Турист Oleg Nemchen (Oleg_Nemchen)
Oleg Nemchen — был вчера 22:40
Черный ворон, ты не вейся, да над нашей головой. Ты добычи не дождешься, наш солдат всегда живой!

Азербайджан Март 2018
Грязевые вулканы Азербайджана, как они выглядят ранней весной

Любите ли Вы ходить по холмам и по жидкой грязи под мелким, моросящим дождем? Ну что за вопрос. Я сомневаюсь, что кто-то ответит утвердительно. Разве что по приколу. Но у нас случилось событие, когда мы «чавкали» по такой грязи и были после этого счастливы и довольны.

О грязевых вулканах на Туристере написано немало. Хочу поделиться своими впечатлениями о посещении этих уникальных объектов в начале марта, в самую что ни на есть слякотную, дождливую и мрачную погоду. Быть может, это поможет Вам в организации экскурсии к этим непревзойденным явлениям природы.

Совсем недавно Дмитрий (DK 1974) еще раз напомнил о Гобустане. Его отзыв вы можете посмотреть здесь https://www.tourister.ru/responses/id_23385. Это поселение древних людей является одним из знаковых мест в Азербайджане, куда не прекращается поток организованных и частных поездок. Но совсем рядом расположено еще одно «памятное и знаменитое» место республики, которое можно считать уникальным в своем роде.

Вулканы, временами извергающие потоки пламени, пепла и лавы, всегда были угрозой для человека, хоронили города, отравляли и истребляли все живое на огромных территориях (вспомним извержения Везувия, Лаки, Кракатау…). На территории Азербайджана таких объектов совсем немного, но в природе существуют еще и другие вулканы, грязевые. В бывшем СССР, они расположены на Таманском, Керченском, Апшеронском полуостровах, на Камчатке, на Сахалине… И самая большая популяция клокочущих грязевых холмов в Мире находится в Азербайджане, где сосредоточено более 40% всех грязевых вулканов Земли (а говорят, что они еще есть и на Марсе). По сравнению с огромными огненными горами, может показаться, что эти образования представляют собой совершенно «безобидные» булькающие, и, иногда, извергающиеся «лечебной» грязью, холмики. Однако, это далеко не так. Несмотря на то, что самые большие грязевые вулканы не достигают высоты более 700 метров, они тоже довольно опасны. Их извержения могут приводить к человеческим жертвам и загрязнению больших территорий. Например, в Азербайджане до сих пор рассказывают о большом извержении в 1902 году, при котором погибло шесть пастухов и огромное количество овец.

Сразу скажу, что прямо к грязевым вулканам общественный транспорт не ходит. Да и само посещение объектов является полулегальным, поскольку правительство Азербайджана охраняет эти территории, и по закону, за неорганизованные «прогулки» возле вулканов, на Вас могут наложить штраф от 300 манатов, что является довольно ощутимой суммой.

Будучи в начале Марта 2018 года в Баку, фотоальбом о цветущем весеннем Баку вы можете посмотреть здесь, мы решили посетить Гобустан и грязевые вулканы. Объявления об экскурсиях в эти интересные места можно увидеть в центре Баку и у отелей. Жили мы в небольшом отеле, расположенном почти у самой площади Фонтанов. К слову, совсем недалеко расположен ресторан Долма, в котором мы в основном и питались. Хотелось бы сказать: «Спасибо!» менеджеру по имени Руслан. В заведении всегда много народу, особенно в часы пик, но он умудрялся находить для нас удобные и уютные места. Очень понравились кутабы и уха из осетра. Да и вообще, кухня там совсем неплохая. Но возвращаемся к теме. Мы решили обратиться к администратору отеля с вопросом об экскурсии в Гобустан и на вулканы. Оказалось, что нет проблем. Нам выделили машину, русскоговорящего водителя, который еще знал много интересных фактов об этих местах. При этом цена оказалась меньше, чем в других точках. Имя водителя я здесь упоминать не буду по вполне понятным причинам, но парень отработал очень хорошо.

И вот, рано утром, мы выехали из Баку вдоль берега Каспийского моря и линии железной дороги. Наш водитель оказался интересным человеком, с которым мы поговорили о жизни в Азербайджане (всегда интересно общаться с гражданами страны, в которой ты находишься), об отношениях с соседними странами, да и просто о жизни. Благодаря таким поездкам, можно узнать очень много интересного, чего не услышишь на плановой экскурсии.

Сперва, мы посетили Гобустан. Но об этом объекте очень хорошо рассказал DK1974. Может быть, у нас и есть, что добавить, но как-нибудь позже. А потом, подъехали к толпе местных «джигитов». Пересели в «Жигули» и поехали прямиком в грязь. Дело в том, что неорганизованные поездки к вулканам можно сделать только на «специальных машинах с водителем местного разлива».

Начиналось все довольно романтично. Глаз радовали первые нежные цветочки, едва пробивающиеся из-под земли.

Странники в грязи

Далее, пейзаж становился все менее живописным и не располагающим к восхищению. Цветочки превратились в лужи, обрамленные мерзкой жидкой грязью, но «ягодки», как оказалось, были еще впереди…

И вот вдали уже показались высокие вулканы.

Но дорога явно не располагала к дальнейшему путешествию не только на «Жигулях», но и на полноприводном устройстве. Джигит что-то сказал на азербайджанском. Наш водитель перевел примерно так: «Дальше проехать нельзя, но вы не расстраивайтесь. Если подняться на эту гору, то там можно увидеть много вулканов. Они невысокие, но красивые». Честно, мне было уже совсем не весело. Продолжал моросить мелкий дождик. Я с сомнением посмотрел на гору. В этот момент меня и запечатлела жена.

Странники в грязи

Наш проводник вызвался идти с нами. Взгляд вверх.

И вот, путь начался.

Странники в грязи

Как мы лезли в эту гору, я уже точно и не помню. Знаю, что в подобных ситуациях лучше напевать какую-нибудь песенку. Я для себя придумал и напевал перефразированную песню С. Садовского на слова И. Сурикова, что-то типа: «Грязь да грязь кругом, к вулканам путь ведет, и ни гром, ни дождь нас не отвернет…». Помогло, плюс огромное желание увидеть что-то новое, победило, и мы справились с этим испытанием. И вот уже вершина горы. Внизу копошилась очередная партия джигитов и «наивные туристы». Вот так это выглядело сверху.

Небольшая группа новых туристов полезла вверх, а мы увидели просто потрясающий пейзаж из удивительных творений природы. Особенно шикарно это стало выглядеть в лучах, вдруг выглянувшего в просвете дождя, солнышка.

Странники в грязи

Было очень интересно узнать, что это за следы транспортного средства, которое сюда поднялось. Судя по отпечаткам, наверное, трактор.

Естественно, мне очень захотелось заглянуть в кратер вулкана. Но какой из них выбрать. Вот этот?

Странники в грязи

А может, какой-то из этих?

Ну, этот совсем не интересный. Да и маленький такой.

Странники в грязи

Да и не булькает совсем.

Наконец, я выбрал достойного «кандидата». И полез к кратеру.

А вот и бульки.

В тот момент я совершенно не думал о том, что вся эта корочка из высохшей грязи на вулкане может разрушиться под моим весом (более 110 килограммов), и можно легко «уйти» прямо внутрь вулкана. Все это пришло потом. А в тот момент, было только одно желание — заглянуть в кратер.

После этого действа мы были полностью удовлетворены. Кинули еще один взгляд на вулканы.

Странники в грязи

И начали свой путь вниз. Который оказался еще труднее из-за опасности сесть на пятую точку. Но песня-помощник и желание сохранить эти сумасшедшие впечатления, свое дело сделали. Мы успешно все преодолели. Вот только очень тяжело было отчищать обувь. Уж больно грязь прилипчивая. В такой обуви (это после очищения) мы и поехали в Баку.

И пусть мы не смогли добраться до больших вулканов и озера с нефтяными пятнами. Но впечатлений…до сих пор вспоминаем, хоть прошло уже 3 года.

Странники в грязи

Вулканы, наверное, заряжают энергией. Несмотря на дождь и грязь в ботинках, мы ощущали необычайный подъем и были по уши счастливы. А на обратной дороге, у меня в голове крутились строки из песни знаменитого Синатры, с его «Strangers in the night…». Вот только чуть измененные «Strangers in the mud…».

Вот таким оказалось наше путешествие к грязевым вулканам в самом начале марта. Вопрос, ехать и смотреть, или нет, на мой взгляд, решается просто. Смотреть однозначно! Но если вы будете зимой или ранней весной, подготовьтесь с одеждой и возьмите резиновые сапоги.

А вулканам: «До новой встречи, но уже в более теплую и сухую погоду!»