Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был вчера 16:44

Поездка в Колорадо и Юту в период пандемии — обзор

Юта, Колорадо — США Октябрь 2020

Путешествие состоялось в конце сентября — в октябре 2020 года — в разгар коронавирусной пандемии. К этому времени наши эмоциональные силы были уже почти на исходе — из-за многомесячного сидения на одном месте. Требовалась срочная подзарядка, и мы отправились в трехнедельную поездку по Колорадо и Юте (карта 1).

Карта 1.  Колорадо и Юта на карте США (выделены красным контуром).  Зелеными елочками обозначены национальные парки. Видно, сколько много их на территории Юты (по их количеству Юта уступает только Аляске и Калифорнии).
Карта 1. Колорадо и Юта на карте США (выделены красным контуром). Зелеными елочками обозначены национальные парки. Видно, сколько много их на территории Юты (по их количеству Юта уступает только Аляске и Калифорнии).

К национальным паркам и другим природным объектам, которые мы успели полюбить в ходе прежних визитов в этот регион, добавились новые достопримечательности, прежде нами не виденные. А уж чем-чем, а природными красотами Америка не обделена!

Национальный парк Чёрный каньон Ганнисона. В этой поездке были там впервые.

Мы начали свой маршрут в Денвере, штат Колорадо и завершили в Лас-Вегасе, штат Невада. Ни в том, ни в другом городе в этот раз мы не останавливались, воспользовались только их аэропортами. Из осторожности, мы готовы были раскошелиться на бизнесс-класс, но до Денвера смогли купить билеты только в эконом-классе. Салон самолета был полон, да и в аэропорту Денвера было довольно живенько. Из Лас-Вегаса летели бизнесс-классом, но в нем оказалось пассажиров больше, чем в эконом-классе:), а сам самолет был почти пустой.

Мы провели 4 дня в штате Колорадо, остальные 17 дней — в южной части Юты с несколькими короткими вылазками в северную Аризону. Поездка получилась очень разнообразная и насыщенная — физически и эмоционально (см. карту 2). В этом рассказе дана только обзорная информация по этому путешествию и некоторые геологические пояснения, которые пригодятся при последующем чтении. В дальнейших рассказах приведем подробности и массу хороших фотографий по всем «красивостям», что удалось увидеть. Два фрагмента этого путешествия мы уже представили раньше. На них приводятся сноски в Национальном монументе Багряные скалы ниже.

Карта 2. Маршрут поездки по Колорадо - Юте (можно увеличить, кликнув)

Достопримечательности, осмотренные во время поездки (в порядке очередности их посещения; нумерация соответствует той, что на карте 2):

1. Национальный парк Чёрный каньон Ганнисона

2. Национальный монумент Колорадо

3. Башни Фишера

4. Национальный парк Арки

5. Национальный парк Каньонлендс (Остров в небесах, Шпили)

6. Национальный монумент Природные мосты

7. Национальный парк Кэпитол Риф (Часть 1 , Часть 2)

8. Национальный парк Каньон Брайса

9. Красный каньон

10. Национальный монумент Кедровые обрывы

11. Национальный монумент Багряные скалы (Белый карман, Оленье ущелье)

12. Национальный парк Большой каньон: северная сторона

13. Каньон Сноу

За три недели мы побывали в 6-ти национальных парках, 5-ти национальных монументах и прошли множество живописных троп (некоторые из которых заслуживают отдельного описания). Повсюду туристов было достаточно много, хотя и поменьше, чем в доковидные времена. Многие носили маски даже на тропах. Туристические центры в парках были закрыты, точнее, их вынесли на улицу: сотрудники парков давали консультации на свежем воздухе.

Уже по завершении поездки, анализируя свои перемещения в Колорадо и Юте, мы поняли, что все три недели путешествовали в бассейне реки Колорадо и по одноименному плато (см. карту 3). С северо-востока на юго-запад плато Колорадо пересекается рекой Колорадо. Именно в этом направлении мы и перемещались во время своей поездки, поэтому река Колорадо и ее притоки (Ганнисон, Грин-ривер, Вирджин-ривер) сопровождали нас на протяжении всего пути.

Карта 3. Вот это коричневое пятно - плато Колорадо. Оно расположено на территории 4-х американских штатов: Колорадо, Юта, Аризона и Нью-Мексико. Красным пунктиром обозначены границы между штатами.
Карта 3. Вот это коричневое "пятно" - плато Колорадо. Оно расположено на территории 4-х американских штатов: Колорадо, Юта, Аризона и Нью-Мексико. Красным пунктиром обозначены границы между штатами.

Река Ганнисон в районе города Ганнисон. Это штат Колорадо, и осень там всегда особенно красива.

Плато Колорадо — огромное геологическое образование на юго-западе США, расположенное на территории четырех штатов: Юты, Колорадо, Нью-Мексико и Аризоны (см. карту 3). Несколько сотен миллионов лет назад на месте плато плескалось мелководное море, а в нем слой за слоем откладывались и постепенно цементировались песчаные наносы и известняки. Затем море отступило, а плато начало подниматься, достигнув в разных своих местах современной высоты от 1500 до 3350 м над уровнем моря. Здесь преобладают обширные плоскогорья с пустынным или полупустынным климатом, но встречаются также живописные горные хребты, холмистые возвышенности и долины.

Национальный монумент Кедровые обрывы - младший брат парка Брайс каньон.
Национальный монумент Кедровые обрывы - "младший брат" парка Брайс каньон.

В результате различных геологических процессов на плато образовались скалы и хребты, многочисленные каньоны, столовые горы, каменные столбы и другие живописные останцы (арки, природные мосты, башни, шпили и прочие привлекательные для туристов формы рельефа), которыми мы и любовались все три недели.

Поскольку процессы создания природной архитектуры аналогичны для большинства посещенных нами объектов, чтобы избежать повторений, здесь будет уместно схематично изложить то, что является общим для всех них, и дать некоторые пояснения тому, как эти удивительные формы создаются.

Рис 1. Схема прогрессирующей эрозии горных пород

Процесс создания «малых архитектурных форм» в природе можно разделить на четыре этапа (соответствуют номерам картинок на рис. 1):

1. Первый шаг — поднятие одних участков горных пород относительно других в ходе различных геологических процессов. В результате образуются глубокие параллельные вертикальные трещины внутри плато.

2. Вода и ветер, попадая в эти стыки и трещины, открывают их все шире и шире, вызывая эрозию и выветривание. Разрушение горной породы сопровождается отрывом и выносом ее менее прочных частей, а из более твёрдых составляющих образуются плавники (англ. fins) — узкие каменные стены, частично или полностью изолированные от первоначального монолита.

3. Продолжающиеся эрозия и выветривание создают трещины, сколы, полости, пустоты и т. п. в стенах-плавниках, что может привести к образованию в них скальных окон и арок, природных мостов.

4. Дальнейшее выветривание увеличивает скальные отверстия, полости, трещины, заставляя арки и мосты разрушаться, создавая взамен башни, колонны, шпили, худу…

Разрушение пород и их скульптурная обработка — процесс, занимающий многие тысячи, а иногда миллионы лет. Идеальный материал для «ваяния» — пласты песчаника и известняка — самые распространенные горные породы в большинстве регионов Юты и Колорадо. Поскольку песчаники и известняки — это слоистые осадочные породы, в них всегда имеется множество каналов для просачивания воды. Особенно подверженными эрозии считаются песчаники, цементированные оксидом железа (то есть коричнево-рыжие по цвету) и кальцитом.

Слоистая структура песчаников и известняков плюс прочностная неоднородность их отдельных составляющих — это, как раз то, что надо, чтобы природа могла реализовать свою творческую фантазию: разнообразие скальных форм, линий, структур и текстур в Юте и Колорадо просто фантастическое!

Национальный монумент Багряные скалы.  Эту формацию в народе метко назвали мозги.
Национальный монумент Багряные скалы. Эту формацию в народе метко назвали "мозги".

Большую часть времени в этой поездке мы провели на территории Юты. Юта — потрясающе красивый штат, он занимает твёрдое первое место, с нашей точки зрения, по совокупности количества, качества и разнообразия природных достопримечательностей в США. В нём пять первоклассных национальных парков, несколько десятков парков штата и несчётное количество просто красивых мест. Составить ему конкуренцию, с нашей точки зрения, может лишь лежащая южнее Аризона, да и то благодаря наличию в ней американской достопримечательности номер 1 — Большого каньона. В Юту можно приезжать много раз, и всё время находить что-то новое. То же самое можно сказать и про национальные парки Юты: даже проведя в любом из них 2–3 дня, практически невозможно охватить все их красоты. Поэтому Юта притягивает к себе как магнит, и в будущем мы там неизбежно снова окажемся.

Но начали мы свое путешествие в штате Колорадо, в новом для себя национальном парке Черный каньон Ганнисона.

Все наши остальные рассказы о поездке по Колорадо и Юте в октябре 2020 года можно почитать здесь:

Колорадо: Национальный парк «Чёрный каньон Ганнисона»

Национальный монумент «Колорадо»

Юта: Башни Фишера

НМ Багряные скалы: Белый карман

НМ Багряные скалы: Оленье ущелье

Юта: национальный парк Арки

«Арки и не только» — фотоальбом

Юта: Национальный парк Каньонлендс (секция Остров в небесах)

Юта: Национальный парк Каньонлендс (секция Шпили)