Турист Alexander Volkov (Awolfrus)
Alexander Volkov
был вчера 21:59

Бамберг — Германия Сентябрь 2019

В отличии от других городов, от вокзала до старого города Бамберга неблизко, зато по дороге к центру ты переходишь из 19 века в 18, а потом и в более ранние эпохи. Первое ощущение — город живой, не музейный, в отличии от того же Ротенбурга, например, но при этом старая часть сохранилась почти целиком в средневековом состоянии, так как авиация союзников пощадила город.

Бамберг — необычно обычный город Франконии

В старый город путь лежит по увешанному замочками мосту через правое русло реки Регниц.

Бамберг — необычно обычный город Франконии

Сразу за мостом попадаешь в 18 век, тут и достаточно широкие улицы для разъезда карет, и огромная площадь Максимилианплац, главной достопримечательностью, которой, является Новая ратуша, построенная в 18 столетии, на замену предыдущей ратуши. На площади есть и посвященный королю Максимилиану старинный фонтан, возведенный в 18 веке.

Бамберг — необычно обычный город Франконии

С фонтанами в Бамберге все в порядке, обязательный «Фонтан Нептуна» присутствует).

Бамберг — необычно обычный город Франконии

И вот наконец то стали появляется дома и улочки характерные для старых немецких городков.

Бамберг часто называют «Немецкой Венецией», но на мой взгляд такое сравнение чересчур оптимистично, конечно Регниц тут разделяется на множество разных русел, с множеством островков, главным из которых является тот, на котором стоит старая ратуша.

Бамберг — необычно обычный город Франконии

По один из епископов рассорился с горожанами и запретил ставить ратушу на своей земле, поскольку ратуша — символ светской власти, и тогда изобретательные горожане насыпали остров и отстроили на нем здание ратуши. Ратуша состоит из нескольких частей — в 15 веке была выстроена более старая фахверковая часть, которая нависает над водой, и новейшая часть выстроеная была в 18 веке в стиле барокко. Смотрится очень колоритно, благодаря красиво декорированному фасаду, затрагивающему и сам мост.

Художник Иоганн Анвандер удивительным образом создал иллюзию реальности изображения. Причем художник был не без чувства юмора, и если присматриваться внимательно, то можно увидеть, что на фасаде выступают кое-где трехмерные фигуры: из-под крыши пытается выбраться вполне реальный чертик, а купидон выставил кокетливо ножку.

Бамберг — необычно обычный город Франконии

Рядом с ратушей стоит памятник святой Кунигунде. Для средних веков весьма необычная фигура. Ее муж Генрих II в. 1002 году был избран королем Германии. Фактически Кунигунда была первой королевой Германии.

Кунигунда очень быстро добилась серьёзного влияния в государственных делах. Муж официально утвердил её «consors regnii» — равноправным соправителем. Кунигунда участвовала в заседаниях имперского совета и в 1007 году принимала участие в работе синода во Франкфурте. В 1012 году командовала армией, разгромившей в сражении поляков. В 1021 году председательствовала на заседании Королевского суда в Регенсбурге. Участвовала в распределении ленов, пожертвованиях и других вопросах государственного управления.

Во время того, как её супруг Генрих был занят ведением многочисленных войн, она управляла государством (в 1012 и 1016), созывала на заседания совет, занималась призывом в армию.

Бамберг — необычно обычный город Франконии

После смерти мужа в июле 1024 года завладела королевскими знаками отличия и до сентября 1024 года регентствовала в Германии вместе со своими братьями — епископом Дитрихом из Меца и герцогом Генрихом Баварским. Впоследствии без каких-либо осложнений передала власть новоизбранному королю Германии Конраду II. Кунигунда всегда была популярна среди жителей Бамберга, и после смерти была захоронена в соборе Бамберга.

Бамберг — необычно обычный город Франконии

Старый город условно делится на три части: нагорную, островную и садовническую. Нагорная часть — это центр старого города. Здесь расположена соборная площадь. Императорский собор — величественное сооружение, украшенное удивительными произведениями искусства, который очень сложно заснять и снаружи, и изнутри. Снаружи, потому что нет нормальной точки обзора с площади, а изнутри — потому что шла служба и не пускали внутрь.

А напротив собора расположилась Резиденция Епископа — великолепный дворец эпохи барокко. Наверное, в каждом более или менее крупном городе Германии есть подобные строения — богато украшенные и поражающие воображение искусной неповторимой отделкой. Изначально местом дислокации резиденции епископов был замок Гейерсверт, однако это здание показалось церковным служащим слишком маленьким, после чего было начато строительство Новой резиденции (завершено в 1605 году). По прямому назначению здание использовалось до 19 века.

Бамберг — необычно обычный город Франконии

Далее я хотел найти на площади остановку экскурсионного автобуса-паровозика чтобы сократить часть подъема к замку Альтенбург, но увы, не смог найти её. Выдохнув, я решил срезать через старый Бамберг напрямик в подъему.

Бамберг — необычно обычный город Франконии

За собором расположена верхняя часть Старого города, без толп туристов и лощеных фасадов. Как ни странно, но Бамберг тоже перекопан, из-за чего мой путь к замку стал еще более запутанным, забегая вперед скажу что почти половина Баварии перекопана, во всех городах где я был велись работы по благоустройству и перекладки коммуникаций.

Бамберг — необычно обычный город Франконии

Чуть поднявшись в гору, обнаружил смотровую площадку, откуда открывается великолепный вид на собор и нагорную часть города.

Бамберг — необычно обычный город Франконии

Название Альтенбург довольно распространено в Германии, и по поиску можно найти как минимум три замка с таким же названием. Крепость Альтенбург располагается на самом высоком из семи холмов Бамберга (386 м над уровнем моря) которую можно увидеть со многих точек города. Нежилая крепость типа fliehburg впервые упомянута в 1109 г. как принадлежащая общине св. Якоба. С середины 13-го века крепость использовалась епископами как неприступное убежище, а позднее — с 1305 по 1553 год — как резиденция князей-епископов. Крепость была богато украшена художественными произведениями. Во времена правления епископа Георга III эту крепость посетил (в 1505) Альбрехт Дюрер.

Бамберг — необычно обычный город Франконии

После разграбления крепость стояла заброшенной в течение почти 150 лет. Периодически ее использовали как городскую тюрьму. В конце XVIII века часть крепостных стен была разрушена землетрясением.

Бамберг — необычно обычный город Франконии

Сейчас в замке нет музея, только ресторан, но, с другой стороны, вход свободный, а виды с замковой башни открываются просто волшебные.

После подъема я изрядно проголодался и решил попробовать местное «копченое пиво» которое можно попробовать только в Бамберге. Название этого пива Rauchbier. Солод здесь коптят на огне, благодаря чему у пива появляется привкус дыма. А самой знаменитой таверной в городе является Шленкерла (Schlenkerla).

Бамберг — необычно обычный город Франконии

Само слово Шленкерла давно стало одним из символов города, но не все знают, откуда оно взялось. Его корни лежат во франкском языке, в котором «schlenkern» — это выражение для ходьбы пьяного человека. Окончание — la является типичным уменьшительным для франкского диалекта.

Бамберг — необычно обычный город Франконии

Пиво немного горчит на вкус, но в целом мягкое, как будто бы одновременно с пивом сразу съел баварскую сосиску. Интерьеры же просто выше всяких похвал, ближайшие аналоги Rosengrals (Рига) и Olde Hansa (Таллин).

Напоследок в Бамберге я решил посетить «Маленькую Венецию», место, мало напоминающее Венецию, но при этом обладающее шармом старых немецких городков у воды. Мне почему-то сразу вспомнился Ульм.

Бамберг — необычно обычный город Франконии

Еще немного фотографий старого города.

Бамберг — необычно обычный город Франконии

Мне определенно понравился город, но при этом я не смог уловить какую-то его определенную особенность (кроме копченого пива, разумеется) — Бамберг одновременно похож на множество немецких городов которые обладают богатой историей и сохранили внушительную часть старых зданий. С другой стороны, мне явно не хватило 5 часов чтобы посмотреть все интересное в городе, так что когда-нибудь я постараюсь вернутся в сюда, и у меня есть совет — закладывайте как минимум день на Бамберг, тут есть что посмотреть и где погулять.