Турист Андрей Панин (arxitektor)
Андрей Панин
был вчера 22:02

Тель-Авив — Израиль Май 2012

Заключительная часть поездки в страну обетованную.

Предыдущие части тут

Наступила пятница, закончился наш отдых в Эйлате. Завтрак, бассейн, 10 минут пешком, и мы в аэропорту. Забавно прошло обязательное перед отлетом собеседование. Офицерша в тетрадке находила вопрос на иврите, на русской странице тыкала тот же номер, а мы мотали головой да или нет. И никаких взаимных мучений с инглишем. Так же быстро нас прошмонали и зарегистрировали на рейс, в итоге остался вагон времени до вылета. И тут еще раз порадовало размещение аэропорта в центре города. Мы просто пошли гулять и насладились чашечкой кофе со сладостями в ближайшей кондитерской. Когда вернулись в аэропорт, нам и сказали, что можем идти вон в тот самолет и садиться на любое свободное место. Ну прямо как в автобусе! Через час мы приземлились в уже знакомом аэропорту Бен Гурион.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Вы знаете, что такое шабат? Нееет, вам только кажется, что знаете. На самом деле эта катастрофа в масштабах государства начинается не в субботу, как мы думали, а в пятницу днем. Абсолютно весь общественный транспорт перестает работать. В аэропорту диспетчеры выстраивают пассажиров в очередь на арабское такси. Уже в машине выяснилось, что тариф в шабат намного выше и платить можно только наличкой. А шекелей у нас осталось ровно столько, сколько сказал таксист. Вот опыт! На глаз определил, сколько с нас взять. Пробовали ругаться, торговаться — ничего не помогло. Пришлось отдать последние шекели.

Наш отель очень удобно расположен на улице Бен Иегуда. Море и большинство туристических прелестей в пешеходной доступности. Рассудив, что после Эйлатского шика можно и поскромничать, на три ночи мы остановились в спокойных трех звездах. Но евреи от скромности точно не умрут! Эти три звезды едва потянут на одну! Обшарпанный узкий коридор привел в малюсенькую комнату с ветхой мебелью. Когда увидели мусор на подушках и поняли, что это сыпется штукатурка у окна, стали двигать кровать. Оказалось, изголовье давно отвалилось, мы его так же прижали кроватью, но к другой стенке. Крючок, на который Алла повесила легкое платье, сразу упал. Санузел в рабочем состоянии, но надо было приноровиться закрывать разболтанную шторку душа. Ладно, сказал я бросив чемодан, пойдем, поменяем деньги и где-нибудь поужинаем. Так началось наше знакомство с Тель-Авивом.

За ужин расплатились карточкой. Но карточку принимают, если чек больше определенной суммы. Бутылку воды, например можно купить только за наличные, как и выпить кофе или соку или оплатить туалет на пляже. А вот поменять шекели не удалось. Все банки и обменники закрыты. Шабат. Для начала вышли к Средиземному морю, тут оно напомнило Балтийское. Такое же мелководное у берега. Вдоль всего пляжа тянется променад.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

По современной набережной мы направились в старый город Яффа. Как гласит табличка, ему 4000 лет! По преданию, на этом месте Ной построил свой ковчег, а после Всемирного потопа его сын Яфет вернулся сюда и построил город, который был назван его именем. Здесь была прикована к скале прекрасная Андромеда, которую спас от страшного морского чудовища храбрый Персей.

А еще тут долго жил апостол Петр. Этот один из самых старинных портов мира на протяжении тысячелетий всегда оставался действующим.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Сегодня Яффа и Тель-Авив слились. Любопытство загнало в почти безлюдный квартал. Невзрачные дома, первый этаж которых закрыт грязными жалюзи.

Какая-то неопрятность сквозила не только под ногами, но и над головой в виде беспорядочных связок проводов.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

В общем мрачноватая картина.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Как мы заметили, у евреев все очень чисто там, где пища. А остальное не так важно.

Когда снова вышли к морю, увидели красиво подсвеченный Яффо.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Вот там все подчищено для туристов.

Гулять по старому городу одно удовольствие.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Особенно вечером, когда людей почти нет, а на узких улицах тихо и таинственно!

Древние стены, неожиданные повороты, арки с фонарями.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

сувенирные магазины, ночные клубы и лучшие в Тель-Авиве рыбные рестораны.

Жалко только, что квартальчик маленький.

Когда вернулись в свой отель и легли спать, я второй раз в этом году пожалел, что у меня нет берушей. Спать с закрытым окном жарко, а в открытое окно лилось веселье шабата, хотя и выходило оно в какую-то щель между домами. Немного спасал вентилятор. Один раз проснулись от характерных ритмичных звуков за стенкой. Ну и слышимость! Ждем, когда же наконец, насладятся соседи. Вроде бы уже пора, а они не сбавляют темпа. Потом понимаем, что так долго физически невозможно. И только потом въезжаем, что звуки издает вентилятор! Туда что-то попало и лопасти ширкают по мусору. Только мы это поняли, как вентилятор кончил ширкать, видимо все истер. Интересно, что слышали соседи и что о нас подумали?

Кофе с круасаном входит в стоимость отеля, так что утречком вышли мы не голодные, но озабоченные денежным вопросом. Даже интересно, как долго можно продержаться в крупном городе без налички. По дороге зашли в кафе выпить соку и честно признались, что наличных денег нет. Короткий диалог завершился взаимовыгодной сделкой. Хозяин, эмигрант из России, часто бывает на родине и рубли ему очень кстати. А мы по хорошему курсу получили шекели.

Ну, с деньгами можно и погулять. Что посмотреть в одной из самых молодых столиц мира?

Больше всего город прославили выпускники немецкой Академии искусств «BauHaus».

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

В начале 30-х годов они сбежали из фашистской Германии в Тель-Авив и начали строить здесь дома в новом стиле в соответствии с местным климатом и культурой. Невысокие белые здания на колоннах, с садами на крышах и с элементами конструктивизма получили общее название Баухауз, а Тель-Авив стали называть белым городом.

Сегодня здесь самое большое в мире количество домов в этом стиле.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Эти 4000 зданий Баухауз позволили Юнеско в 2003 году внести Тель-Авив в «Список всемирного наследия».

Как и у нас, многие здания были перекрашены и давно не ремонтировались, но нам удалось найти несколько домов в более-менее приличном состоянии.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Впрочем, теперь власти озаботились сохранением этого наследства.

Интересен и сам город. Просто улицы и люди. Куда нас только не заносило! При этом постоянно вспоминалась фраза «город контрастов».

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Есть деловые районы с симпатичными небоскребами.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Правда они разбросаны и окружены какими-то трущобами.

Вот перед нами гордость столицы — центр Азриэли.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Это комплекс из трёх небоскрёбов.

Круглая башня — самое высокое здание в городе, но смотровая площадка на шабате.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Говорят, нет такой точки, с которой были бы видны все три башни, так, чтобы они не сливались друг с другом.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

А недалеко от делового сити был обнаружен брутальный такой музей изобразительных искусств.

Крупнейший в Тель-Авиве и тоже закрыт!

Полный шабат.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Нашли несколько деревянных домов из американских вестернов.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Как оказалось, американцы тут не при чем. В 19ом веке эту дервню образовали немцы-христиане.

Удивили пианино на улицах. Стоят себе просто так, тренькают на них все, кому не лень.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Видели, как мальчик на уличном пианино разучивал ноты под присмотром родителей.

Вдоль пляжа тянутся современные отели

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

В первой высотке Тель-Авива есть смотровая площадка на верхнем этаже,

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

но и она была закрыта, зато интересный музей истории города всегда доступен.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

В Тель-Авиве меня застукал день рождения. По рекомендации всезнающего инета в уютном старомодном квартале Неве Цедек нашли мясной ресторан «NG». Нас привлекла Трапеза Варваров. Только почитайте, что это такое!

Вначале официанты раздают горячие буханки вкуснейшего зернового хлеба, которые участники трапезы жадно и нетерпеливо ломают руками. В качестве закуски приносят бычьи хвосты в сладком соусе из каштанов.
И лишь после этого начинается поистине зверский аттракцион. На деревянном подносе подаются запеченные целиком утки и кролики. Далее гвоздь программы — поросята с яблоками в кальвадосе. Затем подают телячью ногу и говяжье филе. Венчает эту мясную карусель — очень вкусное филе дикого зверя. Десерт был прекрасен! фондю — фрукты и горячий шоколад.

Губу-то раскатали, но оказалось, что этот пир рассчитан на 10–12 человек, и заказывать его надо за неделю. На двоих нам предложили более изящный вариант. Это умопомрачительный антрекот из коровы, которая росла в Японии на склонах изумрудных холмов в экологической деревне. Сегодня она умерла не чувствуя боли со счастливой улыбкой на устах и сразу же мясо спецрейсом доставили из Японии в Тель-Авив. Мы всему поверили и решили, что антрекот прилетел специально в честь моего дня рождения.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Плюс вино, закуски, десерт, обстановка, в общем, все было здорово даже и без бычьих хвостов.

Кстати, еда в Израиле всегда была очень вкусная. Мы посетили знаменитую шаурму,

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

но чаще трапезничали в Яффе.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Там на берегу попробовали кулинарный хит Израиля — рыбу Святого Петра.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Это вообще прикольно было. Небольшая очередь на вход. Как только освободился столик, нас к нему проводили. Не успели сесть, как на столе появился запотевший графин со свежим натуральным лимонадом. Это который из настоящих лимонов и без газа. Волшебный напиток, очень рекомендую. Шустрому официанту еле успели сказать, что хотим рыбу Петра, как он испарился. Вместо него тут же нарисовался другой, с огромным подносом на руке. Диаметр подноса примерно метр. И он весь заставлен маленькими мисочками. И вот, он начинает разгружать этот поднос на наш столик. Я пытаюсь его остановить, сообщить, что мы это не заказывали. Нам только рыбку. Он явно не понимает мой английский и ворчит. На шум подошел первый официант и объяснил, что стоит это копейки и надо же нам чем-то заняться, пока готовится рыба. Эх, развлечемся, решили мы и позволили официанту разгрузить свой поднос.

Признаюсь честно, попробовать все мисочки сил не хватило. Ну, а рыба была замечательна, даром что это простая тиляппия.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Она очень распространена в тропиках, но под Библейское описание рыбы, которую ловил Петр подошел только один вид в Галлилейском море, поэтому только галилейскую тиляпию можно назвать рыбой святого Петра.

Пляжи.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Почти весь берег в 14 километров отдан бесплатным песчаным пляжам.

Платить надо только за шезлонги. Иногда пытаются взять плату за раздевалки.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Есть туалеты, души и кафе. Несмотря на обилие народу, море и пляжи чистые. Заход в воду пологий и долгий.

В Эйлате шабат прошел почти не заметно, но в Тель-Авиве он нас догнал. И мы таки поняли, что еврейская суббота — это состояние свободы от материальных забот и суеты, это концентрация на духовных ценностях — на боге, семье и друзьях. В шабат евреи собираются за трапезой. Арабы тоже не отстают, и каждый выходной выбираются на пикник. Рядом с Яффой есть зеленый участок берега с газонами и дорожками.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Так вот, на этих газонах мы увидели то, что бывает на берегах озер в Ленинградской области в погожий летний выходной.

А и правда, ну куда им выехать на шашлыки? Кругом же пустыня. Вот и облепили газон компашки с мангалами.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Только мангалы у них на коротких ножках. И запах горелого жира не очень приятен. На наших маевках пахнет лучше. Но у них все намного серьезней.

Привозят мебель, ковры, толстые матрасы, подушки с одеялами. Большие столы заставлены не пластиковой, а нормальной посудой и ломятся от изобилия. Собираются они целыми семьями.

Израиль. Часть 4. Тель-Авив и Яффа.

Когда в темноте возвращались из Яффы, видели как взрослые развалившись в креслах покуривали кальян, а дети набегавшись на свежем воздухе спали рядом под одеялами.

Подводя итоги, скажу, что Тель-Авив город интересный, без лоска, но с характером. Побывать стоит. Дня мало, недели хватит с лихвой. Здесь удобно совмещать пляжный отдых и культурно-познавательный. Прохладным утром есть где погулять и что посмотреть, жарким днем приятно отдохнуть на пляже и поплавать в море, вечером к вашим услугам множество ресторанов и клубов. К тому же из Тель-Авива удобно ездить в Иерусалим или Хайфу. Правда, если вы не попадете в шабат.

Несколько роликов о поездке.

СП. Тель Авив - Яффа/Израиль

Окунемся в атмосферу Яффы, одного из древнейших непрерывно населенных городов мира. Сегодня Яфаа объединена с Тель-Авивом в единый город Тель-Авив — Яффа.

СП.Истоки Тель Авива и рынок Кармель/Израиль.

С чего начинался Тель Авив? Музей в небоскребе Шалом Меир, американская колония в районе Сарона и знаменитый рынок Кармель.

СП. Противоречия и гордость Тель Авива/Израиль

Город контрастов - это про Тель Авив. Современные небоскребы на фоне трущоб и самое большое в мире количество домов в стиле Баухауз.

СП. Шабат в Тель Авиве/Израиль

Смысл шабата открылся нам во время прогулки по району Неве Цедек. Этот район появился когда Тель Авива еще не было даже в планах.