара её отнести.

— У нас так не принято, — продолжил он, явно чего-то не договаривая. Мы никак не могли взять в толк, чем проштрафились. Может, всё-таки за вход надо было заплатить.

— У нас тут молодежь, чему она может научиться… — коряво обозначил тему филиппинец и кивнул куда-то в сторону. Мы обернулись в темноту. За изгородью виднелись головы филиппинцев разного возраста, сбежавшихся на невиданное доселе зрелище, как стая чаек слетается к косяку рыбы. Их изумленные взгляды были устремлены в сторону наших ничего не подозревавших русалок и аполлонов. Так вот в чем дело…

Весть об иностранных дикарях, не прикрывающихся даже фиговым листком, молниеносно разнеслась по близлежащим деревням. На следующий день, когда ребята снова отправились на пляж, их уже встречала целая толпа ликовавших поклонников. Правда, этот апофеоз уже проходил без меня.

***

Два дня пролетели быстро, не успели оглянуться, как уже пора отправляться на паром. Впереди нас ждал остров Минданао.