Турист Ольга Варежкина (Manola)
Ольга Варежкина
была вчера 22:33

Ноябрь 2012

«Страна солнца, славы и нашей любви, жизнь в твоих объятиях — рай небесный…« — эти слова филиппинского государственного гимна вполне могут служить своеобразным девизом для тех, кто выбирает Филиппины для отдыха, кто как раз и приезжает сюда, чтобы упасть в объятия солнца на белоснежных пляжах, благо есть большой выбор. В свое время 7100 островов достались Филиппинам от всевышнего.

А если немного расширить границы вплоть до дебрей филиппинских джунглей, вершин гор и не потухших вулканов. Именно такую программу предстояло выполнить нам, небольшой группе любителей треккинга, к тому же не обременившей себя предварительным бронированием жилья. Что из этого получилось…? Получилось интереснейшее путешествие в «заповедные» края, куда, не исключаю, не каждый захочет заглянуть, пугаясь азиатских страшилок, отсутствия комфортных условий и иных прелестей походной жизни.

Первым в нашем списке стоял популярный остров Бохол, замыкающий десятку самых крупных филиппинских островов. Провели там не так много времени, чтобы объездить его весь, но обойти стороной некоторые примечательные места никак не могли. Собственно, ради них мы и прилетели на Бохол, где первыми из европейцев в 1521 году побывали оставшиеся в живых сто тринадцать моряков из кругосветной экспедиции Магеллана после его гибели на соседнем острове Себу.

Островок Панглао

Из аэропорта Тагбиларана, главного города Бохола, сразу отправляемся на его спутник — небольшой островок Панглао, соединенный с Бохолом длинным мостом. Надо всё-таки отметиться на пляже Алона-бич, коим славится Панглао.

Заповедный Бохол

Туристический сезон начинается здесь с декабря, когда яблоку будет негде упасть. А в начале ноября еще не так многолюдно, хотя народ уже потихоньку стал подтягиваться с разных уголков мира. Потому и цены в это время вполне приятные кошельку.

Поначалу выяснив, что палатки поставить нигде не получится, после некоторого поиска обзавелись крепкой крышей над головой в небольшом уютном коттеджике-гестхаусе на две ночи. Теперь можно и расслабиться… с яркими морскими звездами в нагревшейся за день спокойной воде.

Заповедный Бохол

Отведенный на акклиматизацию день прошел в том же расслабляющем, необременительном ритме с переменным поглощением всяческих морских «гадов» в многочисленных ресторанчиках и прогулками по лесистым окрестностям.

С наступлением сумерек и закатом покрасневшего, как и мы, солнца, словно очнувшись от дневного сна, набережная ожила, заиграла разноцветными огнями и напевами, что способны были даже самого закоренелого пессимиста настроить на романтический лад…

Заповедные места Бохола

Но хорошенького помаленьку. Уже на следующий день мы выдвинулись в сторону Бохола — в заповедник Раджа Сикатуна (Rajah Sikatuna) у городка Билар, в 41 километре от Тагбиларана, попутно заглянув в прохладную пещеру Хинагданан с подземным озером. Почему для проживания выбран заповедник…. а почему бы и нет, чем ближе к природе, тем лучше. Удобное расположение — это два, отсюда равные небольшие расстояния до самых популярных достопримечательностей Бохола. И, наконец, значительная экономия — тоже не последний аргумент.

Заповедный Бохол

Найти сговорчивого филиппинца, согласного отвезти нас за разумные деньги, удалось лишь с третьей попытки. Круговая порука, однако. Правда, водитель, посчитав, что немного просчитался, решил сэкономить топливо и довез нас только до входа в парк (200 песо), откуда дальше до кемпинга пришлось немного протопать пешком. Впрочем, небольшая разминка перед большим походом никак не помешает. Да и присмотреться к деревенской жизни, такой архаичной и отчасти знакомой лишь по кадрам из каких-нибудь фильмов, из окна машины практически невозможно. Разве успеешь на ходу рассмотреть, как, утопая в чавкающей глине, бредет медленно и понуро, волоча за собою допотопный плуг, работяга-буйвол, понукаемый филиппинским крестьянином. А тут — наблюдай круг за кругом, пока всё поле не вспашут…

Заповедный Бохол

В заповеднике, разумеется, нас не ждали. Первыми встречающими оказались проворные, любопытные обезьяны, посматривавшие с надеждой в нашу сторону, что же можно незаметно стащить. Живут хвостатые в окружающих кемпинг лесах и регулярно наведываются сюда с инспекцией кухонного стола. С сотрудниками парка у них, впрочем, вполне дружеские отношения: те их подкармливают и прощают мелкие шалости.

Заповедный Бохол

Нас тоже приняли по-дружески и приветливо, немало удивившись первоначальному наивному желанию раскинуть палатки где-нибудь в джунглях, мол, чем вам не нравится наша поляна, специально предназначенная для таких, как вы, пилигримов. Джунгли мы вам и так покажем. И то правда — поляна ровная, всем места хватит. Туалеты для «палаточников» — на улице, душ (20 песо) есть в домиках, чем к слову, пользоваться разрешили бесплатно, а приготовление еды на открытом огне в кухне добавит новые впечатления и придаст неповторимые вкусовые качества даже самым обычным продуктам. Так мы познакомились с замечательными сотрудниками парка — Леонардо и его шефом Джеймом.

Спокойный, рассудительный Леонардо сразу взял шефство над нами — помогал разводить огонь утром и вечером, вставая с ранними петухами, то есть дежурными. Оказывается, непростая это штука — запалить филиппинские дровишки. Даже закоренелым туристам с немалым опытом походной жизни это удавалось с трудом. И в остальном проявлял заботу. Когда мы покидали на время кемпинг, оставляя по незнанию развешанной на веревках одежду, он убирал её в другие места, чтобы обезьяны не растащили, или сопровождал по вечерам желающих к бассейну, освещая путь фарами своего черного мотоцикла. Леонардо — наполовину китаец. В 48-м прошлого столетия отец его бежал из Поднебесной и, осев на Филиппинах, обзавелся семьей. У самого Леонардо, мало похожего на дедушку, уже есть собственные внуки, и он с гордостью показывал нам их умильные фотографии. «Дедушки» во всех странах — дедушки.

С некоторым подозрением покосился Леонардо на наши походные каши, а, распробовав «Геркулес», купленный уже на Филиппинах, кивнул одобрительно — мол, полезная штука, однако своему изумительному по вкусу супчику изменять не стал. Одной кашей мы, конечно, не ограничивались. Баловали себя и жареными бананами с ананасами, и рыбкой со свежими овощами, купленными на базарчике Билара.

Немного обустроившись, отправляемся в джунгли в сопровождении сотрудников заповедника, Леонардо замыкает отряд. Тропа поднимается вверх в гору, заставляя сразу пробудиться ногам и заодно всем мышцам, затем выпрямляется и петляет по склону над скользящими вниз обрывами. Да, палатки установить здесь было бы весьма проблематично и уж точно несерьезно, обезьянам на смех.

В этой части Бохола сохранилась самая широкая полоса нетронутого лесорубами леса, которая с конца 80-х годов объявлена заповедной. В лесах водится немало птиц и зверей, но браконьерить здесь запрещено. Леонардо говорит — браконьеры всё равно попадаются. Кроме обезьян при удаче можно встретить долгопят, летающих лемуров и виверр, — поясняет нам Леонардо.

Шустрых обезьян мы уже видели, долгопяты слишком маленькие и малоподвижны, чтобы их заметить в этих чащобах, их мы увидим в другом месте; виверры осторожны и пугливы, чтобы кидаться под ноги, разве, что небольшие кучки экскрементов были доказательством их невидимого присутствия. Остаются лемуры, но и те прятались высоко в кронах, одна тень была видна, что уже неплохо. Значит, не повывелись. Зато разных лягушек насмотрелись и огромных пауков, обитающих в здешних многочисленных пещерах. Тропа как раз вывела нас к одной из них.

Заповедный Бохол

Еще немного пройдя вперед, вышли прямиком к источнику с ключевой водой и открытому бассейну Логарита (символическая цена — 5 песо, но с нас плату почему-то не взяли, а мы не настаивали). Какое же это блаженство охладиться после пробега по пересеченной местности с небольшими препятствиями. Снявший накопившуюся за день усталость бассейн оказался весьма кстати и совсем рядом с нашим кемпингом, только с противоположной стороны. Так что возвращались на родную поляну по-песенному — летящей походкой…

Путешествие по реке Лобок

В ряду достопримечательностей Бохола есть небольшой старинный городок Лобок (24 км от Тагбиларана) на берегу одноименной реки. На следующий день мы отправились в его сторону, сев на обычный рейсовый автобус у церкви. Как мне показалось, добраться из пункта, А в какой-нибудь пункт Б никаких сложностей здесь не составляет. Одно неудобство — не знаешь, когда придет нужный автобус. И лучше всего спрашивать у водителя, идет ли туда, куда нужно.

Заповедный Бохол

Долго ждать не пришлось, первый же автобус шел как раз через Лобок. Первична, конечно же, река, но, прежде чем пуститься в плавание по реке, пожалуй, стоит сначала познакомиться с самим городком, основанным испанцами в 1602 году.

Интерес представляет его центр, сохранивший ауру старины благодаря образцам колониальной архитектуры 18 века — каменной колокольне и церкви святого Петра, на её долю выпало немало испытаний. Первая, построенная еще иезуитами, сгорела дотла, а последующая неоднократно подвергалась наводнениям выходившей из берегов реки, текущей по соседству.

Заповедный Бохол

Как только жители смекнули, что городской музей с несколькими артефактами больших доходов не приносит и одной старой церковью с декоративной резьбой и росписями чуда Девы Марии Гваделупской, покровительницы города, много туристов к себе не заманить, они превратили живописную речку в одно из самых популярных на острове туристических маршрутов. И, как говорится, туристы не заставили долго себя ждать. Вот и мы приехали в Лобок, чтобы прокатиться на лодочке. Маршрут один, но разной протяженности и услуг. Есть плавучие рестораны, предлагающие в придачу к обильному обеду песни и пляски местных жителей.

Мы решили ограничиться незатейливым маршрутом (80 песо) до ближайших небольших водопадиков, где можно будет окунуться в бурлящую воду. Пришлось, правда, немного поискать подходящую пристань. На одной на нас лодок не хватило, могли дать только одну. На другой — цена не устроила. Наконец, нам показали место, где наши обоюдные интересы совпали.

Живописные берега с наклонившимися над водой пальмами, приятные мелодичные напевы, доносившиеся с проплывавших мимо плоских посудин, и хрустальные брызги, вылетавшие из-под нашей узенькой, мчавшейся вперед лодочки, сопровождали нас в пути, превращая недлинный, извилистый маршрут в маленькое душевное путешествие, конечным пунктом которого был водопад Бусэй.

Заповедный Бохол

Водопад в действительности оказался небольшим, по-деревенски милым и с мощной силой водного потока, падавшего с высоты не больше четырех метров. Сопровождавшие нас филиппинцы сразу же продемонстрировали свое акробатическое умение и врожденный артистизм, шагая с каменного выступа в бурлящую воду. Повторить их выкрутасы никто из нас не решился, но отказать себе в удовольствии искупаться под сбивавшей с ног струей воды смогли лишь немногие…

Вволю поплескавшись в водопаде, мы двинулись навстречу миру филиппинской фауны. Нас ждало еще одно путешествие, не менее интересное и увлекательное.

Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка

Перед входом в парк недалеко от Лобока (входной билет — 50 песо) посетителей встречала диковинная скульптура: два страшненьких хвостатых существа с выпученными до ужаса глазами, жутким оскалом и длинными пальцами, обхватившими зеленые столбики, отчего становилось как-то не по себе. Еще чего доброго съедят тебя, не побрезгуют. Принадлежность их к какому-либо виду живого сразу-то и определить было сложно, разве что посчитать за родственников мифического Голлума из культовой эпопеи Толкиена. И название у них, звучавшие почти как «тамплиер», было пугающе воинственным: «Tarsier» значилось на табличке.

Заповедный Бохол

По счастью, к нам приставили миловидную девушку, сгладившую первый испуг, за которой мы гуськом углубились в бамбуковую рощу. У одного деревца девушка остановилась и ткнула пальцем куда-то вверх. Оттуда, с ветки, на нас смотрели огромные глаза крохотного, прелестного зверька с мышиным хвостом. Я, конечно, ожидала увидеть милых, плюшевых зверушек, о которых и раньше немного знала, но что они такие умилительно трогательные и на вид беззащитные, какими оказались в реальности, не могла себе даже представить. И никакие они не «тамплиеры», а симпатяги «долгопяты». Именно так на русском называются эти лупоглазые зверьки.

Первыми увидели филиппинских долгопят в начале 18 века католические миссионеры, приняв их за мартышек. Так их и назвали — «крошечная лусонская мартышка». А ученые мужи после долгих споров всё-таки пришли к выводу, что долгопяты — никакие не мартышки, а переходное звено от полуобезьян к обезьянам. И существуют на Земле миллионы лет, когда и обезьян-то не было. Некоторые даже переплюнули Дарвина, высказав мысль, что человек напрямую произошел от древних долгопят. А что, у нас и не такие бывают глаза, особенно, когда видишь очередную квитанцию за коммунальные услуги. Так что, смотрим на зверушек как на своих милых дальних родственников.

Заповедный Бохол

Долгопятами зверьков прозвали за непропорционально длинные задние конечности. На латыни — Tarsius, что значит лодыжка. Местные жители называют их — «маомаг». Когда-то филиппинцы считали, что маомаг — это домашнее животное лесных духов и, если причинить ему вред, то духи непременно отомстят людям. С тех пор многое изменилось. Сейчас некоторые незаконно отлавливают зверьков, сажая их в клетки, чтобы показывать за деньги туристам. Но с этим, вроде как борются.

Но в этом парке никаких клеток мы не увидели. Зверьки свободны в своем передвижении. Днем дремлют они на веточках, а ночью уходят охотиться на насекомых. Могут уйти за пределы парка, а к утру возвращаются «домой», словно знают, что здесь им будет намного безопаснее. Вот и нам тоже пора возвращаться в наш филиппинский «дом» — в заповедник Раджа Сикатуна, где нас уже, возможно, заждались. Так оно и оказалось — Леонардо нас потерял и вполне серьезно беспокоился, не заблудились ли где ненароком.

Холмы на десерт

Символом Бохола называют не только долгопят, с которыми мы уже познакомились, но и природный естественный ландшафт недалеко от городка Кармен, признанный третьим национальным геологическим памятником Филиппин. Туда мы и отправились на другой день на обычном рейсовом автобусе из Билара, только в другую сторону.

От остановки, где нам подсказали выйти, дорога серпантином начинает подниматься вверх, и уже через несколько сот метров перед нами выросли… холмы, ради которых сюда и приезжает немало туристов (входной билет — 50 песо). Эка невидаль — холмы, скажет кто-то. Что здесь может быть удивительного… А вот может. Стоит лишь представить себе тысячи конфет «трюфели» конической формы, которые я помню еще из детства, только высотой они будут от 30 до 120 метров.

Заповедный Бохол

Конечно, фотографии не могут передать всю красоту холмов, покрытых желтоватой травой. В зависимости от времени года она может менять свой цвет — от зеленого до коричневого, что и делает холмы поразительно похожими на шоколадные «трюфели». Именно это сходство и дало им название — Шоколадные холмы. Хотя у каждого могут возникнуть свои ассоциации…

Чтобы лучше их обозреть, поднимаемся на вершину одного из самых высоких холмов, куда ведет лестница не в одну сотню ступенек. Если преодолевать ступени нет особого желания, можно подняться по серпантинной дорожке, огибающей холм. Куда ни глянь, из зелени лесов на равнине, раскинувшейся внизу, высовывались тысячи холмов, один красивей другого. Мой взгляд медленно скользил по верхушкам шоколадных «трюфелей», словно слизывал с них самое вкусное. Одни, как курганы, полукруглой формы, со стертой верхушкой, напоминали гигантские копны сена. Другие были больше похожи на пирамиды. Но в отличие от рукотворных филиппинские сотворила только природа. Считается, что холмы Бохола — это коралловые отложения, поднявшиеся когда-то со дна моря.

Заповедный Бохол

Впрочем, местным жителям такая версия кажется излишне прозаичной. Какие только легенды они ни придумали. И историю про двух враждовавших между собою великанов, кидавших друг в друга песком; и романтичную — когда смерть возлюбленной вызвала у великана поток слез, затвердевший сотнями холмов; и сказки про живших здесь когда-то ненасытных, прожорливых чудовищ, оставивших после себя такие кучи. В общем, кто во что горазд…

День был солнечным, но облака кружили над холмами, накрывая тенью то одну, то другую группу, словно прятали их от светила, чтобы не растопило оно холмистые «трюфели». Те, что освещало солнце, резко выделялись желтизной на фоне зеленеющего леса и, казалось, медленно таяли в его ярких лучах. Сверху было видно, что вокруг холмов не безжизненное пространство: блестят, отражая небо, рисовые поля, наполненные водой, стоят, как игрушечные, домики и целые деревеньки. Как правило, туристы ограничиваются только осмотром сверху. А мы решаем пройтись еще и внизу…

Заповедный Бохол

Спустившись с холмов, мы просто свернули с основной дороги на проселочную, удаляясь вглубь вместе с нею. Вскоре стали появляться полусферические холмы, и справа, и слева, образуя невысокие «горные» цепи. Припекавшее сверху солнце усилило желание найти хоть какой-нибудь водоем. На наш вопрос, местные махали только вперед.

Уже дошли до рисовых полей, когда первые капли упали с неба. Всё-таки не зря тучки носились над холмами. И тут обрушился такой ливень, что пришлось срочно искать не водоем, а убежище. По счастью на краю дороги нашли покосившуюся хибарку. Вот сидишь в такой хижинке, на которую ведрами льется вода, а тебе ни по чем. Только ничего не видно за стеной дождя, словно смыл он холмы.

Радуга! И мы выскочили наружу. Приподняв сизые облака, разноцветная дуга подпирала небо. В радужном окне медленно проявлялись заметно посветлевшие холмы.

Заповедный Бохол

Увы, наше пребывание в заповеднике подходило к концу. Прощание с сотрудниками следующим утром было очень трогательным. Леонардо проводил нас на остановку, и пока рейсовый автобус не тронулся, не уехал на своем черном мотоцикле. Удивительный человек, необычайной внимательности, натуральной искренности и врожденной интеллигентности. Побольше бы нам таких на нашем пути…А впереди нас ждал город Хагна. Это тоже на острове Бохол.