Турист Алла Горбунова (alla_gorbunova)
Алла Горбунова — была вчера 16:06
Мы в (🚗) путешествии, пишу о нём записки…

Воронежская область, Липецкая область — Россия Август 2018

Мы приобрели резиновое плавсредство с мотором довольно резко, хоть муж и воображал себя с удочкой посередине реки давно уже. Неделю он комплектовал ее и нас (колеса, спасательные жилеты, чехлы и что-нибудь ещё, скорее всего) и вот наступила знойная июльская суббота первого заплыва. Начать решили сразу с хорошего размаха — наше водохранилище в черте города достаточно широкое.

Жаркий день, мы с лодкой на берегу. Уже почти сразу стало понятно — тот, кто придумал ее конструкцию-либо отчаянный человеконенавистник, либо полный теоретик. Мы производили разнообразные экзерсизы довольно затейливо и долго, но, да, таки собрали — и наше новоприобретение весом под центнер (ну, показалось так) элегантно влилось в речную гладь.

Довольные, мы изящно (ну, или почти изящно, лодка ж резиновая и мокрая, зараза) — запрыгнули, сели.

Плывем — красота! Как же красив наш город со стороны воды! Но что это? Двигатель зачихал, закашлял и заглох. Ни на какие действия ответной реакции не было. Ну ничего, есть же вёсла! Прекрасная нагрузка на бицепс и плечи! Гребём, красиво! Через полчаса-час: грести, конечно, интересно, но более — по течению, обратно это скорее физзарядка, чем возможность полюбоваться на сити-панорамы. Но мы тогда ещё не знали, что разборка будет ненамного проще сборки. Уже за полдень, жара, муж ортикулирует беззвучно, но явно что-то непечатное. Уфф!

Впереди было ещё летнее воскресенье, хотелось сменить чувство явной досады (покупка ни разу не мелкая по деньгам) на более позитивное. А не съездить ли нам в Дивногорье пополнить энергоресурсы? Едем!

Дивногорье, июль

Был обещан после обеда дождик и даже гроза, куда уж лучше? Наверное, мы оставили телефоны в машине, иного объяснения, почему не осталось снимков, у меня нет. День был душный, тучки насупленно обкладывали небо и в очередной раз я восхитилась кипенно-белой, сделанной полностью из мела без примеси другого, кроме белого цвета, отороченной по краям желтеющей уже некультурной растительностью, под сизо-серыми облаками, дорогой.

Белые дороги ушедшего лета

Придется поверить мне на слово, а за фотографиями надеюсь вернуться. Но то, что осталось в памяти и написано пером, уже получило свое место в хранилище памяти. Мы просто гуляли в тот день по окрестностям, прошли огроменный круг вокруг Див, посмотрели каньон, небольшой открытый музей местных камней и минералов и вернулись к машине. Внизу бежит речушка, Тихая Сосна, мелкая и извилистая, разобрали рядом с ней свой столик (лаваш, помидорчики, запечённое мясо и кинза), вкусно! На обратной уже дороге пролился ливень, нам уже не страшный. Отдохнули и зарядились.

Усманка, июль—август

Хочешь или нет — лодку выгуливать надо. Следующим подходящим водоемом избрали Усманку.

Рек у нас поблизости три — река Воронеж, образующая наше водохранилище, которое делит город почти пополам, юго-западнее города течёт Дон и на северо-востоке огибает его мелкая, делающая совсем нелогичные виляния, Усманка. Именно на Усманке расположено большинство турбаз и летних детских лагерей, может из-за близости к реке лесов, по большинству сосновых. 2010-й год очень изменил эти места, я помню то лето, так бояться пожара мне не приходилось ещё никогда! Дымом от горящего леса затянуто было все плотно, у домов дежурили мужчины, висели объявления у подъездов приблизительно такого содержания: «Наша жизнь в наших руках, давайте спасаться» — ребята, было очень страшно!

Леса моего детства я не узнала, дорога есть, а леса нет.

Белые дороги ушедшего лета

Мы несколько раз выезжали на нашу местную Усманку-здравницу, все же поплавали с вёслами. Да, мы купили палатку!

Даром, что я на туристическом сайте — я ни разу не любитель ночевки в палатке. Для меня это было сродни сну на вокзале, ожидала этого с легким ужасом. На берег реки в тёплый выходной день съехалось очень много отдыхающих и любителей дискотек на свежем воздухе. Атмосфера очень веселая, все что-то жарят, поют песни и гоняют быстро одичавших детей и собак.

Ночь показала, что я, человек страдающий бессонницей и отчаянный нелюбитель мерзнуть — спать при шуме все же смогу. Мы вернулись совершенно уствшие, я с больной от неудобного сна, шеей, но с абсолютно отключенной головой и ощущением прожитого за два дня отпуска. Рубикон (река ж, кстати тоже!) был пройден, мы подсели на этот отдых.

Дикарским я бы такой выезд не назвала — выезжаем мы с плиткой, я с разделочной доской и неодноразовой посудой, матрасы и спальники, планшет для вечернего кино и вполней осязаемы интернет присутствовали. Наш резиновый друг (или подруга?) тоже укладывался в машину, но как-то раз мы забыли распаковать лодку, а в один из рабочих дней она тихо и незаметно для меня уплыла посредством объявления на Авито, куда-то в новую реку.

Воргольские скалы, 26 августа.

В тот воскресный день мы поехали без ночевки в совсем новое и незнакомое место — к Воргольским скалам. Это уже Липецкая область, рядом с Ельцом.

Мы немножко плутанули и заехали с другой стороны. Вышли и сразу наткнулись на сетчатый забор с надписью:

Заповедник Галичья Гора

Белые дороги ушедшего лета

Но заборы не остановят стремящегося к знанию и видению всего и вся, туриста. Мы, как и многие приехавшие в выходной день, успешно пролезли в дыру и начали осматриваться на местности.

Уж и не знаю, жаркий день ли это был, или ассортимент растений, не характерных для нашего региона, а может какая-то особая тут энергетика — но все вокруг было особенное, наполненное особенными звуками и запахами, сухими, ярко-травными и очень летними.

Мы осмотрелись, немного переставили машину, при этом обнаружили чудную полянку, чистую, укрытую дикорастущими сосенками от солнца, и пошли на осмотр окрестностей.

Белые дороги ушедшего лета

Сразу же увидели скалы, местность неровная, изломанная. Спустились вниз, к речке Воргол. Черная, чистейшая, судорожно-ледяная вода, день был жаркий и купание было очень ободряющим.

Белые дороги ушедшего лета

Вернулись к нашему «биваку», расположились со снедью, сосны особенно живописные — все же большинство сосен в наших местах посажены искусственно, эти же корявые, немного танцующие и очень фотогеничные.

Приехали мы в воскресенье, 26 августа. Для меня этот день был особенным — первый день рождения моего папы, который мы отметили без него. Весь день я думала о нем, вспоминала его обычно августовски-жаркие дни рождения. Прошел почти год, когда он, дождавшись приезда моей сестры из-за границы, где она живет, в июне, а еще меня — из очередной поездки в сентябре, ровно на следующий день не проснулся утром. Прошло уже время, воспоминания становятся светлее, и спокойнее, и легче.

Сосны были покрыты смолистыми ароматными потёками, смола-живица эта обещала через какие-нибудь несколько тысяч лет превратиться в искристо-электрический янтарь.

Сторожевое — 1

Удивительное место. Добираться туда придется по Острогожской трассе, не автобан, но и не загружена. Направление — юго-запад области от города. Здесь пласт меловых отложений чрезвычайно высокий, не с этим ли связано нахождение поблизости Нововоронежской атомной станции? Но и роза ветров у нас юго-западная, скорее, это определяюще. Вид атомной станции как-то удачно и совсем не пугающе, сливается с окружающими пейзажами, на местности было видно канал, тянущий от Дона к АЭС.

Белые дороги ушедшего лета

Мы были 1-го сентября, многие в тот день были заняты веселыми первосентябрьскими хлопотами, и все же туристов было предостаточно. Днем — гуляния, обустройство и релакс. Ближе к закату отдыхающие стали гнездоваться на краю скалы — со стульчиками, чаем и фотоаппаратами. Закат удался — он был длинный и яркий.

Белые дороги ушедшего лета

Как только действо завершилось, раздался деловитый стук топориков, начали разгораться костры и потянуло ароматным вкусным дымом.

В Сторожевом, впервые за наши палаточные ночевки, я не натягивала на себя всю одежду, которая была с собой, было настолько тепло ночью, что сидели почти и неодетые, а ведь уже началась осень!

Утром мы отправились осваивать округу. Прошли через лесок, минут 40 — и мы оказались в соседнем уже, Лискинском районе. Находкой стали белые, конечно, меловые пещеры, совсем не глубокие. Из Острогожского района родом моя мама и мел, который везде, никогда не удивлял. Мелом облицовывали погреб, пили воду из колодца и стенки чайника и всех кастрюль были тоже укрыты мелом, однако ж никто не жаловался на почки!

Белые дороги ушедшего лета

С загорелыми и обветренными лицами, слегка одичавшие, мы вступили в осень.

Воргольские скалы — 8 сентября

Когда мы уезжали из Воргола, пообещали себе вернуться с ночевой — и да, мы сделали это!

Заехали уже с правильной стороны. Здесь довольно приличные скалодромы («Звонари» и «Копченый камень») и большая туса любителей этого благородного спорта и образа жизни. Машины практически изо всех ближайших областей — Воронежской, Курской, Московской и, конечно, Липецкой. Наши земляки, пара молодых людей, приезжают каждый выходной и натягивают трос для спуска со скалы вниз над рекой, для себя, прежде всего — и для любого желающего. Мурыжились они с установкой довольно долго и катались в основном сами — вот же энтузиазм!

Белые дороги ушедшего лета

Мы отхватили место у речки. Пожарили рыбу, которую, конечно не изловили в Ворголе, а привезли с собой, дома рыбу тоже можно жарить, но свежий воздух и отсутствие необходимости после отмывать всю кухню — это огромные бонусы!

Белые дороги ушедшего лета

Противоположный от нас берег, кажется почти безлюдным, к нему подход если и есть, то непростой. Часто и настырно пробиваются меловые породы.

Белые дороги ушедшего лета

Пошли на прогулку, точнее, поехали на велопрогулку — вакантное место лодки заняли два велика. Подъехали к усадьбе купца Талдыкина и старой мельнице рядом с ней.

Здесь так красиво, что просто выпадаешь из реальности, совсем не типично для наших краев все выглядит. Еще больше удивляет, что территория это частная и усадьба периодически перепродается. Видя нынешнюю разруху, конечно, сразу начинаешь прикидывать, что можно продать, чтобы вложиться в такую живописную недвижимость. Но, говорят, чтобы здесь основаться, надо иметь совершенно чистые намерения (место драматичное — семью Талдыкиных убили тут же) — а это пока плохо совмещается с прибавочной стоимостью.

Белые дороги ушедшего лета

Отсюда же просматриваются скалы, на которых мы были первый раз, пройти к ним по берегу реки можно, а проехать — нет.

Кривоборье, 15 сентября

Мой день рождения мы отметили небольшим и недалеким выездом в Кривоборье. Это совсем близко от города и трасса М4 видна, минус один — дорога к берегу раздолбана напрочь. Дон здесь делает нервную петлю, один берег высокий, песчаный и с многокилометровым обзором. Низкий бережок покрыт заманчиво белым песочком и обещает отдыхающему возможность поплескаться в Донской воде. Что ж, попробуем это проверить, цели поставлены!

Мы с моим сыном.

Белые дороги ушедшего лета

После небольшого пикничка, мы вернулись и ударили по празднику приличным велопробегом — мы живем в живописной и зеленой зоне города.

Белая Гора, сентябрь — ноябрь

Ездить с палаткой, конечно, стало поздно и мы вернулись к формату сити-путешествий. Правый берег реки Воронеж севернее города красив до невероятности, это территория заповедника «Нагорная дубрава».

Именно здесь по речному затону с многочисленными островками и катаются многие более удачливые лодковладельцы.

На Белую гору (одно из видовых мест, здесь проходит «Воронежская экотропа», ориентир — от стадиона «Олимпик» идти в сторону 300-летнего дуба, на месте подскажут, если что), мы приезжали из дома на велосипедах.

Ниже фотографии, сделанные с одного и того же места, видно, как меняются осенние краски — уходит яркость и желтизна, на самом нижнем снимке вода уже прихвачена тонким позднеосенним ледком.

Белые дороги ушедшего лета

Уже зима, самое время вспоминать о лете — и строить новые планы!