Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был 2 мая 20:44
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Нарва-Йыэсуу, Ида-Вирумаа — Эстония Июнь 2019

Лето у нас в этом году выдалось как обычно, т. е. холодное. За всю его первую половину были всего одни по настоящему теплые выходные. Но зато эти выходные мы с Наташей провели вместе и даже смогли открыть купальный сезон.

Лето на Чудском озере. Васкнарва и замок Нойшлос

Любимое место отдыха всех жителей Нарвы — это пляж в Нарва-Йыэсуу, на берегу Финского залива. На море в этот день был полный штиль, поэтому на пляже, несмотря на большое количество народа, царила непривычная тишина. Вот только морская вода не радовала своей температурой — было всего +16°C:(

Чем хороша летняя погода — она позволяет девушкам попозировать наконец в летних платьях, а не в свитерах и пальто, как это обычно бывает в нашем климате:)

Лето на Чудском озере. Васкнарва и замок Нойшлос

А теперь поэкспериментируем с телефоном. Кто-нибудь угадает, что это за остров? :)

Несколько лет назад в Усть-Нарве вдоль пляжа по самой кромке леса проложили дощатый променад. Если пройти по нему дальше, то там будет культовое (в определенных кругах;)) кафе «Альбатрос». Там можно выпить чаю или кофе, а на десерт взять ромовую бабу, александровскую полоску или пирожок с миногой:)

Лето на Чудском озере. Васкнарва и замок Нойшлос

Но шутки шутками, а искупаться все же хотелось, но только, разумеется, не в +16°C. И мы решили перейти к плану Б — поехать на Чудское озеро, где вода обещала быть +23°C. Неужели у нас такое где-то бывает? :)

Чтобы не сглазить хорошую погоду, по дороге заехали на святой источник в Пюхтицком монастыре, набрали воды. Она там холодная и очень вкусная.

Лето на Чудском озере. Васкнарва и замок Нойшлос

На Чудском озере все его северное побережье — это сплошной пляж. В отличие от остальных мест, где кругом одни камыши. Однако места здесь все же достаточно глухие, а потому народ купается в трех основных точках — в Каукси, Алайыэ и Васкнарве. Мы поехали в последнюю.

Еще не так давно машину здесь можно было закатить прямо в лес, почти к самому озеру. Но с ростом автомобилизации отдыхающих стало так много, что парковку пришлось ограничить специально отведенными местами. Плюс эти места стали еще и платными. К примеру, стоянка вот на этой площадке у дороги вблизи от Васкнарвы обойдется вам в 3 евро в день. Оплата, как и везде в Эстонии, происходит путем отсылки SMS с мобильного телефона. Но что делать иностранным туристам, у кого нет местной сим-карты? Автоматов для оплаты здесь нет, а вот чиновник из местного самоуправления, проверяющий оплату, вполне может приехать:)

Лето на Чудском озере. Васкнарва и замок Нойшлос

В этом месте мы уже были этой зимой. Вышли тогда на озеро именно в этом месте и чуть не околели от холода:)

Но на этот раз гулять по дюнам куда как более приятно. Какое это наслаждение — пройти босыми ногами по песку! Эх, ну почему у нас лето такое короткое?

Лето на Чудском озере. Васкнарва и замок Нойшлос

Пляж на Чудском озере выглядит так. Народу напротив автостоянки довольно много, но стоит отойти чуть в сторону, и — почти никого. Пляж песчаный, но достаточно узкий, гораздо уже, чем на море в Усть-Нарве.

Чудское озеро — любимое место отдыха жителей Кохтла-Ярве. Ну не повезло им с морем, нет у них там такого красивого песчаного пляжа, как у нас в Усть-Нарве. И хотя до Нарва-Йыэсуу ближе, но исторически так сложилось, что кохтла-ярвесцы, у кого есть машины, всегда ездили купаться не к нам, а в Каукси.

Еще несколько фактов про Чудское озеро из Википедии —

Чудское озеро (эст. Peipsi järv) — крупное пресноводное озеро, является северной составляющей так называемого Чудско-Псковского озёрного комплекса. Северный и западный берега принадлежат Эстонии, восточный — Российской Федерации. Посередине озера проходит граница России и Эстонии.

Лето на Чудском озере. Васкнарва и замок Нойшлос

Этноним «чудь» в Древней Руси употреблялся для обозначения древних эстов, а также как собирательное название различных финно-угорских народов. Название это славянское, так как эсты сами себя чудью никогда не называли.

Чудское озеро является пятым по величине в Европе. Его площадь составляет 2613 км². Вместе с озёрами Тёплым и Псковским площадь составляет около 3550 км². Длина озера — около 96 км, ширина — до 50 км, средняя глубина — 7,5 м, наибольшая — 16,6 м.

В озеро впадают свыше 30 рек и ручьев, крупнейшая из них — Эмайыги. Вытекает только одна приграничная река Нарва, впадающая в Финский залив.

Озеро богато планктоном, а потому и рыбой. В нём водятся следующие виды промысловых рыб: лещ, ряпушка, окунь, сиг, судак, щука, налим, плотва, снеток. Всего насчитывается 37 видов рыб и 9 видов земноводных.

Лето на Чудском озере. Васкнарва и замок Нойшлос

Мы еще немного прошли в сторону Васкнарвы и, выбрав уединенное местечко, установили свой зонтик. Здесь же и искупались. Вода и правда была теплая, может и не +23°C, как обещали, но около того.

А дальше у нас было еще одно приключение. Дело в том, что я хоть и живу уже много лет в городе на берегу реки Нарва, но при этом еще ни разу не видел то место, откуда она берет свой исток. Да, в самой Васкнарве я был неоднократно, но оттуда истока не видно, а идти пешком далеко и непонятно, дойдешь ли — кругом заболоченная территория и камыши. Так что самый надежный способ — это дойти до истока по пляжу. Вон видите там впереди наваленные камни?

Камни здесь явно навалены специально, чтобы волны и течение не размывали берег. Мы сначала скакали по этим камням, но потом все же нашли тропинку, ведущую из Васкнарвы, и пошли по ней.

Лето на Чудском озере. Васкнарва и замок Нойшлос

Это мы уже по другую сторону стрелки, которая выходит к реке. Вдали видны купола церкви в Васкнарве.

А это уже снято на самом кончике. Вода слева — это Чудское озеро, а справа — вытекающая из него река Нарва. Ура, мы сделали это! Тут я, конечно, хотел сделать фото непосредственно из воды, чтобы стрелка была видна полностью, но не рискнул, уж больно острые камни здесь навалены, и все они покрыты водорослями, так что легко поскользнуться и расшибиться.

Лето на Чудском озере. Васкнарва и замок Нойшлос

Но пора идти в обратный путь, к оставленному там вдалеке зонтику:)

На обратном пути опять было никак не пройти мимо таких пейзажей:)

А теперь — культурная программа. В Васкнарве находится отделение Пюхтицкого монастыря — Ильинский скит. Вообще в моем понимании скит — это что-то небольшое, затерянное в лесах, но здесь это полноценный монастырь с большой недавно отреставрированной церковью. Впрочем, там мы уже были зимой, а потому сразу проедем чуть дальше.

Лето на Чудском озере. Васкнарва и замок Нойшлос

Здесь, позади огородов, проглядывает пограничная река Нарва, а на том берегу — уже российская территория. О чем напоминает неслабых размеров флаг:)

Мы же направляемся к руинам средневекового орденского замка, которые возвышаются здесь как будто прямо у кого-то на садовом участке. Но нет, объект охраняется государством, и проход к нему свободен.

Лето на Чудском озере. Васкнарва и замок Нойшлос

Прочитаем, что написано на информационном щите —

Васкнарва — это деревня на берегу Чудского озера, у истока реки Нарова. В 1934 году в поселении Васкнарва проживало 830 человек, а к 2011 году сократилось до 40 человек.

Русское название деревни — Сыренец, происходит от слова «сырость». Название Sernez упоминается впервые в 1416 году, что подтверждает русское происхождение деревни на берегу реки Нарова. Эстонское название деревни — Васкнарва показывает, что крепость была построена позднее возведения Нарвской крепости. Согласно другой версии название Васкнарва произошло от медной крыши орденского замка.

Лето на Чудском озере. Васкнарва и замок Нойшлос

Река Нарва на протяжении многих столетий была пограничной. Граница между русскими и датскими владениями была закреплена уже в 1242 году, и для защиты от возможной угрозы, исходящей из России, стали строить приграничную крепость.

Когда Ливонский орден получил в свои владения большую часть современной территории Эстонии, то по приказу магистра ордена Госвина фон Херике в 1349 году была построена первая крепость для защиты границы Васкнарвы. Крепость была центром фогтства Васкнарва Ливонского ордена. Но первая крепость просуществовала недолго и была разрушена в том же году псковитянами. Начало строительства новой (частично сохранившейся и до наших дней) крепости началось в 1427 году и было закончено не позднее 1442 года.

Крепость Васкнарва состоит из центрального донжона и наружной стены более поздней постройки. Построенная на старом фундаменте трехэтажная башня-донжон из плитняка была прямоугольной формы (22.5×14.7 м) с очень толстыми стенами (2.6 — 3.6 м).

Для здания прорубили известняк перед крепостью со дна реки и рва. Так как крепость находилась на часто затапливаемой территории, то подвалы здания были построены вровень с землей или даже немного выше. Центральный донжон был окружен внешней стеной с башнями, общей площадью в 1337 кв. м. Диаметр орудийных башен, расположенных с северо-западной и юго-восточной стороныбыл 12 — 12.5 м. В северной стене крепости находилось воротное строение — барбакан.

Ливонская война (1558–1583)

5 мая 1558 года в Васкнарву для осады крепости прибыло многочисленное русское войско. Защитники крепости (30 немцев) продержались до 7 июня, когда фогт отступил в Раквере.

В 1581 году шведы под руководством Понтуса Делагарди в ходе штурма завладели крепостью. Пострадавшую во время штурма крепость больше не восстанавливали, на месте была оставлена небольшая оборонительная команда. Васкнарва теперь служила шведам, будучи перевалочным пунктом для военных набегов в Россию.

Лето на Чудском озере. Васкнарва и замок Нойшлос

Во время Северной войны (1700–1721) крепость Васкнарва снова вышла на передний план, она охраняла передвижение кораблей между Чудским озером и рекой Нарвой. С окончанием войны исчезло и военное значение крепости.

Еще до начала Второй Мировой войны у центрального донжона были целы все четыре стены. Во время войны немецкие войска взорвали часть крепостной стены, чтобы получить камни, необходимые для строительства железнодорожной дамбы. Железная дорога направлялась в сторону пересечения дорог у деревни Яама. Сейчас от крепости сохранилась лишь часть северной стены.

Лето на Чудском озере. Васкнарва и замок Нойшлос

От себя хотел бы добавить следующее. Вряд ли в те годы что немцы, что шведы, что русские использовали это эстонское название — Васкнарва. Крепость всегда была известна под своим немецким названием — Neuschloß («новый замок»). Вот и на карте из школьного учебника Васкнарва тоже обозначена, как Нойшлос. Как, впрочем, не мог фогт отступить и в Раквере — он отступал в Везенберг. А вот Нарва была Нарвой всегда — при любой власти:)

Руины крепости, вид с реки. Фото найдено в сети.

Лето на Чудском озере. Васкнарва и замок Нойшлос

А сейчас рядом с развалинами замка стоит эстонский пограничный кордон. И российский флаг в деревне Скамья — это, видимо, ответ эстонским властям :)

Еще одно фото, найденное в сети. Вид на Васкнарву с квадрокоптера. Хорошо видны Ильинский скит и пограничная река Нарва на заднем плане.

Лето на Чудском озере. Васкнарва и замок Нойшлос

А рядом с Васкнарвой располагается еще одна русская деревня — Яама. Мы туда заехали ради этой каменной церкви Святителя Николая. Церковь, впрочем, не очень старая — она была освящена в 1904 году. А восстановлена после войны так и вообще совсем недавно — в 1991 году.

Ах, какие там были пионы во дворе:)