Турист Николай Рыскин (ronadort)
Николай Рыскин
был 17 апреля 15:27

Кинешма, Суздаль — Россия Июль 2007

СУЗДАЛЬ

Ровно три года тому назад состоялось наше знакомство с Волгой под Кинешмой и Белой горой, на которой мы разбили наш палаточный лагерь. И все это время мы вынашивали планы, как бы сюда опять вернуться. Были определены и дата и круг лиц для новой поездки в заповедные места. Когда же наступила указанное время, выяснилось, что все наши компаньоны от поездки отказались. Мы с Олей решили, несмотря ни на что, все равно поедем — хоть вдвоем. Но тут к нашей великой радости поддержать компанию вызвался наш замечательный сосед и приятель Женя Тимошенко.

Возле "неприступных" стен Суздальского кремля

Ехать решили через старинный русский город Суздаль, раскинувшийся по обоим берегам речки Каменка. Первые упоминания о Суздале относятся к 1024 году. Совсем маленький городок, Суздаль представляет собой огромный музей древнего церковного зодчества под открытым небом. Весь город можно охватить одним взглядом, а между тем, на его территории расположено свыше двухсот памятников старины. Одних только действующих монастырей пять штук: Спасо-Евфимьев монастырь, Ризоположенский, Васильевский, Александровский, Покровский. А прибавьте к этому еще и Кремль с его Рождественским собором, Торговые ряды, многочисленные церкви и часовни… Всему этому многие сотни лет. Здесь все дышит поэзией и, поэзия Суздаля — прежде всего в его древности…

На улицах древнего города
Деревянная церковь
Путешествие на Волгу через Суздаль
На улицах древнего города. Торговые ряды

Уже к началу 12 века Суздаль заботами и стараниями Владимира Маномаха превращается в крупный и укрепленный торговый город. В 1125 году после смерти Владимира Мономаха, Юрий Долгорукий став самостоятельным князем, переносит столицу княжества из Ростова в Суздаль. В последствии, из-за обмельчания реки Каменки, когда она перестала быть судоходной, Суздаль утратил былое могущество и влияние. Тем не менее, Суздаль продолжает оставаться в наши дни крупнейшим центром древнего зодчества России, не имеющего себе равных по количеству и концентрации на его территории памятников культурного наследия.

Из-за нехватки времени, мы на коллективном совете нашей стаи решаем: наше знакомство с Суздалем ограничить посещением Кремля и Спасо-Евфимьевского монастыря.

Сильнейший восторг на нашу команду, конечно же, произвели «непреступные» крепостные стены Суздальского кремля, которые при некоторой физкультурной подготовке, можно просто легко перепрыгнуть.

Путешествие на Волгу через Суздаль
Неприступные стены ворог не пройдет
У стен Суздальского кремля
Звонница Суздальского кремля

А вот старейшее здание Суздаля — Рождественский собор — действительно впечатляет.

Путешествие на Волгу через Суздаль

Внутреннее убранство собора богато и роскошно и соответствует его внешнему облику.

Внутреннее убранство Рождественского собора
Золотые ворота Рождественского собора

Некрополь Рождественского собора также представляет интерес. Среди захороненных под чугунными плитами есть члены великих боярских и княжеских родов, такие как Шуйские, Бельские. Здесь же покоятся сыновья Юрия Долгорукого — Иван и Святослав.

Сегодня Суздальский кремль — это музей, с многочисленными композициями, посвященными истории Суздальской земли, известным людям, с ней связанным, сокровищам из монастырей и церквей, древнерусской живописи и прикладному искусству. Интерьеры Крестовой палаты Архиерейского корпуса заслуживают особого внимания. Они создавались по записям 18 века и воспроизводят предметы, окружавшие ее владельцев в то время.

В архиерейских палатах кремля
В архиерейских палатах кремля

В нижней трапезной Архиерейских палат работает ресторан «Трапезная», одно из самых престижных и дорогих заведений города. Наша группа побывала в этом ресторане, но от харчевания там — гордо отказалась, решив сэкономить наличность и время, ведь впереди у нас еще значился Спасо-Евфимьев монастырь — один из самых древних и крупных на Суздальской земле.

Башня Спасо-Евфимьева монастыря
Вход в Евфимьев монастырь

Монастырь был основан в 1352 году князем суздальским и нижегородским Константином Васильевичем. Изначально, как и все суздальские монастыри, он был деревянным, и поэтому от его первых построек ничего не осталось — они сгорели в 17 веке во время польско-литовского нашествия.

После этого монастырь обстраивается новыми каменными стенами, которые и в наши дни выглядят весьма внушительно.

Башни и стены Спасо-Евфимьева монастыря

Рядом с главным сооружением монастыря Спасо-Преображенским собором когда-то находился Мавзолей, в котором в 1642 году был похоронен князь Дмитрий Пожарский, герой борьбы с польско-литовскими войсками. В 1933 г. усыпальница была разгромлена, практически все убранство и иконы разграблены. Мощи князя были закатаны асфальтом. И только в 1974 г. асфальт убрали, а над могилой Пожарского установили плоскую плиту с барельефом героя.

В Спасо-Евфимьевом монастыре
Спасо-Преображенский собор и Звонница
Звонница
В Спасо-Евфимьевом монастыре

Со смотровой площадки Спасо_Евфимьевского монастыря открывается дивный вид на Покровский монастырь, который расположен на низком берегу реки Каменки.

Вид с высокого берега р. Каменка на Покровский монастырь

Монастырь был основан в 1364 году. В 16 веке во времена правления князя Василия третьего — отца Ивана Грозного монастырь переживает наибольший подъем. Василий третий не напрасно оказывал монастырю такую поддержку: в 1525 году сюда была отправлена первая жена князя — Соломея Сабурова, которую Василий обвинил в бесплодии. Помимо Соломеи в разные времена в Покровский монастырь ссылались и многие другие знатные женщины — невестки и жена Ивана Грозного — Анна Григорьевна Васильчикова, Евдокия Федоровна Лопухина — жена Петра Первого, жена царя Василия Шуйского — Мария Петровна.

Возле монастырей и церквей в Суздале раскинулись многочисленные базарчики, где можно приобрести предметы декоративного творчества, изготовленные умелыми руками местных мастеров. Конечно же, мы не смогли пройти мимо и приобрели себе на память несколько сувениров, которые украшают наши квартиры и напоминают нам о славно проведенном в этом древнем городке времени.

Спасо-Евфимьев монастырь. Торговые ряды

Насладившись впечатлениями, навеянными стариной — мы отправляемся на Волгу, изрядно подкрепившись перед этим на привале.

ВОЛГА

И вот мы на Волге. Сюда добрались мы к 5 часам вечера. За три года здесь практически ничего не изменилось. Разве что трава на Белой горе стала не такой высокой и сочной, какой была в наш первый приезд сюда. А Волга — такая же полноводная и могучая, и все также катит свои воды в Каспийское море.

Путешествие на Волгу через Суздаль
Волга в этих местах шириной под два км.
Волга-матушка
Путешествие на Волгу через Суздаль
Волга в этих местах шириной под два км.

Если кто-то из читающих эти строки подумал, что мы немедленно взялись за обустройство нашего лагеря, то этот человек будет неминуемо посрамлен в своем близоруком восприятии текущего момента! Первым делом был накрыт стол. Под рюмку водки и банку пива мы поздоровались с Волгой-матушкой, низко поклонились ей в пояс, выпили за удачу предстоящего отдыха.

Ну, здравствуй, Волга!!!
Добро пожаловать к нашему столу...
Оля над Волгой

только после этого приступили к распаковке нашего туристического снаряжения.

Приют туристов

Вечером часиков в восемь я отправился ловить рыбу с лодки, а Оля с Женей занялись приготовлением ужина. Два часа я бестолково и бесполезно прокачался на волнах в лодке, но ни одной поклевки так и не увидел.

Путешествие на Волгу через Суздаль
Пусть рыбалка не состоялась, зато я видел, как Солнышко садилось...

За ужином при подавляющем большинстве голосов (два против одного) было принято решение: на следующее утро горе-рыбака, т. е. меня, оставить в лагере на хозяйстве, а Оле с Женей предстояло отправиться в Кинешму, где и порыбачить на местном рынке. Ужин удался!!! Как говорится в известной присказке: если выпил хорошо — значит утром плохо, если утром хорошо — значит выпил плохо… Так вот на утро физическое здоровье как мое, так и Женькино явно было не на высоте, Оля же держалась огурцом.

Несмотря на это, как решили, так и сделали. Оля с Женей укатили в Кинешму, ну, а я приступил к приготовлению макарон с тушенкой — фирменного блюда любого уважающего себя туриста.

Березы, березы... Место нашего лагеря

Удача не заставила себя долго ждать. На рынке нашим рыболовам удалось поймать четыре великолепных хвоста. Это были килограммовые жерехи. Помимо рыбы, они также соблазнились отменными свиными отбивными, а также прикупили домашней сметанки, творожка и молока.

На обратном пути Ольга с Женей привезли в наш лагерь двух самых настоящих итальянцев! Они приехали к нам на Волгу погостить на денек из Владимира. Звать итальянцев Джулиано и Давидо. С Джулиано наш коммуникабельный Женя познакомился на какой-то выставке, они понравились друг другу и с тех пор дружат. Джулиано живет на два дома: во Владимире — где у него бизнес и в Риме — где жена и трое сыновей. Давидо — коллега Джулиано по работе, проживает в Италии и лишь изредка приезжает в Россию. Джулиано оказался на редкость обаятельным и талантливым человеком. Он легко разговаривает на семи языках, сочиняет музыку, прекрасно музицирует на гитаре и поет песни. Между делом Джулиано читает в МГИМО какие-то лекции. А еще он замечательный собеседник, великолепный рассказчик и внимательный слушатель.

С приездом итальянцев наше и без того веселое бытие, стало еще веселее.

Путешествие на Волгу через Суздаль
Макароны с тушенкой. Что может быть лучше на природе?!
На приоде все вкусно. Оля и Давидо

Пока Джулиано настраивал гитару, подоспело главное блюдо нашего стола — макароны с тушенкой. Мы сели за стол и под тосты: «за знакомство!», «за дружбу народов» и многое-многое другое принялись поправлять пошатнувшееся было здоровье.

Вслед за макаронами господь послал нам запеченного на углях нежного волжского жереха, который под водочку и красное итальянское сухое вино настроил наши душевные струны на невиданный доселе мажорный лад. И зазвенели гитары, и понеслись по волжским просторам песни на итальянском и русском…

А потом был дождь, сильный! Но нам он был нипочем! Мы укрылись в нашей чудо-палатке и продолжили свое веселое туристическое дело.

Но вот дождь кончился, выглянуло солнышко. Несколько раз все дружно искупались в Волге.

Омовения в Великой Русской Реке

А ближе к вечеру наступил момент прощания. Наши итальянцы, ставшие нам за несколько часов такими близкими и родными засобирались домой во Владимир. Расставаться с ними грустно, но мы уверены, что наши новые встречи с ними — впереди.

Наутро простились с этими чудными местами и мы. И как и в прошлый раз души наши сразу же возжелали вновь сюда когда-нибудь вернуться. Мы твердо уверены, что это обязательно произойдет! До новых встреч на Волге, друзья!!!…

Прямо возле палаток росли

PS. В 2010г. Джулиано не стало. Он умер в Москве, прямо на симпозиуме, на котором выступал. Тромб. Светлая и добрая тебе память, Джулиано.