Турист quagdu
quagdu
был 25 апреля 22:08

Стокгольм — Швеция Апрель 2016

Телевизионная башня Какнэс (Kaknästornet) была построена в 1967 году. Открывал её печально известный Улоф Пальме, бывший тогда министром связи. На 31-м этаже на высоте 134 метров находится открытая всем ветрам смотровая площадка. Ниже 3 этажа занимали бар, кафе и ресторан. Однако в 2018 году всё это было закрыто окончательно по соображениям пожарной безопасности. Теперь те у кого сохранились фотографии отсюда могут радоваться своему «эксклюзиву».

После спуска погода исправилась. Вид на башню с поля Ладугордсгэрдет

Название башни связано с несуществующей сейчас одноимённой деревней, известной с викингских времён. Тогда этот район находился почти на острове, соединявшемся с материком узким перешейком. Kaka по-шведски значит хлеб (некоторый сорт), а näs — нос в смысле перешейка. Поэтому всё вместе получается «перешеек, на котором выращивают хлеб».

В тот день погода была ненастная. Мне всегда так «везёт» когда удаётся забраться на какую-нибудь верхотуру. Двумя годами ранее также в апреле я страдал от непогоды на вершине башни Арнольфо во Флоренции. Впрочем Стокгольм не Флоренция, да и башня Какнэс повыше будет, в общем ветер был немилосердным! Однако ещё больше я мучился от мелкоячеистой сетки из толстых прутьев, которые отчаянно лезли в каждый кадр. Как при этом получалось снимать ещё и панорамы ума не приложу! Кстати, в этом деле мне помогала моя отважная любимая жена. Конечно после третей панорамы она укрылась в ресторане.

Ниже привожу самую общую панораму (№ 1) с подписями основных районов в прилегающих к башне местностях. Для компактности горизонтальный масштаб уменьшен вдвое.

Панорама 1: От Юргордена до Ёстермальма

Можно видеть, что у подножья башни протянулась лужайка Ладугордсгэрдет. Слева от неё на берегу пролива Юргордсбрунсвикен расположились несколько загородных музеев — Музейный парк. Правда на самом переднем плане пристроилось посольство Китая. Красно-звёздный флаг не оставляет никаких сомнений.

Китайское посольство

Следом здание с белой сложнопрофильной крышей — Этнографический музей. Далее большое здание со внутренним двором — Музей науки и техники. Перед ним скорее барак чем дом — Музей полиции. Ещё дальше полукруглое здание — Морской музей. Но к ближним объектам мы ещё вернёмся в конце рассказа.

Сейчас хотелось бы обратить своё внимание на центральную часть Стокгольма. А она на этой панораме-то не особенно и видна. Гораздо лучше здесь виден парковый остров Юргорден. Поэтому покажу панораму покрупнее (№ 2).

Панорама 2: От Грёна-Лунда до Ёстермальма

Здесь однако мы по-прежнему наблюдаем те же окраины. На Юргордене полностью виден парк-музей Скансен. Впереди из Музейного парка остался только Морской музей. Сделаем зум снова немного больше.

Панорама 3: От Музея северных стран до Нормальма

Сейчас в левой части панорамы (№ 3) величественно разместился дворец Музея северных стран, а в правой — буржуйский район Нормальм. Посмотрим поближе на первый из них — «Нордиску».

Юргорден и Музей северных стран

Здесь музей в центре кадра. Перед дворцом — водная гладь залива Юргордсбрунсвикен. Позади него — залива Ладугордсландсвикен.

А на этом снимке Музей северных стран во всю ширину кадра.

Музей северных стран

Оранжевые дома за ним находятся на острове Шеппсхольмен, а ещё дальше — уже и самый центральный остров Стадсхольмен.

Вот ещё одна, наиболее крупная панорама (№ 4).

Панорама 4: От Хёгалидской церкви до Ратуши

Только теперь, наконец-то, Гамла-Стан занимает большое пространство в средней трети изображения. Однако 4-я панорама протянулась от Хёгалидской церкви на острове Сёдермальм аж до Ратуши на острове Кунгсхольмен. В середине панорамы хорошо видна открытая в нашу сторону площадь Слоттсбакен (Дворцовый спуск). Церковь на противоположной стороне площади — Сторчурка (Никольская церковь). Кажется что у неё две башни, но это просто позади пристроилась более высокая колокольня Риддархольмской церкви. Справа от Стоттсбакена — собственно сам Королевский дворец. Справа от дворца похожее, но чуть меньшее здание — Риксдаг.

Посмотрим на Слоттсбакен крупнее.

Гамла-Стан

Значимые объекты слева направо: Риддархольмская и Никольская церкви, Королевский дворец, Риксдаг, Ратуша.

И, наконец, самый большой наплыв на Слоттсбакен.

Слоттсбакен

Расстояние 3300 м, а можно рассмотреть гуляющих по площади туристов. И даже время на часах колокольни Никольской и Риддархольмской церкви!

Пробежимся теперь быстро по другим церквям, что я смог разглядеть и сфотографировать крупно. Слева направо.

Церковь Катарины

Церкви Катарины и Хёгалидская находятся на острове Сёдермальм. Немецкая — на острове Стадсхольмен. Санта-Клара, церковь Адольфа-Фредерика, Санкт-Иоанновская церковь — в районе Нормальм. Церковь Оскара — в районе Ёстермальм. Интересно что церкви Санта-Клара и Оскара находятся почти точно на одной линии, но вторая вдвое ближе (всего 1900 м), поэтому в один кадр они не попали. Поразительно, но до всех церквей: Катарины, Риддархольмской, Санта-Клары, Адольфа-Фредерика и Санкт-Иоанна одинаковое расстояние 3600±150 м.

Рядом с церковью Адольфа-Фредерика находится могила упоминавшегося нами в самом начале Улофа Пальме. Он был убит в 1986 году на улице Свеагатан, на которой стоит и эта церковь, в общем и недалеко от неё.

Расстояние до двухколоколенной церкви Хёгалида 5,5 км, но часы-таки можно рассмотреть! Желающие могут также ознакомиться с моим отзывом о ней «Хёгалидская церковь: двухколоколенная доминанта Стокгольма».

Не смог не заснять в нескольких вариантах Ратушу, находящуюся на удалении 4,2 км.

Риксдаг и Ратуша

На первом снимке Ратуша видна рядом с Риксдагом (расстояние 3,4 км). Однако он стоит на острове Хельгеандсхольмен, а Ратуша — на острове Кунгсхольмен. Острова отделены друг от друга заливом Риддарфьерден озера Мэларен, уходящего вдаль на 100 км.

Позади Ратуши огромной дугой через озеро выгнулся мост Вэстербрун (до него 5,8 км). Ещё дальше (7,5 км) виден мост Грёндальсбрун. И самый далёкий объект (7,9 км) — церковь Эссинге на острове Большой Эссинге — видна чуть правее башни Ратуши.

Пока фотографировал церкви заметил, что от пристани Бирка Круизес у Слюссена начал отчаливать огромный паром этого перевозчика. Почти в то же время от пристани Викинг Лайн, что находится чуть дальше от Гамла-Стана, отправился в путь другой такой же большой паром Синдерелла. Кстати, на панораме # 1 можно рассмотреть что оба ещё стоят у своих причалов. Заснял несколько моментов их продвижения гуськом по заливу Сальтшён на выход в Балтийское море. В какой-то момент навстречу им из моря вошёл ещё паром Аморелла от Викинглайна.

Бирка у Слюссена

• Фото 1. Паром Бирка только оторвался от причала. Также хорошо виден мост-шлюз Слюссен, в тот год только начинавший разбираться. Позади моста на Сёдермальме здание в виде буквы «П» — Музей города Стокгольм (обратим своё внимание к нему чуть позже). Небольшая жёлтая башня с чёрной ротондой и шпилем чуть правее и выше музея принадлежит церкви Марии Магдалины. Ближе у острова Шеппсхольмен причалил паромчик Юргорден, везущий туристов в Грёна-Лунд и Скансен. Собственно последний частично виден в левом нижнем углу изображения.
  • Фото 2. Бирка взяла курс на выход в море.
  • Фото 3. Синдерелла отчалила от причала Викинглайн. Позади него еле видна большая, но неброская церковь Софии, стоящая на Белой горе острова Сёдермальм.
  • Фото 4. Синдерелла проходит у впадения Данвикского канала между островами Накка (слева) и Сёдермальм. Через пролив перекинут одноимённый мост — один из двух разводных мостов в современном Стокгольме (есть ещё Лиехольмсбрун). Позади два огромных здания — это спортивно-культмассовые объекты: Теле2-Арена и Ерикссон-Глоб. К последней мы ещё вернёмся.
  • Фото 5. Синдерелла проплывает ровно позади прекрасного здания школы Манилла на острове Юргорден.
  • Фото 6. Бирка проходит на фоне похожего на дворец дома престарелых Данвиксхем на острове Накка.
  • Фото 7. Аморелла спешит навстречу!

Теперь вернёмся к двум большим аренам, что мы видели когда мимо них проплывали корабли.

Теле2-Арена и Глобен-Арена

Слева пошире и пониже — Теле2-Арена. Это просто крытый стадион, используемый также для проведения концертов. Ничего особенного.

Гораздо интереснее Эриксон-Глоб.

• Во-первых, это самое высокое сферическое здание в мире — 85 м.
  • Во-вторых, на вершину купола можно подняться в гондоле и после закрытия для туристов башни Какнес это самая высокая смотровая площадка Стокгольма.
  • В-третьих, Глобен-Арена (как она называлась до 2009 года) — это домашняя арена Тре Крунур (сборной Швеции по хоккею с шайбой).
  • В-четвёртых, это модель Солнца в Шведской Солнечной системе — самой большой в мире масштабной модели Солнечной системы. Кстати, внутри открытого двора Музея города Стокгольма, который мы упоминали чуть выше, стоит на небольшом постаменте модель планеты Меркурий в виде металлического шара. Конечно сам шарик с башни Какнес мы не разглядим, но соотношение между диаметром Эриксон-Глоб и расстоянием от него до Музея Стокгольма в точности соответствует своим астрономическим прототипам. Это можно оценить только на панораме № 1.

И под конец рассказа, как обещал, посмотрим на пару интересных объектов буквально у подножья башни. К сожалению парк-музей Скансен хотя и был как на ладони, но из-за деревьев рассмотреть в нём можно было практически только пару-тройку торчащих шпилей. Так что обращу наше внимание лишь на те красивые здания рядом, которые можно рассмотреть лучше.

Первое здание стоит у подножья горы Скансен на берегу завлива Юргордсбрунсвикен. Собственно чуть правее и выше можно рассмотреть Ваствейтский амбар в Скансене.

Вилла Сирисхов

Это вилла Сирисхов. Здание в общих чертах сложилось к концу XVIII века. Название получило в честь любимой собаки Сири главного камергера при короле Густаве III Стена Авраама Пайпера. В 1864 году виллу купил и перестроил как она выглядит сейчас банкир Андре Оскар Валленберг. Здесь бывал его правнук шведский дипломат Рауль Валленберг, возможно спасший в 1944 году от уничтожения 100 тысяч венгерских евреев.

И наконец, прекрасное здание школы Манилла на острове-парке Юргорден. Его мы видели когда мимо проплывал белоснежный гигант-паром.

Школа Манилла

Это бывшая школа для глухих и слепых детей. В 1790 году Густав III передал участок, где она сейчас находится, испанскому посланнику Игнасио Марии дель Корал-и-Акир. Он построенный здесь дворец назвал в честь столицы принадлежавших Испании Филиппин — Манила. Однако вскоре посла отозвали домой и в 1817 году в его дворце основали первую в Швеции школу глухих и слепых. К сожалению в 2013 году слепых и глухих учеников выпроводили из этого прекрасного места куда-то на Кунгсхольмен. Сейчас здесь частная начальная школа Кампус Манилла. Просто бизнес, ничего личного…

P.S.

Рекомендую также альбом прерасных фотографий с вершины башни Какнэс снятых при хорошей погоде теплого времени года.