Турист Николай Сердюков (snn1964)
Николай Сердюков
был 9 ноября 2023 12:21

Германия Май 1987

Прежде чем писать, пробежал бегло по конкурсным работам, и понял, что увы, не оригинален — рассказ о первой поездке за рубеж от туроператора МО СССР уже присутствует. Albygan уже рассказал вам о специфике работы этого «туроператора», поэтому повторятся не буду, а коротко пройдусь по конкурсным условиям.

«Почему возникла такая идея, почему вы, скажем, отправились в Доминикану, а не в Китай…»

После оформления на призывном пункте я перелез через забор и благополучно сбежал в самоволку к «провожавшим» меня друзьям. «Проводы» продолжились сразу за забором, и первую «команду» я проспал, а оправлялась она в вертолетную учебку в Таджикистан, и, через полгода, в Афганистан. Нельзя сказать, что я горевал по «сгоревшей» путевке. А команда, в которую я все-таки попал, оправилась в ГСВГ, в Германскую Демократическую Республику. Я кстати до сих косо смотрю на всякие там «горящие туры». Да и ТО и ТА так же перестал доверять, предпочитая планировать поездки самостоятельно.

«Как вы передвигались по маршруту»

Система «расселения туристов в ГСВГ» была довольно запутанна и многоступенчата. Для тго, чтобы заселиться, пришлось пройти через несколько распредлагерей. На этом этапе все передвижения были исключительно на гражданских самолетах, поездах и автобусах. Немецкие дороги (включая DB) оставили неизгладимое впечатление. Ну, а во время собственно службы добавился и военный транспорт.

«Какие достопримечательности вы посетили»

Учебка в пригороде Потсдама. Поднимаясь по песчаной «дороге смерти» через холм с стрегковому полигону, на самом верху холма можно было увидеть огни Западного Берлина. Далее т.н. «войска» — Галле и Шлотхайм, плюс сезонные выезды на природу в Ордруф и Айзенах, плюс строительный трудовой лагерь в Шлотхайме, где в чистом поле за короткий срок был возведен военный городок. Надо сказать, что культурная программа туроператором была составлена весьма насыщенно, и периодически, что в учебке, что в войсках, мои сослуживцы отправлялись на экскурсии по достопримечательностям. «А как же я?» — спрашивал я каждый раз. «А вдруг война, а командир без писаря?» — каждый раз отвечали мне. Скорее всего, это был какой-то вселенский заговор, потому что я не верил, что мои конспекты для политинформации об очередном съезде могли бы помочь выполнить весьма специфическую боевую задачу «полка прикрытия Государственной границы».

Нежданная любовь

Кстати сказать, история полка закончилась в начале 90-х трагически, но это уже совсем другая история. Как бы то ни было, вопиющая несправедливость с культурной программой подтолкнула меня к решению продлить срок турпоездки и наконец-то познакомиться поближе с Восточной Германией, а еще ближе — с Тюрингией.

Оставшись на сверхсрочную службу, я принялся наверстывать упущенное, и за два неполных года посетил: Берлин, Эрфурт, Дрезден, Лейпциг, Карл-Марк-Штадт, Магдебург, Веймар, Геру, Готу, Нордхаузен, Мюльхаузен Вюнсдорф и… многое густо и малонаселенное уже не помню. Трансфертный бонус: Ленинград, Брест, Минск, Вильнюс, Рига и Таллинн. Это, скажем так, основные города турпоездки, которые не досконально, но были пройдены ножками.

«Впечатления от путешествия»

Исключительно положительные. Служба в армии вообще странная штука — всего ничего, а воспоминаний…. Ну и, разумеется, культурный шок молодого неокрепшего организма от «Орднунга» и «витрины социализма». Орднунг — эьл когда на вокзале можно оставить чемодан у нужного тебе перрона идти пить пиво не беспокоится о сохранности. «Витрина социализма» — это когда продукты на новгодний стол в полном объеме можно купить вдеревенском магизене «Деликат» 31 декабря в обед. Полгода по возвращению на Родину из ГСВГ я в отечественных магазинах говорил «пожалуйста» вместо принятого в СССР «спасибо».

Из достопримечательностей наибольшее впечатление произвел Веймар — могила Гете и Бухенвальд.

И еще, как ни странно — секретный объект в лесах Айзенаха.

Нежданная любовь

Из кухни — тюрингские сосиски (Thüringer Rostbratwurst). Как никак национальное достояние, охраняются государством (защищенное географическое происхождение) и, на мой, уже сегодняшний взгляд, — лучше мюнхенских. Да и вообще по статистике тюрингские сосиски как любимое и известное блюдо называет 76% немцев, они известны с 1404 года и их отличительная особенность — сильный вкус майорана. А тюрингский майоран считается в Германии лучшим.

Из напитков — Nordhauser Doppelkorn (Нордхойзер Доппелькорн) или Echter Nordhauser (Настоящий Нордхойзер). Гонят эту водку «не из опилок» с 1507 года. Всегда, будучи хоть проездом в Германии, привожу бутылочку. Другую.

И в завершении короткого рассказа — пару слов о «комбэке» «25 лет спустя». Дело в том, что в далеком 1988 году юная cтудентка Таня собиралась в турпоездку в ЧССР, а тут как снег на голову предложение руки и сердца от только что (1987) демобилизованного сверхсрочника. «Выбирай» — или свадьба или путевка, сказала Тане мама. И вот только в 2010 мы доехали и до Праги и до Тюрингии. И вот что удивительно — Татьяне Германия понравилась больше чем Чехия, хотя до этой поездки она Германию не рассматривала как туристическое направление.

Нежданная любовь

Зато теперь… Вот я сейчас допишу — и паковать чемоданы, рождественские базары Баварии ждут.