Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была вчера 22:20
Мы будем путешествовать!

Лугано — Швейцария Февраль 2021

В своей короткой поездке на Лаго Маджоре, мы решили уделить время и другому озеру — Луганскому, и в самый пасмурный из трех дней, отправились в город Лугано на одноименном озере.

Исходя из археологических раскопок, поселок на этом месте был заложен в 10 веке. Почти пять веков все земли в регионе Лугано принадлежали династиям из Ломбардии. Аристократы из Милана и региона Комо открывали образовательные заведения, строили церкви и виллы. Местные жители осваивали искусство литья и шелкопрядения (все это в перерывах между многочисленными войнами).

В 1513 году в Лугано появились представители Швейцарской Конфедерации, но окончательно Лугано, вместе со всем кантоном Тичино, присоединился к Швейцарии спустя 285 лет. И сразу, с 1847 года, началось расширение города за пределы крепостных стен, были разрушены городские ворота, отмечавшие средневековую границу Лугано.

После открытия железной дороги через Сен-Готар, число жителей выросло примерно вдвое, и большинство старых районов были существенно перестроены. Конец 19 века был отмечен важным для Лугано событием: благодаря усилиям главы церкви Беллинцоны Винченцо Моло в 1888 году папа Леон Тринадцатый признал существование епархии, выпустив специальную буллу. Для католического города это событие стало знаменательным.

В это же время начались перемены более прозаические, но последствия этих перемен приносят доход в казну до сих пор. Вслед за почином братьев Чиани и менеджера одного из отелей Александра Бэха, Лугано начинает активно приглашать туристов. Рекламный слоган был великолепен — путешественникам предлагалось «разделить с горожанами их богатство номер 1 — красоту природы». Началось строительство роскошных отелей, акведуков, трамвайных линий и фуникулеров, поднимающих желающих на обзорные площадки, расположенные высоко в горах. Привлеченные возможностью удачного инвестирования, хозяевами отелей становились богатые граждане Германии и Англии.

Однако, жители Лугано не только зарабатывали деньги на приезжих, они принимали гостей и бескорыстно. Беженцы из Италии, искавшие защиты от австрийской армии, находили в Лугано новый дом. Центром приема беженцев стала вилла братьев Чиане, в которой в настоящее время расположен городской музей.

В течении нескольких следующих десятилетий Лугано превратился в третий по значимости финансовый центр страны. И до сих пор туризм, торговля и банковский сектор кормит более чем 30 тысячам человек кормить свои семьи. Город принимает международные встречи, конференции, ярмарки, выставки, для удобства проведения которых был построен аэропорт.

А для россиян город имеет еще одно важное значение: трудно представить себе Санкт-Петербург без творений местных уроженцев — Доменико Трезини, Карла Росси, Антона Адамини, и Доменико Жилярди. Да, все они прибыли в Россию из Швейцарии, а вовсе не из Италии, как думают многие, исходя из фамилий.

Герб города, который можно увидеть на некоторых зданиях Лугано, на фасаде церкви Лорето, и на здании городского управления, это красный щит, в центре которого помещено изображение креста. Буквы в секторах — аббревиатура названия города. Упоминание о подобном гербе содержится в документах, датируемых началом 13 века. Подлинник этих документов хранится в монастыре Сант-Амброджио в Милане. Название города происходит от латинского слова «Лукус» — «Священное дерево». Крест в гербе Лугано подтвержден свитком 1588 года, хранящимся в наше время в музее Альтдорфа.

(картинка из интернета).

Мы поставили машину на парковке в LAC, Культурном центре Лугано, очень рекомендую для тех, кто будет гулять по городу — прямо на набережной, в нескольких метрах от двух главных достопримечательностей и в шаговой доступности от всех остальных. Адрес: Piazza Bernardino Luini 6, 6900. Центр открылся в 2015 году, для проведения концертов, выставок и других мероприятий.

Я точно знала, что начнем мы с церкви Санта Мария Анджелло, но прошли к ней мы не по улице, а через чудесный дворик.

Я, как обожательница фресок, заглянула сюда именно из-за них. Самое удивительное, что здесь живут люди, в обычных квартирах.

Первая важнейшая и интереснейшая достопримечательность Лугано — церковь Санта-Мария-делья-Анджелла, расположенная на площади Луини. Фасад церкви лаконично — обманчив, внутри скрываются сокровища — фрески Луини. О церкви я написала отдельный отзыв, она потрясающая. А с создателем этих шедевров, Бернардино Луини, связана легенда о создании известного во всем мире ликера. В начале 16 века, Луини трудился над фресками в одном из храмов Саронны. Жители Ломбардии на тот момент были не особо богаты, как и молодая вдова, хозяйка постоялого двора, в котором остановился художник. Но она была очень красива, и Луини решил увековечить ее в образе Девы Марии. Вдова решила отблагодарить мастера, но денег не было, продуктов тоже и она приготовила ликер на абрикосовых косточках. Так появился красивый и вкусный янтарный напиток с запахом миндаля, названный Амаретто. До сих пор в том отеле гостям подают ликер, рецепт которого в строжайшей тайне передают из поколения в поколение.

Отзыв о церкви Святой Марии Анджелло здесь:

Прямо за церковью выходим на лестницу вверх. Мне понравился плакат, вывешенный перед подъемом — о кардиологической нагрузке. Для тех, кому сложно — можно воспользоваться подъемником. Еще всегда удивляюсь растениям, пробивающим себе путь в камне, асфальте, бетоне — вот воля к жизни!

Мы поднялись в обычный городской жилой квартал. Виды на город и озеро замечательные, несмотря на туман и затянутое небо.

А этот лифт рассмешил. Человек подъехал к дому на машине, запарковался и поехал в квартиру не вверх, а вниз. Вот одна из особенностей города на холмах.

Итальянская Швейцария — Тичино. Туманный Лугано

Спустившись назад, к церкви, не откажите себе в удовольствии пройтись по самой шикарной торговой улице города — Виа Насса. Магазины и галереи закрыты, но витрины взгляд притягивают. Шикарный отель «Палас» сравнительно недавно печально прославился, став предметом раздора известного семейства.

На небольшой площади с правой стороны улицы установлен памятник Карло Баттальини, который в течении 10 лет занимал должность мэра Лугано. Он принял активное участие в революции 1839 года, и в поддержке строительства Сен-Готара.

Carlo Battaglini

Двигаясь дальше, на пути встречается церковь, посвященная Святому Карлу Борромео, который боролся с эпидемией чумы 1576 года в Милане, сделав для жертв болезни все возможное. Эту чуму прозвали «чумой Карло Борромео», и католическая церковь признала его покровителем и защитником от чумы. В церкви висела молитва в защиту от ковида, и было написано, что кто из-за болезни не может придти и помолиться, может сделать это по интернету. До чего дошел прогресс — можно напрямую со Святыми общаться.

Церковь Карло Борромео, 1640 год.

По пологому подъему движемся вверх, к Кафедральному собору, следуя указателям. Ну, и высокая башня Собора служит отличным ориентиром. Я даже зайти в Собор сразу не смогла, любовалась видами, открывающимися со смотровой площадки перед собором.

Первое упоминание о строительстве этого храма обнаружено в документе, датированным 875 годом. Во второй половине 15 века к старой постройке добавили готические своды, сменившие ветхие деревянные перекрытия, а к 1517 году закончили фасад в стиле ренессанса, однако в облике Собора сохранились очертания первой, самой ранней постройки. Вход украшен фигурами евангелистов, в переплетении растений и цветов, среди которых прячутся загадочные химеры и грифоны.

После реставрационных работ 1774 года внутренний интерьер приобрел элементы украшений в стиле барокко. Среди темных фресок можно отыскать двух святых, покровителей Лугано. Это святой Лаврентий, бывший архидьяконом, хранивший богатства христианской общины. Когда римский префект решил их отнять, Лаврентий все раздал беднякам, привел их с собой и показал римлянам, как главное сокровище церкви, за что и был замучен с особой жестокостью. На фресках он с пальмовой ветвью в руке. Второй святой — Святой Рох, которому молились об избавлении от чумы. Он изображен с чумным бубоном на ноге.

Анекдот вспомнился: «Священник после часа исповеди прихожанки, попросил: «Говори, говори, не останавливайся».

Итальянская Швейцария — Тичино. Туманный Лугано

Достаточно неожиданно, что в банковском городе, через каждые 100 метров, встречается церковь. Но если вспомнить, что мы почти в Италии, то все встает на свои места. Вот я в каждую и забегала. Церковь Иммаколь, бывший средневековый монастырь Умилиатов Святой Катерины, середины 19 века. Позднее церковь была преобразована в приходскую церковь Непорочной Пресвятой Богородицы.

Следующая — не просто церковь, когда-то она была монастырской, а сейчас в здании монастыря размещается духовно — культурное учреждение — Центр Пасторального Искусства, а небольшая церковь Святого Джузеппе остается действующей. В центре занимаются духовной музыкой, духовным искусством, ставят религиозные спектакли.

Снаружи тяжелое, но воздушное, если зайти во двор здание — это дворец Рива ди Санта Маргерита. Палаццо в стиле позднего барокко, было построено в самом центре Лугано, в старом районе Верла, напротив бывшего монастыря Санта Маргарита, в первой половине 18 века. Первый хозяин, аббат и граф Франческо Саверио Рива, заказал проект Антонио Феличче Орелли, и дворец стал одним из трех домов, принадлежащих семье Рива в Лугано, в котором на тот момент проживало всего 3000 жителей. Внутри здание резко контрастирует с внешним фасадом — многочисленные фрески, лепнина, кессонные потолки и картины от самых известных художников Тичино. Олень во дворе — авторства Нага Арнольди, я его очень люблю, в Европе много мест, где можно увидеть его работы, а в Лугано они буквально «на каждом шагу».

Выходим на площадь с совершенно итальянским названием — Площадь Данте Алигьери, на которой расположена церковь Святого Антония 17 века. Внутренний интерьер украшен работами двух местных мастеров — Корбеллини и Белотто. На сводах хоров сохранился образ святого Антония начала 18 века. В храме находится мемориал, посвященный Алессандро манцони, известному писателю, автору учебников по истории Италии.

Казалось бы, хватит церквей, но они здесь все хороши! В эту церковь я не могла не зайти, это церковь Святого Роха, 14 века, защитника от чумы. И там висит молитва об окончании эпидемии коронавируса. Я, материалистка, но уже даже молитву прочесть согласна. Изначально церковь была освящена в честь святого Бьяджо, но когда Лугано пережил две эпидемии чумы, было решено создать церковь Святого Роха. Одно время здесь располагался госпиталь для больных проказой. В храме можно полюбоваться фресками 17 и 18 веков, и гипсовым декором того же времени.

Следуем дальше и выходим на площадь Pz. della Rifopma, где расположилось здание Мэрии в неоклассическом стиле, построенное архитектором Моражлиа в 1844 году. Сорок лет назад его отреставрировали под руководством архитектора Джанфранко. В те времена, когда звание столицы поочередно несли три города — Лугано, Локарно и Беллинцона, меняясь раз в шесть лет, то в период «командования» здесь располагалось правительство кантона, а в 12 лет простоя здание использовалось как отель. Городская Ассамблея обосновалась в нем в 1890 году, и почти сразу добавились Городской Совет и Администрация. На треугольной аттике на фасаде установлены статуи, символизирующие Религию, Согласию, Силу и Свободу, скульптора Соманини. Скульптор вложил в этот выбор понятный смысл: что и кто решает судьбу граждан, и каких ценностей следует придерживаться в этой жизни.

Почти выйдя к озеру выходим на небольшую площадь, на которой доминирует здание банка, с «говорящим» названием — мы же в Швейцарии, но в итальянской.

В центнре Пяцца Манцони установлен одноименный фонтан, в свяди с сезоном неработающий, несмотря на то, что температура не опускается ниже нуля. А может, из-за ковида?

Итальянская Швейцария — Тичино. Туманный Лугано

Здесь же мы вновь встречаемся с работой Нага Арнольди (Уже был «Олень»), на этот раз бык, в Лугано есть и еще несколько его работ, и несколько интересных других авторов, но безымянных.

Часть пути назад мы проходим по набережной озера, и, как ни хотелось подняться на одну из двух гор, окружающих Лугано — Сан Сальваторе или Бре, стало понятно, что подниматься в горы нет смысла — туман не планирует рассеиваться.

Тоже самое с парком Чиани, он, конечно, хорош, но время года и погода не очень располагали к парковым прогулкам.

Итальянская Швейцария — Тичино. Туманный Лугано

Очень люблю мостовые, интересно вымощенные. Мрамор. конечно, предпочтителен, но и мозаика неплохо смотрится.

Это платье я смогла просто запихать в слайд — шоу, ну просто «высокое искусство»!

Итальянская Швейцария — Тичино. Туманный Лугано

Перед нами — знаменитый магазин семьи Габбани, торгующий колбасами. С такой колбасой и «Отцом Федором побыть не страшно, вскарабкавшись на скалу (И.Ильф и Е. Петров). Разнообразие мясных деликатесов в магазине впечатляет.

А что бы любителям других вкусняшек не было грустно, все лавочки вокруг торгуют едой — сырами, винами, а главное (для меня) — выпечкой и пироженками, главные из которых — Torte di Pane, ореховые пирожные с изюмом и кедровыми орешками (фото нет, купила в отель и съела, забыв сфотографировать!).

Полноценного колодца с надписью в Лугано не нашлось, но вот, какое-то жалкое подобие выискала.

Итальянская Швейцария — Тичино. Туманный Лугано

И, еще немного мелких радостей, особенно первая дверь впечатляет.

Вот на этом мы и закончили, и отправились «домой», в Локарно.

Продолжение следует, спасибо за внимание!

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм