Турист Анна Рудницкая (Markuza)
Анна Рудницкая
была 15 июня 2023 23:51

Боузов, Оломоуц, Острава, Кромержиж, Пернштейн + 1 город — Чехия Июль 2018

В середине лета в июле для жителей Чехии есть своеобразные летние каникулы — два выходных 5 и 6 июля — государственные праздник День Святых Кирилла и Мефодия (первых христианских Святителей в стране) и день казни Яна Гуса — идеолога чешской реформации, что, кстати сказать, произошла намного раньше немецкой, и которого коварные католик сожгли на костре. В этом году лето в Чехии выдалось самым жарким за 240 лет, и мы не стали оставаться в столице, а поехали с супругом путешествовать и открывать для себя новые интересные места.

Рассчитанный на 3 дня маршрут включал в себя 820 км и:

1 день: замок Нове Грады и крепость Боузов, ночёвка в городе Оломоуц

2 день: замки Градец над Моравицы и Радунь, город Острава и ночь в городе Кромержиж

3 день: поездка на праздник в замок Пернштейн и возвращение в Прагу через город Гавличкув Брод

Наш маршрут на три дня.

Признаюсь честно, есть в Чехии некоторая проблема в том, что скоростные трассы есть не везде, и иногда путь по деревням и весям до замков бывает весьма извилист. Потому имея обширную программу, мы выехали из дома примерно в 8 утра, но к первой нашей остановке на пути добрались почти в 12 часов.

Выйдя из машины нас окатило тропической жарой пялящее солнце. Замок Замок Нове Грады — роскошный дворец в стиле рококо, построенный в 1774–1777 графом Жаном-Антуаном Гарбувалом де Шамаре. Обратите внимания на явно нечешскую фамилию! Нове Грады не даром резко выделяются на фоне многих могучих чешский крепостей, которые вы уже наверняка ни раз видели на привычных открытках из Карлштейна, Кривоклата и т. д. Всё-таки тонкий французский вкус и шик — куда деваться! Ну и время постройки уже не суровое средневековье, а вполне себе вершина Просвещения в Европе.

Замок Нове Грады - парадный фасад

Выбирая ввиду ограниченного времени между осмотром интерьеров и парком, мы выбрали последний. Нове Грады не даром называют «Малый Шенбрюнн» или «Чешский Версаль». Ареал обрамляют входные ворота, французский парк с хозяйственными зданиями, амбар и английский парк с песчаниковым Крестовым путем (1767 г.), который ведет к остаткам бывшей готической крепости.

Цветы лаванды в парке

Рядом с прудиком есть несколько клумб с моей любимой ароматной лавандой, а если обойти слева замковый ресторан, можно приди к ещё одному искусственному рыбнику и даже найти с обратной стороны дворца самый настоящий огород.

Замковый огород

Посмотрите как изящно размещены грядки, прямо как клумбы в саду! За огородом углубившись на территорию парка можно найти зелёную сцену летнего театра.

И музей электрических велосипедов и мотоциклов, знаменитых Jawa, Praga и современные марки Apache. Всё в здании наверху.

Летний театр в замковом парке

Английский парковый лабиринт — настоящий в полный рост — изюминка прогулки! Справой стороны за ним еще видна оранжерее, где сейчас выставка дамских шляпок.

Английский парковый лабиринт

Если бы не жара, мы бы точно добрались и в английскую часть парка. Но градусов 40 на солнце, погнали нас обратно в машину к блаженству кондиционера.

После уголка Франции была запланирована встреча с немецкой культурой и еще примерно час пути до замка Боузов, который несколько столетий принадлежал Тевтонскому ордену.

Замок Боузов

История крепости началась еще в 13 веке. И чешские владельцы сменяли друг друга до времени тридцатилетней войны, когда Боузов стал служить в качестве имперской габсбурской крепости и тюрьмы для шведский пленных. А в конце 17 века замок был продан Тевтонскому ордену и находился в его собственности до 1939 года, пока не был конфискован нацистской администрацией и во время войны передан под управление Главного административно-хозяйственного управления СС, которое использовало замок в качестве хранилища конфискованных ценностей. После окончания войны Боузов перешёл в собственность чехословацкого государства. Когда Чехословакия перестала существовать, Тевтонский орден заявил свои права на замок, однако безуспешно.

На этом краткую историческую справку закрываем и переходим к самому интересному — заглянем внутрь!

Нынешний облик замок приобрёл после реконструкции в романском стиле в начале XX века. У него есть два действующий подъёмных моста и опускающая решётка.

Интерьеры богато декорированные с множеством интересных деталей. Особо поражают изразцовые печи

Замок Боузов

Ножки бокалов декорировались разными выступающими узорами и украшениями не только для красоты. Во времена настоящего средневековья — кушали руками, и чтобы не выпустить чашу из скользких пальцев, испачканных соусом или мясным жиром, нужны были дополнительные выступы на основании бокала.

Общая гостиная для гостей тевтонского ордена и следующие за ней отдельные маленькие комнатки — гостевые покои. Я бы не отказалась пожить так несколько дней. Очень уютно и очень аутентично.

В конце гостевого коридора ванная комната. Уже достаточно современная. Такой тевтонский хостел получается.

Замок Боузов - гостевые покои

Выглядываем с галереи в сказочный внутренний дворик и обращаем особое внимание на водостоки.

Замок Боузов - внутренний дворик

И переходим в следующую часть замка.

Покои магистра с царским ложем! Еще одна красивая печь и личный кабинет.

Замок Боузов - покои магистра

Официальные залы для приёмов, с расписными стенами. На фресках изображены мотивы охоты, звери и сами охотники, в том числе дамы.

Замок Боузов - парадные залы

В самом большом и красивом зале нас встретил музыкальный дуэт историчесими мелодиями. Сейчас в замке Боузов кроме экскурсии можно еще организовать и свадебную церемонию, и проходить обряд будет именно в этих исторических интерьерах.

Самый главный зал заседаний с гербами на стенах.

Замок Боузов - парадные залы

Теперь спускаемся во внутренний двор и отдельно заходим в капеллу и оружейную.

Замок Боузов - капелла

Я мечтала попасть в этот замок уже пару лет и вот наконец-то мы до него доехали!

Замок Боузов - внутренний двор

Время близилось к вечеру, и мы выдвинулись наконец в сторону нашего путевого ночлега в один из старейших городов Моравии — Оломоуц.

Честно говоря, мой профессиональный фотоаппарат достаточно тяжёлое удовольствие, особенно на жаре. И даже моего мужа стали покидать остатки сил под его тяжестью, потому гулять по Оломоуцу мы отправились, вооружившись только телефонами.

Рассказ об Оломоуце по-хорошему тянет на отдельную историю, но был уже вечер, пока мы поужинали начались сумерки и мы уже не погружаясь в исторические исследования прогулялись через центр до парка.

Если вы уже не раз бывали в Чехии и Прага изведана Вами вдоль и поперёк и сочетаний Глубока и Крумлов и Штернберг и Кутна гора набили оскомину, обратите взор на Моравию. Там есть что посмотреть!

Среди самых знаменитых достопримечательностей Оломоуца — шесть фонтанов в стиле барокко и Колонна Пресвятой Троицы с религиозными скульптурами, возведенная в XVIII веке. На холме Вацлава возвышается собор Святого Вацлава и Дворец епископа в романском стиле. В центре города, в бывшем купеческом доме, расположена городская ратуша со сводчатыми залами и астрономическими часами.

Оломоуц - Верхняя площадь, Ратуша и столб Святой Троицы

После ночи в отеле мы снова выдвинулись в рейд по замкам. Если начать искать фотографии замка Градец над Моравицы в интернете, вам в первую очередь будут сыпаться виды неоготического сооружения из красного кирпича, возведенного в 19 веке. Не дайте ввести себя в заблуждение, основной замок — это белый дворец внутри парка — именно там проходят экскурсии. А похожая на кремль часть включала в себя конюшню, жильё конюха и склады. А сейчас в нём ресторан и отель. Такой же обманкой служит и якобы средневековая готическая белая башня за замком — на самом деле это не сохранившееся укрепление, а стилизованная водонапорная башня, построенная в 1887 году.

Замок Градец над Моравицы

Первое славянское поселение на месте средневекового замка Градец над Моравицы возникло в VIII веке нашей эры на месте древнего городища. Место было стратегически выгодным, поэтому за обладание Градцем развернулась ожесточенная борьба между соседними королевствами — Польшей, Венгрией, Моравией и Богемией. Самыми успешными в этой борьбе оказались короли Чехии из рода Пршемысловцев, которые уже в начале XI века построили в этом месте первую деревянную готическую крепость. От королей и императоров замок будет выкуплен в 1584 году Каспаром Прушковским, известным чешским дворянином и готическая крепость будет перестроена в стиле ренессанса. В конце 17 века были пристроены два новых крыла, над воротами выросла часовая башня, замок становился все более и более комфортным, в то же время утрачивая свою оборонную функцию.

Новая страница в истории замка Градец над Моравицы началась в XVIII веке с постройки домашней часовни и появлении интереса к музыке у новых владельцев, Лихновских. Новый облик замка Градец уже был выполнен в стиле ампир, набравшим в ту пору большую популярность в Европе, посредине замкового парка устроено небольшое, но очень красивое озеро, увидеть которое можно и в наши дни. Любовь к музыке хозяев Градца привлекала в его стены самых знаменитых композиторов XIX века — Бетховена, Паганини, Листа. Памятники Бетховену и Листу и сегодня можно увидеть в замковом парке.

В 1945 году средневековый замок Градец над Моравицы был национализирован, а уже в 1949 году открыл свои двери для посещения туристами.

Фотографировать во время экскурсии разрешили лишь в паре комнат, но и этого уже хватает, чтобы представить богатство и красоту внутренних интерьеров, скромного снаружи замка.

Замок Градец над Моравицы

А совсем рядом с еще одна жемчужина — замок Радунь. Снова скромный внешне, но богатый своей историей и экспозицией. Внутри необычайно уютно, и кажется, что хозяева вот только-только вышли из комнаты.

Замок Радунь

Первоначально на месте будущего замка находилась готическая крепость, первое упоминание о которой относится к 1320 г. За Радунь сменил множество владельцев, и сейчас имеет вид начала 19 века, когда замок приобрёл черты классицизма, но со стороны двора были возведены псевдоготические башни.

Реконструкция замка коснулась и прилегающей территории. В окружающем лесопарке были возведены оранжерея, канцелярия, хозяйственные постройки и обустроены 4 пруда. С 1832 года замок Радунь стал загородной резиденцией графов Блюхеров. После национализации 1947 года замок оказался в ведении Министерства сельского хозяйства. Несколько лет он использовался как жилое здание, а с 1963 года здесь размещались детский сад, начальная школа и медицинский центр. А с 2002 года после реконструкции замок открыт для посещений.

Во время экскурсии можно увидеть княжеские покои, оружейную и библиотеку, в которой хранится около 16 тыс. редких книг. В комплекс замковых построек входят также оранжерея, дом привратника, овчарня и амбар.

К моей большой радости фотографировать можно было везде!

Начинается осмотр с комнаты, где ждали приёма графа его чиновники. Наш экскурсовод вспомнил, что об этой комнате ему рассказывал еще его дедушка.

Замок Радунь - приёмная

Дамский салон с разными интересными штучками.

Замок Радунь - дамский салон

Большая столовая. За столом ливрея слуги, покрытая вышитыми гербами хозяев панства. И очень удобные поставки под вилки, хочу себе такие!

Замок Радунь - столовая

Комната с красивой резной лестницей. И опять наш экскурсовод вспомнил, что, когда в здании замка была школа, с перил этой лестницы любили скатываться ученики.

Замок Радунь - игровая комната

Чайная комната обзавелась обоями, после того как съёмочная группа из Украины снимала тут какой-то фильм, решено было обои не снимать и оставить на память.

Замок Радунь - чайный салон

Библиотека и кабинет, очень необычно спроектированный под крышей! Эта комната понравилась мне больше всех. Здесь же есть камин, выполненный в стиле церковного портала, и очень милые диванчики.

Замок Радунь - кабинет

Очень милая скромная спальня.

Замок Радунь - спальня

А на нижнем этаже начинаются комнаты слуг, гувернантки, детская.

Замок Радунь - ванная комната

Ну, а теперь для контраста мы отправляемся в Остраву, рост которого тесно связан с эксплуатацией и переработкой открытого в регионе высококачественного чёрного угля, что дало Остраве индустриальный вид и неофициальное название «стальное сердце республики» во времена существования социалистической Чехословакии. Многие компании тяжёлой индустрии сейчас закрыты или трансформированы.

Так как в самом городе я была уже не один раз, то сейчас заехали специально, чтобы показать мужу ареал Нижние Витковице — фантастическое зрелище, которое не уступает футуристическим обликам городов в голливудских блокбастерах. Вид лабиринта железных башен, труб и патрубков причудливых форм оставит в вашей душе невероятное впечатление. Речь идёт о единственном месте в Европе, где весь процесс производства стали проходил в одном ареале, который сохранился до наших дней.

Нижняя область Витковице включает в себя обширную промышленную территорию Витковицкого Металлургического комбината, который состоит из трёх комплексов, когда-то прозванных Остравскими Градчанами. К северу, в качестве продолжения ареала, расположен рудник Глубина, который являлся источником топлива для доменных печей. Доменные печи и коксохимический комплекс соединены ленточными конвейерами, насыпным оборудованием и транспортными мостами. В центральной части сконцентрировано по-прежнему заслуживающее внимание производство. В южной части сохранилась серия промышленных и административных зданий.

Острава ареал Нижние Витковице

Сейчас по местам, которые нагревались до 2000 градусов Цельсия водят экскурсии. Нам немного не повезло — на территории комплекса вот-вот должен был начаться фестиваль и вход осуществлялся только по билетам. Потому мы посмотрели на весь футуризм из-за забора и поехали на ночёвку в Кромержиж.

Кромержиж — старинный город Страны Ганаков. Первое поселение появилось на территории Кромержижа ещё во времена Великой Моравии. Впервые же он письменно упоминается (как деревня) в 1110 году, когда был приобретён Оломоуцским епископом Иоганном II. Этот тихий и спокойный городок определенно заслуживает посещения в силу наличия прекрасного замка и обширных садов, здесь много красивых храмов и на центральной площади возвышается Архиепископский замок.

Кромержиж

Мы чуть-чуть прогулялись по городу вечером, и еще утром перед отъездом заскочили в инфоцентр купить пару книг о городе. На третий день, мы запланировали посещение только одного замка — где должны были проходит замковые празднества с 10 до 17 утра. Программа очень обширная — турниры, танцы, ярмарка, выступления музыкантов, знакомство с соколиной охотой и ездой на лошадях.

Мы отправились в Пернштейн. Пернштейн, утопающий в зелени лесов чешско-моравской возвышенности, по праву считается «королем моравских градов». Возвышаясь на несколько десятков метров над деревушкой Недведице, он производит воистину величественное впечатление. Название замка происходит от немецкого «Баренштайн» (медвежий камень), что является намеком на нетронутый мир моравских лесов, медведей, волков и кузнецов.

Строить крепость начал в XIII веке (в период с 1270—1285 гг.) воевода Штепан III Пернштейн из Медлова, род которого тогда считался самым богатым в Чехии. Замок имеет форму треугольника, в каждом углу которого находится башня. При его строительстве использовался мрамор с местной каменоломни, отчего и пошло обозначение «мраморный град». Система стен и башен во главе с главной башней соединена с дворцом висячим переходом и представляет собой один из лучших образцов техники крепостного строительства Средневековья.

Замок Пернштейн

Но нас настолько увлекло представление, что внутрь замка на экскурсии мы не пошли.

Замок Пернштейн - замковые славности - танцы эпохи ренессанса

Выступления сменял друг друга без перерыва. Но больше всего запомнилось выступление палача — наказание нерадивого купца. Вот дама прогуливается по ярмарке, и вдруг один из купцов пока она разглядывает его товары пытается стащить у дамы кошелёк. На помощь пострадавшей прибегает страха, купца вытаскивают из-за прилавка и волокут в колодки уже установленные на сцене. Пара ударов бичом и наглец сознаётся во всём и просит прощение. Потом палач еще дал мастер-класс приглашая зрителей испытать на себе арсенал средневековых пыток — всё было совсем не страшно, а даже очень веселом. Под конец даже меня заковали в те самые колодки)))

Замок Пернштейн - замковые славности - палач и стража

Мастер сокольник поведал о птицах и о том как сложно на самом деле их тренировать, ведь у птицы нет привязанности к хозяину, она с вами пока ей хорошо и сытно. И большинство птиц не получают от полёта особого удовольствия, если они сытые — летать не будут.

Замок Пернштейн - замковые славности - мастер соколиной охоты

Артиллерия показала как правильно заряжать пушки и насколько громкий звук издаёт даже одно орудие при выстрели, а представьте канонаду на полях сражений 30 летней войны — ужас!

Замок Пернштейн - замковые славности - стрельба из пушек времён 17 века

Весело проведя время и обгорев на солнце мы двинулись в сторону Праги, и перед выездом на основную трассу сделали остановку на ужин в маленьком городке Гавличкув Брод, что как раз лежал по дороге.

Центральная площадь города невелика и застроена малоэтажными зданиями. Она легко узнаваема в городском ландшафте: из-за невысокой застройки площадь кажется просторной, а аллея, разделяющая её по диагонали, делит площадь на две части: «зелёную» и «незелёную». Именно на главной площади можно увидеть основные городские достопримечательности. Это городской музей, посвящённый Гавличкову-Боровскому, а также две ратуши, Старую и Новую (старая слева), двумя веками моложе. Если стоять на главной городской площади, легко различить скелет на вершине старой ратушной башни. На косе — зловещая надпись «qua hora nescis», или в вольном переводе, «своего часа не узнаешь».

Также здесь стоит внушительная церковь, освящённая в честь Вознесения Богородицы.

Гавличкув Брод - скелет на старой ратуше

Вот такая получилась очень насыщенная и познавательная поездка! Своему мужу я подарила карту с городами и замками — где мы отмечаем то, что уже успели посетить вместе. Программа впереди еще очень обширная, ведь замков в Чехии сотни!

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия