RojerMarkus
Ирина Пользователь — была 16 сентября 19:03

Путешествие в Лемурию, часть 5: Мадагаскар (Диего-Суарес)

4 апреля 2013 г. 16:01 Мадагаскар Январь 2011
4 6
1

Когда речь зашла об истории Мадагаскара, мы искренне попытались ее осмыслить и запомнить. И тут же поняли, что просто обречены на катастрофический провал, ибо осмыслить исторические вехи еще как-то можно, но запомнить!…

«Перед смертью царь Андриампанаривофонаманудзака разделил свое царство между четырьмя сыновьями. Андрианавалонимерина обосновался в Амбохидрабиби, Андриантомпонимерина — в Амбохидратримо, Андриандзаканаваломбандимби получил юг Имерины, в то время как Андрианцимитовиаминандриандзаке досталась Амбухиманга».

Что еще интересного мы почерпнули из беглого знакомства с островом? Вся жизнь мальгашей, от важнейших событий до бытовой мелочи, подчинена лунному календарю. Это для нас Луна — в лучшем случае, загадочный атрибут романтичного состояния души и тела, а зачастую, просто практичный указатель, когда сеять огурцы на рассаду. А на острове с этим космическим объектом сверяют буквально каждый шаг, и религиозно-философские правила островитянской жизни, связанные с годичным обращением Луны, называют винтаной. Винтана четко и однозначно устанавливает для каждой стороны света свое значение: южная сторона несет негативный посыл, в той стороне находятся злые духи, западная сторона тоже не жалуется жителями Мадагаскара, самые благоприятные стороны — это север и восток. Дом мальгашей всегда имеет два входа-выхода — на запад и на восток. Западной дверью пользуются все домочадцы, восточная дверь предназначена только для умерших, живым людям ею пользоваться категорически запрещено. Согласно винтане лунный календарь начинается с первого месяца календарного года, с января, когда Луна находится на северо-востоке. Поскольку движется это светило по часовой стрелке, с севера на восток, затем на юг и запад, то и островитянин, стремящийся к гармоничным отношениям с духами предков, должен совершать движения по винтане, по часовой стрелке вслед за Луной. Поэтому хозяин дома и его семья при подходе к жилищу в первую очередь определяют, с какой стороны света они идут, чтобы войти в западную дверь правильно, т. е. по часовой стрелке. И не дай Бог попасть в «правильную» дверь через «неправильную» сторону дома: души предков немедленно возмутятся таким пренебрежением винтаной и тут же покарают живых нечестивцев. Из-за этих же правил укладываться спать нужно головой только на восток, добропорядочный гражданин никогда не положит свою подушку в южном направлении — головой на юг спят только колдуны.

1

Конечно, винтана регламентирует не только правила пользования входной дверью. Поскольку Луна каждый день в течение месяца занимает определенное место по отношению к частям света, каждый месяц состоит из благоприятных и неблагоприятных дней. Например, первые 3 дня месяца «приписаны» к северо-восточному положению Луны — разумеется, они весьма хороши для любых начинаний, включая брачные. Существует еще более подробное деление каждого дня на «черные» и «белые» часы. Если вы обратитесь с какой-либо просьбой к малагасийцу и получите отказ, не обижайтесь на неуважение к вашим потребностям. Скорее всего, ваша просьба пришлась на неблагоприятный день. Постарайтесь определить «счастливый» день или просто подождите 2–3 дня — и получите от этого же человека все, в чем вам было отказано.

1

Следующая остановка нашего плавучего города случилась в северной точке Мадагаскара в бухте Диего-Суарес с одноименным городом-портом. На острове географические объекты почти всегда имеют два имени — колониальное (или прИшлое) и местное. Наша стоянка не исключение из этой особенности: Диего-Суарес получил свое имя в честь двух активных португальских первооткрывателей Диего Диаза и Фернандо Суареза, плававших в этих водах где-то в 16 столетии. До 1975 года сохранялось это название, после чего город получил малагасийское имя — Анциранана — одни источники переводят его как «порт», другие как «город, испытывающий жажду». В принципе, и тот, и другой перевод верны, если не по форме, то по сути. Диего-Суарес знаменита как одна из лучших закрытых гаваней мира, где природа создала уникальные условия для судоходного использования — огромная акватория (156 кв.км), защищенная от буйства океана, большая глубина (здесь могут спокойно встать на прикол до 10 большегрузных танкеров), безопасный фарватер. Что касается жажды, геологическое строение рельефа в районе Диего-Суареса (базальтовые породы) не позволяет тропическим ливням достаточно увлажнить почву, из-за чего засуха — это естественное состояние данной местности.

1

Почти 100 лет французы держали здесь военно-морскую базу Индийского океана до 1975 года (после них остались многие названия на французском языке, который является официальным).

В мае 1970 года в газете «Ле курье де Мадагаскар» вышла большая статья под заголовком «Либерталия… Когда в Диего-Суаресе была социалистическая и коммунистическая республика пиратов». Так почти с трехсотлетней задержкой всплыла одна из коротких, но необыкновенно ярких страниц истории Диего-Суареса — история Либерталии. Все началось, скорее всего, в далеком 1680 году. Жил-был во Франции дворянин родом из Прованса по имени Миссон, служил себе офицером флота Людовика XIV. И вот однажды, прибыв на военном корабле «Виктуар» в Неаполитанский залив, он отпросился у своего капитана и отправился в Рим осмотреть достопримечательности «Вечного города». Там он и встретил итальянского монаха-доминиканца по имени Караксиоли (или Караччоли), который вызвался провести экскурсию по античным памятникам. Судя по дальнейшим событиям, церковный служитель не столько выполнял обязанности гида, сколько посвящал восприимчивого моряка в идеи своего мировоззрения, которые имели мало общего с традиционными католическими постулатами. Он считал, что господь бог, создав человечество, уже не оказывает влияния на его судьбу и, следовательно, в человеческом обществе царствуют законы, созданные людьми, а не богом. Против них можно и должно восстать. Монашеские идеи, видимо, упали на благодатную почву, потому что морской офицер Миссон быстро забыл о присяге королю и загорелся идеей создания свободного и счастливого общества. Монах и моряк решили действовать сообща и взять на себя миссию — создать общество равных.

Способствовало этому и то обстоятельство, что в 1690 году после долгих плаваний и битв с англичанами корабль «Виктуар» потерял основной офицерский состав, что Миссон воспринял как сигнал к активности: он и его сторонники овладели судном. Караксиоли, тоже быстро и без сожалений скинув монашеское одеяние, примкнул к товарищам, стал автором конституции и вообще главным идеологом республики. И поплыли эти «коммунисты» через Атлантику, вокруг Африки к островам Индийского океана, чтобы основать там свою желанную республику.

Конечно, благие идеи это замечательно, но даже они не могут отменить потребности людей в воде и хлебе. А поскольку королевская казна больше не спонсировала мятежный корабль, средства к существованию во время долгого похода экипаж «Виктуара» мог добывать только путем нападения на встречные корабли. Но при этом отбирали лишь предметы первой необходимости — все, без чего не могли обойтись: продовольствие и боеприпасы (и, конечно, ром, без которого не мыслили своего существования моряки, даже сторонники свободы и равенства), оставляя, тем не менее, ограбленным часть провианта, достаточную для того, чтобы продержаться до ближайшего берега.

Бухта Диего-суарес сразу приглянулась беглецам из-за своего стратегического расположения. Здесь заложили большой поселок — человек на тысячу, плантации, крепость, флот, доки. Вход в бухту, где построили поселок, был укреплен. Возведены два форта. Сорок пушек поставлены по обе стороны берега, десять пушек — в центре бухты.

Население Либерталии составляли пираты почти всех европейских морских наций и черные рабы с захваченных невольничьих судов. Возникало равенство в правах независимо от сословия, национальности и цвета кожи. Общественная жизнь республики определялась конституцией, принятой ее гражданами. Провозгласив республику, они назвали ее Либерталией — Страной Свободы, а себя, ее граждан, стали именовать словом «либери», то есть свободными.

Частная собственность в Либерталии не признавалась. Имелась общая казна, но деньгами пользовались только во взаимоотношениях с внешним миром — для приобретения товаров, нужных республике. Товары делились между гражданами, причем европейцы не имели преимуществ перед африканцами и малагасийцами. В самой республике деньги не имели хождения. Труд считался обязанностью каждого гражданина, никакого особого вознаграждения не полагалось. Возделывали заросшую кустарником целину. Сеяли местный маис и зерно, найденное в трюмах захваченных судов. Одного лишь крупного рогатого скота имели не меньше 300 голов. Обменивали ткани, котлы, ножи, топоры и ром на рис, мясо и фрукты.

Свои преобразования Миссон проводил твердой рукой. За оскорбление африканца, за ругань и пьянство — «баттонаж» (битье палками).

Всего несколько лет просуществовала Свободная республика, которая, видимо, слишком опередила свое время и не могла шагать с ним в ногу. Колонисты были убиты-то ли пиратами с острова Сент-Мари (известным пристанищем романтиков с большой дороги всех мастей), то ли местными аборигенами, так и не поверившими в добрые помыслы белых после колониальных зверств.

1
1

Французские колонисты оставили не только свои названия городов и улиц, а также язык, но и «Пежо» как весьма распространенную автомобильную марку.

1
1

Настоящие баобабовые рощи можно увидеть только вдалеке от побережья…

1

Если я не ошибаюсь, это пантеровый хамелеон. Самое главное для этой животинки это высокая влажность воздуха и средняя дневная температура 25–28o C, с ночным ее понижением на 4–6 градусов. Именно прибрежный Мадагаскар с сезонностью климата и очень дождливым летом дает эти условия.

Цветовая гамма в окраске Пантеровых хамелеонов (Furcifer pardalis), может меняться под воздействием многих факторов: температуры окружающей среды, настроения хамелеона, его состояния, фона, на котором он находится и т. д. Цвет и рисунок хамелеон меняет в целях общения с «дамами» или, наоборот, конкурентами. Совершая движения, скорее похожие на танец, изменяя форму тела, раздуваясь, или становясь плоским, как лист, и принимая адекватную ситуации окраску, животное сигнализирует кому надо о своих намерениях.

1

Зебу — большерогая горбатая корова. Завезли ее на остров выходцы из Индонезии, и первое время содержали животное как священное. Разрешалось только доить зебу — это действие могли выполнять только вожди племени и назывался ритуал «живым жертвоприношением». Один путеводитель рассказывает о существующем на острове компромиссном варианте решения вопроса — как съесть корову, но сохранить ее живой и здоровой? Для этого народные умельцы хирургическим путем вскрывают горб зебу (который по структуре есть жировая масса), забирают часть этой массы и зашивают разрез. Но зашивают не банальными иголками-нитками! Берут гигантских муравьев-солдат, подносят к краям раны, солдат смыкает свои боевые челюсти и… ему отрывают голову. Живой, точнее, мертвый «зажим» остается на положенном месте. С помощью небольшого боевого муравьиного отряда «штопается» вся корова. Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эти факты… Но постепенно ореол коровьей святости тускнел, и зебу начали потихоньку есть. Сейчас большинство семей на острове строят на этой скотинке домашнюю экономику. Пишут, что на Мадагаскаре в 2000 году было около 14 млн. голов этой коровы. Кстати, молочной эту корову никак не назовешь, ее вымя совсем маленькое и дает всего 1–2 литра молока в день.

3

Фотоальбомы к рассказу

Комментарии

yran
4 апреля 2013 г. 20:27
С удовольствием читаю ваши рассказы!
А если не секрет, откуда вы так много узнали об истории Мадагаскара? От гида или из книг и Интернет источников?
RojerMarkus
+2
5 апреля 2013 г. 0:35
Спасибо за оценку ! Насчет информации... Конечно, инет может ответить на любые вопросы. И история Мадагаскара не исключение. Но при внимательном прочтении я была неприятно удивлена тем, что информация у всех (почти) однотипная, т.е. один передирает у другого, да еще немножко подвирает для красного словца. Мы долго искали путеводитель по Мадагаскару - единственное, что нам удалось найти - это новенькое издание некой Ольги Чередниченко из серии "Дневник для путешественника". Книга мне не понравилась ! Совершенно случайно я набрела на книгу Сергея Кулика "Когда духи отступают", изданную в далеком 1981 года. Автор советский географ, несколько раз исколесивший Мадагаскар, начиная с 1968 года. Конечно, его изложение периодически кренит в политическую борозду, заносит его на тему "Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек..." Если эту мелочь отбросить, автор пишет подробно, легко, с прочувствованием материала. И неудивительно, если он участвовал во многих сценах жизни, которые описал - не верить этому у меня оснований нет. Вот его, теперь, наверное, уже мало кому известного Сергея Кулика я и взяла в качестве исторического источника. Надеюсь, если я и плагиатор, то маленький и бескорыстный. А, может, это просто укол анестезии для моей совести...
yran
5 апреля 2013 г. 9:30
RojerMarkus писала 5 апреля 2013 г. 0:35
Надеюсь, если я и плагиатор, то маленький и бескорыстный.

Я такие вещи плагиаторством не считаю!
Без ваших рассказов я бы никогда не узнал о таких интересных фактах из истории Мадагаскара.
Надеюсь, вы и далее будете радовать нас своими рассказами!
RojerMarkus
+1
5 апреля 2013 г. 14:30
Спасибо за поддержку ! Вы выразили словами мои собственные мысли. Ведь литературы, и бумажной, и виртуальной тьма, все охватить не хватит нескольких жизней. А так я готовлю что-то вроде информационного экстракта. Короче, мне это нравится самой. Разумеется, пока мы будем путешествовать, я буду хвалиться об этом на весь белый свет.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.