Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Рига, Цесис, Саулкрасты, Цесвайне — Латвия Август 2018

— Хочу на море, на выходные — сказала жена, едва я вернулся из трёхнедельного дальневосточного отпуска.

На море, так на море. Тем более, давно уже смаковал мысль, что до ближайшей солёной воды всего семь сотен километров, но до практической проверки реальности успеть за два нерабочих дня, учитывая непредсказуемость границ, так и не доходило.

На первый раз решил не заморачиваться с рыбалками-нырялками. Тем более, Марина не была в Риге. Решил действовать по обстоятельствам.

Забил в карту несколько кемпингов, пару замков, интересные бары. Сделали страховку и пятничным вечером направились к погранпереходу Terehova.

Немного про погранпереходы. На выходные в Прибалтику гоняют из четырёх областей — Московской, Ленинградской, Смоленской и Псковской. Питер и Псков традиционно пролетают через Эстонию с её электронной записью и адекватными пограничниками. Для Москвы и Смоленска лишние 300 км до эстонской границы — приличный крюк, приходится тосковать в долгих очередях.

Туда простояли пять часов, обратно четыре.

Дабы не заморачиваться с жильём, подремали несколько часов в машине на тупиковой сельской дороге в прямой видимости трассы. Бодрости хватило на весь день. Когда солнышко начало припекать, перекусили в придорожной кафешке и взяли курс на Ригу.

Казалось бы, в Риге был столько раз, что и писать-то про неё бессмысленно. Но Рига — город сложный, его можно спустить за несколько часов, побродив по старому городу, а можно поднапрячься и вытащить интересные локации, создающие совсем иное настроение и восприятие.

На этот раз Рига из скучнейшей столицы Прибалтики наконец превратилась во что-то стоящее.

Маленький лайфхак. Парковки в старом городе по выходным достигают космического ценника. 7 евро в час — ещё ничего, бывают точки и подороже десятки. Пользуйтесь парковкой торгового центра Galeria Riga. Он находится на границе старого города, а по выходным здесь фиксированная ставка 4,6 евро за любое время стоянки.

Итак. Если вам надоели типовые виды города, в том числе с колоколен, стоит начать очередной визит с… бара! Уже почти легендарный Skyline bar находится на верхнем этаже отеля Radisson Blue, имеет отдельный лифт и работает с раннего утра.

Море на уикенд

Даже утром большая часть столиков в теневой стороне бара заняты. Тут тоже есть лайфхак — один из лучших видов через не бликующее стекло — из окна мужского туалета.

Помимо вида, бар славится своими коктейлями. Не дёшево, в среднем 10 евро за напиток, но коктейли действительно хороши как по составу, так и по подаче. Настроение на весь день создаётся за полчаса.

Море на уикенд

Впрочем, здесь есть и пиво, и неплохой выбор еды.

Для обладателей телевика точка роскошная. С моим несчастным зумом приходится довольствоваться осколками.

Море на уикенд

Для порядка пробегаемся по старому городу, где, несмотря на непогоду, улицы плотно забиты китайскими и европейскими туристами в примерно равном соотношении.

Собираем классический визуальный ряд кошка-собор-ратуша-медведи…медведи временные, медведи прекрасны.

Море на уикенд

Чем ближе центр старого города, тем плотнее толпа. И скоро понимаем, почему.

Мы попали на этап кубка мира по спортивному ориентированию. Традиционно этапы делятся на природные и городские. Центром соревнований стала площадь перед Домом Черноголовых. Часть улиц перекрыли напрочь, по другим можно двигаться по разрешению волонтёров-регулировщиков.

Море на уикенд

Погода для спринтерских забегов идеальная, нарастающий тёплый дождик. Решаем переместиться в заранее выбранный ресторанчик, благо, прямо с его веранды можно наблюдать взятие сразу двух контрольных пунктов и кусочек финишной прямой. И еда, и пиво, и спорт в живом эфире.

Egle, он же «Парк отдыха под открытым небом «Ёлка». Всегда живая музыка, всегда спецпредложения в меню, всегда огромный выбор пива от классики до необычных специалитетов, например, брусничного.

Вкусно переждав ливень, выдвигаемся к морю. Выбор пал на направление Саулкрасты, изобилующее чистыми пляжами, сосновыми лесами и кемпингами. В карту вбита цепочка стоянок с разным удалением от побережья, будем проверять по очереди и выбирать идеальную.

Но море подождёт. По дороге Латвийский этнографический музей под открытым небом.

Несмотря на поздний час, проход на территорию разрешён, жаль, закрыты все помещения.

С посещением строений на этот удивительный музей нужно закладывать не менее половины дня.

Море на уикенд

Это без преувеличения самый впечатляющий музей деревянного зодчества из всех, что я видел.

Музей разместился в старом сосновом бору, на берегу озера. Домики аккуратно вписаны в пейзаж. Ощущение, что гуляешь по большой старой деревне.

Море на уикенд

Не знаю, насколько аутентичны постройки и сколько в них состаренных реставрационных элементов, но, опять же, сохранность строений невероятная. Сравнимо разве что с заботливо переложенными Кижами.

Вот свеженькая тростниковая крыша. Определяется по отсутствию верхнего слоя мха.

Море на уикенд

Тростниковая мельница. Она, конечно, деревянная, но так классно заделана «под стог» влагозащитным панцирем.

Детали и мелочи, даже заборчики под старину. Во дворы можно спокойно заходить и гулять вокруг строений, не заперто.

Море на уикенд

Почти забытое сегодня колодное пчеловодство. Улей-колода иногда выпиливался из ствола вместе с дуплом и пчёлами. По одной из версий, и слово «пасека» пошло от слова «посекать», вырезать из деревьев колоды.

Церковный уголок. Жалко, нет образцов карпатских храмов.

Море на уикенд

А вот гробы-колоды, стоящие не только на церковном погосте, но и во многих дворах, удивили. Думал это кормушка для животных, но форма странная и все заколочены.

Самые, на мой взгляд, интересные объекты — большие мельницы. Они логически замыкают маршрут по музею и стоят чуть в стороне от жилых строений.

Опять же, очень жаль, что не удалось попасть внутрь. Все мельницы в рабочем состоянии, механизмы целы. Во эта, голландского типа, построенная в 1890-м, проработала аж до пятидесятых ХХ века. У мельниц такого типа по ветру поворачивалась только верхняя, головная часть…

Море на уикенд

…а неуклюжая столбовая мельница поворачивалась всем корпусом, усилиями минимум двух человек. Это старейший вид ветряных мельниц Европы.

Уже совсем на выходе — чудо-агрегаты, локомобиль и паровая молотилка. Импортные, британской компании Marshalls. В Российской Империи локомобили научились делать лишь к концу первого десятилетия ХХ века, скопировав именно маршалловские агрегаты. А эта машинка на 30 лет постарше первой отечественной.

Нагулявшись и уже проголодавшись, погнали смотреть побережье не дожидаясь заката.

Самый простой и доступный кемпинг на пляже — непосредственно в городке Саулкрасты. От города отделён небольшой лесополосой, но присутствие населёнки в нём ощутимо, да и бетонные строения локального порта не добавляют романтики.

Чуть севернее, в сосновых лесах расположились две поляны кемпинга Лаучи. Вот он показался оптимальным.

Забавно, но с морской части поездки не осталось ни одного снимка. Устали, видимо.

Итак, кемпинг. Сутки машина плюс палатка на двоих — 15 евро. Кухни нет, только секция для мытья посуды. Небольшая подлянка с душем — на пляже бесплатный, с ледяной водой. Нормальный горячий в помещении — 5 евро за сеанс. Нас почему-то пустили бесплатно, видимо, сильно замызганный вид вызвал жалость.

Большой минус — туалеты. Две или три био-кабинки рядом с огромными мусорными контейнерами. Летом в совокупности — жуткая вонища. А с утра в это пластиковое чудо ещё и очереди.

Решение: вечером взять в ресторане пивка и пользоваться отличным санузлом в качестве посетителя. Утром прогуляться по лесу.

В кемпинге помимо площадок под палатки есть и два отеля, попроще, общажного вида и новый современный. К новому отелю пристроен ресторан с верандой, откуда открывается симпатичный вид на побережье. Если хотите поужинать с видом на закат, столик лучше занять пораньше, веранда пользуется спросом.

Цены в ресторане вполне рижские. Тёмное пиво отвратительное. Светлое неплохое.

Мы же закупились ещё в Риге и устроили отличный пикник. Ожидаемо подтянулись соотечественники, такие же отдыхающие выходного дня. Еле заставили себя разойтись по палаткам, очень уж душевные вышли посиделки под сыры, копчёности и вискарик.

Что делать, если ты уже побывал во всех крупных городах Прибалтики? Охотиться за мелочами. Обратный маршрут проложен по просёлочным дорогам через пару замков, Цесис и Цесвайне.

Море на уикенд

Цесис достоин полноценного посещения, хотя бы на сутки. Уютный зелёный городок, не растерявший средневекового шарма. По количеству проводимых фестивалей не уступает столице. На фото выше — нагромождение архитектурных форм здания городской художественной галереи.

За галереей спуск в Замковый парк, где работает старинная пивоварня. Увы, это в следующий раз, времени едва хватает на главную достопримечательность, замок.

Море на уикенд

Новый замок, отреставрированный. В нём весьма впечатляющий музей, состоящий преимущественно из экспонатов. найденных при раскопках в старом замке.

Самый дорогой билет, позволяющий посетить без ограничения помещения и площадки замка, стоит 7 евро. Дороговато, но на бегу разобраться, что тебе на самом деле нужно увидеть, непросто. Тем более, оббежав все закоулки, могу сказать — лучше иметь полный доступ.

Море на уикенд

Старый замок в стадии активной реконструкции. В оригинале, к сожалению, мало что осталось.

Для посетителей открыта одна башня, бывшая резиденция магистра.

Море на уикенд

Отличное решение — не заморачиваться с электропроводкой, а выдавать туристам старинные свечные фонари. Это включено в билет.

Подсвечивать узкие скользкие лестницы тусклым огоньком свечи и увлекательно, и напряжно. Как они там в рыцарских доспехах-то ходили?

Внутри голые стены. Реконструкция замка займёт долгие годы даже при высоком темпе работ. Слишком уж он порассыпался за прошедшие века. При этом считается самым сохранившимся в Латвии — не везёт стране на сохранность наследия.

Море на уикенд

Поразмявшись на лестницах и пообтерев куртками штукатурку переходов, погнали к последней достопримечательности поездки, маленький и довольно современный замок Цесвайне.

Симпатичный замок конца 19 века. Проектировался и строился немцами. Из необычного — смешение архитектурных форм и строительный материал, обтёсанный природный камень. Для той эпохи уже слишком трудозатратная технология, но эстетика валунных строений вне конкуренции.

Море на уикенд

В замке работает детская музыкальная школа, остальные помещения отданы под музей. Увы, мы неудачно попали на глобальные ремонтные работы. Даже с внешней стороны часть обзора перекрыта заграждениями.

Немцы не были бы немцами, если бы не отгрохали рядом с поместьем пивоварню. Из того же природного камня. Одна из немногих сохранившихся замковых построек.

Через дорогу — сильно восстановленные конюшни и зернохранилища. Прочие сооружения поместья, увы, не дошли до наших дней.

Последняя точка, которую хочу посоветовать, расположена на выезде из Цесвайне на трассу Рига-Москва. Ей можно воспользоваться и по пути в столицу. Veisu nams Raibais. Это не только бюджетная гостиница, но и весьма приятный ресторанчик с демократичными ценами. Еда по принципу столовой, хороший выбор напитков. А при большом желании тут же можно заняться карповой рыбалкой, за 10 евро вы получите снасти, доступ к пруду и возможность забрать до 8 кг улова.

Резюме. В качестве поездки выходного дня на море Латвия оптимальна. Если ехать исключительно ради пляжа, на отдых можно выделить полные сутки. Заправляться дорогим латвийским бензином не придётся, нам хватило полного бака, залитого у границы. Цена вопроса возрастает, разве что, из-за страховки.

Мы накрутили 1 400 километров и большую часть времени потратили совсем не на солёные балтийские воды. Вернулись домой за 5 часов до будильника, зовущего к свежей рабочей неделе. Тяжеловато. Опять же, если не отвлекаться на достопримечательности, можно выехать с пляжа перед обедом и быть дома до полуночи.