Турист Олег Сарапулов (Oleg_Sarapulov)
Олег Сарапулов
был 26 июля 2022 15:56

Хабаровск — Россия Сентябрь 2018
Путешествие - лучшее развлечение, позволяющее увидеть новое вокруг и в новое в себе.

Практика всегда глупее, чем теория, но значение имеет только она — наша подлинная живая нелепая жизнь. Что происходит и как мы себя в связи с этим чувствуем — это действительно важно. А рассуждения по этому поводу недорого стоят, даже самые разумные.
Макс Фрай. Хроники Ехо.

Что вынуждает нас путешествовать? Что привлекает в тех далеких или не очень сторонах и чего не хватает нам на месте? Почему мы выбираем те или иные места в своих коротких попытках изменить течение повседневности? Что греет и радует взор, а что оставляет равнодушным?

О предолении повседневности и скуки

Хочу продолжить начатую мной здесь тему знакомства с местами силы и красоты на дальневосточной земле, которые позволяют дать отдых душе и телу в те короткие моменты, которые удается находить в повседневной жизни. И этот раз рассказ о зеленых окрестностях Хабаровска, города на Дальнем востоке, который последнее время стал все больше привлекать российского путешественника. Или я выдаю желаемое за действительное? Ну хорошо, просто путешественника, в т. ч. китайского:)

С благодарностью Анна за освещение уже почти ставшего мне родным города и ни сколько ни умаляя заслуг авторов других рассказов, которые отмечают озеленение и красоту центральных улиц и бульваров Хабаровска, хочу сказать: «не парковой скульптурой единой…». И более скажу: совсем не новодельные парковые ансамбли или набитые прокатом и фастфудом старые парки привлекают меня как местного жителя.

Мне, как местному жителю, 30 лет назад приехавшему на Дальний восток, Хабаровск интересен более тем, где может провести свое свободное время её житель вне городских улиц и бульваров. Тех самых улиц и бульваров, перегруженных запаркованными и просто брошенными автомобилями, где транспортные пробки и коллапсы последнее время отнимают все больше сил и кислорода в ежедневных поездках. И особенно с учётом того, что наибольшие пробки и очереди последнее время почему-то возникают в регистратуре Хабаровского краевого клинического центра онкологии. Для меня шоковой оказалась информация, что электронная очередь новых посетителей в регистратуру поликлиники этого медучреждения переваливает за 450 чел. ЕЖЕДНЕВНО! Это при численности населения края 1,3 млн. чел и плотности населения чуть более 1,5 чел./кв.км. Край большой, а живем тесно! 88% населения в городах и судя по состоянию забитых подержанными автомобилями дворов новостроек, в основном в Хабаровске:(

О предолении повседневности и скуки

Популярная и важная для меня последнее время тема эко-туризма среди моих земляков и знакомых сводится в основном к поездкам на собственную дачу или огород. Или называются такие дикие и малодоступные природные объекты, дорога до которых и обратно никак не укладывается в хронометраж стандартных выходных рабочего человека.

К числу последних, можно отнести место по-настоящему уникальное и обладающее высоким потенциалом привлекательности — озеро Медвежье на территории Буреинского государственного природного заповедника на севере Хабаровского края. Нетронутость природы и красивые виды, образованные соседством чистейшего водоема и неприступных скал, привлекает любителя эко-отдыха. Чем-то неуловимо это место напоминает известные Доломитовые Альпы в уменьшенном масштабе. В нашем распоряжении есть несколько фото, любезно предоставленные подрастающим в нашей семье юным путешественником, осваивающим это увлекательное хобби в рамках молодежного спелео-туристического клуба. В шапке материала так же его снимок.

О предолении повседневности и скуки

Коротко расскажу о не самом коротком маршруте от Хабаровска до озера Медвежье: целый световой день пути на микроавтобусе, через Комсомольск до пос. Бриакан, далее заброска вертолетом в горный лагерь Гремячий лог в предгорье хребта Дусе-Алинь. На месте — радиальные треки по природным объектам. Останавливает даже не стоимость вертолетной заброски, а ее неоднозначность: в июне 2018 группе пришлось неделю ожидать в Бриакане летной погоды, скупив всю лапшу и консервы в местных поселковых лавках.

— Неделю, не меньше!» ©

Так как обратный «трансфер» выполняется тем же бортом, то надо понимать, что сроки такого путешествия никак не вписываются в типовые трудовые отношения с типовым работодателем, который хочет иметь четкие сроки твоего появления на работе.

Для тех, кто как Винни не хочет попасть в «безвыходное положение» типа

— Кому-то надо просто меньше есть ©

и как вариант не связанный с летной погодой есть пешая заброска в течении трех дней по дальневосточной тайге полной летних дальневосточных прелестей начиная от круглосуточного гнуса и мошки, преодоления ледников и рек и заканчивая возможными встречами с представителями дикой фауны, в том числе медведями, отнюдь не игрушечными, но не менее голодными.

О предолении повседневности и скуки

Но бытует мнение и арифметика его проста — два коротких путешествия больше, чем одно, даже очень длинное. Давайте поищем поближе, там, куда позволяют добраться дороги и автомобиль за длинный летний световой день. За последнее время желание вырваться «подышать» и наличие полноприводного автомобиля открывают для меня (а я для вас, если хотите) новые места силы, которыми готов поделиться. Конечно и здесь никуда не деться от особенностей дальневосточного природного отдыха в виде всеми любимого гнуса и мошки в летний период. Но ведь и у них есть «низкий сезон» ;)

Совсем рядом, 10 км от черты города: государственный природный заказник федерального значения «Хехцирский», попросту говоря Хехцир. Не буду злоупотреблять вниманием читателя и ворчать по поводу «федерального значения», увидите сами. Тем более, что у опытных путешественников всегда есть примеры с чем сравнить, учитывая просторы нашей федерации.

Летняя тайга на Дальнем востоке — это совсем не вариант «побродить с корзинкой» по светлому лесу. Поэтому выходим из автомобиля на обочине лесной грунтовки и аккуратно обходя громадные лужи двигаемся вдоль зеленой стены «живой изгороди» из колючего элеутерококка, лиан дикого винограда и прочих эндемиков, бурно растущих и процветающих в условиях заказника. Мой взгляд привлекают выходы скальных пород, пригодных для небольших, тренировочных подъемов на каменные утесы. Стоит подняться на них и под тобой зеленое море — легкие и печень города. После спуска со скалы пьем горячий травяной чаёк за столом, любезно сооруженным десятки лет назад и отмахиваемся от назойливой мошки.

О предолении повседневности и скуки

Поездки почти каждый выходной день за последние полгода на Хехцир позволяют сделать вывод, что лучшее время для красивого и уютного отдыха с семьей на территории заказника — сентябрь—октябрь. Время, когда дальневосточная природа вспыхивает всей палитрой красок, присущих смешанному лесу. Лес становиться светлее, прозрачнее и можно поближе познакомиться с местными обитателями. А вид со знакомой скалы просто захватывает дух и напоминает бесконечный восточный ковер или картину сумасшедшего художника, не жалея разлившего краски.

Вот и давайте перейдем к лучшему — золотому периоду дальневосточной осени, который в иные годы может продолжаться до середины ноября (как в 2018 г.).

Цепкость к жизни поражает

К этому времени сходит на нет кровожадность местных кровососущих насекомых и активизируется в сборе запасов на предстоящую зиму мелкий лесной грызун. Можно познакомиться с белкой — её легко найти по брошенным выпотрошенным шишкам дальневосточной (корейской) сосны (кедра). Можно и самому полакомиться спелыми орехами, если повезет найти оброненную грызуном шишку.

О предолении повседневности и скуки

Высота и охват стволов некоторых представителей дальневосточной тайги вызывает душевный трепет. Встречается информация, что местный кедр живет до 600 лет! С легкостью могу представить, особенно видя их живучесть и стойкость в местных условиях, когда на месте сломанной зимним штормовым ветром макушке отрастает 2, а то и 4 новых ствола и вновь тянутся к космосу на высоту до 70-ти метров.

Для расслабленного и уютного отдыха на территории заказника с советских времен охранились несколько зон для пикника, оборудованных стационарными деревянными сооружениями по типу «стол-скамья» из распиленных вдоль кедровых стволов. Совершенно бесплатно, но спрос на них в выходные в сентябре начинается в 9 утра. Надо отдать должное, люди, посещающие заказник, в большинстве своем культурные и болеющие природой. Свалок нет, хотя, если кому удосужится организовать «сбор денег и вывоз», мусора наверняка прибавится. Почему-то у нас такие инициативы всегда работают «с точностью до наоборот».

О предолении повседневности и скуки

Правила посещения заказника простые и неписаные: потушить, убрать, забрать мусор и не шуметь. И наслаждаемся природой, тишиной, птичьим гомоном и шумом ветра в кронах вековых дубов и кедров. Для любителей «активити» есть несколько троп для ходьбы, сопка Змеиная для штурма высот и Лес Дружбы, основанный на средства зеленого фонда Японии в 2009 г. (без комментариев).

Зима 2018–2019 не наградила Хабаровск обильными снегопадами, улицы и парки города серы и только поездка за город вернет новогоднее зимнее настроение. И неплохо бы подкормить местных жителей заказника. Одеваемся потеплее, собираем небольшой обед для себя и хозяев заказника и двигаемся знакомой, но уже заснеженной дорогой.

Смотри - птичка!
О предолении повседневности и скуки

Второе не менее интересное природное место в пригороде Хабаровска, имеющее большую историю и любовь жителей — санаторий Уссури в п. Бычиха. Находится в 15 км от черты города в чистейшем парковом районе на берегу чистой и красивой реки Уссури. Очень жалко, что данный действующий профсоюзный объект находится в плачевном состоянии, его разрывают финансовые дрязги разных собственников и он кажется совсем не поддерживается местной властью. Но сюда всегда можно приехать погулять по лесным дорожкам, покормить белок и выкупаться в Уссури.

Дополнительным подтверждением чистоты и незаезженности места стала встреча не берегу Уссури с краснокнижной дальневосточной пресноводной черепахой или китайским триониксом. Встреченный экземпляр достигал размером панциря до 40 см в длину, что довольно редкий случай. Встреча, правда, была слишком короткой: черепашка отнюдь не с черапашьей скоростью ретировалась через весь пляж в воду Уссури, а мы ей не мешали и надеюсь не очень напугали.

Аллеями санатория Уссури
Санаторий Уссури, действующая профсоюзная здравница!

Короткое видео о встрече:

Дальневосточная черепаха на р. Уссури

Последние годы береговая зона санатория Уссури стала часто использоваться различными общественными организациями для проведения мероприятий и праздников. Говорят место здесь чистое и энергетика хорошая. Ниже несколько снимков с необыкновенно яркого и сочного празднования славянского праздника Купало (Ярилин день), который не имеет никакого отношения к согласованному православной церковью праздника Ивана Купала и проводиться в день летнего солнцестояния. По приглашению друзей из хабаровской общественной организации «Родъ» мы всей семьей провели день в обществе этих веселых и жизнерадостных людей, участвуя в хороводах, боевых и спортивных состязаниях, ночных танцах вокруг корстра и прыжках через костер. Энергетика сумасшедшая, 3-х летний ребенок веселился с нами до глубокой ночи и даже в машине на обратном пути не уснул.

О предолении повседневности и скуки
Ярило - главный герой праздника!
И прощание с солнцем превратилось в настоящее световое шоу!

Дополнение от 25.02.2019: со странички Губернатора Хабаровского края Сергея Фургала

Сработало;)

Еще один спортивно-туристический объект с давней историей и в немного печальном современном состоянии, достойный вниманияч властей и гостей города — горнолыжный центр Спартак. Находиться на границе уже названного выше Хехцирского государственного природного заказника и Большехехцирского заповедника. Может поэтому его развитие сильно тормозится не смотря на почти 20-тилетнюю историю и очень хорошие природные показатели. Из преимуществ: всего 15 км от черты города, заповедный лес вокруг, высоты до 400 м, протяженность склонов до 1200 м, склоны от зеленого до черного (единственного в хабаровском крае). База печально известна как самая травмоопасная и плохо обслуживаемая. Только в нашей семейной команде из двух человек 2 случая за сезон 2016-17г.п И оба при использовании бугельного подъемника. В этом году закрыта из-за отсутствия снега, искуственного снежения нет, желания и средств приводить все в порядок видимо тоже. А ведь мы здесь учились стоять на горных лыжах…

Есть пара свежих снимков от ворот центра, дальше не пускает очень злая и очень убедительная собака.

О предолении повседневности и скуки

Зато роскошное развитие и ничем не объяснимое для меня движение получило топовое в Хабаровске место отдыха гостей и жителей города — Ривьера парк (бывшая «Заимка»). За поседние 5 лет на территории парка бывшей загородной военной резиденции вырос целый гостиничный комплекс с инфраструктурой и развлечениями на любой вкус. Появились участок горнолыжной трассы длиной 400 м, трасса тюбинга, ледовый каток, детская площадка, рестораны, автокинотеатр под открытым небом, пляж с зонтиками и лежаками.

Но почему-то не греет душу это место и мы с детьми не очень любим там бывать. Кажется это место больше для купеческого разгула и торжеств типа большой народной свадьбы. Ниже несколько снимков с характерными «арт-объектами» на территории Заимки, которые лично у меня вызывают вопрос: а для кого ЭТО все? Куранты с золотым орлом, бьющие раз в 15 мин. рядом с трассой для тюбинга, речной вокзал со шпилем и позолоченным парусником с рестораном внутри, от которого ни ходит ни один теплоход, домики для шашлыков с коваными позолоченными перилами и настенными фресками в стиле римских колоний;) Приезжайте посмотрите, кому-то это понравится, кого-то повеселит. Но тут везде за вход берут. А вот обслуживать не торопятся, спрос определяет отношение…

Цены на Букинг

Шашлычные домики на Заимке

Не очень хочется заканчивать на столь саркастической ноте свой рассказ о местах отдыха под Хабаровском… Поэтому приведу здесь анонс еще одного интересного туристического природного объекта, о котором напишу позже отдельно. Зоосад Приамурский имени Сысоева в п. Воронеж-2. Есть очень хорошая идея, есть болеющие за судьбу животных люди и есть проблемы с инвестициями и инфраструктурой. Почему-то власти просто любят упоминать о наличии этого популярного у жителей города объекта отдыха и закомства с местной природой. А инвесторы как-то очень своеобразно видят помощь зоосаду. Мы например в последний раз в июне 2018 долго выясняли куда пропал белый медведь и почему его бассейн пустует. Выяснилось, что Транснефтьвосток купила мишке кондиционер в его логово, поэтому мишка теперь до холодов из него не выйдет:)

Вот съездим по свежему снежку в зоосад, найдем мишку и я напишу про него. А пока несколько старых снимков.

Местный парень — уссурийский тигр.

О предолении повседневности и скуки

Спасибо, что дочитали до конца и уютных вам путешествий, синего неба и яркого солнца!

Не вошедшие снимки красивой дальневосточной природы во вложенных альбомах. Наслаждайтесь и приезжайте к нам осенью. Икра и рыба еще не перевелись в наших магазинах:)

Продолжение коротких поездок последует и я постараюсь делиться самыми ценными и живыми впечатлениями.

А пока время снова перевернуть песочные часы.

Теги: Автопутешествия, Горнолыжный отдых, Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм