tinka61
Ирина Дементьева Пользователь — сейчас на сайте
Рассказ участвует в конкурсе «Моя первая заграничная поездка»

Откровения советской школьницы в Ливане

30 ноября 2012 г. 6:10 Ливан Июль 1977
171 79

Можно сказать, что путешествовать я начала с младенческого возраста. В раннем детстве не раз жила с родителями за границей, но своей первой, по-настоящему осознанной загранпоездкой считаю каникулы, проведенные в Ливане. Страшно сказать, как давно это было! 1977 год, мне 16 лет, закончив 9-й класс я лечу на целых два месяца к родителям, которые в то время работали в Бейруте. Вот эта поездка и стала для меня сильнейшим потрясением и открытием другой жизни, навсегда врезавшись в память ярчайшими вспышками! Столько лет прошло с тех пор, а помню все, как будто это было вчера! Два месяца в стране — это уже скорее на уровне погружения в ее жизнь!

Вот первая вспышка — я схожу с трапа самолета в нелепом крепдешиновом платье, сшитым моей бабушкой. У самолета меня встречают родители, они уже полгода здесь, а как изменились за это время! Прибавилось уверенности в себе, лоска, ухоженности! Прямо из аэропорта повезли меня по магазинам, решив, что показывать дочку знакомым в таком виде просто неприлично.

Еще вспышка — вот мы гуляем по центральной торговой улице Хамре! Заходим в маленькие бутички, боже мой, чего там только нет! Кто помнит скудный ассортимент советских магазинов тех лет, поймет мое, близкое к обморочному состояние. Как сейчас помню все свои наряды, купленные мне в Ливане! Носила их буквально до дыр, пока не рассыпались в руках. Помню ощущение полнейшего ступора от изобилия товаров в магазинах. И это несмотря на военные события, хотя, как раз в тот год в Ливане было относительное затишье. Благодаря этому мне и удалось что-то увидеть. Но сначала было знакомство с Бейрутом или «Парижем Востока», как его называли в то время.

22

Центральная набережная, куда привезли меня вечером родители, поразила скромную советскую школьницу обилием банков, казино и парадом роскошных ливанских женщин. Мы тогда и не знали, что женщина может быть такой ухоженной! Ливанки, в основной своей массе, очень породистые, белокожие, не зря они гордятся, что происходят от финикийцев, умеют со вкусом одеться и себя преподнести. Одна походка чего стоит, как будто не идут, а плывут! Просто загляденье! Сколько же на них было навешено золотых украшений, но смотрелось все это удивительно гармонично!

На набережной продавали вкуснющую вареную кукурузу, а местные мальчишки артистично прыгали в море с Голубиных скал.

14

Поглазеть на этот спектакль стекалась толпа праздно шатающейся публики.

В Ливане я впервые попробовала кальян, там он назывался наргиле. Этот процесс тоже произвел на меня немалое впечатление. Увидев, как родители запросто курят его на балконе, я упросила их дать и мне попробовать и была необычайно горда этим новым опытом в своей жизни.

17

В Ливане я впервые искупалась в Средиземном море, и… чуть в нем не утонула! Как-то раз мы поехали на один закрытый пляж Бейрута. В тот день были сильные волны, а пляж был устроен в виде каменной бухты, спускаться куда надо было по лестнице. Волна утащила меня вниз, другая накрыла с головой! Еще бы чуть-чуть и конец! Но мама схватила меня за волосы и вытолкнула на лестницу, а ей помог выбраться какой-то араб, которому она упела крикнуть — «Save me!» Вот такая история, леденящая кровь, приключилась со мной в Бейруте!

И все же, несмотря на этот неприятный инцидент я сполна насладилась там пляжным отдыхом. Почти каждый день шофер отца сначала завозил его на работу, а потом отвозил нас с мамой на Кенгуру Бич, пляж для сотрудников Посольства СССР. Немало приятных часов провели мы на этом чудесном пляже, устраивая заплывы в открытое море! Вода была как парное молоко, можно было плескаться в ней часами!

И весь этот образ жизни, столь чуждый советскому человеку, тоже поначалу казался мне чем-то нереальным и сверхестественным. Ну где это видано в те годы, чтобы за тобой присылали машину с водителем! Но к хорошему быстро привыкаешь, вот и я через несколько дней уже воспринимала это как должное. Это был золотой период в жизни моих родителей! Отец много лет работал в самых разных странах, но Ливан они всегда вспоминают, как самую лучшую свою командировку. Занимая пост директора в страховой международной компании по статусу ему полагался и водитель, и секретарь, и еще много чего! К тому же, как ни странно, и контроля со стороны наших одиозных органов там почти не ощущалось, и можно было свободно ездить по стране. Спустя годы мои родители вернулись в Ливан, уже как туристы, их мучила ностальгия по тем временам!

Считаю, мне очень крупно повезло, что судьба предоставила мне шанс увидеть, как живут ливанцы в своей стране, приобщиться к их образу жизни, понять их менталитет и культуру. В основной своей массе это очень радушный, доброжелательный и культурный народ, хотя и не без хитринки, свойственной восточным людям. Очень образованные, почти все говорили по-французски и по-английски. Женщину ливанцы возводили в культ, окружая своих жен завидным вниманием и заботой! В те времена в Ливане было немало русских жен, которых привезли из Союза ливанские студенты. Одна семья ливанских банкиров, узнав, что к моим родителям приехала 16-летняя дочь, всерьез стали сватать меня за их сына. По меркам арабов, 16 лет самый подходящий для замужества возраст. Мои бедные родители не знали, как от них отвязаться, не объяснишь ведь, что в этом случае они сразу стали бы невыездными. Ливанцы такого просто не смогли бы понять! Вот так и не состоялось мое сватовство в Ливане!

А вот еще забавный случай из той жизни! Как-то мы с мамой зашли в соседнюю лавку купить арбуз. А там ведь непринято, чтобы женщина сама несла покупки домой. Хозяин лавки, славный ливанец по имени Туфик

8

и говорит маме — «Мадам, не беспокойтесь, сейчас мой мальчик отнесет Вам арбуз." И тут выходит тщедушный мальчонка лет семи и маме моей, как истинно советскому человеку, тут же становится неудобно. «Нет-нет, — машет она руками, — не надо мальчика, у меня вот есть девочка, она и отнесет!» И показывает на меня! Мне тут же на руки вываливают здоровенный арбуз, и я стоически несу его домой! Этот случай давно стал нашим семейным анекдотом.

Умопомрачительный запах в ореховых лавках чуть не свел меня поначалу с ума! Фисташки, кешью и огромные корзины с засахаренными фруктами стали для меня очередным открытием в Ливане. Но что меня особенно поразило в Бейруте, так это обувные магазины! Мало того, что выбор обуви был огромный, так еще и сервис умопомрачительный! Продавец вставал перед тобой на колено и собственноручно примерял каждую пару обуви! Это был совершенно новый опыт! Понравилось? Не то слово! Что такое шоппинг я тоже впервые познала именно там! Запомнился армянский квартал Бурж Хаммуд — золотые ряды просто ослепляли!

10

Сколько же там было украшений, и цены такие доступные! А уж когда и мне купили кое-что из золота, то счастью моему не было предела!

А сколько мы ходили с родителями по ресторанам, все благодаря их друзьям-банкирам с неограниченными представительскими средствами! Помню, поразил меня один ресторанчик в горах! Мы сидели под виноградными лозами, а хозяин заведения метал на стол блюда исключительно из креветок! Это называлось мезе из креветок! А хумус в лепешках, объеденье! Тоже все новые гастрономические открытия! Потом я пробовала и другие блюда ливанской кухни, и настоящее мясное мезе, и шаурму, но тот милый ресторанчик навсегда врезался в память.

Как весело и бесшабашно проводили мы то лето! Весь тамошний образ жизни был так непохож на унылую советскую действительность, что можно было только удивляться, что здесь люди живут совсем по иным законам! Они просто живут и наслаждаются жизнью! Для меня это был самый настоящий шок! Мы ездили на пикники у реки, в гости к арабам в горы. Контроля-то особого не было, со стороны сами знаете кого, вот и можно было позволить себе контакты с местным населением. В доме у сотрудников отца столы ломились от угощений, ливанцы славятся своим гостеприимством. Вспоминаю Мадам Жоржетт, секретаршу отца. Милейшая женщина, долго лечилась от бесплодия, для арабов ведь это целая трагедия, и вот наконец смогла родить сына.

Как хорошо в горах летом, всегда на несколько градусов ниже, чем на побережье! В Ливане и горнолыжные курорты есть! Сочетание пляжа и лыж повергло меня в изумление. Покатался на лыжах, сел в машину и через час уже купаешься в море. Ну не фантастика ли?

Целый калейдоскоп впечатлений получила я в этой маленькй стране. Вот мы идем на Сук, местный рынок.

13

Торговцы кричат, зазывают, трясут перед нами товаром. Ощущаю себя в сказке из 1001 ночи!

13

В воздухе витают умопомрачительные запахи жареных орехов, табака, специй и моря. Здесь нужно торговаться, а для меня это в диковинку, я впервые вижу, как происходит этот процесс.

Район Джуния, где высоко над городом стоит огромная статуя Девы Марии, привезенная из Франции в конце 19-го века.

12

Ливанцы называют ее на французский манер «Нотр дам дю Либан». С подножия статуи открывается захватывающий вид!

Плодородная Долина Бекаа — мы ездили туда собирать виноград, бананы и кактусы.

15

А на обратном пути обычно заезжали в монастырь и покупали у монахов домашний сыр и вино.

Какой же Бейрут колоритный город, сколько здесь переплелось самых разных культур и религий! Удивительно было видеть соседствующие кресты храмов и полумесяцы мечетей на улицах города.

13

Три религии в стране — христиане, мусульмане и неведомые нам друзы. Мы, хотя и жили в мусульманском районе, но общались в основном с христианами, самыми цивилизованными и добропорядочными арабами. Видели на окраинах и лагеря палестинцев — грязь, шум, оборванные дети, зрелище не из приятных! Одни проблемы принесли они процветавшему раньше Ливану! За 17 лет войны все разрушили, испоганили! Повсюду стояли бронетранспортеры, военные с автоматами наперевес!

13

Иногда в нашем районе постреливали, и для меня эти перестрелки превращались в остросюжетные боевики! Мы подглядывали за стрелявшими из окна, хоть это было и небезопасно, но любопытство пересиливало здравый смысл! Так и хотелось крикнуть — «Эй, смотри, вон там за углом прячется враг!» Острейшие ощущения для меня! Уже после моего отъезда разбомбили офис отца. Ужас, остались одни обломки! Его, к счастью, в то время там не было, можно сказать, что родился в рубашке!

Совершеннейшим потрясением стала для меня поездка в Баальбек, древний город и величайший храмовый комплекс Ближнего Востока. Здесь переплелось сразу несколько цивилизаций — финикийцы, эллины, римляне, все оставили свой след!

14

Самое же выдающееся сооружение Баальбека это Храм Юпитера, построенный римлянами. Из 52 массивных колонн храма сохранились всего лишь 6, но и они еще как впечатляют!

15

Не удивительно, что храмы Баальбека приписывают к лучшим шедеврам Древнеримской архитектуры. Глядя на это чудо архитектуры ко мне пришло осознание того, сколько же всего в этом мире интересного и неведомого нам!

14

Думаю, что именно тогда и проснулась во мне страсть к путешествиям!

Ездили мы и в древнейший город Библос, название которого происходит от слова «Библия».

12

Прямо у входа в Старый город стоит средневековая крепость крестоносцев 12 века. Побродить по крепости и амфитеатру на закате — одно удовольствие!

10

Что примечательно — люди никогда не покидали это место. Какая интересная история у этой малюсенькой страны, не переставала удивляться я!

И еще, конечно же, знаменитые ливанские кедры, символ страны! За ними надо ехать высоко в горы.

13

Исполинские кедры поражают своей древностью — их возраст сотавляет около 2000 лет! Оказывается, Венеция была построена на сваях из ливанского кедра, а на кораблях из кедра плавали по Средиземному морю финикийские мореходы, ценившие прочность его древесины. Просто историческое дерево!

Вот такой щедрый подарок преподнесла мне Судьба в 16 лет! Два месяца, проведенные в Ливане, полностью первернули мои представления о жизни и о мире. Именно там я осознала, что надо спешить увидеть этот такой большой и разнообразный мир! Поэтому именно эту поездку я считаю знаковой в своем путешественническом списке!

Комментарии

ronadort
+4
30 ноября 2012 г. 7:11
Ира, даже представить не могу, какое же ты получила потрясение от этой поездки. И это при том, что за спиной уже и парижы были и иже с ними.Я от Египта в 2000г. просто одурел. А здесь, когда на дворе 1977?! Обалдеть!!! Да, а где проголосовать то можно?
tinka61
+1
30 ноября 2012 г. 17:02
Да, Николай, крышу, грубо говоря, снесло мне там полностью! И так не хотелось возвращаться в Москву, в 10-й класс, что просто хоть плачь! А продолжением этих каникул стало возвращение в Одессу на пароходе, через Стамбул, Афины, Ларнаку. Представляешь, какой еще дополнительный шквал эмоций я получила!
ronadort
+3
30 ноября 2012 г. 17:10
tinka61 писала 30 ноября 2012 г. 17:02
И так не хотелось возвращаться в Москву,
А ведь варианты остаться были. Тебя же там сватали. Чем не причина не идти в 10 класс!?
tinka61
+2
30 ноября 2012 г. 17:27
Я часто со смехом вспоминаю этот случай и "корю" родителей! Говорю, вот, отдали бы меня замуж за ливанского банкира, жила бы себе сейчас припеваючи, где-нибудь в Париже или НЙ, куда многие ливанские банкиры уехали во время войны, и забот бы никаких не знала!
tinka61
30 ноября 2012 г. 17:50
Коля, голосование начнется с 17 декабря! Сейчас пока нельзя оценивать конкурсные рассказы!
Margaritka
+2
30 ноября 2012 г. 8:37
Иринка, да испытание Ливаном не для 16 лет!!! Мы до сих пор пупеем от многих вещей, хотя уже столько видено-перевидено! А тут 77-ой и к тому же в друмуче-советское время.... Даааааа... и только!!!! слов нет, одни чувства!!! Потрясный опыт! ... и великолепный рассказ с экскурсом по достопримечательностям Ливана!!! Браво!!!
P.S. Ира, а как на маму-то похожа!!! Особенно сейчас, просто удивительно!!! Если не знать, что это фото 77-го будто один человек!!! Хорошая примета считается, когда девочка копия мама - говорили раньше - будет счастливой!!! Вот тебе и решать справедливость этой приметы!
tinka61
+4
30 ноября 2012 г. 17:05
Маргарита, спасибо. За два месяца в Ливане я успела и достопримечательности посмотреть, и с людьми пообщаться! Человеческий фактор, наверное, даже больше меня потряс! Ведь я увидела, что люди могут быть другими, что жить можно по-другому! Вот от этого самый большой шок и получила!
А с мамой, да, правда, мы очень похожи! Насчет приметы, не знаю, вроде, не жалуюсь.
Margaritka
+2
30 ноября 2012 г. 17:11
Ириша, тот же самый опыт и шок был и у нас, что оказываются люди могут жить по другому... не в смысле материально, а в смысле отношения друг к другу, к мирозданию!!! И уже столько прошло времени, а это удивление только крепнет! И чем оно глубже и крепче, тем все более недоуменным становится вопрос: а мы что из другого теста что ли???
tinka61
+3
30 ноября 2012 г. 17:28
Это сейчас не так заметно, как в те дремучие времена! А тогда было просто что-то на грани запредельности!
Margaritka
+1
30 ноября 2012 г. 17:32
так вот и я о том же, что если сейчас все ещё, то что говорить про тогда??? революция в мозгах, настоящая революция!!! Хоть мой выезд был много позже и в другую страну, но переживания те же самые - революция!!! Внутренний взрыв, после которого уже ничего не могло стать на свои места и по-прежнему - ничего!!!
tinka61
+1
30 ноября 2012 г. 17:38
Да, это все так. Я тогда поняла, что надо как следует учить языки, чтобы свободно общаться с людьми из других стран и стала это воплощать в своей жизни. Помню еще показательный эпизод из совка - на вторм курсе Иняза я потеряла комсомольский билет, так меня чуть из комсомола и института не вышибли, и стажировку на Кубу зарубили. Так я с тех пор все на Кубу и не доберусь!
Margaritka
+1
30 ноября 2012 г. 17:45
прямо не судьба с Кубой!!! а с инстом аналогичная песня: было собрание, общественное порицание, на ком бюро разбирали и мордовали так, что тошно вспомнить, а только из-за того, что мой рюкзак унесло потоком в археологической экспедиции! что с ним все вещи и тд, которые тогда было не достать нигде и все такое, что я остальное время перебивалась без вещей хуже бомжа - никого не интересовало...
tinka61
30 ноября 2012 г. 17:47
Противные были времена, не хотелось бы в них вернуться!
Margaritka
+1
30 ноября 2012 г. 17:51
будем верить, что к этому возврата нет... Да и мудрость всех народов говорит, что дважды в одну реку не войти!
teona
+3
30 ноября 2012 г. 10:43
Да уж! Как здорово, что у нас есть память и можно вспомнить те далекие времена! Такие впечатления и ощущения, какие были у вас в то время Ира и правда не забываются.
Margaritka писала 30 ноября 2012 г. 8:37
Ира, а как на маму-то похожа!!!
- я как раз хотела написать, да не успела :) Я даже не сразу поняла которая Ира а которая мама :))) Чудесное время и чудесные воспоминания! Светлый цвет волос вам больше идет :) (на фото вы брюнетка :))
tinka61
30 ноября 2012 г. 17:08
Спасибо, Теона. Эта поездка для меня незабываемая, потом таких сильных впечатлений уже нигде не было! Наверное, это только в детстве и юности мы можем так остро ощущать и радоваться всему новому! Сейчас я на все реагирую намного спокойнее.
На тех давних фотографиях я кажусь себе очень смешной, сейчас, конечно, и волосы, и все остальное - другое!
spatefillum
+3
30 ноября 2012 г. 11:09
Если бы такое путешествие произошло сейчас, все равно бы ощущался контраст с домашней действительностью. А тогда такая поездка по впечатлениям наверное была сродни полету на Луну.
tinka61
+1
30 ноября 2012 г. 17:09
Точно, Люба, я себя ощущала там, как на другой планете! Во всех отношениях!
albygan
+6
30 ноября 2012 г. 11:30
Молодец, Ира! Ты и сейчас запросто передаешь те эмоции юной девушки. Значит такой и осталось, а то что там в паспорте - не придавай значения!
tinka61
+2
30 ноября 2012 г. 17:11
Альберт, спасибо! Эмоциональность я сохранила, несмотря на годы. И сейчас умею восхищаться новыми местами, но тогда это было что-то просто запредельное, зашкаливающее за границы моего понимания! Поэтому вернулась я оттуда "больная на всю голову" и стала срочно учить английский и поступать в Иняз!
arxitektor
+2
30 ноября 2012 г. 17:55
Хороший, легкий рассказ и правильный вывод -
tinka61 писала 30 ноября 2012 г. 17:11
стала срочно учить английский и поступать в Иняз
.
tinka61
+1
30 ноября 2012 г. 17:59
Спасибо,arxitektor. Я ведь там впервые получила возможность общаться на английском с местным населением и, конечно, школьного английского явно не хватало! Поэтому и пришла мысль, что надо как следует учить английский, а заодно и другие иностранные языки!
chulenok
+1
30 ноября 2012 г. 11:59
Отличный рассказ! Очень интересно.
tinka61
30 ноября 2012 г. 17:11
Спасибо Вам большое за внимание! Мне очень приятно!
NataliaC
+2
30 ноября 2012 г. 12:11
Окунуться в столь юном возрасте в быт такой страны, столько всего увидеть, естественно перевернется все мировоззрение!
Женщину ливанцы возводили в культ, окружая своих жен завидным вниманием и заботой!
-неужели такое бывает?
tinka61
+1
30 ноября 2012 г. 17:14
Наташа, спасибо. Знаков не хватило, чтобы подробно описать эту тему. Моя мама говорит, что именно в Ливане она впервые по-настоящему прочувствовала себя женщиной. Ливанцы не только к своим женам так относятся, для них любая женщина это что-то высшего порядка, что совсем нетепично для других арабов. Внимание, комплименты в хорошем смысле, помощь во всем - все это я впервые увидела в Ливане!
vasilets
+7
30 ноября 2012 г. 12:20
Да уж, Ира, могу выразить только свое восхищение столь невероятным для тех лет путешествием. Представляю, какой это был культурный шок для школьницы 70х годов, не избалованной советской действительностью.
С каждым днем появляются рассказы один лучше другого. Только вчера читал рассказ Альберта об Афгане - думал, что лучше ничего быть не может, а сегодня ты приподнесла сюрприз из детства - тоже великолепно.
Только что закончил свой рассказ, выкладывать его уже даже стыдно - до того примитивной была моя первая поездка, по сравнению с опытом блоггеров, которые уже написали о подлинных приключениях.
spatefillum
+4
30 ноября 2012 г. 17:14
Да? А нам неопытным что тогда говорить?
teona
+2
30 ноября 2012 г. 18:39
Согласна с Любой! Ждем с нетерпеньем Сергей ваш рассказ!
tinka61
+2
30 ноября 2012 г. 17:17
Спасибо, Сережа! Рада, что тебе понравился мой рассказ! Вспоминаю Ливан, как сказку, как авантюру, как остросюжетный боевик! Все переплелось в этой поездке! Поэтому и запомнилась так ярко! И главное, выводы правильные из нее я сделала!
Не знаю, на какую тему твой рассказ, но давай выкладывай! Почитаем и уж сами решим и обсудим!
Margaritka
+4
30 ноября 2012 г. 17:21
Серёжа! Вот не ваша правда! Я читаю все рассказы и пупею! я думала, что у меня проблема только с выбором фото для альбомов, а оказывается все ОООчень запущено: я за каждый готова ставить ++++!!! У каждого для его времени и на его месте бесподобный опыт и для всех он одинаково новый!!! я так вхожу в ситуацию, что проникаюсь чувствами каждого и так интересно!!! Столько всего поднято с глубины души, что как выбирать??? я не знаю!!! Лично я не сомневаюсь, что и твой рассказ будет бесподобным!!! Хотя я все таки не поняла по каким критериям будет оцениваться рассказ! За красочность? эмоциональность? юмор? перечень достопримечательностей? необычность пережитого опыта? редкость страны? давность поездки? вообщем для себя я не увидела базовых опор для выбора, кроме 10 000 и что это первое путешествие за рубеж...
vasilets
+1
30 ноября 2012 г. 18:06
Рита, если я правильно понял, то после 17 начнется общее голосование блоггеров, кто больше плюсов получит - тот и выиграл...
Вроде так
Margaritka
30 ноября 2012 г. 18:11
так -то оно так, Сережа! только я для себя не могу выбрать критерии за кого отдавать +
Все работы нравятся: конечно каждая по своему, но нравятся!
tinka61
30 ноября 2012 г. 18:12
Margaritka, наверное, надо брать все перечисленные тобой критерии в совокупности.
Margaritka
+1
30 ноября 2012 г. 18:20
А вот это интересно!!! У одних есть одно у других другое!!! К примеру, у Альберта никакой прикладной значимости, а невозможно оторваться!!! А у alexeeva2305 про Дубаи, куда я уже больше вообще не собираюсь ехать. а все равно проникаешься переживаниями человека и так увлекаешься. будто завтра на самолет!!! Словом, Ира, для меня это пока неразрешимая дилемма...
spatefillum
+3
30 ноября 2012 г. 18:52
Я тоже над этим размышляла и для себя пришла к выводу, что это в большей степени не конкурс, а отличная возможность узнать друг друга получше. Настолько проникаешься эмоциями рассказчиков, что хочется голосовать за всех
tinka61
30 ноября 2012 г. 20:05
Тогда, думаю, только личные предпочтения будут играть решающую роль!
Margaritka
+2
30 ноября 2012 г. 20:19
Да, Иринка, доживем до 17-го! только я уже с 15-го и до 30-го буду не в зоне интернета!!! Ну посмотрим, может быть что-нибудь удастся придумать...
tinka61
30 ноября 2012 г. 20:22
Проблема, однако!
Margaritka
+1
30 ноября 2012 г. 20:38
да! Но запланированная еще больше года назад, Ирина! Так что еще тот вопрос! Может, попрошу админов за меня это сделать, если возможно... Но время еще есть что-то придумать!!!
Запись с ответом была удалена.
fanolia
+4
30 ноября 2012 г. 12:52
Вот так мы постепенно и судьбы туристеров узнаем.
Прекрасный рассказ! Многое отозвалось в сердце и в памяти.
tinka61
+1
30 ноября 2012 г. 17:18
Спасибо, Ольга. В моей богатой биографии это , можно сказать, первая интересная ступенька! Дальше, уже в молодости, была жизнь в Перу, потом в горячей точке Анголе и тд.
arxitektor
+3
30 ноября 2012 г. 17:54
fanolia писала 30 ноября 2012 г. 12:52
Вот так мы постепенно и судьбы туристеров узнаем.
- отлично подмечено!
viaje
+2
viaje
30 ноября 2012 г. 13:29
Молодец, Ириша !!!
tinka61
30 ноября 2012 г. 17:19
Спасибо, Наташа! Что интересно, даже особо напрягаться не пришлось, вспоминая те года! Настолько все живо и ярко в памяти осталось!
viaje
+3
viaje
30 ноября 2012 г. 20:43
Можно, конечно, помнить факты, НО ощущения, выводы (которые становятся таковыми только спустя время). А как изложено - кружева Альгамбры. На фото ты такая хорошенькая: мама+папа+сияние и восторг молодости. Да, голосовать будет трудно. Из того, что на "сейчас" прочла, я - за всех. Так бережно у всех написано.
tinka61
30 ноября 2012 г. 20:46
Наташа, а вся прелесть в том, что голосовать можно будет за все понравившеися рассказы!
viaje
+3
viaje
30 ноября 2012 г. 21:06
УРРР-РРРА !!!!!
elenarossi
+4
30 ноября 2012 г. 14:16
Очень понравилось. Доброта и простота в изложении. Никакого "бахвальства". Подкупает необыкновенно. Конечно, такая первая поездка за кордон - это Событие! Изложено хорошо, так что читать приятно, как настоящий рассказ. Здорово, что много фотографий с тех пор осталось. Это редкость.
tinka61
+9
30 ноября 2012 г. 17:21
Спасибо, Елена. Писала откровенно, все как было! А фотографии из семейного альбома пришлось моим родителям сканировать и отправлять мне из Москвы! Чего не сделаешь ради туристера!
elsarieva
+4
30 ноября 2012 г. 21:31
Ира! С таким рассказом можно только побеждать! Мне все понравилось: искренность, слог, естестенность, последовательность изложения, познавательный момент, эмоциональность, теплота, сквозящая ностальгия по далеким, счастливым годам.
У меня возникло чувство, что я читаю рассказ хорошо знакомого мне человека. Не зная друг друга, мы благодаря общению на ТУРИСТЕРЕ, смогли выделить для себя тех или иных друзей, сложить определенное впечатление о характере, о личности.
Сложно будет при голосовании, два моих любимых автора уже разместили свои рассказы.
tinka61
+1
30 ноября 2012 г. 21:35
Лена, огромное Вам спасибо за такие теплые слова! Я очень тронута! Старалась выложить здесь и свою ностальгию по тем далеким временам, и по той стране, которой теперь, увы, уже нет в том виде, в котором ее видела я!
Вы совершенно правы, на туристере у нас образовался круг приятных и интересных нам людей, у всех уже есть свои любимые авторы. Общаемся друг с другом чаще, чем с родственниками! Это факт!
alenabesedovski
+4
1 декабря 2012 г. 2:44
Ирина,мне очень интересно читать Ваши работы!Именно с Вас началась моя блоггерская жизнь.вот уже год наблюдаю,как совершенно разные люди открывают свои сердца друг-другу.Я никогда не думала,что компьютер может подарить столько эмоций,новых открытий и интересных знакомств.
tinka61
+2
1 декабря 2012 г. 6:18
Спасибо, Алена! Я очень рада, что дала Вам путевку в туристер, если можно так выразиться! Согласна с Вами, общаться здесь очень интересно, ведь мы все тут единомышленники собрались, повернутые на стремлении увидеть мир своими глазами! А уж когда виртуальные знакомства переходят в реальную дружбу в реальной жизни, то это еще ценнее!
Tanyushka
+2
1 декабря 2012 г. 3:17
Вот уж опыт так опыт! Первая поездка оказалась сверхнасыщенной! Тут вам и шоппинг впервые, и война, которая явно была лишним впечатлением, совершенно ненужным.
Первая часть рассказа у меня вызывала теплые воспоминания о моем детстве. Вся семья за большим столом и воспоминания бабушки о ее прожитых годах. Но, когда о военных действия читала - "мурашки по коже". В любом случае - богатейший опыт, его "не пропьешь"!
tinka61
+1
1 декабря 2012 г. 6:21
Спасибо, Татьяна, а для меня военные впечатления были очень интересными и не лишними! Представьте только, стреляют вокруг, опасность витает в воздухе, да еще можно наблюдать за этим из окна своей квартиры! Это же экстремальные впечатления, сильнейшие эмоции! Я потом подобный опыт в Анголе продолжила, там вообще бомбили, в бомбоубежище сидели. А вспоминаю все это, как приключения в своей жизни! Адреналин!
Tanyushka
+2
1 декабря 2012 г. 8:06
Боже мой!!!! Какой у вас опыт огромный!!! ЗАВИДУЮ !! по доброму
tinka61
+2
1 декабря 2012 г. 17:03
Спасибо, Татьяна. Приключений в моей жизни много было, это правда!
Mnemon
+3
1 декабря 2012 г. 7:00
Ооо, какие фотографии! "Тёплые, ламповые" )))
Шикарно )
tinka61
+2
1 декабря 2012 г. 16:57
Да, Артем, фотографии почти раритетные! Несмотря на плохое качество что-то в них есть такое, притягательное!
Olga_Saboteur
+2
1 декабря 2012 г. 21:40
Кстати, да. Забыла у себя отметить: неповторимое уже ретро...
Особенные - пейзаж и двойной портрет на балконе.
tinka61
+1
1 декабря 2012 г. 21:44
Этим фотографиям ведь больше тридцати лет, антиквариат, можно сказать!
AsiaGate
+1
1 декабря 2012 г. 11:27
Ира, прочла с большим интересом и поняла, откуда у тебя эта неистребимая страсть к путешествиям:)) Как можно было с таким стартом усидеть на месте - в совке, зная, что вокруг - огромный мир? Никак!
vasilets
+3
1 декабря 2012 г. 15:33
AsiaGate писала 1 декабря 2012 г. 11:27
усидеть на месте - в совке, зная, что вокруг - огромный мир


Представляешь, Оксана, а ведь Ирине несказано повезло иметь таких родителей.
Остальные 99,999999...% населения сидели в совке и даже не думали, какая необычная жизнь происходит за кордоном
tinka61
+1
1 декабря 2012 г. 17:00
Это правда, Сережа, с родителями мне повезло, во всех отношениях. И я это очень ценю и всегда ценила!
tinka61
+2
1 декабря 2012 г. 16:58
Спасибо, Оксана. Видишь, я уже с детства подсела на это дело, и с каждым годом эта страсть только растет и растет!
nat4450
+2
1 декабря 2012 г. 14:10
Детская психика воспринимает все еще более ярко, чем реагируют взрослые. А тут -«Париж», пусть и Востока… Понять можно!
Спасибо нашей памяти, что она делает нам подарки, греющие душу еще много – много лет спустя…
tinka61
1 декабря 2012 г. 17:01
Детская память очень яркая, поэтому каникулы в Ливане помню в деталях спустя многие годы, настолько ярко все было!
nat4450
+3
17 декабря 2012 г. 22:40
Пусть наша память доооооооооооолго хранит все хорошее и доброе, что у нас было и есть в жизни.
tinka61
+1
17 декабря 2012 г. 22:43
Конечно, Наташа, наша память так устроена, что вспоминаешь чаще всего только хорошее, что было в жизни!
ala
+2
1 декабря 2012 г. 21:37
Бедная вы моя! Так рано узнать, что у нас не самая лучшая в мире страна!
А если серьезно, то легко и приятно было читать, и погружаться в то время, чувствовать КАК все шокировало!
tinka61
+1
1 декабря 2012 г. 21:41
Даже не знаю, Алла, хорошо это или плохо, что у меня была возможность так рано понять, что живем мы у себя в стране убого и серо! Ведь, когда не знаешь, что где-то есть другая, комфортная и интересная жизнь, то и нормально себя ощущаешь в своей среде. Я помню, когда вернулась оттуда, еще долго ходила, как в воду опущенная!
Спасибо за комментарий!
ala
+1
1 декабря 2012 г. 21:46
Вот-вот, Ирина! Детская психика могла и надломиться! Это хорошо, что вам захотелось языки учить, а не буянить в знак протеста!
Tanyushka
+2
2 декабря 2012 г. 3:52
Я думаю - это мы бедные. Столько лет жили в стиле "день сурка". Серость, убогость и неразвитость гругозора. О всем судили только по книжкам и фильмам. Как теперь знаем, информация была далеко не всегда верная. Я лично в то время не хочу!
tinka61 писала 1 декабря 2012 г. 21:41
Даже не знаю, Алла, хорошо это или плохо

Однозначно, ХОРОШО!
tinka61
+1
2 декабря 2012 г. 4:01
И я тоже ни за что не хотела бы вернуться в те времена! Сколько бы ни говорили про социальные блага и защищенность! Действительно, в стиле "день сурка", это Вы хорошо сказали!
Olga_Saboteur
+2
1 декабря 2012 г. 21:37
Примерила на себя такое - очень волнительно, даже сердце чаще забилось. Неимоверная круть, мы о таком в буквальном смысле мечтать не смели, особенно в провинции. Нам казалось, центр Вселенной - это Москва...
tinka61
+1
1 декабря 2012 г. 21:42
Спасибо, Ольга. Знаете, Вы совершенно правы, в те далекие времена мы о многом не могли даже мечтать, живя за Железным занавесом. Поэтому и в шок приводило знакомство с другой жизнью!
milochka
+2
2 декабря 2012 г. 21:41
Невероятно интересно было и читать и смотреть старые фото!!!
Ирина,Вы- большая умница!!!
Я думала,что после рассказа Альберта об Афгане не проникнусь другой историей!
Прониклась!!!
tinka61
2 декабря 2012 г. 21:53
Спасибо, Елена, на добром слове! Рада, что Вы прониклись моим ретро рассказом про стародавние времена!
Irina_M
+2
2 декабря 2012 г. 22:35
Ирина, мне очень понравился ваш рассказ о 2-х месяцах вашей юности! Так искренне и непринуждённо вы нам поведали о своих впечатлениях и ощущениях за далёкой для нас, советских школьников, границей! Я, если честно, об этом даже и не мечтала. У меня была своя школа жизни, и я ни о чём не жалею! Потому что это мой путь! Мне было хорошо с моими родными в союзе, молодость, первая любовь, всё это было в СССР. Удачи вам в конкурсе, Ирина!!!
tinka61
+1
2 декабря 2012 г. 22:44
Ира, спасибо, мне очень приятно, что Вы прочувствовали мои эмоции и впечатления от той давней поездки!
Irina_M
+1
2 декабря 2012 г. 23:14
Ира, а голос свой можно отдать только за один рассказ? Или я могу нескольким авторам плюсы поставить?
tinka61
+1
3 декабря 2012 г. 1:35
Ира, можешь ставить плюсы всем рассказам, которые тебе понравились! Так в правилах прописано!
Irina_M
3 декабря 2012 г. 19:15
Спасибо!
Dimitry
+3
3 декабря 2012 г. 18:27
А вот интересно, если б замуж Вас все таки тогда бы выдали, встретились бы мы все нынче не Туристере? Понимаю, что история не терпит сослагательного наклонения, но все же? Есть повод пофилософствовать...
tinka61
+1
3 декабря 2012 г. 18:31
Ох, какой вопрос с подковыркой, Дмитрий! Я думаю, что в любом случае встретились бы здесь! Какая, в сущности, разница, где жить! Вот сейчас я живу между Чили и Россией, а в другом случае, просто была бы другая география!
Dimitry
+2
3 декабря 2012 г. 18:36
Могла быть не только география другая. Может Вы бы тогда претендовали на первое место в конкурсе рассказов на тему: " Моя туристическая поездка в Москву". Ведь могло бы быть и так?
tinka61
+2
3 декабря 2012 г. 18:52
Да запросто! Жизнь порой такие сюрпризы преподносит, что я уже давно поняла - даже самые невероятные вещи вполне могут в ней случиться!
sonnenschein
+2
7 декабря 2012 г. 14:44
Спасибо,Вам,Ирина, за такой пронзительный рассказ! Вы,смогли передать эмоции,настроение 16-летний школьницы. Эта эмоциональность и жажда жизни присутствует в каждом Вашем рассказе
tinka61
+1
7 декабря 2012 г. 17:06
Мне очень приятно, Елена, спасибо за положительный комментарий! Прошло больше тридцати лет с тех пор, даже страшно озвучить, а настолько все живо в памяти!
elenanicosia
+1
8 декабря 2012 г. 20:27
Ирочка! Отличный рассказ, живо и очень искренне, желаю победы в конкурсе!
tinka61
+1
8 декабря 2012 г. 20:30
Спасибо, Лена! Все с тех пор хочется вернуться в Ливан, посмотреть, как там теперь стало! И все никак пока не получается! Может быть, когда-нибудь с Кипра получится вырваться!?
elenanicosia
+1
8 декабря 2012 г. 20:54
да, Ира, с Кипра это сделать очень легко - полет менее получаса занимает, просто удивительно как близко! Правда Ливан стал другим, и мы другие.... боюсь - то очарование "от 16-летней девушки" может немного пострадать, но если не стремиться к повторению, то безусловно и сейчас можно получить огромное удовольствие от посещения, просто с другими акцентами...
tinka61
8 декабря 2012 г. 21:17
Может быть выложишь альбом о своей поездке в Ливан? Было бы интересно посмотреть!
Alewtina
+2
10 декабря 2012 г. 12:41
rasaboteur писал 1 декабря 2012 г. 21:37
Примерила на себя такое - очень волнительно, даже сердце чаще забилось. Неимоверная круть, мы о таком в буквальном смысле мечтать не смели, особенно в провинции
- вот тоже об этом подумала почему-то. Необычайно волнительное путешествие у Вас, Ирина случилось! Читала с замиранием сердца!
tinka61
10 декабря 2012 г. 17:02
Мне так приятно, Аля, что похоже удалось передать ощущения и реакцию обычного подростка при попадании в те времена за границу! За замиране сердца - отдельное спасибо!
onemorething1
+3
onemorething1
11 декабря 2012 г. 1:43
Сногсшибательный экспириенс!
Фотографии из прошлого просто восхитительные! Ты на маму похожа
Меня еще вот что заинтересовало сразу: вы там совершенно не покрытые в свободных одеждах ходили. Сразу же подумалось что во времена моего двухгодичного пребывания на Ближнем Востоке нам постоянно напоминали что "нравы местного населения нужно уважать".
Ты правильно приметила что дамы у них "плывут". Катарчанки - то же самое.
tinka61
+1
11 декабря 2012 г. 1:47
Лена, спасибо за внимательный коммент! Ливан это совершенно особенная страна, которая всегда выделялась свободными нравами на фоне других арабских стран! Дамы там, это еще в те времена, были совершенно раскрепощенные, одевались даже слегка вызывающе, то есть там нет и не было запретов, табу и других атрибутов мусульманской культуры и менталитета.
MarVi
+1
MarVi
11 декабря 2012 г. 2:12
"надо спешить увидеть этот такой большой и разнообразный мир! "
Так хорошо сказано! И поездка удивительная очень получилась!
tinka61
+1
11 декабря 2012 г. 2:37
Спасибо! Это главный вывод, который я вынесла из той поездки! Вот с тех пор все и спешу, никак не могу остановиться!
Aramisov
+2
12 декабря 2012 г. 13:05
Замечательный рассказ, эмоции и впечатления переданы отлично. Очень похожие чувства проявлял мой одноклассник, вернувшийся из морского рейса по заграницам, именно в конце 70-х.
Огромный контраст с нашей страной, где многие жили по такому закону: специально создавать себе трудности, чтобы потом их мужественно преодолевать. А там люди жили просто в свое удовольствие и не строили никаких коммунизмов.
Фото очень теплые, хоть и не цифра, но в них душа...
tinka61
+1
12 декабря 2012 г. 16:27
Спасибо, Анатолий! Прекрасно понимаю Вашего одноклассника, еще долгое время, вернувшись из Ливана, пребывала в самом настоящем щоке ото всего, увиденного там! И самое главное, конечно, это люди, их образ жизни, такой непохожий на наше убожество! Они просто жили, чтобы получать удовольствие от жизни!
etelvina
+1
15 декабря 2012 г. 20:01
Очень здорово! Арабские страны - это другой мир, и в те времена, и сейчас. И глобализация - это не их тема, аутентичны во всем!
tinka61
15 декабря 2012 г. 20:32
Спасибо Вам за комментарий! Арабские страны очень аутентичны, а Ливан страна очень своеобразная, сильно отличающаяся от других арабских стран своей цивилизванностью, лоском, европеизированностью.
albygan
+1
17 декабря 2012 г. 14:25
Голосую, Ирина! Но обязан отметить, как " страшно ты была от народа"! Правда непосредственность и откровенность подкупает!
tinka61
+1
17 декабря 2012 г. 16:24
Спасибо, Альберт, ценю. В свое оправдание хочу сказать, что это был начальный, золотой период моих путешествий и странствий. На следующем этапе были мытарства по горячим точкам, где, как понимаешь, всего хлебнула.
albygan
+2
17 декабря 2012 г. 17:24
За это и ценю, а также, что сохранила к своим 22 годам (просто, после 21-го года тебе во всех странах можно поднять бокал!) и непосредственность советской школьницы, и открытость миру и восторг от встречи с новым, что чувствуется в твоих рассказах!
tinka61
+1
17 декабря 2012 г. 17:36
Ох, как приятно такое про себя прочитать! Спасибо!!!
vasilets
+2
17 декабря 2012 г. 16:39
Ира, и, конечно, мой голос тебе - реальному претенденту на победу
tinka61
17 декабря 2012 г. 16:54
Сереж, спасибо тебе, голос твой мне очень дорог!
ala
+2
17 декабря 2012 г. 16:48
Блин! Даже критиковать не за что! Все, не побоюсь этого слова, профессионально. Плюс.
tinka61
17 декабря 2012 г. 16:54
Благодарю за такую оценку!
MarVi
+2
MarVi
18 декабря 2012 г. 16:48
Ира, ещё раз прочитала Ваш рассказ! Ничего говорить не буду, все всё сказали. Только одно маленькое слово скажу... Ваше путешествие и Ваш слог изложения завораживают!
tinka61
18 декабря 2012 г. 16:59
Спасибо Вам, Марина, мне очень-очень приятно!
reandrej
+1
20 декабря 2012 г. 20:30
Я за вас голосую как могу!))) Очень понравился ваш интересный рассказ!
tinka61
20 декабря 2012 г. 20:33
Спасибо, Андрей, ценю Ваш голос!
AnastasiaZaitseva
+2
20 декабря 2012 г. 20:41
Ирина, у Вас все так проникновенно написано, будто Вы месяц назад там побывали!
А еще я после этого рассказа пересмотрела свое отношение к Ливану, мне давно там контракт предлагают, теперь стоит задуматься и выяснить по-прежнему ли они отличаются от всех арабов!
tinka61
20 декабря 2012 г. 20:54
Спасибо за голос, Настя! Вот это было бы действительно интересно, поехать сейчас в Ливан и посмотреть, как там теперь жизнь устроена! Мне бы кто там контракт предложил, ха-ха! Стремглав бы полетела!
DmitryM
+1
21 декабря 2012 г. 17:54
Невероятное приключение! К сожалению, один из самых интереснейших регионов мира до сих пор сотрясают войны, которым не видно конца А так хочется увидеть хоть толику того, что так здорово описано в Вашем, Ирина, рассказе!
tinka61
21 декабря 2012 г. 19:47
Спасибо за оценку, Дмитрий! Наверное, сейчас Ливан уже совсем не тот! К большому сожалению! Но мне все равно очень хотелось попасть туда сейчас, чтобы посмотреть и сравнить, что было и что стало!
avebest
+1
21 декабря 2012 г. 19:11
Поистине 1001 ночь с красрочными иллюстрациями!
tinka61
21 декабря 2012 г. 19:49
Спасибо Вам за голос, Алексей! Хорошо, что остались те стародавние фотографии, благодаря им я и смогла красочно проиллюстрировать свой рассказ!
xolerikk
+1
23 декабря 2012 г. 13:25
Я вряд ли прочитаю все, что уже написано ранее. Может уже спрашивали. Но чем нужно было фотографировать в 77-ом году, чтобы получить цветные фотографии??! А рассказ, конечно, колоритный
tinka61
23 декабря 2012 г. 16:29
Спасибо Вам за коммент и оценку! Я конечно тоже уже не помню, чем снимали в 77 году. но в то время уже вовсю делали цветные фотографии.
Olga_Saboteur
+1
26 декабря 2012 г. 1:27
вовсю... но не все
помнится, мы проявляли в ваной ч/б фото, а цветная пленка, бумага, реактивы считались роскошью, так что цветные фото сохранились в основном студийные :) Ну, и папа из поездок в лаборатории заказывал отпечатки.
tinka61
26 декабря 2012 г. 1:39
А у меня сохранились цветные фотографии конца шестидесятых годов. Это , наверное, уже сродни антиквариату.
Olga_Saboteur
26 декабря 2012 г. 8:31
По крайней мере, в семейных архивах я таких не встречала!
vibas
+2
24 декабря 2012 г. 13:48
Ирина, вот это детство! Вот это я понимаю! )) Как же я завидовал своим друзьям-школьникам, которые вот так же могли выехать с родителями заграницу. Их, конечно, были единицы.
Ливан отличный!!! И фотографии отлично сохранились!
А ты сама что думала о том "сватовстве"? ))
Про арбуз - смешно получилось ))))
Спасибо за историю!
tinka61
24 декабря 2012 г. 16:20
Спасибо, Виктор. Про арбуз да, забавная история. А своего "жениха " я ведь тогда не видела, поэтому переживаний по этому поводу никаких не было, просто было смешно!
etelvina
+1
24 декабря 2012 г. 15:11
Мои поздравления! Очень рада!
tinka61
24 декабря 2012 г. 16:21
Спасибо, Ольга!
spatefillum
+1
24 декабря 2012 г. 15:22
Ирина, от всей души поздравляю и с удовольствием жду новых интересных рассказов!
tinka61
+1
24 декабря 2012 г. 16:22
Спасибо больше, Люба! Буду стараться !
nat4450
+1
24 декабря 2012 г. 15:25
tinka61
+1
24 декабря 2012 г. 16:22
Спасибо за поддержку, Наташа!
teona
+1
24 декабря 2012 г. 15:40
Ира! Поздравляю от всего сердца и надеюсь и в дальнейшем будешь нас радовать интересными рассказами, а мы будем брать пример с тебя
tinka61
+1
24 декабря 2012 г. 16:23
Теона, спасибо! Я тебя тоже от всей души поздравляю с третьим местом! Для тебя это первая победа на конкурсе, а значит особенно радостно и почетно!
alex10
24 декабря 2012 г. 18:01
Поздравляю Вас! вы молодец!
Gala
+1
24 декабря 2012 г. 18:31
Солидарна!
tinka61
24 декабря 2012 г. 19:19
Спасибо за голос и поддержку!
tinka61
+1
24 декабря 2012 г. 19:18
Спасибо, старалась!
NataliaC
+3
24 декабря 2012 г. 19:00
Ира, поздравляю!
tinka61
+1
24 декабря 2012 г. 19:20
Спасибо, Наташа! Приятно получать призы и поздравления!
NataliaC
+1
24 декабря 2012 г. 19:23
tinka61 писала 24 декабря 2012 г. 19:20
Приятно получать призы и поздравления!
-конечно же!!!Тем более нам, девочкам!
Olga_Saboteur
+1
26 декабря 2012 г. 1:22
Ну в общем, отрыв небольшой.. так что победила дружба!
tinka61
26 декабря 2012 г. 1:32
Это всенепременно!
konan
+1
31 января 2013 г. 2:54
Вам сильно повезло с родителями...
Lilija_Krjazheva
+1
25 июня 2013 г. 16:03
Да уж, Ирина... Если Ливан привел в такое замешательство, то что можно было почувствовать в сравнении с действительно передовыми странами ??? Как же мы далеки были от всего мира... Увы, и сейчас очень далеки... Ваши рассказы читаю как интереснейший роман...
tinka61
25 июня 2013 г. 18:03
Большое Вам спасибо за интерес, Лиля! Это особенно приятно, когда на свет божий вытаскивают твои старые рассказы!
sovikont
+1
29 мая 2014 г. 10:04
Потрясающая поездка!!!!!!!!!!!! да.. представляю как не хотелось уезжать обратно... Конечно все тогда было в диковинку! Мы переписывались с иностранцами из разных стран, тогда это было так модно ... ) и каждую посылку ждали с таким вожделением.. там жвачка)))))) и еще что-то красивое и вкусное!) А тут столько всего и конечно родители рядом! Прекрасно,Ирина!
tinka61
29 мая 2014 г. 17:42
София, всё это так и было в те времена. Ливан тогда полностью меня перевернул. Спасибо Вам за внимание к давнему рассказу.
sovikont
+1
29 мая 2014 г. 17:47
fadlan
6 ноября 2014 г. 23:44
Помню Вас по танцевальному выступлению на "Празднике Нептуна" на пляже "Кенгуру". С Вами танцевала еще одна девочка - девушка Вашего возраста, а аккомпанировал на баяне врач посольства Алексей. А Ваш папа, насколько я помню, выступал в роли Нептуна. Естественно, любовались праздником все наши, но набежало еще много ливанцев, которые не скрывали своего восхищения. Прежде всего вашим танцем...
fadlan
7 ноября 2014 г. 9:29
Мне Ливан тоже очень нравится. Но Вы смотрите на него через розовые очки детства. Предлагаю взглянуть на Ливан 80-х, то есть десять лет спустя...

Бейрут 80-х годов производил странное впечатление. Многие улицы, особенно в старых кварталах, лежали в руинах. На пустырях громоздились остовы сгоревших автомашин. Витрины многих магазинов до половины высоты были закрыты штабелями мешков с песком. При въездах в некоторые улицы и переулки надо было осторожно объезжать бетонные надолбы. Все дома стояли с теми или иными отметинами войны — разбитыми балконами, поврежденными стенами, заклеенными крест-накрест стеклами. Как в мусульманской, так и в христианской частях города все улицы на высоте человеческого роста были заклеены отпечатанными типографским способом фотографиями погибших. Ахмедов, Мишелей, Жоржей, Набилей…

Изменился не только облик города. Другим стал его запах. За время своей работы в МИДе мне довелось объездить весь Ближний Восток и Северную Африку, и для меня каждая арабская столица ассоциировалась не только с ее особым обликом, но и неповторимым запахом. Для Багдада, например, например, был характерен запах раскаленной пыли. Дамаск пахнул черным турецким кофе и жареной бараниной. Каир — выхлопными газами автомобилей и "удобствами под каждым деревом". Так и у довоенного Бейрута был свой, неповторимый запах. Или вернее сложный аромат из флюидов кофе, пряностей, сосновых рощ и цветущих круглый год склонов гор. А с войной город стал пахнуть по-другому. Из-за наваленных на каждой улице гор гниющего мусора он стал пахнуть как бомж. Немытый, неухоженный, давно переставший следить за собой человек…

И ливанцы, они тоже изменились. Бьющей через край жизнерадостности на смену пришла тревога за жизнь свою, своих близких. Больше всего в те дни меня трогало, как ливанцы отвечали на дежурный вопрос при встрече "Ну как ты?". Все, вне зависимости от возраста и социального положения отвечали: "Баадна тайибин…" ("Пока еще живы…)
fadlan
7 ноября 2014 г. 9:31
Продолжение:

…По сравнению с 60-ми и 70-ми годами Бейрут визуально обезлюдел: от довоенного уровня в городе осталась, наверное, лишь половина его жителей. Остальные переместились в более спокойные районы, либо подались за границу. Город жил в основном в утренние и дневные часы. Люди ездили по городу, работали, общались. Но при этом везде были слышны включенные радиоприемники, чтобы слушать сводки новостей, которые обновлялись каждые четверть часа. Дикторы зачитывали краткий обзор известий, который неизменно заканчивался фразой о ситуации на улицах города: где, в каких кварталах все спокойно и безопасно, а где отмечена стрельба снайперов и куда лучше не соваться. После 4-5 часов дня жизнь начинала замирать, все расходились, разъезжались по домам, а на опустевшие улицы выходили бандиты и ворье. Они отбирали у тех, кто оказывался в этот "неурочный час" автомашины, а заодно прихватывали кошельки у мужчин и ювелирные украшения у женщин. Характерный момент: только наше посольство и другие советские учреждения за годы войны лишились таким образом 29 или 30 автомашин, включая, кстати, "мерседес" представительского класса, приобретенный в 75-м году представителем Аэрофлота, но официально оформленный на мое имя, тогда первого секретаря посольства. А совсем уже под вечер, как правило, начиналась стрельба, которая продолжалась до полуночи. Но часто стреляли не только по вечерам…

К тому времени профессиональные боевики всех мастей научились беречь себя. Лобовых атак и штурмов, которые были характерны для начальных фаз конфликта, никто уже не предпринимал. Да и особой надобности в этом, видимо, уже не было: христиане "зачистили" свою зону контроля от палестинского и мусульманского присутствия, а мусульмане в районах своего преобладания ликвидировали практически все христианские анклавы. Как с той, так и с другой стороны этот процесс конфессионального размежевания сопровождался убийствами, массовыми актами насилия над гражданским населением. Вынужден повториться и напомнить, что самые жестокие войны — гражданские, а из них самые безжалостные — те, в которых замешаны религиозные чувства.

По сравнению с начальной фазой конфликта преобразилась и разделительная линия между христианским и мусульманским секторами Бейрута. На ней с обеих сторон на наиболее опасных направлениях были возведены трехметровые земляные валы, а в отдельных местах промежутки между зданиями были вообще перекрыты поставленными друг на друга грузовыми контейнерами, взятыми из бейрутского морского порта. Для сообщения между секторами был оставлен единственный пропускной пункт у Национального музея, причем нейтральную полосу надо было пересекать на малой скорости по "слаломной" дорожке из-за расставленных по пути следования бетонных надолбов и спрятанных вдоль обочины мин. Это была та самая знаменитая "зеленая линия", памятная всем жителям Бейрута и тем неливанцам, которым довелось работать в те годы в Ливане.

Попыток изменить конфигурацию "зеленой линии" ни христиане, ни мусульмане не предпринимали. Боевики оборудовали для себя надежные огневые позиции, обустроили снайперские гнезда, откуда продолжали стрелять из всех видов оружия по жилым кварталам города, не неся при этом практически никаких потерь. Более того, на финальных фазах часто, а если говорить откровенно — почти всегда весь смысл военных действий сводился к тому, чтобы сломить моральный дух противной стороны путем нанесения максимально высоких потерь среди гражданского населения.

Именно они, несчастные мирные жители Бейрута продолжали оплачивать своими жизнями тупиковую ситуацию, сложившуюся в нескончаемой гражданской войне. Именно они, простые ливанцы, несли процентов 90-95 потерь погибшими, ранеными, искалеченным в результате прицельных выстрелов снайперов, ночных артиллерийских обстрелов "по площадям", взрывов заминированных автомашин, специально оставленных в местах наибольшего скопления людей...
tinka61
7 ноября 2014 г. 12:06
Спасибо за интересные дополнения . Понятно что многое изменилось с тех пор. А про праздник Нептуна я и забыла совсем. Спасибо что напомнили . Приятно.
fadlan
+1
7 ноября 2014 г. 14:17
Посидели с женой, повспоминали...
Вас, как я понимаю, зовут Ирина Борисовна. Если это так, то все мои воспоминания идут именно адресату...
Попробую воспроизвести по памяти тот самый "Праздник Нептуна" на "Кенгуру - бич", каким его запомнил я...
Было устное вступление типа " в море не купаться, пока не дозволит бог морей Нептун... Появлялся сам бог во всем величии и со свитой . Он объявлял о начале праздника, и первым, "заставочным" номером был "танец наяд - русалок". Они, юные, гибкие и еще не успевшие загореть девочки - подростки, выступали в голубых бикини с юбочками из синей "воздушной" ткани. Юбочками, которые должны была имитировать наличие у русалочек "рыбьих хвостов". Танец исполнялся на морском песке... И он всех очаровал! К началу праздника на звуки музыки набежало много других посетителей этого пляжа из числа ливанцев, которые, любуясь на ваши с другой девочкой танцы шептали: "Да, у русских танцы и балет - в крови"...
fadlan
+3
7 ноября 2014 г. 18:22
Был в Ливане 80-х годов еще и такой эпизод:

ЗАЛОЖНИКИ

На протяжении всех этих лет "по лезвию бритвы" были вынуждены ходить и сотрудники посольства СССР, а также других советских представительств, функционировавших тогда в Бейруте — торгового представительства, культурного центра, корпунктов ТАСС, АПН, "Правды", "Известий", "Гостелерадио" и т.д.

В зоне риска были все — и пограничники, обеспечивавшие охрану посольства, и дипломаты, выезжавшие на оперативные задания. И журналисты, спешившие к месту очередного "горячего события". И даже жены сотрудников, отправлявшиеся в ближайший магазин за повседневными покупками. И, разумеется, наравне со всеми рисковал своей жизнью и посол, "мечтательная цель" для любого террориста!

Попробую вкратце воссоздать картину того, как это было.

…В сентябре 1985 г. сирийские войска, введенные в Ливан еще в 1976 году, на начальном этапе конфликта, приступили к широкомасштабной "зачистке" в северо-ливанском городе Триполи — оплоте суннитских фундаменталистов из организаций "Джунд Аллах" ("Воинство Аллаха") Канаана Наджи и "Харака ат-тавхид" ("Движение единобожия") Саида Шаабана. Пока в Бейруте и центральных районах Ливана шла борьба вокруг реформы политической системы, фундаменталисты "тихой сапой" вели дело к установлению во втором по значимости городе страны — Триполи к установлению "правильного", с их точки зрения, порядка. Первыми жертвами такого порядка стали "еретики" — местные коммунисты. В ходе резни, устроенной мусульманскими радикалами, были физически уничтожены все члены триполийского горкома ЛКП.

Дополнительную остроту обстановке в этом городе и его округе придало совершенно неожиданное прибытие из Туниса через Грецию или Кипр неукротимого палестинского лидера Ясера Арафата. В сентябре 1982 года под ударами израильтян он был вынужден выехать из Ливана в Тунис. Но не смирился и решил, отталкиваясь от лагерей палестинских беженцев Нахр аль-Баред и Баддауи к северу от Триполи, еще раз попытаться водрузить над ливанской землей знамя борьбы за освобождение Палестины. Увы!.. он оказался незваным гостем не только для ливанцев, но и для Сирии, которая к тому времени в полной мере взяла на себя роль арбитра в ливанских делах.

К осени 1985 года сирийское руководство пришло к выводу, что "нарыв", вызревавший в Триполи и его округе, надо вскрывать. Как всегда у сирийцев в подобных ситуациях, были пущены в ход сильные средства и задействованы силовые методы. Против Арафата были брошены просирийские фракции ООП и Армии освобождения Палестины, против фундаменталистов — прямо задействована сирийская армия.

Собственно, сирийцев "интересовали" не только и не столько ливанские фундаменталисты, сколько укрывавшиеся в рядах этой организации недобитые в свое время в Хаме сирийцы из числа "братьев-мусульман". Фундаменталисты засели в нависавшем над городом замке "Сент-Жиль", сохранившемся еще со времен крестовых походов, и сирийские спецслужбы "голыми руками" их взять не могли. Против мощных крепостных стен пришлось пустить в ход тяжелую артиллерию, но грохот разрывов снарядов крупного калибра вызвал в Ливане такой резонанс, которого никто не ожидал…

Вот так, в разгар сирийской операции против фундаменталистов в Триполи, началась драма с захватом в качестве заложников четырех сотрудников советского посольства в Бейруте: секретаря консульского отдела посольства Аркадия Каткова, врача — Николая Свирского, инженера торгпредства Валерия Мырикова и атташе Олега Спирина (двое последних являлись сотрудниками резидентуры КГБ в Ливане).

За четверть века, прошедшие с той драмы, вокруг нее нагромождены целые завалы мифов, легенд, полуправд, искажений фактов и причинно-следственной цепочки событий. Здесь и сочиненный "лубянскими соловьями" миф о высадке в Бейруте советского спецназа, того самого спецназа, который возник ниоткуда и как в хорошем голливудском боевике одних застрелил, другим отрезал голову, освободил заложников, а потом так же таинственно исчез. В другом мифе отрезанную голову похитителям доставили от имени Арафата. Еще один миф — сами похитители служили в личной охране Арафата, "Группе 17″.

Помню, как меня однажды позвали на один из телевизионных каналов для участия в документальном фильме на тему "Дипломатические представительства Советского Союза и России — зоны повышенного риска". Начал рассказывать о захвате сотрудников нашего посольства в Бейруте в 1985 г. и вдруг почувствовал, что мне не верят. Не верят по той причине, что я не повторял и не пересказывал устоявшиеся мифы, а рассказывал, как все было на самом деле.

Начав работать над этим рассказом, я понял, что мифы вокруг этой истории рождались не только из-за того, что у кого-то фантазия вышла за рамки разумного и объяснимого. Главная проблема заключается, пожалуй, в том, что война в Ливане породила целое поколение "заплечных дел мастеров", которые предлагали свои услуги любому, кто предложит цену выше той, что платил ему предыдущий "работодатель". Я лично ни разу не видел ни вблизи, ни вдали Имада Мугние или Мустафу Дирани, организаторов похищения сотрудников нашего посольства в Бейруте в 1985 г. Но я достаточно хорошо знаю, к примеру, "послужной список" Эли Хобейки, одного из "полевых командиров" ливанских христиан на начальных фазах гражданской войны. Соратник Башира Жмайеля, вхожий, как и Башир, в высшие эшелоны военно-политического руководства Израиля. В сентябре 1982 г. в контакте с Ариэлем Шароном, министром обороны Израиля, и Рафаэлем Эйтаном, командовавшим вторжением в Ливан летом 82-го года, он организовал массовую резню безоружного гражданского населения в палестинских лагерях Сабра и Шатила, в результате которой погибло около двух тысяч человек*. Тем не менее, через непродолжительное время Эли Хобейка оказывается на службе у сирийцев, а после окончания внутриливанского конфликта Дамаск даже навязывает его в качества министра — члена правительства Ливана. А потом — "справедливое возмездие" все-таки настигло Хобейку: его взорвали по ходу движения машины миной на обочине. Однозначно "возмездие". Но чье? Палестинское? Израильское? Сирийское?

Думаю, надо все-таки более тщательно разобраться с "послужным списком" организаторов похищения наших сотрудников в 1985 году — И.Мугние и М.Дирани. Во всяком случае, на мой взгляд, в число личных охранников Я.Арафата, к которым их упорно причисляют, они входить ни никак не могли. Более детальную аргументацию оставляю для другой публикации.

…Итак, в разгар обстрела сирийской артиллерией оплота фундаменталистов в северо-ливанском городе Триполи, в столице страны — Бейруте, в районе расположения советского посольства в квартале Мар-Эльяс с небольшим временным интервалом неизвестными лицами были перехвачены две служебные автомашины с номерами посольства СССР, а сидевшие в них четыре сотрудника схвачены и увезены в неизвестном направлении.

Это трагическое событие произошло 30 сентября 1985 г.

Вечером того же дня в редакцию газеты "Ан-Нахар", самой солидной и влиятельной из ливанских изданий, были подброшены фотографии четырех похищенных. Переснятые в коллаже — с приставленным к виску пистолетом! В тексте приложенного к фотографиям письма похитители предъявляли ультиматум — либо Советский Союз, используя свое влияние на Дамаск, добивается прекращения военной операции сирийцев в Триполи, либо советские граждане, взятые в заложники, будут убиты! Срок исполнения ультиматума — 24 часа.

Реакцию в нашем посольстве в Бейруте, в Министерстве иностранных дел СССР в Москве и даже в Кремле можно охарактеризовать лишь одним словом — шок. Помимо понятной тревоги за жизнь похищенных, на всех уровнях задавался вопрос: как вообще такое могло произойти? На тот момент это был первый случай захвата советских граждан в качестве заложников за всю историю советской дипломатии! И, главное — где?! В арабском мире, где, как считалось, нас любят и уважают…

Под воздействием личного обращения М.С.Горбачева к президенту Хафезу Асаду сирийские войска прекратили обстрел Триполи и отошли от города. Тем не менее похитители заложников не отпустили. Более того, в ночь на третий или четвертый день после захвата наших людей в посольство по телефону поступило устное сообщение о том, что тело одного из заложников можно найти в районе бейрутского стадиона.

Потребовалось несколько часов поисков, прежде чем при свете электрических фонариков среди обломков превращенного в руины стадиона группа работников посольства во главе с советником Ю.Н.Перфильевым отыскала тело Аркаши Каткова, молодого паренька, совсем недавно закончившего институт и поехавшего в свою первую длительную загранкомандировку. Он лежал с простреленной головой и загноившейся раной в лодыжке. Собственно, именно эта рана сыграла роковую роль в том, что Каткова не удалось освободить, как трех других наших людей, живым. Дело в том, что когда террористы в момент похищения остановили машину, в которой Катков ехал вместе с врачом посольства, Аркадий, решив, что нападавшие хотят просто отобрать автомобиль. Больше рефлекторно кинул на землю ключи от машины и бросился бежать. И в этот момент один из похитителей выпустил из автомата очередь дулом вниз, но одна из пуль, срикошетив от асфальта, попала Аркаше в ногу. Потом заложников прятали в каком-то темном подвале, где врач, не имея никаких медикаментов, попытался оказать Каткову первую помощь. Но из-за отсутствия элементарных лекарств у Аркадия началась гангрена с последующим заражением крови. Те, кто стоял за похищением, могли бы сдать его в какую-нибудь клинику, либо просто оставить в более или менее людном месте, где его бы подобрали. Но у похитителей было поистине каменное сердце — они не сделали ни того, ни другого. Их выбор был бесчеловечным и безжалостным: они решили, что ставшего обременительным заложника надо просто добить…

А потом началась затянувшаяся почти на целый месяц эпопея по освобождению остальных трех оставшихся в живых наших соотечественников. Вопрос был под контролем высшего политического руководства СССР, которое каждый день связывалось через наши дипмиссии в соответствующих странах со всеми арабскими и неарабскими лидерами, имевшими мало-мальское влияние на ливанские дела.

В те дни я был временным поверенным в делах СССР в Багдаде и чуть ли не каждый день ходил с посланиями к тогдашнему иракскому министру иностранных дел Тарику Азизу, а главное — к Ясеру Арафату, осевшему тогда на какое-то время в иракской столице. Помимо всей гаммы чувств, которые испытывал в тот момент любой из советских дипломатов и разведчиков, вовлеченных в усилия по освобождению наших людей, я лично носил в себе еще и ощущение особой горечи: я довольно хорошо знал Аркашу Каткова. Симпатичный, жизнерадостный паренек из Краснодарского края, получивший после окончания МГИМО распределение в МИД и направленный для прохождения предвыездной стажировки в Управление Ближнего востока, отдел Сирии, Ливана и ООП. А этим отделом тогда руководил я. Просидел Аркадий у нас около полугода, а потом его начали оформлять на должность секретаря консульского отдела посольства СССР в Ливане. Помню, как простодушно он выражал свою радость по этому поводу…

В усилиях по освобождению заложников было задействовано в первую очередь наше посольство в Бейруте — главная "точка приложения сил". Но одновременно интенсивные контакты шли в Дамаске, Тунисе, Каире, Багдаде… Не хочу вводить в свой рассказ слишком много параллельных сюжетов, но, может быть, через какое-то время попробую набросать хотя бы фрагментарную картину того, что тогда предпринималось "по всем фронтам".

…Наши люди были освобождены только месяц спустя после их захвата. Сработал политический прессинг на организацию Хизбалла, взявшую "под свое крыло" похитителей, сами похитители к тому времени через посредников вырвали заверения, что советские спецслужбы ни прямо, ни опосредованно не будут мстить им за факт похищения и за смерть А.Каткова. Да и Имаду Мугние и Мустафе Дирани, организаторам похищения, становилось все труднее перепрятывать заложников в сжимавшемся кольце поисков. И еще один немаловажный фактор — на руководство шиитской общины было оказано недвусмысленное силовое давление. Пусть не путем "отрезанной головы" (этого точно не было), но, тем не менее… как говорится, дыма без огня не бывает.

Надо сказать прямо: направлявшиеся тогда обращения высшего политического руководства СССР обращения в адрес глав других государств были важны. Были необходимы и полезны контакты на уровне соответствующих спецслужб. Но, по моему твердому убеждению, "процесс пошел" во многом благодаря личной энергии тогдашнего резидента КГБ в Бейруте Ю.Н.Перфильева и оказанной нам конкретной помощи со стороны лидера друзской общины Валида Джумблата.

В сумме все эти усилия привели к тому, что в начале октября 1985 года трое оставшиеся в живых из четырех похищенных были высажены на некотором удалении от посольства и смертельно усталые, грязные, небритые дошли, а вернее добежали до "родного дома"...
Vikus
13 марта 2015 г. 18:12
Нет дыма без огня. А огонь на Ближнем Востоке полыхает с новой силой !
Andrzej
+2
Andrzej
12 марта 2015 г. 18:22
Прочёл на одном дыхании.. Ваша искренность обезоруживает
tinka61
12 марта 2015 г. 18:23
Спасибо, приятно. Старалась.
onegina17
+1
12 марта 2015 г. 18:59
Ира, как ты похожа на маму!!!! Вот ведь, как интересно, но рассказы о Ливане, из уст маминой подруги, жившей в этой стране много лет, и разбудили во мне дух путешествий. Они вынуждены были уехать в начале 80-х, когда там стало неспокойно. А до этого она привозила мне джинсы, модные и дефицитные "бананы", только у меня были в классе, кожаный плащ, умопомрачительные кроссовки. И передача очередной порции обновок сопровождалась рассказом о Ливане, ливанцах, жизни в этой стране, кухне, традициях. Читала твой рассказ, а звучал голос той маминой подруги... Спасибо! Просто получила огромное удовольствие со щемящей ноткой ностальгии по юности.
tinka61
+1
12 марта 2015 г. 19:25
Ну надо же, какие совпадения! Очень рада, Таня, что на тебя нахлынули воспоминания тех лет. Как же давно это было!
onegina17
+1
12 марта 2015 г. 19:31
Да уж, подросли девочки...
tinka61
+1
12 марта 2015 г. 19:32
Мягко говоря.
Vikus
+1
13 марта 2015 г. 18:10
Первые осознанные впечатления - они самые яркие. Действительно, светлый, теплый рассказ. С хорошим юмором:
Нет-нет, — машет она руками, — не надо мальчика, у меня вот есть девочка, она и отнесет!
tinka61
13 марта 2015 г. 19:06
Большое спасибо за отклик. Тот случай в магазине с мальчиком и девочкой давно стал нашим семейным анекдотом. Нет-нет, да вспоминаем его.
meskinata
+1
14 марта 2015 г. 3:11
Ира, сколько раз я слышала от тебя про эту поездку по частям, а в этом рассказе собрано все. Замечательно! Исторический экскурс. Через год в институт. А мама по возрасту здесь ближе к Кате, чем к нам.
tinka61
14 марта 2015 г. 3:41
Так и есть, она тогда была моложе, чем мы сейчас. Да, исторический рассказ получился.
Sergey_Kuznetsov
+1
7 мая 2015 г. 20:39
Согласен, Ирина! Первая поездка во многом предопределила наши с вами сегодняшние поездки, поэтому навсегда останутся в памяти у кого-то Ливан, у кого-то Болгария...
tinka61
+1
7 мая 2015 г. 20:44
Безусловно. Первая поездка она как первая любовь Не забывается.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.