Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Самарканд, Ташкент — Узбекистан Январь 2009

Дорога от афганского Мазари-Шарифа до узбекского Термеза только на карте выглядит короткой прямой.
На деле это вполне себе пустыня, процентов на тридцать заставленная полуразобранными остовами грузовиков, а на остальные две трети заполненная бархачиками, верблюдами и огромными столбами высоковольтных ЛЭП, перегоняющих электроэнергию от пограничных силовых подстанций через перевал Саланг до самого Кабула.

Знаменитый мост Дружбы, по которому выходили из Афганистана советские войска, оказался коротким и сильно поржавевшим. Снимать его категорически запретили пограничники.

Мы собирались посетить Самарканд и Ташкент. Но сначала нужно попасть в холодный январский Узбекистан.

Там, где люди разные

Из всех таможен бывшего СССР две — казахская и узбекская — отличаются повышенным уровнем мздоимства. Не заручившись информацией об особенностях преодоления таможенно-бюрократических барьеров, попались на любимой статье узбеков. Наличной валюте.
Для любой узбекской таможни валюту нужно декларировать до копейки. Все, что не задекларировано, будет изъято. Афганская мелочь, понятно, не интересует, а вот недосчитанные нами 200 долларов очень даже порадовали начальника смены.

Итак — денег на проживание и движение дальше практически не осталось. Придется улетать домой из Узбекии. Откуда — решим ближе к Самарканду.
Очередная особенность погранперехода — от ворот КПП до границы Термеза нельзя передвигаться пешком. Тем проще — дежурный пограничник тормозит первый же афганский минивенчик, наставляет водителя добросить туристов до города.

В минивене — ни обшивки, ни сидений. Голый металл и коробки товара, стирального порошка, моющих средств, какой-то китайской химии.

Термез — типично пограничный город. Большая часть населения так или иначе связана с КПП, благо, пригреться на узбекской таможне — мечта. Вытянутый вдоль берега грязной Амударьи, Термез смотрится серо и грустно. Добраться до старого города не смогли — единственный автобус на Самарканд отправлялся буквально через пятнадцать минут после нашего прибытия в центр города.

Там, где люди разные

С новым годом, Узбекистон!

Узбекский междугородний автобус…сказочный пепелац, ломающийся каждую сотню километров, прямо посреди холодной пустыни. Постоянно бухающие соседи, устраивающие междоусобные разборки и засыпающие нас народными афоризмами:
— Везде вот в мире люди хорошие. А в Узбекистане — разные.
— Э-э, ты даже не слова ни думай!
И так далее.

В итоге были накормлены шашлыком, напоены водкой и пивом. Благо, зеленые остановки по причине очередного задымления салона случались ежечасно.

К трем ночи выгрузились у поста ГАИ. Далеко, за полями, небогатой россыпью огней мерцал Самарканд.
— Сейчас быстро до города доедем — обещает очередной попутчик из автобуса. Ловит машину, что-то говорит с водителем по узбекски. — Поехали, 10тыс. сом на всех!
Укуренный парень перегоняет новую Нексию в Бухару. Минут через десять полета на скорости за 200, мы понимаем, что Самарканд остается несколько позади.
Громко и настойчиво останавливаем машину, выгружаемся. Обалдеть — уехали километров за 15 от города. Ночь. Холодно. Ветер. Палатки нет.
— А давайте на остановке вместе поспим — предлагает ловец машин.
— Да пошел ты…

Топаем обратно по шоссе, пытаемся застопить редкие машины. Бесполезно — пролетают на бешеной скорости по дальней полосе.
Перед небольшим мостиком — будка. В будке два мента. Останавливают, проверяют документы, смотрят содержимое рюкзаков. Пакет зеленого афганского чая почему-то никого не интересует.

Погрелись в будке, топаем. Наконец, останавливается крошечная малолитражка. Водитель едет в Самарканд, отлично!
По дороге рассказывает — задержался на дне рождения, выпил — вот и едет медленно, не привлекая внимания. Спрашивает, куда нас везти?
Рассказываем, что денег нет, нам бы жилье подешевле.
— Может, ко мне поедете?
-Поедем, конечно!
Хозяина зовут Израэль, недавно он купил дом прямо возле железнодорожного вокзала. Дом не отделан, но спать в нем крайне удобно — на полу, под пуховыми одеялами.

Рано утром приходится проснуться — весь дом уже на ногах. Израэль, его жена и пятеро детей. Шестой сын, старший, трудится на московской стройке — отец специально отправил его в Москву на год, как в армию. Чтобы жизни научился и смог по возвращению своими руками дом построить.

Завтракаем — хозяйка приготовила картошку с бараниной. В Узбекистане отпустить гостя, не накормив мясом — не порядок. После завтрака долго пьем чай, беседуем с хозяином. Дети из-за угла наблюдают. Угощаем их афганской халвой, с разрешения отца.
— Я бы вам экскурсию провел по городу, но работы сегодня много — оправдывается Израэль. Он довозит нас до Гур-Эмира и желает счастливой дороги.

Там, где люди разные

Хмурый утренний Гур-Эмир встречает нас приветливо. Смотритель за копеечку проводит экскурсию.

Сначала посещаем маленький Рухабад.

Там, где люди разные

Мавзолей восстановлен буквально из руин, но внутренняя отделка еще не выполнена.

Гробница ученого-мистика Бурханэддина Сагарджи, военачальников Тамерлана и хранилище волос Мухаммеда.

Там, где люди разные

Затем — сам мавзолей Тамерлана.

Мозаика на ограждении мавзолея слегка осыпалась.

Там, где люди разные

Здесь все отлично восстановлено. И подсветка сделана замечательно.

Гур-Эмир считается эталоном ранней исламской архитектуры.

Там, где люди разные

Позолота росписи при правильном освещении создает торжественную и мягкую атмосферу.

Черный камень — могила Тамерлана, та самая, после вскрытия которой началась война.

Там, где люди разные

Можно приобщиться к корням. За прокат сувенирных одежд денег не просят.

Почти домашние сувенирные лавочки.

От Гур-Эмира пешком добрели до Регистана. Туман сгустился — минареты медресе вдруг вынырнули из серой пелены.

Там, где люди разные

Из-за тумана масштаб всей площади абсолютно не понятен.

Не успели мы войти на площадь — подбежали менты.

— Хотите на минареты подняться? — практически не спрашивают, а заявляют стражи порядка. 300 рублей за двоих — и попадете в места, куда только археологи, реставраторы и инспектора ЮНЕСКО заходят.
— Хотим.
Нам открывают решетку в углу медресе и даже закрывают замок.
— Насмотритесь — позовите, мы тут рядом будем.

Там, где люди разные

Из-за ширины прохода даже небольшой подъем привел к перегрузке мышц одной ноги.

Выход на минареты — очень узкий.

Там, где люди разные

Вид с минарета не получился. Туман.

Зато по местам реставрации прошлись от души. Впрочем, ничего оригинального.

Там, где люди разные

Вид на внутренний двор открывается великолепный!

При всей жмотности узбекских властей, в восстановление исторических памятников вложены огромные средства.

Там, где люди разные

Сувениры — одинаковые во всех среднеазиатских республиках.

Шер-Дор. Можно сравнить с состоянием 1870 года

Выйти из помещений оказалось не просто — решетка на замке, ментов рядом нет. Вернулись на балкон, покричали — никого.
— Подозреваю, сейчас за открытие решетки с нас потребуют бакшиш — начинаю напрягаться. В этой стране, увы, ждешь подлостей с любой стороны.
Оказалось, пока мы бродили по минаретам, в соседнем помещении вспыхнул небольшой пожар. Все силы охраны были брошены на тушение.

Там, где люди разные

После пожара часть ворот закрыли.

Находим обходные пути.

Там, где люди разные

Наконец, смогли увидеть три медресе одновременно.

Решили покушать. Пошли к центральному рынку. И снова из тумана выплывает грандиозное сооружение. Биби-Ханум — соборная мечеть Тимура.

Там, где люди разные

Названная в честь жены Тимура, одна из первых соборных мечетей Средней Азии и одна из крупнейших для своего времени.

Рынок. Халва. Так себе, если честно.

Новогодние лепехи.

Оригинальная колоннада в лавке мясника.

Парковка для осликов.

Бычки, кажется, осознают свою участь.

Там, где люди разные

Перед отъездом в Ташкент заглянули в астрономию Улугбека. Благо, автобусная стоянка находится в сотне метров.

Выбирать из междугородных пепелацев лучший — дело неблагодарное. Повезло — по дороге до Ташкента ни разу не сломались.

Осваиваем очередное метро.

Нужно найти проживание в рамках небогатого бюджета, попорченного термезскими таможенниками. Ценник дл я нерезидентов начинатеся от 45 долларов за номер, при этом для местных 8 баксов — потолок.
В итоге, пройдя 5–4 отелей, нашли шикарное убежище. 8 долларов, но с нас — 16, за риски. Селить нерезидентов отелю нельзя, нет лицензии.
Место понравилось — практически центр, соседи в аутентичных шерстяных халатах, милицейские авто в середине двора — стражи порядка отрываются подальше от любопытных глаз.

Там, где люди разные

Экономить можно на всем, кроме еды. В Узбекистане фантастические уличные кафешки и не менее фантастические корейские рестораны.

Следующий квест — поменять остатки долларов и купить билет на родину. Менять приличную по местным меркам сумму лучше на черном рынке. Но к этому рынку нужно еще получить доступ.
Зашли в авиакассы — кассир позвонила по нужному телефону, пришел валютчик и все обменял. Разница по сравнению с официальным курсом составила двойной ужин, много вина, сауну и постоянные покатушки на такси.

Там, где люди разные

Два билета Ташкент-Москва, пожалуйста!

Покупка билета по-узбекски: мест нет, но за пару долларов с рейса снимают двух ожидающих. Кассир тоже должен заработать!
И так везде — саун в городе нет, но за пару долларов таксист вдруг найдет нужное место. Вино ночью продать нельзя, но за пару долларов…
Страна пары долларов. Порой это крайне удобно.

Последнее, что запомнилось в Узбекистане — шурпа с перепелками в ресторане аэропорта. 80 рублей — тарелка отличного бульона и настоящая перепелочка, внутри которой…котлета из баранины со специями. В какой-то жуткой забегаловке. Волшебная страна.