Турист Василий Бирюков (bobon)
Василий Бирюков
был 13 сентября 2023 17:29

Полоннарува, Канди, Негомбо — Шри-Ланка Апрель 2013

Недавно мы вернулись из прогулки в «раю господнем», которую проделали необычным способом. Шесть дней и ночей мы провели в плавании по главной реке Цейлона — Махавели Ганга. Лодку и мотор мы привезли с собой, пищу и чай готовили на маленьком бензиновом примусе. Ночевали на берегу в лодке, а если была возможность — в гамаках под деревьями.

Расклад по времени:

20 апреля с.г. — вылет из Москвы самолетом Emirates

21 — в аэропорту Коломбо, переезд в Негомбо, аккклиматизация, океан,

23 — автобусом в Канди,

24 — экскурсии на тук-туке (слоновник, парк специй, ботанический сад, храмы белого Будды и Зуба Будды, чайная фактория)

25 — поездка до моста местечка Махаянгана, старт путешествия на лодке

30 — финиш у моста Полоннарувы

1,2 — гостиница Полоннарувы, сушка лодки и вещей, отходняк

3 — прибытие в Канди, отдых, фрукты, прогулки у озера Канди Лэйк, птички, макаки и мангусты

6- отлет домой.

Цейлон был совершенно неизвестной для нас страной, т. к. из интернета можно было получить только выхолощенные данные об истории и туристских достопримечательностях страны, которых в общем-то не так уж и много: пальцев на руках хватит. Отчеты других туристов отдавали какой-то слащавостью и вызывали подозрения. Кто-то пописывал в блогах и на форумах о некой «вопиющей нищете» вместе с неимоверной дешевизной. Ни того ни другого в республике Шри Ланка не оказалось. Еще раз убедились, что оценивать окружающий мир своей кугрузой меркой — неудачная привычка.

Никто не пробовал пожить в этом мире без отелей и гидов, никто не плавал самостоятельно по рекам острова, а отдаленные внутренние области, где нет широко разрекламированных памятников и храмов, совсем забыты туристами. Очень полезными оказались, как всегда, сведения туристов-предшественников о валюте, транспорте и взаимоотношениях с местными торговцами. Остальное пришлось осваивать и преодолевать своими силами. Кстати никаких разочарований после поездки нет. Практически один позитив, несмотря на совершенную казалось бы невыполнимость поставленной задачи по причине пересохшей речки, по которой предстояло плыть.

Техническая задача — приладить мотор к надувному каноэ, у которого имеется два задранных вверх гибких конца, оказалась весьма непростой. Сначала была мысль просто подвесить моторчик на самодельный навесной транец, потом вклеить рукав для мотора в днище, потом попытка установить мотор между дополнительным балансиром и задком каноэ. Все оказалось утопией. Единственный оправдавший себя вариант свелся к прилаживанию под задранный, но немного притянутый внутрь хвост каноэ, п-образного поплавка, склееного из безжалостно разрезанной одноместной лодочки интекс. Для этого к днищу и бортам приклеены полиуртановые «ушки» для притягивания ремней-строп. Задняя часть каноэ приобрела утроенную устойчивость, мотор стоял на ней, если и не как «вкопанный», то во всяком случае достаточно твердо, чтобы тащить груженую лодку.

Эта конструкция не спускалась на воду до прибытия на Шри Ланку, дома был испытан только примитивный прообраз. Но наконец-то шедевр был создан.

Возвращаясь к планированию и началу нашего путешествия, замечу, что нами было решено не напрягать организм, а по возможности спокойно и не торопясь дать ему акклиматизироваться в новых условиях, заодно осмотреться, отдохнуть и развлечься.

В аэропорт близ Коломбо мы прилетели не ранним утром. Довольно тяжелые сумки с лодкой и прочими причиндалами (одна 26 кг, вторая — 24), катили своим ходом — для лодки у меня была отделная тележка, а у большой сумки имелись колесики.

С обменом денег никаких проблем в аэропорту нет, однако напоминаю что справку о процедуре обмена денег обязательно нужно сохранить, чтобы в обратный путь домой не улететь с неконвертируемыми ланкийскими рупиями. Без справки вам будет отказано в обратном обмене.

Визу оформляли онлайн — 30 $, наш российский паспорт имеет дебильную особенность — перед номером стоят две цифры серии, которые невозможно всадить при оформлении визы в бланк, поэтому все россияне обязательно посылаются пограничником к начальнику, который вбивает номер паспорта вручную в базу данных.

На границе и при получении багажа все оформляется культурно, доброжелательно и без суеты. Багаж уже ждет на ленте. Таксисты и тук-тукеры тоже ждут за периметром. Мы решили ехать на акклиматизацию в Негомбо, а не в столицу, благо там океан рядом, и есть своя большая автостанция и жд-вокзал. Таксист зарядил цену в 3,5 тыс. рупий, но подозрительно быстро согласился пятисотку скинуть. Я подумал, что переплатил за 8 км пути, но ладно, все равно дешевле и комфортнее, чем мы добирались по пробкам в Домодедово. Еще перемещаясь по территории аэропорта заметили, что Шри Ланка — страна шикарных видов, красот, ласкающих душу.

Путешествие по реке, где купаются слоны

Мы поселились в люксе отеля на берегу лагуны Негомбо (стоимость номера — 55 $), это был самый дорогой отель из всех, где мы были в этот отпуск, однако в номере было все, что можно было пожелать, даже сейф и новенькая плазма, плюс завтрак.

На фотке, где вид с моста — наш отель возвышается на берегу за зеленым тук-туком. Номер, в котором мы остановились — предпоследний этаж слева, с вогнутым балкончиком.

Путешествие по реке, где купаются слоны

Прививок никаких перед поездкой не делали. И судя по успешному преодолению инкубационных периодов возможных болезней в этом году ничего не подхватили. В прошлом с Борнео я кажется привез денге. 3 дня лежал в инфекции с температурой до 40. А потом внезапно выздоровел.

Для профилактики малярии принимали раз в неделю лариам. Все-таки там очень много обезьян — возможных носителей.

В аптечке всегда имеем:

1. обезболивающее: кеторол, диклофенак (у меня артрит, пригодился только кеторол, когда я растянул колено в последний день плавания).2. антибиотики от кишечных: цифран и фурозолидон (не понадобилось).3. жаропонижающие — парацетамол или цитрамон (не понадобилось).4. йод, мрганцовка, зеленка, бинт.5. сердечные — типа беталок.

Больше пожалуй ничего там не нужно, если не считать лекарствами солнцезащитный крем и спрей + спирали от комаров. Комаров и гнуса на самом деле мало — меньше на порядок, чем у наших речек.

Про малярию.

Ее конечно существует несколько разновидностей. Переносится она особым видом бесшумного комара с косой посадкой на коже «пациента». Мефлохим, он же лариам применяется уже более 10 лет — это достаточно известное и надежное средство профилактики, именно его используют наши военные. Один из служивших в Африке сейчас сидит рядом со мной — так же, как и мы с Татьяной, потребляли они его раз в неделю. На степень пьянства это никак не влияло, хотя врачи пугают нагрузкой на печень.

Более опасна денге — нет ни прививок, ни профилактики. Наших клещей я боюсь больше, чем тропических комариков.

Про связь.

Со связью сначала была мысль купить местную симку, однако еще в аэропорту Дубая билайн прислал предложение переключиться на услугу Планета 0. Решил поробовать, смс оказались входящие бесплатно, исходящие 2 рубля, входящие звонки тоже недорого, в общем уложился с роумингом в 350 рублей, связь была устойчивая по всему острову. Зато у Татьяны МТС практически не работал, только пару раз оживал в неожиданных местах.

Интернет всюду не очень хорош. В большинстве гостиниц повременка — 25 рублей в час на наши деньги.

После заселения в гостиницу мы освежились в душе и отправились на прогулку по Негомбо. Интересных мест там немного, однако это самый близкий к аэропорту морской курорт.

За мостом через рукав, соединяющий лагуну с океаном на дороге стояла красивая арка, обозначающая деревню католической миссии.

Путешествие по реке, где купаются слоны

Проходя по улице здоровались и улыбались местному населению, которое иногда приглашало присоединится к поеданию риса, делая приглашающие жесты.

Некоторые «полиглоты» интересовались «Фром кантри?»

В конце улицы в кафе праздновали свадьбу или какой-то католический праздник. Там мы повернули назад по параллельной улице. Здесь нас засекла стайка черненьких девчонок с подшефными малышами на руках.

Путешествие по реке, где купаются слоны

Вы купите нам конфет? заманили в ларек на дороге, «принудили» купить всем по шоколадке и колы, они так нежно просили, что отказать было трудно. Прямо колядки какие-то.

Вернулись обратно к мосту, от него налево дошли до датского форта и рыбного рынка. Рынок большой и вонючий уже закрывался. Бродячие собаки кушали какие-то отбросы. Три женщины еще сидели у прилавка с макрелью и какими-то блестящими большими рыбинами с тонким длинным клювом.

На рыбацком причале несколько рыбаков вялили свой дневной улов: рыбин распластали, обезглавили, провялили на солнце содной и с другой стороны, разложив на полиэтиленовой пленке. Затем сложили пирамидками, чтобы лучше обдувал ветерок с моря. Видно было, что океан очень богат рыбой.

В лагуне ловили частой сеткой мелкую рыбку, которой тоже полно в магазинах солено-сушеной (ее отмачивают и жарят, а потом едят с рисом) и свежей.

Вечерние фотографии:

Путешествие по реке, где купаются слоны

Ближе к вечеру сходили в супермаркет под названием «Фуд сити», обследовали жд вокзал и автобусную станцию. Все это находилось рядом с нашей гостиницей.

Утром поймали туктук и поехали на океанский пляж. Я сам предложил тукеру 200 рупий, он согласился. На пляже нас уже караулило штук 6 торговцев сувенирами.

Редкие обитатели прибрежных гостиниц прятались за оградой, а мы стали доступными жертвами чрезмерного предложения. Под их пляски вокруг нас я переодел с помощью полотенца плавки и пошел купаться в океан.

Татьяна торговалась и развлекалась, купаться не стала, накупила всякого «добра» — ракушку, сарафанчик, магнитик — в магазине все это даже дешевле. Торгаши демонстрировали познания в русском языке.

Еле сбежали — пошли по берегу, распугивая крабиков. Вдоль всего берега отели, как везде в подобных местах. Пляжи довольно чистые.

Путешествие по реке, где купаются слоны

Повернули в сторону городской улицы, наткнулись на лавочку со спиртным. Пьющие прятались в проулке. Бутылка 0.66 пива «Лион» стоит 190 рупий, на 30 рупий дают бумажечку — если принесешь назад бутылку, будет скидка.

На просьбу открыть крышку сказали — «анимпосибл» — на улице нельзя бухать.

На второй день нам стало скучно в Негомбо и мы уехали на автобусе в Канди — самый центр острова Цейлон и его древняя столица. Дороги в Шри Ланке узкие и извилистые, правил видимо нет, хотя есть главное — друг друга уважают, не гоняют как сумасшедшие. Правда путь в 130 км занимает около 4-часов. Автобус дешев — 35 рублей билет (143 рупии).

Перед самым прибитием в Канди начался проливной дождь и мы вылезали из автобуса прямо в лужу под ливень. Туктук нашелся мгновенно и за 300 рупий согласен был везти куда угодно. Залезли в эту крошку вместе с сумками и поехали искать гостиницу, которую я выбрал в интернете.

Дождь не прекращался, и улицы превратились в потоки. Гостиница куда-то пропала, в конце концов, я сказал везти нас куда-нибудь, где можно отдохнуть с хорошим видом на природу. Туктукер понял и привез нас в гостиницу «Сюзи вью» на берегу озера Канди. Цены приятно порадовали — всего 3000 рупий за прекрасный номер, единственное неудобство -тащиться с сумками на второй этаж по узкой лестнице.

Путешествие по реке, где купаются слоны

Вопрос заправки бензином был важен, поскольку наш мотор без бензина не едет. Заправок в городах много, они на Цейлоне совсем небольшие, ибо топливо дорогое и всего двух видов: петроль — бензин и дизель — и так понятно. В поселках бензин можно купить в любой продуктовой лавке. Цена около 40 рублей за литр. Октановое число 90, качество лучше, чем в России, мой мотор жужжал не чихая. Примус тоже на нем отлично горит без дыма. Мой мотор — это Ямаха 2, весит 9,5 кг, перевозил в разобранном на две половинки состоянии — дейдвуд вместе с лодкой, головка — в сумке с одеждой. Я предпочел его всяким «водометам» полуотечественного производства после долгих размышлений и прикидок. Думаю был прав.

Слоны в питомнике Пинавела:

Путешествие по реке, где купаются слоны

Я не стал публиковать некоторые фотографии больных и искалеченных слонов, которых видел в Пинавеле, без слез на это трудно смотреть.

Привязаны цепью полудикие племенные самцы с огромными бивнями, размером они в 3–4 раза больше остальных. Они нужны для улучшения крови домашнего стада. Эти животные практически не гуляют, так и стоят, ждут забора семенной жидкости, наверно их потом отпустят, точно не знаю. В Шри Ланке очень много диких слонов. Вдоль нашей реки Махавели Ганга мы на протяжении десятков километров не могли найти безопасного места для ночевки, каждые 15–20 метров спуски слонов в реку с очень свежими следами. Когда мы проплывали мимо купающихся диких слонов, очко слегка играло, потому что они хорошо плавают, речка по колено, а местное население боится их панически. «Элипан» — самая главная страшилка у местных, страшней ливней и комаров.

В Канди помимо бесплатного зоопарка прямо у окон нашего номера, где прыгали и попрошайничали макаки, бурундуки и мяукающие птички, нам предложил водитель нашего туктука (тот, что привез нас с автостанции) турэкскурсию на целый день. Это и посещение слоновника, ботанического сада (кстати одного из лучших в мире), парка специй, чайной фактории, храмов белого Будды и зуба Будды, и чего-то еще. За все 2500 рупий- смешные деньги, я ему потом от себя еще тысячу добавил, и то мне казалось, что недоплатил. Водитель наш человек скромный, ненадоедливый и согласен на любую авантюру за наши деньги.

Почти все доступные достопримечательности мы за этот насыщенный день посетили, даже на службе в храме зуба Будды постояли, узнали всю славную историю Шри Ланки и буддизма в ней. На танцы (Шри Ланка дэнс) уже не хватило сил. Возвращались мимо заклинателя кобр, пугавшего прохожих стоящей в ступоре здоровенной змеюкой, тоже не стали останавливаться, он змею то ли погладить предлагал, то ли поцеловать, я по ихнему не понял.
На следующий день договорились с водителем, что он приедет с утра, и я ему объясню, куда нас нужно с вещами отвезти.

Вид на озеро Канди, вечер.
Вдали виднеется Храм Белого Будды

Путешествие по реке, где купаются слоны

В Канди, возле достопримечательностей часто встречаются потенциальные гиды, готовые вам за небольшую плату читать лекции на любые темы. На английском — легко, на русском поменьше и похуже. Мы от гидов отказались, я как полиглот Татьяне все переводил с английского — там в храмовом музее фрески на сингальском и английском подробно подписаны с описанием исторических вех от сожжения Будды до последних войн за обладание зубом.

Такие рыбы кишат в озере Канди.

Путешествие по реке, где купаются слоны

Я раньше читал рассказы туристов, что мол в озере множество карпов и никто их не ловит. Чуть приглядевшись. понял, что это вовсе не карпы. Это цихлиды (цихлозомы) по меньшей мере двух видов — первый помельче, ходят большими стаями, каждая рыбина не менее полкило — обычные, каких полно в наших аквариумах, а крупные губастые, поднимающиеся из глубины — второй вид. Есть еще крупные прилипалы.

Как и договорились, водитель приехал за нами к 11 утра, когда мы уже позавтракали, собрались и даже малость погуляли. Татьяна как всегда кормила через окно обезьян, дедушка — работник отеля в это время бегал вокруг здания и пулял в них камнями из рогатки. К обеду он обычно запыханный засыпал от усталости.

Запихали наши сумки в маленький туктук уселись и поехали. Дорога предстояла не близкая. До моста через Махавели Ганга по трассе, извилистой и проходящей по живописным лесистым горам вдоль водохранилища Виктория, заканчивающегося гидроэлектростанцией, надо было проехать более 70 км. Ехали мы около 3 часов.

Дорога к Махавели

Путешествие по реке, где купаются слоны

Наконец начался резки спуск с горы по спирали, потом пошли заболоченные низины, поросшие джунглями. Здесь виды с горы были еще более красивыми. Казалось, что мы въезжаем в райскую долину, располагающуюся внизу под горным массивом.

У моста я остановил водителя. Он до конца не понимал, чего мы хотим и просто не мог поверить, что мы остаемся здесь. По пути я купил с ним на заправке 5 литров бензина. Когда я обнял его на прощание, у него глаза были круглыми от ужаса. Все что он смог сказать, это: «Будьте осторожны и не бросайте вещи без присмотра». Зато у него появился потенциальный пассажир, который попросил его подбросить в ближайший поселок.

А мы погрузились на тележку и двинулись вниз к речке по узкой коровьей тропинке, поросшей колючей травой, цеплявшейся за одежду

Наше появление не прошло незамеченным. Местные крестьяне показали нам едва заметную тропинку, по которой они ходят к реке, а минут через десять и сами пришли полюбопытствовать, что мы тут делаем. Я раскатал лодку и готовил мотор: смазал герметиком две половинки и затянул соединительные болты. Затем соединил стропами заднюю часть с основным каноэ и стал накачивать лодку. Полуденная жара придавливала, хотя мы были укрыты от солнца нависающими ветвями большой акации. Воды в реке было удручающе мало. Я сходил к мосту и обнаружил там пятерых местных жителей, кторые прохлаждались в воде в единственной глубокой ямке, которую вода прорыла у самой опоры моста. Посидел там вместе с ними, и обнаружил, что в воде живут кусачие рыбки. Неприятностей они не причиняли, но пощипывали за волоски и родинки на коже.

Местные ждали нашего отплытия, однако пошел небольшой дождь. Я им сказал, что великое отплытие состоится после дождя, и они ушли. Дождь толком не начался, чуть промочив песок, мы накрыли свое имущество тентом. В течение часа сборы были закончены.
Дотащив лодку до воды, погрузили имущество и пошлепали по мелководью, искать русло.

Путешествие по реке, где купаются слоны

Над дальним берегом нависает горный массив, с которого мы приехали.

Пересохшее русло, только что закончился дождь.

Здесь мелко, но уже кое-как можно будет плыть, хотя бы на веслах.

Путешествие по реке, где купаются слоны

От первого дня у нас уже оставалось совсем немного времени. Однако процесс путешествия был успешно начат. Нашли струйку, по которой можно было плыть. Там, где берег был покруче и вода поглубже местными жителями были устроены подобия причалов, укрепленные мешками с песком и кольями. Сами крестьяне копошились по шею в воде возле своих пластиковых неуклюжих лодочек, наполняя их песком со дна реки. Эта работа кипела на всем протяжении реки, смысла ее я толком так и не постиг, но предполагаю, что песок берут для устройства дамбочек на рисовых чеках. Песок в реке качественный, крупнозернистый, светлый. Чтобы удерживать лодки на течении, протягивают веревки с одного берега на другой, либо до какого-нибудь кола, вбитого на ближайшем островке напротив поселений. Веревок этих нам пришлось преодолеть сотни за всю поездку.

Около 16 часов с ближайшей горы сползла грозовая туча и пошел проливной дождь с небольшой грозой. Мы переждали его остановившись на песчаной косе и укрывшись тентом. Собственно дождь продолжался не больше часа, когда я решил собрать дождевой воды, уже и нечего было.

Пора готовиться к ночлегу, вблизи экватора темнеет очень быстро. Ночь и день длятся по 12 часов, в полседьмого уже ночь.

Пристали к пологому берегу на правой стороне реки, выбрав место для ночлега с невысокой мягкой травой, вокруг поросшее подобием двухметрового камыша, за который можно было привязать тент.
Вода в реке была прозрачная, я набрал ее в котелок, затем пропустил через свой новый фильтр, который нам любую воду делал идеально чистой питьевой даже без кипячения. Пока было светло нас посетила трое 16-летних подростков. Они сначала скромно делали вид, что просто купаются, но когда я их подозвал, подошли пообщаться. По-английски они совершенно «ни взубногой», ну просто ни единого слова.

Но зато научили нас двум своим словам: «мадуру» — это «москиты», они щипали себя за шкурку, изображая как белых туристов будут кусать злые комарики. Второе слово — «али» — «дождь, ливень». На звуки смеха и разговора, с нашего берега по тропинке спустились две девчонки лет 12. Близко не подходили, убежали назад и пришли уже в темноте с фонариками в сопровождени мамы и отца, самую маленькую несли на руках. Татьяна угостила их сухариками и сушками. Эти знали еще одно слово — «райс» — рис, и стали приглашать нас кушать рис к себе домой. Дом был совсем рядом, хорошо было слышно, как кукарекает петух и тявкает собачонка.

Мы уходить отказались и около 7 часов все разошлись. На примусе закипятили чай, и тоже легли ночевать. Никакого лишнего света в здешних деревнях никто не зажигал, поэтому только светлячки и луна светили. Луна была яркаяи видно все было довольно хорошо. В нескольких километрах от нас за ночь несколько раз стреляли из ружей, я только отметил, что стреляют из какого-то самопала черным порохом, совсем не похоже на выстрелы из современного оружия. Мы не знали, что эта стрельба означает и потому не сильно волновались. В Канди петардами разгоняли макак, тут среди ночи мы не могли понять, охотятся на кого-то или тоже обезьян от плантаций отгоняют.

Наш лагерь на рассвете. Заготовка песка крестьянами.

Путешествие по реке, где купаются слоны

На рассвете когда мы готовили утренний чай, из травы к нашей лодке подошел вплотную 2-х метровый варан, Татьяна заверещала и он с испугу удрал, хорошо успел его три раза сфоткать.

Путешествие по реке, где купаются слоны

За ночь вода поднялась на 30–40 см и стала мутнее. Видимо в горах осадки были более значительные. Сегодня мы решили с Татьяной остановится пораньше в каком-нибудь живописном малонаселенном месте, где будет источник чистой воды, чтобы половить рыбу, осмотреться и отдохнуть. Благо времени у нас полно. Некоторые из натянутых поперек реки крестьянами веревок приходилось пересекать поверх, другие поднимали веслами над головой. Там, где в редких пока местах позволяла глубина, я заводил мотор и тренировался в его эксплуатации. В течение часа уже приноровился к оптимальному уровню оборотов для нашей конструкции. Лодка под мотором не быстро, но уверенно двигалась как по течению, так и навстречу и поперек. Утром на берегу видели сидящего на ветке павлина. Пристав нашли пару красивых павлиньих перьев, а также многочисленные следы оленей и кабанов, а также первые следы крокодила. Татьяна к моему удивлению уже не пугалась присутствия здесь крокодилов. Видимо ее вдохновили местные жители, которые в больших количествах совершенно без опаски сидели по шею в воде. На рассвете и закате все деревенские ланкийцы приходят на речку с зубными щетками для омовения. Женщины занимаются постирушками, звонко колотя свои тряпки о полузатопленный камень.

Наш примус и водяной фильтр:

Утро

Путешествие по реке, где купаются слоны

Подходящее место для следующей стоянки мы нашли довольно быстро, уже к обеду. Там был высокий каменистый берег, выход на который был возможен между двумя скользкими валунами, дерево у самой воды перегораживало тропу, слегка заросшую колючими лианами, что свидетельствовало о редкой посещаемости берега. В 15 метрах выше по течению глухо шумел водопадик на правом притоке Махавели. Вода в нем была, как и ожидалось, прозрачнее, чем в основной реке. Кстати после вчерашнего дождя уровень воды снова упал почти до прежнего, кроме того вода помутнела и стала быстро засорять первичный фильтр.

Путешествие по реке, где купаются слоны

Уже в первый день, проплывая на ямочками и омутами, мы наблюдали охоту хищной рыбы: зеленоватая окунеподобная рыбина с павлиньим глазом у хвоста и яркооранжевыми плавниками высоко выпрыгивала из воды.

У камней возле нашей стоянки плавали небольшие рыбки, и я достал свою походную удочку. Наживку сделал, расковыряв несколько улиток, во множестве сидевших под речными камнями. Без особого труда поймал десяток небольших рыбок. Две самых маленьких выбросил назад, остальных почистили и сварили ушицу. Рыбки весьма похожи на плотву, однако это двухточечные барбусы — красивые аквариумные друзья — одна черная точка у хвоста, вторая на спинном плавнике.

Путешествие по реке, где купаются слоны

Лагерь мы устроили над высоким берегом, где была рощица небольших деревьев с густой кроной. Сначала пришлось расчистить тесаком полянку под деревьями от колючих лиан «порви штаны». К этим лианам даже прикоснуться невозможно — тысячи маленьких шипов впиваются в кожу, даже за тонкую перчатку цепляются так, что трудно отделаться.

Здесь можно было привязать под деревьями гамаки, лодка была вытащена на берег под нависающую листву деревьев и была не заметна со стороны.

Когда мы занимались своими делами, со стороны высокотравного луга к нам явилась белая собачонка. Близко она не подошла, принюхивалась, осторожно съела брошенный сухарик и ушла. Примерно через полчаса, уже незадолго до захода солнца, метрах в 20 по овражку мальчик привел двух буйволов на водопой, нас они не заметили, поскольку мы вели себя тихо. К нашему «причалу» вела независимая зигзагообразная тропинка по корням деревьев. Через полянку мы сходили к порожистой протоке, набрали там чистой воды. В тропическом лесу менее заметны перепады температуры. Днем под пологом листвы прохладнее чем на солнце — около 26–28 градусов. Ночью почти также, может быть на 2–3 градуса ниже, среди густых деревьев не выпадает ночная роса, как это бывает в приречной травке. Влажность конечно высокая 80–90 процентов, сушить что-то из одежды ночью можно без особого успеха, хотя замечено, что под тентом влажность ночью ниже чем за ним.

Досушить вещи можно на утреннем солнышке, которое в первой половине дня всегда жарит как следует. Во второй половине дня, как правило, появляются облачка и вполне вероятны грозы.

Вообще апрель—май должны были оказаться вторым максимумом осадков, и я ожидал частых дождей и значительного повышения уровня воды. Однако этого не случилось, и к удовольствию Татьяны, хотя близкие грозы каждый день громыхали над окрестными горами, на нас пролился всего один дождик в самый первый день путешествия.

В лесу здесь растет великое разнообразие древесных видов, в том числе множество лекарственных растений, которые нам показывал доктор аюрведы в саду специй. В районе нашего лагеря росли несколько плодовых деревьев, в том числе дикая фига, похожая на малайскую, только с чуть более мелкими плодами, располагалась во втором ярусе над нашей головой. На нее как водится ночью слетелись летучие лисицы — крупные рыжие крыланы, с писком и воплями кормились, роняя на тент объедки.

Путешествие по реке, где купаются слоны

Количество встреченных нами в дикой природе животных на Цейлоне было на несколько порядков больше, чем это возможно у нас в России, и даже больше, чем я встречал в Венесуэле и на Борнео. Ланкийцы, вероятно, не склонны пожирать свою фауну, довольствуясь курятиной, рыбой и мясом домашних животных. Нигде я не встречал даже намека, что они употребляют в пищу мясо крокодилов, обезьян, слонов, варанов или тех же летучих лисиц, хотя мне известно, что в других странах не так берегут своих зверей. И за это жителям Цейлона низкий поклон.

Дикие слоны на реке Махавели Ганга

Путешествие по реке, где купаются слоны

Макаки — обычные обезьяны, разбойничающие на всех плантациях

Лангуры — более редкие обезьяны Цейлона, их на реке мы встретили один раз, маленькие длиннохвостые серые мартышки и макаки гораздо чаще мелькали в ветвях.

Путешествие по реке, где купаются слоны

Мангуст — охотник на ящериц, змей и мелких животных

Путешествие по реке, где купаются слоны

Речной варан — не такой гигант, как сухопутный варан острова Комодо, но тоже внушительное существо, достигающие более 2,5 метров длины

Путешествие по реке, где купаются слоны

Черный скорпион — гроза мира членистоногих и потенциальная пища мангуста