Турист Дмитрий Марков (DmitryM)
Дмитрий Марков
был 7 марта 2023 12:50

Новгород деревянный и два собора (день 4)

Великий Новгород — Россия Май 2013

Новгород между дождем и солнцем (день 1)

Переход через Волхов и возрожденные из руин (день 2)

Северные церкви, Феофан и город с башни Кокуй (день 3)

В четвертый, последний день в Новгороде остался неохваченным только юго-западный регион. Туда я и направился. Встал пораньше и пошел в сторону колокольни Юрьева монастыря. Еще в первый, дождливый день она начала меня манить с пешеходного моста через Волхов…

Но Юрьев монастырь — конечный путь сегодняшнего путешествия. Впереди еще много интересного. Наверное фотографии для многих однотипных церквей уже надоели, хотя по сравнению с однообразной серостью советской «архитектуры», церкви — как ярчайшее пятно изобретательности, и возвышенного мастерства.

Остановлюсь около странного монумента новгородцам-защитникам города во все времена (1). Когда-то на этом месте (Екатерининской горке) стояла лодка, на которой прибыла в Новгород императрица. А недалеко от горки копают археологи и водят туристов посмотреть на условия своих изыскательских работ. И я решил взглянуть на знаменитый Троицкий раскоп (2), да увидел яму с водой, а археологи, наверное, превратились в водолазов.

Далее по Троицкой улице я уперся в башню. Это единственная сохранившаяся башня из многих, окружавших весь город по периметру городских стен и валов. Алексеевская или Белая башня (3) толста, велика и закупорена. Что хранится в её чреве осталось тайной.

Монумент Победы

Сразу за башней свернул налево, по разбитой дороге, мимо садов и огородов, прямо до конца. Дорога уперлась в поляну, а за ней — озеро Мячино (на картах водное пространство называется Гребной канал).

Всё-таки от церквей нам никуда не деться. Здесь, в богом забытом новгородском углу, куда точно не доходит ни один турист, скромно стоят два храма (4). И здесь когда-то билась человеческая мысль, ведь церкви ставили в людных местах. Одна из церквей по своему кирпичному орнаменту не уступает знаменитой церкви Петра и Павла в Кожевниках (3-й день), а обе церкви входят в список мирового наследия ЮНЕСКО. Тем временем колоколья монастыря становилась всё ближе…

Озеро Мячино

Я вновь на улице Троицкой, продолжаю двигаться на юг. Следующая остановка — церковь Петра и Павла на Синичьей горке (5), церковь на кладбище вся в лесах, так что понять ее своеобразие невозможно. Между тем церковь настолько древняя, что в ней находится могила невесты брата Александра Невского!

Далее следует долгий переход по Юрьевскому шоссе, мимо агрегатов водоканала и автодрома для начинающих водителей. Конечно, весь путь можно проехать на автобусе (№ 7 от автовокзала), но транспортом я решил воспользоваться на обратном пути.

На повороте к дамбе, монастырю и Витославлицам стоит неприметная за деревьями церковь Благовещения в Аркажах (6). В ней сохранились фрагменты фресок, поэтому, как и во всем Новгороде, церковь отдана музею.

По дороге, с двух сторон окруженной водой, дошёл я наконец до музея деревянного зодчества Витославлицы (7).

Ядро музея — собрание деревянных церквей и домов со всей новгородской округи. Меня как-то не впечатляют представления ряженных артистов на фоне крестьянских домов, а вот восхитится мастерством строителей стоит. Довольно скоро я покинул нахоженные тропы и вышел на берег Волхова. Здесь по-настоящему ощущается не театральная, а истинная природа деревянных церквей. Они удивительно гармонично сливаются с окружающей природой. Здесь же стоят суда знаменитых ушкуйников. А на другой стороне реки — Рюриково Городище (2-й день).

В Витославлицах

Ну вот и Юрьев монастырь, старейший в Новгороде. Прежде чем войти, прошел на берег Волхова: кое-где мусор от «отдыхающих», кораблик плывет до Ильменя, рыбак плывет до рыбки. Но в целом — хорошо!

В монастыре чисто и уютно, видно заботы. Монастырь передан церкви, так что вход свободный. Главная достопримечательность — Георгиевский собор (8), массивный и в то же время воздушный (тайна мастеров). Внутри тихо, спокойно и сыро, вода стекает по колоннам, многочисленные фрески явно под угрозой. Но атмосфера есть, чувствуются прошедшие столетия.

Судоходство на Волхове, кто на чем

Последняя точка этого путешествия — Перынский скит (9) в паре километров от монастыря. Не знаю, можно ли пройти вдоль берега, я шел по автотрассе, свернул у указателя. Еще одна дамба, многочисленные лодки — некий сборный пункт рыбаков, и я в сосновом бору. Необычная смена ландшафта. Никого, только я и соловьи.

С дамбы на Перынский скит хорошо видна церковь Спаса на Нередице

Обратно в город возвращался на автобусе, 15 минут — и центр. Прощаться с Новгородом, конечно как и знакомиться, нужно в кремле. Осталось посетить второй древнейший собор — Софийский (10). Прежде чем войти, необходимо упомянуть об интереснейшем объекте собора — Магдебургских вратах. Выглядят они как нечто чужеродное, но очень привлекательное. Кованные сценки можно разглядывать часами.

Внутри собора всегда людно, а при многочисленном молящемся народе я чувствую себя неуютно — не моё, так что бочком к Мартирьевской паперти, где сохранились древнейшие фрески. Фотографировать неудобно.

Магдебургские врата

Легендарный голубь восседает на кресте Святой Софии испокон века, думаю, он дождется моего следующего визита в этот удивительный город. В Новгороде не ощущается древности и старины, большинство церквей выглядят «с иголочки». Но это до тех пор, пока ты не вступишь под своды храма. Именно там храниться Русь, вся её история.