Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 14:26
Мы будем путешествовать!

Златибор, Мокра Гора — Сербия, Вишеград — Босния и Герцеговина Ноябрь 2018

Цикл материалов "Босния и Герцеговина."

1. Сербские каникулы с заездом в Боснию. Часть третья — Босния
  2. Камнеград, Потёмкинский город

13 ноября:

Рано утром, так как дорога предстояла дальняя, выехали в Боснию и Герцеговину. В ее, совершенно сербскую часть — Республику Сербскую. Не знала — стоила ли поездка такой длинной дороги, но понимали, что вряд ли приедем сюда вскорости еще раз, а очень хотелось посмотреть деревню Кустурицы, а это практически на границе.

Босния — это пороховая бочка на Балканах, а Балканы называют пороховой бочкой Европы. Босния и в составе Югославии считалась беднейшей ее частью, и сейчас, практически ничего не изменилось — уже много лет, как закончилась Гражданская Война, но экономика Боснии оставляет желать лучшего — за время войны было уничтожено 80% промышленности и опустошена большая часть сельскохозяйственных угодий. Куда ушла международная помощь, которая исправно поступала в страну после 95 года — трудно сказать, но бедность видна с момента пересечения границы.

А дорога очень красивая — горы, ущелье, река и туман. Мы еще в Сербии. Стало очень холодно, как будто мы проехали не 150 километров на запад, а несколько сотен километров на север. Чувствуется, что поднялись выше. Хорошо, что мы утеплились, и, невиданное дело — заставила мужа одеться относительно тепло, он круглый год ходит в легкой одежде! Называется место, где мы сделали фотопаузу — Овчарско-Кабларское Ущелье. Горные массивы, окружающие это ущелье — Овчар и Каблар.

Не выскочить на этот мостик я не смогла. Здесь Сергей второй раз показал аттракцион «невиданная покладистость» (первый раз — теплые штаны) — согласился сфотографироваться без уговоров.

Внизу, под нами — река Западная Морава.

Помимо природных красот, ущелье славится своими монастырями, но мы туда не планировали ехать. А туманные виды — потрясающие!

И вот на всем этом, на камнях, пробиваются цветы! Жажда жизни неистребима.

И вот наша цель — Потемкинская деревня Эмиля Кустурицы — Дрвенград (мечта логопеда). Описывать ее подробно не буду — уже писала отзыв. Немцы называют эту деревню Кюстендорф, как ее назвал сам Кустурица — Прибрежная деревня. По сути — это этнографическая деревня, которую Кустурица построил в качестве декорации для фильма «Жизнь как чудо».

Идея построить свою собственную деревню возникла, после потери родного Сараево. Хорошо помог в финансировании осуществления идеи «Газпром» (в первой части уже упоминала о них в связи с финансированием церкви Святого Саввы в Белграде). Улицы (кстати, с деревянными мостовыми) названы в честь известных людей, не всегда причастных к кинематографу. Из деревни открываются виды на долину.

В Дрвнеграде есть все — почта, кафе и ресторан, церковь, отель, кинотеатр. и, даже бассейн.

Сербские каникулы с заездом в Боснию. Часть третья — Босния

Мы зашли в кафе, выпить чай, он оказался просто выше всяких похвал — свежезаваренный, с местными травами. Муж очень нахваливал кофе — варенный, с медом! Десерты тоже были на высоте. И декор интерьера интересный:

Отзыв о деревне Кустурицы здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/serbia/city/mokra-gora/placeofinterest/21884/responses/4603

Выйдя из деревни, подъехали к часовне Иоанна Крестителя, современной — 2010 года. Это место — национальный парк Мокра Гора. По легенде, одной монахине приснился Белый Ангел, который указал ей место, где раньше пробивался целебный источник. На этом месте и была построена часовня, после чего источник появился вновь.

Вода источника пробивается из-под земли, из глубины 300 метров, преодолевая твердые горные породы. Ее температура 18 градусов, и минералы, находящиеся в воде не дают источнику испаряться и иссякнуть. Поскольку Ангел, указавший место, назывался Белый, то и источник называется — Белая Вода. По поверьям, водичка лечит все — глаза, кожные заболевания, гинекологию и кучу всего другого. Интересно, как у нее с Ковид 19? Речушка, в которую впадает источник, называется Камишне, а она, в свою очередь, впадает в Белый Рзав — не знаю, белый ли, вообще — он рыжий. Погуляли мы здесь отлично, жалко было уезжать, но у нас впереди еще два места, плюс обед.

Подъехали к границе, вполне настоящей — с будками, с пограничниками, со шлагбаумами и штампами в паспортах. Я за годы жизни в Западной Европе отвыкла от этого. Хотя, сейчас, во время карантина, границы вообще закрыты.

Интересно, что на боснийских номерах автомобилей, нет указания региона и города. Как нам объяснил Мирко, это сделано для того, что бы не штрафовали чужих. Здорово.

Мы приехали в боснийский город Вышеград, на реке Дрин. Городок малюсенький, около 6000 человек, но очень живописный. Главная достопримечательность города — старый мост через Дрину и прекрасные виды. Река «языком» огибает сушу, что делает место идеальным с точки зрения фортификации, для возникновения города.

Мост через Дрину длиной 450 метров, всегда служил границей между Сербией и Боснией. Построили его во времена владычества Османской Империи, и он соединял Боснию со Стамбулом. В 1878 году, после долгих лет борьбы сербов против турок, в Берлине на конгрессе было принято решение передать эти земли Австро-Венгрии. На мосту можно увидеть отметку уровня подъема воды. Уже после прогулки по этому мосту, вернувшись домой, я прочитала роман сербского писателя Иво Андрича «Мост на Дрине» (именно за этот роман он удостоился Нобелевской премии). Мост находится под защитой ЮНЕСКО. Интересна легенда, связанная со строительством моста. Русалка, проживающая в Дрине, противилась строительству, и каждую ночь разрушала то, что строили днем. И вот однажды, Рада Строитель, услышал голос из воды, который приказал найти двух новорожденных близнецов. Он должен был найти брата и сестру (двойняшки, все-таки, а не близнецы), которых зовут Стоя и Отстоя, и замуровать их в опорные балки. Строители пообещали награду нашедшему. И вот, в одной глухой деревушке, младенцы были найдены и отняты от матери визиревыми стражниками. Мать, рыдая, пришла за ними в Вишеград, и пришла к Раде Строителю. Но, ему нужно было построить мост во что бы то ни стало. Он замуровал младенцев, но, сочувствуя горю матери, оставил в опорах отверстия, через которые несчастная мать кормила детей грудью. Все века, в один из дней года, из этих отверстий струится молоко (я не увидела), а сейчас в них живут голуби. Люди соскабливают белый налет на опорах, из этого порошка делают лекарство для женщин, у которых нет молока.

Граница города проходит прямо по вышеградской церкви Рождения Пресвятой Богородицы, построенной в тоже самое время, так как при турках строительство христианского храма было невозможно. Деньги на храм собирали пожертвованиями, а дорогу к нему проложили за счет денег из городского бюджета. Во время ВМВ нацисты сделали из церкви склад и казарму. После войны ее освятили вторично.

Сербские каникулы с заездом в Боснию. Часть третья — Босния

Увидев мост и узнав про книгу, нельзя не заехать еще в одну потемкинскую деревню Андричград, или — Каменград. Это деревня — музей писателя Иво Андрича, о котором я упоминала выше. Построили ее на деньги Эмиля Кустурицы (тоже упомянутого выше). Денег вложили очень много, более 15 млн евро. Но и результат впечатляет. Перед входом — скульптура двух братьев с удивительной историей. Одного, Пашу Соколовича, турки в детстве увезли в Османскую Империю, вырастили его янычаром, он стал Великим Визирем, и служил при трех султанах. Это при нем был выстроен мост в Вишеграде. И это он уничтожил мощи Святого Саввы в Белграде, хотя его родной брат Макарий, был Патриархом. Несмотря на все это, у них всегда оставались теплые братские отношения.

Про эту деревню тоже есть подробный отчет, поэтому вкратце. В городе два памятника — Иво Андричу и Петру Второму Негошу (Черногорский правитель 19 века, сторонник единства славянских народов).

Деревню открыли в 2014 году, она совсем новая. Площадь этого музея около 2 гектаров, в нем тоже, как и в деревне Кустурицы, есть все — магазины, почта, кафе и рестораны, пивные, церковь, отели, театр и кинотеатр, художественная галерея, и, даже, муниципалитет.

Сербские каникулы с заездом в Боснию. Часть третья — Босния

Интересные панно нашли — на одном изображен грустный Гаврила Принцип, убийца эрц-герцога Франца Фердинанда, послуживший поводом к началу ПМВ, на втором панно — президент Республики Сербской Милорад Додик, теннисист Новак Джокович, и Эмиль Кустурица.

Православная Церковь носит имя Святого Князя Лазаря и сербских мучеников. Это точная уменьшенная копия одного из московских монастырей.

Прямо за церковью — собственная небольшая пристань, городок построен на месте впадения реки Рзав в Дрину. Отсюда отправляются экскурсионные кораблике по Дрине.

Прошел легкий дождик, каменные улицы были словно промытые. Народу мало, ноябрь — прогулка получилась отличная. Отзыв о деревне «Камнеград» здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/bosnia-and-herzegovina/city/vi-egrad/placeofinterest/24383/responses/4611

Очень хотелось есть, кроме утреннего кофе в номере отеля, и чаепития в деревне Кустурицы, маковой росинки во рту не было, мы отправились в ресторан на природе, с национальной кухней. Солнце припекало так, что обедали на террасе. Отзыв о ресторане «Пастир» здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/serbia/city/zlatibor/cafe/31194/responses/4598

Дорога домой была длинная, но у меня она прошла быстро — во сне! Завтра нас ждал свободный от экскурсий день, который мы посвятили зоопарку и продолжению знакомства с Белградом.

Спасибо за внимание, продолжение следует.

Цикл материалов "Босния и Герцеговина."

1. Сербские каникулы с заездом в Боснию. Часть третья — Босния
  2. Камнеград, Потёмкинский город

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия