Турист Юрий Бродский (piterbro)
Юрий Бродский
был 2 декабря 2023 18:25

Иерусалим — Израиль, Вифлеем — Палестина Март 2010

Две недели солнца (часть 1)

Две недели солнца (часть 2)

Две недели солнца (часть 4)

Накануне 8 марта была запланирована первая поездка в Иерусалим. Про этот город написано так много в путеводителях, интернете, и даже в художественной литературе, что нет надобности повторять исторические детали, надо просто взглянуть на это чудо своими глазами. А 9 марта — Вифлеем и снова Иерусалим.
Постараюсь, по мере возможности, не скатываться не пересказ слов экскурсовода, итак, упор на впечатления.

На подъезде к городу, среди холмов, посреди дороги стоит несколько ржавых сгоревших автомобилей. Это мемориал первым поселенцам, которые ехали на грузовиках в Иерусалим, а их из укрытия расстреливали мусульмане.

Город открылся как-то сразу, кучей холмов, беспорядочно застроенных от основания до вершины домами и домиками, пустых мест и улиц не видно. Фантасмагория! И золото Купола Скалы. (у меня фото не получилось, это из Интернета).

Две недели солнца (часть 3)

В общем маршрут у нас был почти традиционный: Музей Израиля — макет Иерусалима периода второго храма — Музей Книги,

Музей Башня Давида — Панорама Иерусалима — Смотровая площадка,

Две недели солнца (часть 3)

Христианский и Армянский кварталы старого города,

Две недели солнца (часть 3)

улица Кардо, Западная стена (Стена Плача — это название не признается иудеями, они говорят, что это западная стена Храма),

Две недели солнца (часть 3)

Храм Гроба Господня, Масличная гора, Гефсиманский сад, Церковь Всех Наций (купол — звездное небо),

Две недели солнца (часть 3)

Храм Успения Богородицы (самое красивое паникадило (люстра) — подарок Московской Патриархии).

Две недели солнца (часть 3)

В мечети на Храмовой горе неверных собак простого происхождения не пускают, так что «пуп Земли», что в Куполе Скалы мы так и не увидели.

Две недели солнца (часть 3)

Зато была масса интересных неожиданных моментов.

Во первых, музеи оказались очень доступными для понимания (у нас проблемы со всеми языками Израиля, на которых делаются надписи и объявления — иврит, арабский, английский) и информативными.

Две недели солнца (часть 3)

Было не жалко времени, которое мы в них провели, к тому же как было не посмотреть на макеты города (две тысячи лет тому назад) и сравнить их с современным видом с Башни, увидеть руко>писи Кумрана в «Музее Книги».

Две недели солнца (часть 3)

Конечно, почти в шоковое состояние мы пришли после прохода по Виа Долороза. Это святое для всех христиан место забито торговцами, которые хватают вас за руки, назойливо предлагают свои услуги.

Две недели солнца (часть 3)

Появилась возможность сравнить шаурму в еврейском квартале, с шаурмой которой нас угощал Денис в Хайфе у знакомых арабов. Арабы выиграли со счетом 5:3. Однако, это название ничего общего не имеет с той гадостью, которую можно найти на улицах нашего города.

Из диковин: увидели как фотографируется еврейская невеста,

Две недели солнца (часть 3)

первоклашек в еврейском квартале наблюдающих за реконструкцией синагоги «Руина»,

менору для третьего Храма,

Две недели солнца (часть 3)

узенькие улицы по которым протискиваются автомобили.

А тысячелетние оливы в Гефсиманском саду (некоторые путеводители предполагают, что они видели Иисуса Христа) вызвали чувство чего-то нереального, не верилось, что это происходит с нами.

Две недели солнца (часть 3)

К сожалению, мы не смогли попасть в Русскую церковь Святой Марии Магдалины с ее семью великолепными куполами. Она была построена в 1888 году Александром III в. память его матери и посвящена Святой Марии Магдалине. Здесь находятся мощи святой мученицы Елисаветы (Великой Княгини Елизаветы Федоровны, сестры императрицы Александры). Она была убита в 1918 году большевиками в Сибири, и в согласии с ее волей ее тело перевезли для погребения в Иерусалим. В монастыре есть картина Верещагина «Визит Марии Магдалины к императору Тиберию» (это очень трогательная история — основа традиции красить яйца на Пасху), и, конечно, чудотворная икона Божьей Матери Смоленской «Одигитрия» — «Путеводительница». Другие названия — «Неопалимая Купина», «Исцелительница» и «Скоропомощница». Все они подтверждаются соответствующими историями. Но в монастырь пускают не каждый день и надо заранее согласовать время.

Еще одно чудо устроил нам гид: второй день мы были в Вифлееме, потом в Иерусалиме в Храме Гроба Господня, прошлись по шумной и грязной Виа Долороза, устали как собаки, жарко, душно, и вдруг… Чуть отвернув от Крестного пути Денис поднялся куда-то на пару ступенек, позвонил в звонок, двери открылись и мы попали в старую добрую Европу. Это был Австрийский Странноприимный Дом. Этот первый в Палестине отель, в котором в качестве пилигрима в 1869 году останавливался император Австрии Франц-Иосиф, находится в христианском квартале на Виа Долороза, на ее первом повороте недалеко от Третьей станции. С 1948 по 1967 год здесь располагался иорданский правительственный госпиталь, а после освобождения Иерусалима в результате Шестидневной войны собственность передана Австрии. Сейчас здесь вновь гостиница для пилигримов, есть замечательное венское кафе со штруделями. Вход сюда свободный. Конечно, не обошлось и без венского шницеля. Обедали мы в саду, в тишине, в тенечке.

Две недели солнца (часть 3)

Про Храм Гроба Господня: очень много суеты, толпы туристов, внутри какая-то дележка пространства на конфессии, и даже разбитая молнией (исходящим святым огнем из нее?) колонна у входа в Храм свидетельствует о первородном праве греческой церкви на чудесное возжигание свечей в Кувуклии.

Две недели солнца (часть 3)

И, наконец, о Вифлееме. Храм Рождества находится на территории палестинской автономии, куда гражданам Израиля без специального пропуска въезда нет.

Поэтому наш гид привез нас к пограничному пункту, где в сувенирном магазинчике передал нас на попечение весьма колоритному Хозяину.

Две недели солнца (часть 3)

Было два варианта — заплатить 50 долларов или купить сувениров на эту сумму. После чего появился микроавтобус и мы вместе с еще пятью французами-туристами переехали границу. Документы никто не проверял, просто наш сопровождающий что-то сказал погранцам сначала на иврите, потом на арабском. Приехали, тут же подскочил гид у увел французов. Русского гида надо было подождать.

Две недели солнца (часть 3)

А толпа на вход не шуточная, часов на 4–5. Говорят, три круизных лайнера привезли с Кипра. Мы загрустили. Наш чичероне на вполне приличном русском предложил не ждать русского гида, тем более, что внутри говорить все равно нельзя, а удовлетвориться английским. Хорошо.

(Это вход, входить можно только склонив голову)

Бойкий молодой человек повел нас к выходу из Храма, показал охраннику какую-то мятую бумажку, сказал волшебные слова, и вот мы внутри. Но к сакральному месту идет ручеек по одному человеку и там по другому не пройти. Однако, операция с бумажкой и словами повторилась и очередной охранник остановил поток на входе и дал нам пару минут подойти к месту Рождения Спасителя.

Более того, на выходе нас завели в крипту, где покоятся кости убиенных Иродом младенцев, а потом еще в францисканскую церковь Св. Екатерины, у входа в которую поставлен памятник первому переводчику Библии на латынь Св. Иерониму.

Так что наш арабский друг свой гонорар отработал честно.

Ну и фото из раздела «No comment»