Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была сегодня 21:56

Люцерн — Швейцария Сентябрь 2013

Люцерн, на мой взгляд, самый красивый город Швейцарии, а по общепринятому мнению — один из самых живописных средневековых городов Европы. Он бы мог стать столицей страны, но не стал: его жители не приняли федеральную конституцию в середине 19 века из-за религиозных разногласий. А если бы приняли, то столичный статус Люцерну был бы обеспечен — хотя бы в силу того, что он первым вступил в Швейцарскую Конфедерацию.

Сказки несостоявшейся столицы

Город раскинулся на берегу озера Фирвальдштетзее — «озера четырех лесных кантонов», в местности, «откуда есть пошла» Швейцария. Первые поселения появились здесь во времена древних римлян, но тот Люцерн, который мы знаем, начинался со средневекового монастыря святого Леодегара, до наших дней не сохранившегося — сейчас на его месте стоит одноимённая церковь.

Люцерн — Город света, его название переводится как «излучающий свет». Одна из местных легенд гласит, что жителям маленькой рыбацкой деревни на берегу озера явился ангел и светящимся фонарём показал дорогу к месту, где следует возвести часовню. Позже на этом месте появилось селение Люциария, а затем и город.

Сказки несостоявшейся столицы

Вообще в Люцерне имеется масса легенд — хватит на тысячу и одну ночь, но мы остановимся на самых необычных, настоящих сказках.

Ну вот например, местные жители верят, что в Страстную пятницу в окрестных горах витает дух Понтия Пилата. Считается, что Пилат после событий 2000-летней давности отправился в Рим, где, не выдержав мук совести, покончил с собой. Бренные останки бывшего прокуратора нигде не находили себе покоя — их исторгали на берег воды Тибра, Роны и Женевского озера. При этом дух Пилата ещё и всячески вредил жителям, принося болезни и разорения. В конце концов неугомонные останки вывезли в Альпы, в окрестности Люцерна, и бросили в озеро у подножия горы, известной нам как Пилатус.

Сказки несостоявшейся столицы

Думаете, прокуратор на этом остановился? Ничего подобного. Его дух, как рассказывали местные, сметал окрестные деревни ураганами и камнепадами, смывал ливнями, наводнениями и селевыми потоками. Статус кво установил студент-теолог, подвизавшийся в черной магии: он влез на вершину горы, совершил пару магических обрядов и договорился с духом Пилата, что тот будет буйствовать лишь раз в году — в Страстную пятницу. Так что в этот день местные стараются не подниматься на гору, чтобы, не дай Бог, не встретиться с духом прокуратора. Впрочем, я не думаю, что туристов на горе в эти пятницы бывает меньше: вездесущим китайцам, например, до лампочки местные страхи.

Сказки несостоявшейся столицы

Кстати, говорят, на горе Пилатус по ночам кто-то воет — наверняка, сам дьявол. На самом деле вой издает каменная воронка, называемая Глоткой дьявола, — причудливые завихрения попавшего в неё ветра порождают такие звуки.

Что касается природных катаклизмов, в появлении которых винят несчастный дух Пилата, то дело скорее всего в озере Фирвальдштетзее — оно с характером, не менее сложным, чем его название. Водоём состоит из четырех частей, соединенных узкими проливами, каждая часть имеет разную глубину, по берегам расположены горы разной высоты, в результате чего в разных концах озера отличаются не только пейзажи, но и климат.

Сказки несостоявшейся столицы

Вы можете себе представить, что в Люцерне некогда водились драконы? И я не могу. А они обитали на горе Пилатус, которая называлась также Драконовой, их часто видели местные жители. Легенда гласит, что в 1421 году на горе «потрепел крушение» один такой дракон, его кровь попала на землю и породила особые камни — карбункулы, способные излечить тело и душу. Вообще, в Средневековье драконы были обычным делом: ученые со всей Европы занимались тем, что каталогизировали их, описывали их виды и типы. Драконов в окрестностях Люцерна наблюдали вплоть до 1649 года: в тот год появилось последнее свидетельство местного священника, увидевшего дракона — летающего и огнедышащего. Потом эти существа исчезли, вероятно, вследствие климатических изменений, которые нарушили местную экосистему (*тут должен быть смеющийся смайлик*).

Сказки несостоявшейся столицы

Ещё одна легенда гласит, что в качестве домашних животных люцернцы держали не собак, а львов. Об этом даже сохранилась надпись в местной Ратуше: «Приходить со львами и выгуливать их в ратуше запрещено».

Поэтому знаменитый памятник «Умирающий лев» (Löwendenkmal) мог появиться только в Люцерне. Монумент, наряду с мостами, являющийся символом города, был создан выдающимся датским скульптором Бертелем Торвальдсеном (Bertel Thorvaldsen) в 1821 году. Он высечен в отвесной скале и посвящен швейцарским гвардейцам, погибшим во Франции в 1792 году. Об этом памятнике американский писатель Марк Твен сказал, что он — «самый трагический и трогательный камень в мире».

Сказки несостоявшейся столицы

Кстати, Марк Твен, видимо, стал первым, кто еще в 19 веке оценил туристический потенциал Люцерна: писатель был так восхищен городом, что часто рекомендовал знакомым как самое живописное место Швейцарии.

Сказки несостоявшейся столицы

Помимо легенд, у Люцерна есть масса рекордов. Например, местный мост Каппельбрюке («часовенный мост») — самый старый сохранившийся деревянный крытый мост в Европе и самый фотографируемый в Швейцарии. Символ города имеет длину 170 м, он был построен в 1333 году, и его галерею украшают свыше ста картин работы художника Генриха Вегманна, изображающих мифологические сюжеты и сцены из швейцарской истории.

Сказки несостоявшейся столицы

Ещё один рекорд находится рядом со следующим мостом, Шпроербрюкке («мельничный мост»), вторым старинным и деревянным, построенным в 1408 году, и тоже с картинами внутри (серия «Танец смерти» Каспара Меглингера со стихами Мюллера, 1626–1635 годы). Это уникальная деревянная плотина из кольев, которая регулирует спуск воды по реке Ройс. Колья опускаются в воду и поднимаются вручную, до сих пор, хотя плотину построили в 1859–1860 годах. Достаточно живописное место: мало того, что сама конструкция ни на что ранее виденное не похожа, так ещё и вода в Ройсе необычного цвета.

Сказки несостоявшейся столицы

Ещё один интересный и малоизвестный факт: всемирно известный бренд швейцарских ножей Victorinox находится под Люцерном, в Швице. Этот знаменитый армейский нож был изобретен Карлом Эльзенером в 1884 году, и с 1891 года поставлялся в швейцарскую армию. Название Victorinox нож получил в честь матери инженера — Виктории.
Увидеть само производство ножей по-прежнему нельзя, зато можно посетить мастер-класс по сборке ножей в музее Бруннена. Я конечно же купила в Люцерне такой нож — папе. Был очень доволен. До сих пор хвастается им каждому, кто готов его слушать.

Сказки несостоявшейся столицы

Следующий рекорд, наверное, известен каждому туристу, поскольку это ещё один символ Швейцарии: на вершину горы Пилатус ведёт самая крутая зубчатая железная дорога в мире и одна из старейших в Европе. Забраться туда можно и на канатке, но интереснее в красных ж/д вагончиках, которые карабкаются по скалам под углом 48 градусов, перепад высот — 1 635 метров. Для своего времени (конец 19 века) конструкция зубчатой дороги была революционной — ее даже показывали на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.

Фото Pilatus-Bahnen AG

Поезд отправляется с ж/д станции Альпнахштад (Alpnachstad), куда можно добраться из Люцерна на кораблике или на электричке. Дорога работает только с мая по ноябрь. Уточняйте информацию на сайте горы Пилатус.

Сказки несостоявшейся столицы

Если позволит время и погода, покатайтесь на кораблике по озеру Фирвальдштетзее, чтобы увидеть старинные деревни и городки, разбросанные по его берегам. Пристань, с которой отпарвляются суда, расположена напротив вокзала, рядом с культурным и деловым центром KKL. Тем, у кого есть швейцарские проездные Swiss Pass или Tages Card, покупать отдельно прогулку на кораблике не нужно — круиз входит в стоимость.

Сказки несостоявшейся столицы

Ближайший к Люцерну аэропорт Швейцарии находится в Цюрихе (70 км), добраться оттуда можно поездом меньше чем за час. Также на поезде в Люцерн можно приехать из Женевы и Берна. На автомобиле из Цюриха следует двигаться по трассе N14, а из Берна — по трассы N2 (E9).