Турист Марина Даниленко (Marina10111977)
Марина Даниленко
была 20 марта 2020 14:28

Боливия Ноябрь 2012

Мы благополучно пересекли границу Бразилия — Боливия, и зашли на территорию Боливии. О визе я побеспокоилась заранее, не зря три раза ходила в Риме в консульство Боливии.

Немного подождав в одной из местных гостиниц около границы, мы отправляемся на поезде в Санта-Крус. Про этот поезд я услышала первый раз от Клода лет семь назад как о поезде, который едет по туннелю из бабочек, и их так много, что они залетают в вагоны. Я с нетерпением ждала этот поезд и бабочек, но, как я правильно подозревала, много бабочек бывает только в определенный сезон (как выяснилось, этот сезон — февраль), а поскольку мы ехали в декабре, то бабочки были, но не в таком большом количестве, чтобы создать живой туннель из своих маленьких крылатых телец. И поезд, по словам Клода, изменился, стал более комфортабельным, и в каждом вагоне было по телевизору.

Рано утром мы прибыли в Санта-Крус.

Южная Америка. Часть II. Боливия: культурный шок и синдром последнего дня.

После утоления голода и жажды, настало время подумать о духовной пище. И тут началось…

На мою голову обрушился поток информации. Доинкские цивилизации (самайпата, тиуаунака, кечуа, аймара и другие страшные слова, которые я даже не смогла ни запомнить, ни выговорить). Затем цивилизация инков. Захват испанцами и испанская инквизиция, иезуиты. Борьба за освобождение от испанцев, Симон Боливар, дама Хуана и иже с ними. Постколониальный период, и Эрнест Че Гевара меня «добил». Ко всему этому надо добавить, что вся информация была на испанском языке, мой мозг просто разрывался и лопался по швам. Благо есть интернет (но, полученную оттуда информацию надо фильтровать и сравнивать с другими источниками). Каждый вечер я бегала в интернет кафе за новыми сведениями, а еще приставала к Клоду как ребенок, чтобы он объяснил то, что я не понимаю. Короче, за это путешествие я узнала по истории больше, чем за 10 лет за школьной скамьей.

Итак, из Санта-Круса мы отправились в Самайпату, где находилась археологическая зона древних цивилизаций, существовавших задолго до появления инков (микроавтобус из Санта-Круса отправляется каждый день, стоит недорого).

По дороге мы видели скалу, на которой высечено лицо индейца.

Южная Америка. Часть II. Боливия: культурный шок и синдром последнего дня.

На входе в археологическую зону мы с Клодом и наша попутчица

наняли гида

и отправились осматривать руины древнего города. Я к тому времени еще мало понимала испанский язык, поэтому не смогла по достоинству оценить рассказы нашего гида, но археологический комплекс мне очень понравился.

Южная Америка. Часть II. Боливия: культурный шок и синдром последнего дня.

Далее по желанию Клода мы должны были обязательно посетить городок Ла-Игера, где был убит Че Гевара. Для этого мы на попутных автобусах за копейки добрались до городка Вальегранде и на следующий день взяли такси и отправились к Эрнесту.

Удивительное место. Смотрите фото.

Южная Америка. Часть II. Боливия: культурный шок и синдром последнего дня.

Эта женщина была знакома с Эрнестом Гевара.

В этом городке живут максимум 30 семей. Среди них несколько человек — французов, одна из которых открыла там «мини отель» (несколько комнат со скудной мебелью и без удобств), правда, он был абсолютно пуст. Сами французы катаются на лошадях и ведут сельский образ жизни. Место, забытое Богом, в 3,5 часах на машине от ближайшего населенного пункта, там после нескольких часов можно завыть волком, а они (французы) там живут уже более трех лет, и похоже, им нравится.

Затем мы вернулись в Вальегранде и оттуда добрались до городка Матаран, еще одно забытое Богом место. И оттуда ночным автобусом мы поехали в столицу Боливии — город Сукре. Никогда не забуду эту ночную поездку на автобусе: сверкала молния, гремел гром. Посреди ночи и посреди пути я захотела в туалет. Клод останавливает наш автобус, я выскакиваю из него и вижу, что дорога, по которой мы едем, прорублена в горах, и я из автобуса упираюсь в камень. Ничего не оставалось, как забраться наверх этой каменистой породы и освободиться от лишней жидкости в организме прямо там, на открытой местности (спрятаться было некуда).

Можно сказать, благополучно мы добрались до Сукре. Посетили местные музеи и достопримечательности.

Южная Америка. Часть II. Боливия: культурный шок и синдром последнего дня.

Заглянули в местное туристическое агентство, Клод хотел узнать, как проехать в Уюни, на Солончак и посетить лагуны. И тут началось… В агентстве нам предложили много разных туров, я поняла, что достопримечательностей много, а времени у нас мало, и у меня начался «синдром последнего дня», который я иногда подхватываю в путешествиях (в этот раз слишком рано, мы были всего на полпути и впереди у нас еще было 2,5 недели). Проявления этого синдрома страшны: я начинаю говорить, что мы ничего не успеем, впадать в панику, готова взять все экскурсии в первом же агентстве, даже не разобравшись, хорошее оно или нет, и заплатить любые деньги за услуги и т. д. Я часто наблюдаю этот синдром у моих туристов в Риме, когда они начинают лихорадочно метаться, у других я умею его очень хорошо и оперативно лечить, но с моим синдромом может бороться только Клод. Я готова была уже купить трехдневный тур в агентстве в Сукре, но Клод взял все в свои руки и был как всегда прав. В итоге мы самостоятельно добрались до городка Уюни, откуда начинаются все трехдневные туры, купили все там, дешевле и лучше. Мораль басни и совет: берите туры в Уюни, в Сукре брать не надо.

Прежде, чем начать описание самого тура, еще одно небольшое отступление. В Уюни (высота более 3000 метров над уровнем моря) у меня началась болезнь высоты, со мной это случилось первый раз в жизни, сначала начали слезиться глаза, потом кружиться голова, потом тошнить. Ночь прошла как в кошмаре, не помогли ни листья коки, ни чай из них. Утром надо выезжать в тур, а я никакая и продолжаю обнимать унитаз. Клод даже хотел отложить поездку, но ни тут-то было, ради жажды знаний и достопримечательностей и не на такие жертвы можно пойти.

Пока я никакая сидела на лавочке около нашего туристического агентства в ожидании нашей машины и водителя, Клод пообщался со всеми, кого встретил в этом городке в 6 утра и в итоге принес таблетки, которые называются «SORO JCHI PILLS». Ребята, это супер — средство, его можно купить в аптеке в Боливии, через 20 минут после приема этого чудо — препарата (достаточно 1 таблетки) все прошло, и я снова была бодра и весела. Причем на высоте от 3000 метров до 5000 метров мы провели примерно 2 недели, болезнь высоты не возвращалась, оказалось достаточно одной таблетки. Клод их накупил много, и мы потом эти таблетки раздавали всем, кто плохо себя чувствовал на высоте, кстати, Клоду они тоже пригодились вечером этого же дня.

Наша группа состояла из шести человек: я с Клодом, две девушки из Швейцарии и пожилая пара (мужчина и женщина, которым было по 64 года) плюс наш гид-водитель. Мы все загрузились в старенький джип

и такой разношерстной, но веселой компанией отправились в путешествие.

А теперь описание самого тура: 2 ночи и три дня.

Первый день.

Кладбище паровозов, находящееся в трех км от города Уюни. На «кладбище» покоятся паровозы, отставленные от поездной службы в 1950-х гг., когда добыча минералов на окрестных рудниках резко упала. Здесь есть интересные экземпляры:

Южная Америка. Часть II. Боливия: культурный шок и синдром последнего дня.

Выезжаем на автостраду. Флажки на дороге — это «шлагбаум», который отмечает начало автострады, а металлический борт грузовика с правой стороны — это касса, где платят за проезд по автостраде.

Мы приезжаем в деревню, где делают соль. Все жители этой деревни (их примерно 80 семей) заняты именно этой деятельностью, и только они имеют право собирать и делать соль.

Сначала они собирают соль в небольшие кучи на самом большом в мире солевом озере — Солончак (о нем расскажу чуть позже).

Когда соль подсохла, они приезжают на грузовиках, вручную нагребают соль в кузова и везут в деревню.

Южная Америка. Часть II. Боливия: культурный шок и синдром последнего дня.

В таких помещениях, сделанных из соляных кирпичей, на этом листе сушат соль.

Огонь разводят снаружи, чтобы соль не потемнела от гари и копоти.

Просушенную соль промалывают вместе с йодом, который покупают в соседнем Перу, в этой металлической конструкции. Видите, это один из представителей этих семей, производящих из поколения в поколение соль.

Южная Америка. Часть II. Боливия: культурный шок и синдром последнего дня.

Затем соль фасуют и отправляют на продажу, стоит она какие-то копейки, а труд адский.

Кроме того, из соли делают сувениры.

А также кирпичи или блоки.

Южная Америка. Часть II. Боливия: культурный шок и синдром последнего дня.

Из солевых кирпичей строят дома.

Фигурки.

О самом озере. Солончак Уюни (исп. Salar de Uyuni) — высохшее соляное озеро на юге-западе Боливии на высоте около 3650 м над уровнем моря. Имеет площадь 10 582 км² и является крупнейшим солончаком в мире. Внутренняя часть покрыта слоем поваренной соли толщиной 2–8 м. Во время сезона дождей солончак покрывается тонким слоем воды и превращается в самую большую в мире зеркальную поверхность.

Благодаря развитию туризма на солончаке Уюни местные жители стали строить отели из соляных блоков, в которых можно остановиться на ночь. В таком отеле остановились и мы.

Это самый первый отель из соляных блоков. Здесь мы сделали только фотографии, предварительно купив бутылку кока-колы у привратника (это было обязательное условие).

Южная Америка. Часть II. Боливия: культурный шок и синдром последнего дня.

А здесь флаги из самых разных стран. Я не нашла российский флаг, пришлось закрыть эмблему на похожем флаге.

Южная Америка. Часть II. Боливия: культурный шок и синдром последнего дня.

Ребята, кто поедет в Боливию на озеро Солончак, возьмите наш флаг, его надо там обязательно водрузить. Я просто не знала об этом, а так бы обязательно привезла флаг.

А это наш обед. Было очень вкусно, гораздо вкуснее, чем может показаться на фотографии, но конечно на ресторан Мишлен не тянет.

Остров кактусов.

Алтарь Пача Мама (Матери Земли).

На высохшем озере можно поприкалываться и наделать кучу классных фотографий, время для этого наш замечательный водитель выделил нам предостаточно.

Южная Америка. Часть II. Боливия: культурный шок и синдром последнего дня.

После всех этих развлечений мы приехали в соляную гостиницу, где собралось еще несколько групп, подобных нашей группе. Нам с Клодом выделили отдельную комнату, где стены, столик, люстра и тумбочка были из соли. Душ и туалет были общие с другими постояльцами этого отеля, за горячую воду надо было немного доплатить. Я с удовольствием вымылась, мы вкусно поужинали и завалились спать. Правда, в ту ночь я почти не спала, то ли дала знать о себе таблетка, которую я выпила утром (все-таки она замешана на коке), то ли множество впечатлений, полученных за день, не оставляли меня в покое.

Второй день.

Утром мы встали в 5 часов 30 минут. Позавтракали и вперед навстречу новым впечатлениям — смотреть лагуны.

Каждый год в ноябре на Солончак Уюни прилетают на размножение три вида южно-американских фламинго — чилийский фламинго, андский фламинго и фламинго Джеймса. Когда покупали наш тур в агентстве и нам рекламировали, что среди прочих достопримечательностей мы увидим, в том числе, и фламинго, я думала, что разводят, приедем, а никаких фламинго не будет, но оказалось, что нас не обманули. Приезжаем и видим множество диких фламинго.

Южная Америка. Часть II. Боливия: культурный шок и синдром последнего дня.

По ходу нашего следования мы увидели мини ураган.

А это какое-то странное животное, которое живет в этих скалах, эродированных ветром, посреди пустыни.

Каменное дерево.

Цветная лагуна.

Там было холодно. Хорошо, что у нас были теплые куртки и шапки.

Около этой красивейшей лагуны был наш «чудо-отель» — одноэтажное строение с коридором и комнатами направо и налево. Нашей группе выделили комнату № 5, где было шесть кроватей с множеством одеял, которые должны были нас защитить от ночного холода. В отеле не было душа, т. е. помыться было нельзя. Как часто меняют постельное белье неизвестно, поэтому если туда поедете и если вы брезгливы, лучше иметь при себе комплект постельного белья или что-то подобное. У меня были подушечка и одеялко Авиакомпании «Алиталия», в которые я благополучно завернулась, не снимая верхней одежды. Это было спартанское путешествие. Уже изначально, отправляясь в этот тур, мы знали, на что идем. Но поскольку было так или никак, то конечно мы согласились на все лишения ради экскурсий. И это того стоило.

Ужин в этом чудо-отеле Клод взял на себя, не доверив наши судьбы двум коколеросам (коколерос — человек, который постоянно жует листья коки, кокозависимый субъект), которые пытались приготовить для нас еду. Клод отстранил их от обязанностей поваров и приготовил нам замечательную пасту (макароны) с томатным соусом. В эту ночь я спала как убитая.

Третий день. Подъем в 4 утра (4 человек из нашей группы, т. е. всех, кроме нас с Клодом, надо было отвезти к 11 часам утра к границе с Чили).

Мы поднимаемся еще выше, на высоту почти 5 тысяч метров.

Гейзеры и дышащие вулканы в 5 часов утра.

Южная Америка. Часть II. Боливия: культурный шок и синдром последнего дня.

Затем по программе были термальные источники, в которых я не могла не искупаться, несмотря на бодрящую температуру ноябрьского утра. Клод отказался наотрез, а я наслаждалась возможностью поплавать в горячей воде после экстремального путешествия (без возможности принять душ).

Зеленая лагуна.

Мы доехали до границы с Чили, там оставили четырех наших попутчиков, которые поехали в Чили, у нас с Клодом тоже были поползновения туда отправиться, но здравый смысл победил — нельзя посмотреть все за 35 дней, и мы решили, что в Чили съездим в другой раз.

Поэтому мы втроем (я, Клод и наш водитель) отправились в обратный путь. Но освободившимся местам и простору в машине мы радовались недолго. Неожиданно посреди пустыни мы заметили четырех человек: три парня и девушка отчаянно жестикулировали и пытались остановить нашу машину. Из их рассказа мы поняли, что они купили тур примерно как наш, только во вторую ночь их водитель напился в гостинице и был в невменяемом состоянии, и они были вынуждены добираться назад на попутных машинах. Мы, конечно, их взяли в нашу машину, за что они нам были очень благодарны. А я в очередной раз подумала, какой Клод молодец, что уговорил меня не брать тур в Сукре, а взять в Уюни, он сам проверил перед отъездом нашу машину и пообщался с водителем.

Деревня, где мы обедали.

По дороге в Уюни.

Из Уюни на ночном автобусе мы доехали до Ла-Паса.

Что посмотреть в Ла-Пасе? Сам город, который находится в котловине.

Южная Америка. Часть II. Боливия: культурный шок и синдром последнего дня.

Конечно надо посетить церковь Святого Франциска, Университет Святого Андрея.

Обязательно надо сходить в музей коки. Это одни из самых необычных и впечатляющих (щемящих, запавших в сердце и в душу) музеев, которые я посетила в своей жизни. Рассказывает о культуре коки, уходя корнями в 2,5 тысяч лет до нашей эры. Как возделывают и культивируют это растение, что оно значило для индейцев. Почему люди жуют листья коки и как правильно это делать. Как церковь и инквизиция среагировали на это растение. Производство кокаина и кокаиновая зависимость. Напиток кока-кола и вино Мариани. Первые бутылочки кока-колы и их эволюция. И даже Зигмунд Фрейд там упоминается.

В этом же музее я прочитала легенду о листьях коки. Читала я ее на итальянском языке (было очень красиво написано в стихах, я нигде не нашла перевод на русский язык, поэтому перевела сама, как смогла, конечно, не в стихах, но смысл постаралась передать).

Легенда о КОКЕ:

Бог сказал людям, живущим в Андах:

«Посмотрите на эти листья с любовью, и когда вы почувствуете жало боли в вашем сердце, голод — в вашем теле и темноту — в вашем сознании…

положите их в рот, и постепенно их дух станет частью вашего сознания.

В них вы найдете любовь и облегчение от вашей боли, еду — для тела, а также свет и прозрение — для сознания.

Более того, посмотрите, как эти листья танцуют на ветру, и вы найдете ответы на все ваши вопросы.

Но если ваш мучитель, пришедший с Севера, белый завоеватель, искатель золота, дотронется до них, то найдет только…

яд для тела и безумие для сознания и для сердца черствого как сталь и железо его доспехов.

И когда КОКА, так вы будете ее называть, попытается смягчить его чувства, это будет только уничтожать его подобно ледяным кристаллам, родившимся в облаках, которые делают трещины в скалах и разрушают горы».

Рядом с Ла-Пасом есть интересная археологическая зона, посвященная цивилизации Тиуаунака, инки очень многое заимствовали у этой культуры. Выдалась на редкость пакостная погода, но наш замечательный гид своими рассказами, энергией и харизмой компенсировал все. Это обязательно стоит посетить: музей (в котором нельзя делать фотографии).

Врата Солнца:

Храм на нижнем уровне:

После экскурсии дождь прекратился, и мы радостные съездили в Лунную Долину, которая расположена примерно в 10 километрах от центра города Ла-Пас. Эта местность знаменита своим необыкновенным ландшафтом. Долина получила своё название из-за того, что здешний рельеф напоминает поверхность Луны. Горы долины годами разрушались под воздействием эрозии, создавая при этом удивительные фигуры с причудливыми очертаниями.

Южная Америка. Часть II. Боливия: культурный шок и синдром последнего дня.

Из Ла-Паса мы отправились на озеро Титикака, которое находится на границе Боливии и Перу. Но об озере, Мачу-Пикчу и нашем путешествии в Перу я расскажу в третьей части настоящей трилогии. Продолжение следует

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм