Турист Михаил Судник (kindus)
Михаил Судник
был 4 апреля 16:01

Беларусь Июнь 2013

От Минска до Воложина всего 70 километров. Но на этом пути столько интересного! Поэтому я расскажу вам о некоторых посещённых нами по дороге местах.

Налибокская пуща.

Тысячелетний лесной массив — жемчужина всей Беларуси. Площадь пущи больше площади некоторых государств. Сохранность такого большого леса объясняют неурожайными землями, которые было невыгодно возделывать. Но Налибокская пуща была полезна (и полезна до наших дней) другим.

Лесозаготовка. Думаю, объяснять ничего не нужно.

Ягодки, грибочки — кто не ездил их собирать, признавайтесь.

Охота для любителей дичи. Кстати, пуща — исконная родина европейского зубра.

Экология, наконец.

Неоднократно безграничные лесные просторы, пересечённые реками и болотами, становились непреодолимой преградой для агрессоров с запада и востока.

Ну и самое главное — эстетика, красота по-нашему. Проезжая по Налибокской пуще, невольно засматриваешься на эти чистые сосновые леса, на живописные речки, на величественные дубы и крутые холмы.

И вот тут, на краю пущи, где ещё встречаются небольшие поселения, мы останавливаемся в деревне Киевец. Чего больше в этом названии — Киева или Ивенца, — мы не определили. Но посетили деревянную Троицкую церковь и даже получили разрешение фотографировать внутри.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 6. Путешествие к матери всех иешив

Характерная для беларуских храмов брама (каменные входные ворота).

Удивило наличие детской горки и качелей на территории церкви. Раньше такое встречал только у католических храмов.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 6. Путешествие к матери всех иешив

По следам беларуского писателя и драматурга Винцента Дунина-Марцинкевича.

Биография его досконально не изучена.

Потомок небогатых шляхтичей, вскоре сирота. Учился в Петербурге на медика, но бросил. Романтическая любовь, свадьба.

Но вот что подвигло Дунина-Марцинкевича приобрести поместье Лютинка и начать литературную карьеру — непонятно. Во-первых, как можно было бросить Минск и уехать в деревню? Во-вторых, писать наш земляк начал не абы кому, а самому Станиславу Монюшке! Это уже потом пошли и «Пинская шляхта», и «Залёты», и уже упомянутая «Лютинка, или шведы на Литве».

Тогда давайте посмотрим с другой стороны.

Красота природы, прекрасные беларуские женщины, насыщенный кислородом воздух и богатая витаминами пища могли дать мощный толчок к творчеству. Послужить, так сказать, вдохновением. Да и времени тогда было не занимать, до изобретения ТВ ещё более полувека было, не говоря уже про интернет. Вот и окунулся Дунин-Марцинкевич с головой в литературу, а в итоге стал отцом беларуской драматургии. За что и были ему благодарны коммунальщики Фрунзенского района Минска, установившие на улице, названной его именем табличку: «ул. Д-Марцинкевича»…

На территории старого кладбища, расположенного на холме, недалеко от бывшего фольварка Тупальщина и похоронен писатель. Здесь также находится усыпальница Жабровских и многочисленные могилы, времени захоронений на которых разобрать уже невозможно.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 6. Путешествие к матери всех иешив

От первого беларуского драматурга к первому беларускому фотографу.

Умиротворённо течёт река Ислочь, прокладывая себе путь вдоль вековых дубов, заросших и труднодоступных берегов. Единственная возможность перебраться через реку — подвесной мост. Но в этот раз не судьба. Мост смыло большой водой. Так что посмотреть на усадьбу Тышкевичей «Вялое» можно, только подъехав со стороны дороги Ивенец-Воложин.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 6. Путешествие к матери всех иешив

Целая династия Тышкевичей обустраивала здесь свои владения. Начиналось всё с простого деревянного охотничьего домика. Пик расцвета имения пришёлся на конец 19-начало 20 века, когда владельцем был Бенедикт Ян Тышкевич — путешественник, исследователь и фотограф. В имении он оборудовал фотолабораторию. Его уникальные снимки были обнаружены спустя 100 лет в Париже. Также на своих землях Тышкевич организовал частный заповедник для разведения лося, оленя, лани и другой живности. Заповедник сохранялся здесь и при Польше, и при Союзе до 1951 года, когда был ликвидирован, как чуждое советскому человеку явление панской культуры.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 6. Путешествие к матери всех иешив

Бенедикт Тышкевич отличался умом и сообразительностью и был кроме всего прочего богат. А иначе он не смог бы себе позволить построить яхту и совершать на ней путешествия в экзотические страны. Также он владел одним из первых автомобилей и имел собственный корт для игры в лаун-теннис. И кто знает, может был бы сейчас не какой-нибудь Wimbledon, а ЭйТиПи тур Wiala? И это на фоне многочисленных разговоров, что на Беларуси не было выдающихся людей?

Некоторые выдающиеся в своём роде люди свой отпуск проводили рядом с усадьбой Тышкевичей.

В санатории «Лесное».

Хороший был санаторий, пока его не закрыли в 1986 году из-за радиоактивного облака. Здание постепенно разрушается, но по-прежнему производит впечатление.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 6. Путешествие к матери всех иешив

Воложин и окрестности, 5773 год.

Воложин и сейчас выгодно отличается от своих коллег-райцентров. Можно только представить, каким был город в 19 веке, когда большую половину его жителей составляли евреи. Жили они в согласии и ладе с другими народностями. Занимались своими любимыми делами — ремёслами, торговлей. Учились в местной иешиве вместе со студентами из России, Англии, Сирии. Иешива имела большой авторитет в мире, за что её называли матерью всех иешив. Была такая поговорка: «Учёный, как раввин Воложинский». Многие, ставшие знаменитыми в будущем евреи, прошли здесь обучение. Сейчас здание иешивы восстановлено на средства благодарных потомков-израильтян и закрыто до лучших времён.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 6. Путешествие к матери всех иешив

Ещё одно культовое место находится в 20 километрах от Воложина в местечке Вишнево. Здесь 90 лет назад родился Сенька Перский, ставший с согласия Тель-Авивского ЗАГСа Шимоном Пересом, а потом, с согласия кнессета, и президентом Израиля. На месте рождения Шимона Переса остался лишь колодец.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 6. Путешествие к матери всех иешив

С начала 20 века евреев начали притеснять, а фашисты и уничтожать. Воложинское гетто — это трагедия евреев на нашей земле. В 1989 году, согласно переписи населения, в Воложинском районе осталось пять евреев. Сейчас, в 5773 году по еврейскому календарю, не осталось ни одного.

Вообще то, посещение Воложина мы планировали начать с музея, расположенного по ул. М. Горького, 9. В интернете были красочно разрекламированы экскурсии по городу, одну из которых мы хотели взять. Но музей оказался закрыт, чему я особо не удивился. Сказкам о массовом развитии туризма в нашей стране я не верю уже давно. Ну чего сидеть в этом музее, когда надо свиням дать, козочку подоить…

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 6. Путешествие к матери всех иешив

Так что в действие вступил план «Б», а точнее план «А», потому что он предполагался изначально с большей долей вероятности.

В общем, посмотрели мы город сами, одновременно сверяясь с информацией из интернета.

А на дверях музея нужно повесить инструкцию:

1. Идёте налево
  2. Видите домик с колоннами. Это — дворец Тышкевичей.
  3. Дополнительная информация на сайте…
  4. Не забудьте оплатить экскурсию

Жарко только очень было. Спасались мороженым и квасом. Даже наша Джесси попила кваску.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 6. Путешествие к матери всех иешив

И к ней прибежал знакомиться местный Артемон.

Потом фотосессия.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 6. Путешествие к матери всех иешив

И обязательное посещение магазина хозтоваров, где был куплен горшочек для орхидеи.

Церковь св. Константина и Елены (1866)

Костёл св. Иосифа (1815)

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 6. Путешествие к матери всех иешив

Дворцово-парковый ансамбль Тышкевичей. В зданиях сейчас находится милиция, прокуратура и военная комендатура.

Фото улиц Воложина.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 6. Путешествие к матери всех иешив

Вот таким познавательным получился этот жаркий день, проведённый нами в поездке по Воложинскому району.

Всем приятных и полезных путешествий!