Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:59

Луксор — Египет Сентябрь 2009

Фиванский некрополь — это археологический объект, расположенный на западном берегу реки Нил, на высоте древней столицы Фив (ныне Луксор). Здесь были похоронены многие фараоны, представители знати и выдающиеся деятели XVIII, XIX и XX династий Древнего Египта. Он также называется Западными Фивами и «Городом мёртвых».

В «Городе мёртвых»

В «Город мёртвых» мы приехали после обеда. Большую часть пути здесь мы проделали на автобусе, рассматривая достопримечательности из окна автобуса. Было сделано лишь 4 остановки: возле колоссов Мемнона «Поющие» тысячелетние статуи, лавки сувениров, «Долины царей» и долины Дейр-Эль-Бахри Поминальный храм великой царицы Древнего Египта Хатшепсут.

Когда мы фотографировались на фоне колоссов Мемнона, то обратили внимание на современный забор позади статуй.

Этот забор прикрывал территорию раскопок поминального храма фараона Аменхотепа III. Ничего секретного в раскопках не было, когда мы поехали дальше, то территория раскопок была отчётливо видна. Никаких гигантских сооружений, только обломки и одинокая статуя.

В «Городе мёртвых»

А ведь при жизни фараона Аменхотепа III храм был самым большим храмом в окрестностях Фив. Карнакский храм был в то время меньше по размерам.

Находился поминальный храм фараона Аменхотепа III рядом с его дворцом, от которого ничего не сохранилось. Колоссы Мемнона стояли у входа в храм, но если они пережили землетрясение в 27 году до нашей эры и многочисленные наводнения, то храм этого не перенёс.

Помимо этого помогла разрушению храма порочная практика последующих поколений египтян использовать камни из сооружений их предков. Да и археологи всех стран собирали и вывозили в Европу сохранившиеся скульптуры, статуэтки и прочие изящные безделушки.

Косвенно к разграблению храма приложили руки и русские путешественники. Поэт и путешественник Андрей Николаевич Муравьёв (1806 — 1874) купил в Александрии двух сфинксов, которые в 1832 году были переправлены в Россию и теперь находятся на набережной Невы в Санкт-Петербурге. Эти сфинксы когда-то украшали поминальный храм фараона Аменхотепа III.

Не всегда уважали в Древнем Египте фараоны свои далёких предков фараонов. Когда сын Рамсеса II Мернептах решил построить себе заупокойный храм, то он превратил поминальный храм фараона Аменхотепа III в. своего рода каменоломню, используя его стены в качестве бесплатного строительного материала. Короче остались от храма только колоссы Мемнона.

В качестве образца Мернептах выбрал поминальный храм своего отца, мимо которого мы проехали чуть позже Поминальный храм великого фараона Рамзеса II, только в отличие от отцовского храма от храма Мернептаха практически ничего не осталось. Может его древнеегипетские боги покарали за варварское отношение к культурному наследию предков.

А швейцарские археологи, работавшие над раскопками храма, установили найденные части скульптур на пандусы из современного белого кирпича.

В «Городе мёртвых»

Когда умер Рамсес II, новому фараону было около 60 лет. Видимо он понимал, что времени на создание грандиозного храма у него не хватит. Да и статуи его практически не создавались, вместо этого на старых статуях фараонов, начиная с XIII династии, он дал указание убирать имена старых фараонов и вместо них выбивать своё. Как это не печально, но представляю древних египтян, которые видимо помирали со смеху, когда видели скульптуры с различными лицами, но якобы принадлежащие одному фараону Мернептаху.

Мы увидели развалины небольшого храма, буквально не доезжая нескольких сотен метров до Рамессеума. Храм носит название Khonsuirdis Temple в честь Хонсурдиса (Khonsuirdis), который был Губернатором Верхнего Египта во времена правления фараона Псамметихоса I (Псамтека).

Построен храм был около 630 года до н. э. Сохранилось от храма немного, но от некоторых храмов, расположенных рядом, осталась лишь голая пустынная поверхность.

Нас везли на шоппинг, как мы потом поняли. По пути мы проехали мимо еще одного храма — поминального храма фараона Рамсеса II.

В «Городе мёртвых»

Этот храм исследовал французский египтолог Жан-Франсуа Шампольон (1790–1832) в 1829 году, он же и дал ему название Рамессеум. Поминальный храм фараона Рамзеса II Великого был построен при его жизни. Полное название храма звучало долго и напыщенно: «Храм миллионов лет Усермаатра Сетепенра, который стал частью города Фивы во владениях Амона, на Западе».

Несмотря на разливы Нила часть колонн Рамессеума сохранилась в приличном виде. Их несколько групп. Помимо небольших статуй между колоннами — перед храмом валяется верхняя часть огромнейшей статуи Рамзеса II. Считается, что эта статуя вместе с постаментом достигала высоты в 18 метров, пара таких статуй стояла у входа в храм.

Сохранилось несколько складов из кирпича, в которых хранился урожай с полей, окружавших храм.

В «Городе мёртвых»

Не в традициях восточных экскурсоводов при показе местных древних или современных достопримечательностей не найти времени для того, чтобы показать туристам очередную сувенирную лавку. Не обошлось без этого и в Луксоре.

Просмотр сувениров нам организовали в качестве разминки перед посещением Долины царей. Как всегда толпа мальчишек и людей постарше набросилась на выходящих из автобуса туристов как на потенциальную добычу. Статуэтки древнеегипетских богов замельтешили перед глазами. Но жара не располагает к торгу.

В помещении лавки было прохладно.

В «Городе мёртвых»

Древняя история смотрела на нас со всех сторон.

Сувениры были различных размеро: большие

и маленькие.

Даже какая-то стела затесалась.

В ходе шоу, организованного хозяевами, нам объясняли почему нужно купить именно здесь, а не где-либо в другом месте. бились друг о друга.

В «Городе мёртвых»

Если разбилась — значит китайская подделка из гипса, не разбилась — значит подлинно египетская из камня. Внешне, по окраске и на ощупь ничем друг от друга они не отличались, так как и были сделаны в одном месте, но без сказок труднее впарить туристам очередную сувенирную поделку.

Да и трудно представить, что древние египтяне развертывали огромные фабрики по производству и склады сувениров в преддверии того, что через тысячи лет миллионы туристов, приезжающие в Египет со всего мира будут их приобретать.

Для пущего эффекта включался и выключался свет, в качестве угощения были холодные напитки… А при выходе уставшая ждать орава опять стала предлагать любую статуэтку всего лишь за один доллар.

А вот фотографий из Долины царей у меня нет. Никто не предупредил и при входе у нас изъяли фотоаппараты. Жаль…

Быть в Луксоре и не посетить Долину царей — это фактически то же самое, что быть в Риме и не посетить площадь Святого Петра.

Фараоны Нового царства не строили пирамид, они из печального опыта своих предшественников поняли, что покоя в загробной жизни, покоясь в пирамиде, они не обретут и их гробницы будут безжалостным образом разграблены. Поэтому было найдено тайное место, где и стали хоронить фараонов. Пирамиды были забыты.

Но и это не помогло, из 64 гробниц были разграблены все кроме гробницы Тутанхамона. Мы осмотрели три гробницы, одна из которых уходит вниз очень круто, в других не ощущается практически никакого наклона. На стенах и потолках красивые фрески с такими яркими красками, что поневоле начинаешь задумываться: как могли эти краски не потускнеть через тысячелетия и наверно древнеегипетская цивилизация много унесла с собой открытий, к которым мы возможно еще не пришли.

Последней в нашем странствии по городу мёртвых стала долина Дейр-Эль-Бахри.

Всего же в долине было построено древними строителями три поминальных храма: Ментухотепу II (XXI  в. до н. э.), Хатшепсут (XV  в. до н. э.) и Тутмосу III (XV  в. до н. э.).

Если смотреть на храм Хатшепсут с места, куда мы приехали, то слева будет храм Ментухотепу II, а чуть выше между этими храмами — храм Тутмосу III.

В «Городе мёртвых»

Первым начал строить храм Ментухотеп II. Достроить храм он не успел, хотя и был похоронен в погребальной камере под храмом. Достраивал храм и частично перестраивал храм фараон Санхкара Ментухотеп III. Только погребальную камеру он устроил под двором храма. Вместе с Ментухотепом II были похоронены его любимые наложницы.

В скалах вокруг храма стали возникать одна за другой гробницы его приближенных, которые и после смерти хотели покоиться рядом с фараоном. Таких гробниц было около 40, здесь же были захоронены 60 воинов фараона. Та к начал формироваться некрополь долины, постепенно увеличивающийся. Когда идешь к храму Хатшепсут, то справа в скале видно много пробитых дыр, за каждой из которых возможно скрывается гробница.

Фараон Ментухотеп III еще долгое время чтился потомками. В древних Фивах был очень популярен "Праздник долины", во время которого священная барка со скульптурами Амона и Ментухотепа III переправлялась с восточного на западный берег Нила и доставлялась в долину в заупокойный храм фараонов Ментухотепов, а затем возвращалась обратно.

Былого величия уже нет. Современный храм Менхухотепа II состоит из двух участков, помимо храма, приткнувшегося к скале,

В «Городе мёртвых»

существует прихрамовый двор на некотором отдалении от подъёма к храму, хорошо видный от храма царицы Хатшепсут.

Интересен видимый тёмный провал.

В «Городе мёртвых»

Когда в 1899 году Говард Картер​ ехал по двору храма Ментухотепа II, то его лошадь споткнулась и поранила ногу. Археолог спешился и обнаружил вход в подземную часть гробницы комплекса. Это место с тех пор называется Bab el-Hosan (лошадиные двери или ворота в переводе с арабского).

Интересные были поверья у древних египтян. Фараоны считались сыновьями бога Амона-Ра и рождались от брака бога и царицы-матери, к которой Амон является в образе мужа. Исходя из этих представлений, древние египтяне запутали систему престолонаследия. С одной стороны фараоном должен был быть мужчина, женщины-фараоны были скорее исключением, а не правилом, с другой стороны, престол обычно наследовался по женской линии. В связи с этим возникали различные, безумные с точки зрения современности, варианты.

Фараон Тутмос I был отцом помимо прочих детей для фараона Тутмоса II и Хатшепсут, которые после его смерти поженились. Тутмос III, сын Тутмоса II и другой жены фараона — Исиды, стал соправителем отца еще при его жизни, хотя, если исходить из обычного порядка престолонаследия, фараоном он не должен был стать. После смерти отца малолетний Тутмос III остался единственным правителем-фараоном. Хатшепсут стала регентом при молодом фараоне, эта обязанность ей быстро прискучила и через 18 месяцев после смерти мужа она провозгласила себя фараоном при полной поддержке жрецов и процарствовала 22 года.

Понятное дело, что вновь получивший власть Тутмос III очень неблагожелательно относился к памяти своей мачехи и одновременно тёти Хатшепсут. Чтобы показать своё превосходство он строит свой поминальный храм над храмом царицы Хатшепсут. Располагался храм на высоте 20 метров от долины. Вот только парадокс — его храм был разрушен еще в древности, а храм его врагини до сих посещаем и высится над долиной Дейр эль-Бахри.

Вокруг долины Дейр-Эль-Бахри располагается много других некрополей и захоронений.

В «Городе мёртвых»

Мы их только видели, но внутри не побывали. Слишком долгий процесс не предусмотренный программой экскурсии.

Видели в некотором отдалении только часть гробниц некрополя Аль-Хоха.

А весь некрополь довольно-таки обширный. Находится чуть южнее напротив Дейр-Эль-Бахри.

Когда мы стояли на стоянке автобусов и собирались пройти к храму Хатшепсут, то слева от себя увидели живописные развалины, напоминающие своим видом деревушку, в которой живут люди.

В «Городе мёртвых»

Это некрополь Эль-Ассасиф, один из шести, образующих Долину захоронения знати. В переводе с арабского название «Ассасиф» означает примерно: «Ведущие друг к другу подземные пути». Это не случайно — некоторые гробницы опускаются вниз на глубину более 20 метров и представляют из себя запутанные лабиринты ходов, многие из которых не раскопаны до сих пор.

Когда мы двигались к погребальному храму царицы Хатшепсут, то справа увидели красиво оформленную дверь, ведущую куда-то вглубь скалы.

Это гробница Сенмута. Про некоторых фараонов известно меньше, чем про этого человека. Выходец из низших слоёв общества Сенмут достиг наивысшего положения — выше него была только царица Хатшепсут. После её коронации в качестве фараона он был назначен чати, древнеегипетским аналогом средневекового визиря. Ему было доверено воспитание царевны Нефруры, единственно известного ребёнка Хатшепсут и Тутмоса II и которая умерла в молодости. Сенмут являлся архитектором наиболее выдающихся сооружений периода Хатшепсут. Главным его детищем был погребальный храм царицы Хатшепсут, который в Древнем Египте называли «Джесер джесеру» («Священнейший из священных») и который строился на протяжении 9 лет. Многие уверены, что Сенмут умер еще во время правления царицы Хатшепсут. На уровне догадок и предположение, что Сенмут был возлюбленным Хатшепсут. Так или иначе, но Хатшепсут благоволила к Сенмуту и разрешила построить ему гробницу рядом со своим поминальным храмом. Обнаружена гробница была в 1927 году

Справа же видна дорожка, карабкающаяся вверх. Эта та самая тропа, по которой древние египтяне могли попасть из долины Дейр-Эль-Бахри в Долину царей.

В «Городе мёртвых»

После посещения долины мы отправились к берегу Нила, откуда водным транспортом отправились в «Город живых».