Турист Ильмира (mirella)
Ильмира
была 2 декабря 2023 8:49

Крит, Санторини, Агиос-Николаос, Элунда, Ретимно + 1 город — Греция Июнь 2013

В этом году я открыла для себя Грецию. Вернее, наверное, нужно сказать — приоткрыла, потому что осталось чувство, что еще так много неувиденного, неопробованного, ускользнувшего из внимания…

Но небольшой лакомый кусочек Греции в виде острова Крит я все же вкусила — под звуки неспешного сиртаки, с пряным ароматом горячей мусаки, с видом на белые домики с синими ставнями, под горячим солнцем и ощущением свежести от синейшего моря…

В гостях у Греции. Ясу, Крити! Ясу, Херсониссос!
Вид с ресторана Ониро, где мы остановились поужинать
В гостях у Греции. Ясу, Крити! Ясу, Херсониссос!

Что же представляет собой этот загадочный остров Крит и с чем его едят?

Во-первых, это Греция, а, как известно, «в Греции есть все!», соответственно это относится и к Криту и каждый найдет себе по душе желаемое — овеянные мифами и легендами исторические места, интересная архитектура, вкусная национальная еда, горы, море, солнце, пляжи, шопинг …

В гостях у Греции. Ясу, Крити! Ясу, Херсониссос!

Остров Крит имеет «удачное» расположение по отношению к частям света — между Европой, Африкой и Азией, поэтому на протяжении всей его богатой истории постоянно являлся объектом для завоеваний разными народами со всех сторон, а также пиратских набегов. Остров пережил множество разрушений и перестроений от череды сменяющихся господ, об этом напоминают сохранившиеся венецианские крепости, турецкие мечети, римские постройки… Вот и выглядит сегодня Крит, словно мозаика, сложенная из частичек разных времен, культур и традиций…

В гостях у Греции. Ясу, Крити! Ясу, Херсониссос!

Но самым уникальным, на мой взгляд, является все же открытие в начале прошлого столетия британским археологом Артуром Эвансом культуры Минойской цивилизации, существовавшей еще с 5–6 тысячелетия до нашей эры и таинственно исчезнувшей в середине второго тысячелетия до н. э., невероятно!

Немаловажным для критян является и тот факт, что на их острове по легендам родился величайший из богов Древней Греции — Зевс-Громовержец! И здесь совершал свои подвиги Геракл, и строил лабиринт для царя Миноса мастер Дедал…

Что касается отдыха, солнца и моря-то здесь практически круглый год солнечно, более 300 дней в году. Климат острова субтропический, считается полезным для здоровья. Во время нашего пребывания — начало июня — температура воздуха составляла +23–28 градусов по Цельсию, море было чаще волнистым, дул ветерок.

В гостях у Греции. Ясу, Крити! Ясу, Херсониссос!

Крит омывается тремя морями: Критским (Эгейским) в северной части, Ливийским на юге и Ионическим с запада. Местом слияния трех морей является бухта Баллос-остров Грамвусса с изумрудно чистой водой и пляжем с розовым песком — наикрасивейшие места Крита, где даже проводили свой медовый месяц принц Чарльз и Диана.

Административно остров Крит разделен на четыре региона: Ираклион, Лассити, Ретимно, Ханья. Мне довелось побывать в каждом из них.

В гостях у Греции. Ясу, Крити! Ясу, Херсониссос!

Местом нашей дислокации на время отдыха стал отель Талия*** в небольшом городке, под названием Херсониссос в регионе Ираклион. Ехали из аэропорта Ираклиона до Херсонеса минут 40, преодолев расстояние в 27 км. Выбор города был обусловлен в первую очередь удобным центральным расположением на острове относительно всех достопримечательностей — это для меня, во вторую очередь наличием развлечений и популярностью среди молодежи — для моей подруги.

Город Херсониссос — главный туристический центр Крита, самый популярный тусовочный молодежный город на острове с большим количеством шумных дискотек. Честно говоря, сам город не произвел на меня особого впечатления. Может он и молодежный, особенно это заметно после 10 вечера, когда по улицам большими толпами гуляет шумная европейская молодежь, и дискобаров на набережной здесь очень много, но больше ничего примечательного здесь нет.

Главная улица проходит через весь город и является по совместительству Старой Национальной дорогой, по которой постоянно курсируют автобусы, так что проблем с тем, как добраться из Херсониссоса в любую точку острова, нет. Кроме того, улица усыпана сувенирными магазинами, прокатными и туристическими фирмами, банками, ресторанами и кафешками, все это при небольших отелях, налепленных друг на друга, в прямом смысле этого слова — часто по 3-4-5 отелей стоят стеной, имея общие боковые стены. Весь город в целом выглядит очень просто и скучно, серо-бело, без излишеств.

В гостях у Греции. Ясу, Крити! Ясу, Херсониссос!

Если рассмотреть с исторической точки зрения, то это один из древнейших городов острова, первое поселение на этом месте было основано еще в минойскую эпоху. Город назывался Лимин, что означает «порт». Собственно говоря, тот Херсониссос, в котором мы жили, называется на самом деле Порт Херсониссос или Лимин Херсониссос.

Есть еще деревня Херсониссос (Старый Херсониссос), расположенная чуть выше города на горе. Возвратимся к истории — после многочисленных набегов пиратов на город, местные жители перебрались немного выше, где и был основан Старый Херсониссос. Портовый город был заброшен и существовал как рыбацкая деревня. Современный туристический город начал отстраиваться с середины прошлого столетия.

В гостях у Греции. Ясу, Крити! Ясу, Херсониссос!

Отель. Расположение у нашего отеля неплохое, удобное, на центральной улице, ближе к выезду из города, море близко, рядом автобусная остановка № 22. На заметку, остановок в городе всего 3, наша — последняя. Небольшое белое здание в 4 этажа, слева к нему прилегает соседний двухзвездочный отель Иро. Номера есть с видом на море, боковой вид на море, на улицу и на гору. Первоначально нам достался номер с боковым видом на море и соседнее здание, но там было очень шумно, поэтому мы поменяли на номер с видом на горы и жили в полнейшей тишине, в гармонии с природой, по утрам было даже слышно кукареканье петухов из соседней деревушки, расположенной на горе.

Питание у нас было полупансион, при этом завтраки проходили в столовой отеля, расположенной рядом с холлом, а ужины в соседнем четырехздвездочном отеле Гларос, идти вниз в сторону моря. Отель, в котором мы ужинали, нам очень понравился, он более респектабельный, сразу заметно различие звезд. Питание здесь отменное, шведский стол, хороший выбор блюд. Но, как во всех европейских отелях, напитки за обедом и ужином платные, чай-кофе около 2,5 евро.

В гостях у Греции. Ясу, Крити! Ясу, Херсониссос!
Вот такое кафе в минойском стиле
Почему бы не посидеть с бокалом вина в таком милом местечке? Или кофейку утром, почитывая свежую газетку?

Обедали, как говорится, где голод застанет, чаще в разных городах. Мы старались пробовать каждый раз разные национальные блюда — мусака, гирос, сулваки, выпечку, греческие салаты, греческий кофе, фраппе, местное пиво Митос… Еда очень вкусная, порции огромные, нужно было заказывать одну на двоих. Хлеб, лепешки включаются в счет, около 1–2 евро. Также приятным бонусом к заказу может стать десерт «от шеф-повара» в виде арбузов, мороженного. Меню ресторана с картинками блюд и ценами обычно можно посмотреть сразу на улице, на стойке у входа в ресторан. К вам подойдет официант, подскажет, принесет меню с русским названием блюд, пригласит внутрь. Все это вежливо, с улыбкой, доброжелательно и ненавязчиво.

В гостях у Греции. Ясу, Крити! Ясу, Херсониссос!

Вообще, греки — самый гостеприимный, приветливый народ из всех, что я пока встречала! Это очень приятно, и не оставляет равнодушным. Уж не знаю — все они такие или может нам попадались редкие экземпляры? — но я всюду чувствовала себя жданной гостьей. Они всегда поинтересуются как у вас дела, все ли устраивает, нравится ли у них, скажут спасибо, что зашли/поели/купили что то, попрощаются и пожелают счастливого пути/вернуться к ним еще раз и при этом видно, что говорят это все искренне, без фальши, так, что хочется улыбнуться, поблагодарить, сказать пару приятных фраз в ответ! Приведу несколько греческих слов, которыми мы пользовались.

Я́су — привет/здравствуй, а также прощание.

Я́сос — Здравствуйте, при обращении на «Вы»

Калимэра — доброе утро, добрый день

Калиспэра — добрый вечер

Эфхаристо́ — спасибо

Н. э. — да

Паралия — пляж

В гостях у Греции. Ясу, Крити! Ясу, Херсониссос!

Что не очень понравилось, так это пляжи, чаще галечные, скалистые, очень маленькие, при этом переполненные. При том, что море (Критское) просто сказочное-то синее-синее, то прозрачно бирюзовое, так и манило купаться! В Херсониссосе мне понравились 2 песчаных пляжа — в начале города — до порта, немноголюдный, довольно длинный, и в конце — пляж Star Beach. Идти до него минут 15 направо от отеля. Вход бесплатный, территория большая, красиво обустроенная, с множеством баров, бассейнов, песчаным пляжем. Зонтики и лежаки платные, но если у вас есть свой коврик с зонтиком или вы расположитесь на полотенце, никто не прогонит. Здесь очень шумно, играет музыка, полно молодежи из Европы — студентов, школьников.

Схема пляжа Стар Бич
Стар Бич
Стар Бич. Территория
В гостях у Греции. Ясу, Крити! Ясу, Херсониссос!

Ночная жизнь в городе бурлит. Как я уже сказала, многочисленная молодежь высыпает на улицы вечером и клубит до утра. От нашего отеля до дискотечно-барной улицы идти минут 10–15 к началу-центру города. Так что в этом плане, у нас относительно тихо, основной шум создает транспорт.

В гостях у Греции. Ясу, Крити! Ясу, Херсониссос!

Улица эта расположена параллельно центральной, вдоль берега моря. Со стороны моря расположены рестораны, таверны, по другую сторону — собственно клубы, небольшие заведения с барной стойкой в центре и небольшим пятачком танцпола. Зазывалы на улице приглашают внутрь, вход бесплатный, для привлечения народа предлагают бесплатно продегустировать по коктейлю и это не развод! Так можно обойти все бары, выпить в каждом по коктейльчику и остаться там, где больше понравится))

Что касается достопримечательностей. На Крите хорошо развита дорожная сеть, можно передвигаться как общественным транспортом, так и на автомобиле. А также квадроцикле, скутере и велосипеде)))

В гостях у Греции. Ясу, Крити! Ясу, Херсониссос!

Под общественным транспортом подразумеваю автобусы K.T.E.L. зеленого цвета, курсирующие практически по всему острову. Если рассматривать перемещение между островами и материком, то это будут теплоходы, катера и самолеты. Для последних — основной (но не единственной) точкой отправления является Ираклион.

Экскурсию взяли только одну, в турфирме на улице, — на остров Санторини, но при правильной организации, и ее можно было не брать. Посетили самостоятельно: на автобусе — Ираклион, Кносс, Агиос-Николаос, Элунду, пешком — деревню Кутулуфари, на арендованном авто — город Ретимно, озеро Курнас, деревни Эпископи, Бали. Опробовав все виды передвижения, отмечу, что самым разумным является все же аренда авто сразу на несколько дней, а то и на все дни пребывания. Дороги отличные, горный серпантин, которым любят пугать туристов гиды — на самом деле не такая уж страшная штука! О наших скитаниях расскажу подробнее отдельно.

В гостях у Греции. Ясу, Крити! Ясу, Херсониссос!

Немного о шопинге. Сувенирных магазинов по городу бесчисленное множество, магнитики в основном по 1,5–2 евро, бывают в комплекте с оливковым мылом за 2 евро, коврики для ванной от 2 евро, мочалки из натуральной губки 3–15 евро, косметика на оливковой основе не совсем дешевое удовольствие — крема для лица от 10–20 евро, шампуни от 5 евро, для рук/ног от 4 евро. Наиболее хорошие бюджетные марки — Aphrodite, Olivaloe (опробованы, понравились, не содержат парабенов), подороже — Oliveway, профессиональная серия Bioselect (много кремов для проблемной кожи), Korres продается только в аптеках. У кремов есть пробники, вам всегда предложат нанести немного крема на руку, проконсультируют. По цене/выбору/обслуживанию мне понравился магазинчик Think Green, на центральной улице недалеко от нашего отеля.

Оливковое масло. Считается, что на Крите производится одно из лучших оливковых масел, его здесь много разного. Покупая масло, следует запомнить одну простую вещь, что если вы хотите использовать оливковое масло для употребления в пищу, например в салат, то покупать стоит масло с кислотностью 0,1–0,3, остальное годится для жарки. Я приобрела масло с известным названием Сития, с кислотностью 0,3, по цене около 7 евро за литр. В среднем литр масла стоит 5–12 евро.

Продукты, масло, вина лучше покупать в больших супермаркетах на окраинах города — Select (напротив пляжа Стар Бич) или Spar (в начале города, в 15–20 мин от нашего отеля) — большой выбор, недорогие цены, да и условия хранения все-таки лучше, чем в уличных магазинах.

Простые кожаные сандалии, ремни и сумочки ручной работы по цене от 10 евро продаются в магазине Hatzis. Также на центральной улице есть небольшие шубные магазины, ценник там завышенный, делают скидки порядка 15–30%. Много больших магазинов по дороге Ираклион-Херсониссос, часто названия прямо на русском гласят: «Шубы». В среднем цены 2000–3000 евро.

В гостях у Греции. Ясу, Крити! Ясу, Херсониссос!

На окраинах города также продается керамика для дома, сада — горшки, кувшины, тарелки всех видов и размеров.