Турист Дмитрий Марков (DmitryM)
Дмитрий Марков
был 7 марта 2023 12:50

Новгород между дождем и солнцем (день 1)

Великий Новгород — Россия Май 2013

Поезд из Москвы прибыл на новгородский вокзал рано утром. Холодно и пасмурно. Привокзальная площадь напомнила Ярославль. В забронированную гостиницу вселяться еще рано, поэтому, оставив сумку в камере хранения на вокзале, я отправился в направлении кремля. От вокзала до кремля путь близкий, около 15 минут.

Утренний кремль

Вход в кремль бесплатный и открыт с 6 утра. Новгородцы спешат на работу, привычно проходя мимо Софийского собора.

Пройдя через кремль, я оказался на берегу Волхова. Солнца еще не было, пустовал городской пляж и тишина стелилась над водой.

Пешеходный мост через Волхов переходили редкие горожане. До автомобильного моста еще надо дойти, а здесь — раз и ты на другой стороне реки. Новгород — городок небольшой, Волхов разделяет его на две части: Софийскую (там где кремль) и Торговую стороны.

Тучи тем временем собрались для хорошего дождя. Ливень хлынул, пришлось укрыться под древней кровлей одной из церквей на Ярославовом дворище. Обложило накрепко, просвета не видно. Стоя под проливным дождем, подумалось: «Вот заехал, холодно, мокро, если так и дальше пойдет…»

Решил попытать счастья в гостинице. Заселение объявлено с 12 часов, но вдруг пустят пораньше? По одному из лучей-улиц (Новолучанской), расходящихся от кремля во все стороны, под зонтом добрался до гостиницы «Роза ветров» (1). По фотографиям она выглядела как преобразованное общежитие, внутри все соответствовало тому же. Чисто, без изысков, а главное — номер свободен! Дождь прекратился к обеду, вперед, к древностям!

Первой церковью на пути оказалась Федора Стратилата на Щиркове улице (2).

В Новгороде очень занятные названия улиц, чего стоят центральные Людогоща, Газон и Розважа.

Первый день конечно надо провести в кремле, обойти все его уголки и закоулки. Но прежде рекомендую заглянуть в Красную избу (3). Это туристический информационный центр на Сенной площади (через парк правее от входа в кремль), где можно обзавестить бесплатной картой и узнать любую интересующую информацию.

Новгородский кремль похож на нижегородский, только помельче и стоит на равнине. Но тот же красный кирпич, та же форма башен, тот же стиль мастеров.

Сначала посмотрим, что в кремле за кулисами. Видно, что стены и различные объекты постоянно поновляют, ремонтируют.

Грановитая палата (4) есть не только в Москве. Это единственное готическое сооружение в кремле и во всем Новгороде, к строительству приложили руку немецкие архитекторы.

Софийский собор (5) освежился после дождя и стал еще белоснежнее. Внутрь не захожу, еще успею, любуюсь изящными формами и пропорциями.

Возле Софийской звонницы выставлены древние колокола. Колокольные звоны мы еще услышим, в четвертый день.

Колокола от мала до велика у Софийской звонницы

Памятник «Тысячелетию России» занимает центральное место в кремле. Мне не нравится его задумка, слишком все намешано в этом столпотворении фигур.

Пройдем за здание Присутственных мест (6) (ныне здесь находятся музеи и библиотека). Южная половина кремля освобождена от зданий и превратилась в парк. Две церковки около стен — вот и все строения.

И вновь я на пешеходном мосту через Волхов — идеальном месте для съемок обоих берегов. Нужно только учитывать положение солнца: Софийскую сторону лучше снимать до полудня, а Торговую — после. Сейчас — черед кремля или Детинца.

За мостом раскинулась интереснейшая зона — Ярославово дворище. Когда-то здесь торговали, сходились на знаменитое вече: бурлила жизнь. Теперь оставшиеся молчаливые свидетели-церкви превращены в музеи. Каждая церковь — отдельная история, объект для тщательного изучения и восприятия. Интересен распорядок работы церквей, не все их можно посетить одновременно. Полное расписание можно посмотреть здесь.

Но я сначала решил побродить вокруг. Две улицы проходят по обеим сторонам Волхова вдоль всего города: Большая Санкт-Петербургская на Софийской стороне и Большая Московская по Торговой. Вот я и отправился по Большой Московской вдоль Ярославова дворища. Двухэтажные, неприходливые дома, не первой свежести. На балконе одного из домой даже успело прорасти небольшое деревце.

Не все древние церкви действуют или принадлежат музею. Некоторые еще в плену безвременья и ждут своей участи.

На Ярославовом дворище сохранилось семь церквей — трудно найти где-либо еще такую плотность архитектурной красоты!

Ярославово дворище от Большой Московской улицы

Центральное место принадлежит Никольскому собору — главному храму Торга. Несколько «обезобразили» его пристроенные позднее галереи по бокам. К сожалению собор был закрыт на подготовку к очередной выставке. Прямо за собором ведутся археологические раскопки прозванные Дворищенским раскопом.

Церковь Параскевы Пятницы (8) резко выделяется из ряда церквей Дворища. Неоштукатуренные кирпичные стены подчеркивают древность храма. Очень интересна архитектура церкви: пучковые пилястры по всему периметру обеспечили церкви название «О ста углах».

Внутри церкви стоит лютый холод (по ощущению не выше 10 градусов), служителница музея ходит в валенках. Нагое пространство церкви дает представление о ее структуре: храм много раз горел и перестраивался, современный облик благодаря реставраторам максимально приближен к первоначальному оригиналу.

Новейший объект Дворища — Ганзейский знак (9): фонтан и памятник торговой дружбе Новгорода с Европой — в отличие от большинства современных творений мне понравился. И оригинально, и не ужасает.

Побродив по Торгу, я отправился на поиски других достопримечательностей. По карте выходило, что поблизости можно увидеть еще много интересного. Прямо от Торга и от Волхова ведет Ильина улица, через несколько кварталов я вышел на площадь с двумя церквями. Об одной из них — разговор третьего дня (тогда она откроется для посетителей). А сейчас — о Знаменском соборе (10).

Огромный собор в московском стиле был центром Знаменского монастыря, от которого кроме собора остались колокольня да стены. Вблизи собор еще величавее, а внутри мне сразу вспомнился другой собор — Троицкий собор Макарьевского монастыря. Подтвердила мои мысли тетушка в соборе — действительно Знаменский собор строился во второй половине XVI века, и расписывался костромскими мастерами.

Теперь обойдем Знаменский монастырь справа и отправимся по Знаменской улице. На этой улице встречаются дома любого пошиба: и неплохие особнячки, и дома победнее. Самая значительная постройка — уникальная двойная церковь апостола Филиппа и Николы Чудотворца (11).

Следуя далее по Знаменской я уперся в железные ворота водоканального ведомства. Теперь влево по дорожке — ровеснице Новгорода. Где-то здесь таятся еще две церквушки: одну увидел сразу, вторую, судя по карте, я уже прошел. Обернувшись, увидел как бомжатского вида дом превратился в руины церкви (12). Метаморфоза поразительная!

Церковь Ильи на Славне

Возвращался в центр по еще одной деревенской улице, Нутной (нутари — сборщики таможенных пошлин). Подошло время фотографий с моста Торговой стороны.

В заключение первого дня заглянем в кремлевский парк. Здесь тоже в недавнее время устроена так называемая рахманиновская площадка (13). Памятник композитору, вокруг скамеечек бегают дети, а из репродукторов целые дни негромко звучит, наверное, самая русская классическая музыка. Замечательно!