Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Сигнахи, Кахетия — Грузия Март 2018

На третий день своего путешествия по Грузии мы отправились в винный тур в Кахетию.

Грузинское вино, технология его изготовления — это целый культурный пласт. А грузины — большие ценители вина и хранители традиций застолья с тостами, легендами и ритуалами. Если уж мы поехали в Грузию, то просто обязаны пить там вино, иначе время будет потрачено зря, решили мы и еще, будучи дома купили экскурсию в винный регион Грузии — Кахетию. Именно здесь расположены все знаменитые виноградники: Мукузани, Киндзмараули, Манави, Цинандали, − это названия микрозон, в которых произрастает тот или иной вид винограда.

Это была единственная организованная экскурсия, которую мы взяли. Стоила 30 баксов с носа. Все остальные поездки были самостоятельными. Кстати, бронировала здесь же, чрез сайт Туристер еще из дома. Заранее списались с организаторами, откуда нас забрать. И вот в назначенный час, захватив по дороге еще пару из Питера, мы отправились в Кахетию.

Путь наш пролегал через живописный Гомборский перевал. Бесконечные повороты, сменяющие друг друга картинки, горы, облака, которые при подъеме выше, сменяются тучами.

Не могли, не остановится, чтобы запечатлеть эту суровую красоту гор и себя на их фоне.

Винный тур в Кахетию

Вид с Гомборского перевала на Веронскую гору.

Первым крупным населенным пунктом после перевала была столица Кахетии — Телави, советскому человеку известная по фильму «Мимино», как родина главного героя. «Ты куда звонишь? — Как куда? В Телави. — Тебе перепутали! Это Тель-Авив! Тель-Авив! — Анзор, это ты?».

Но у нас по программе посещение достопримечательностей столице Кахетии не были запланированы, и мы посмотрели на город из окна автомобиля. Первым пунктом экскурсионной программы было поместье князей Чавчавадзе, что находится в десяти минутах езды. Проезжаем красивую аллею и мы на месте.

Винный тур в Кахетию

Нас встречает охрана, в том числе, такая рыжая, хвастатая.

Это место известное и во многом символичное. Отсюда началась европеизация Грузии, отсюда началось грузинское виноделие в том виде, которое мы имеем сейчас. Здесь первый Грузинский погреб, где отлили европейское вино. Сейчас здесь находится музей, парк, винохранилище и дегустационный зал.

Винный тур в Кахетию

Первым делом мы пошли в музей. К сожалению, там фотосъемка запрещена. Едиственное место откуда можно фотографировать это балкон.

Знаменитый хозяин усадьбы — грузинский князь, поэт, российский военный и государственный деятель, обласканный при дворе, Александр Чавчавадзе был женат на правнучке грузинского царя Ираклия II. Отец Александра Чавчавадзе, первого владельца усадьбы — Гарсеван Чавчавадзе был одним из инициаторов присоединения Грузии к России, его подпись стоит под Георгиевским трактатом. Он принимал участие в войне с Наполеоном и в походах в Европу в 1812, 1813 и 1814 годах. Брал Париж и дослужился до звания генерал-лейтенанта. Увидев Европу и устав от военных походов, Александр Чавчавадзе решает оставить столицу. Он забирает семью из Санкт-Петербурга и перебирается в неприметное и спокойное село Цинандали. Здесь он построил этот дом в грузинском стиле в 1818 году. Памятник ему стоит в красивом ухоженном парке возле центрального входа в поместье.

Винный тур в Кахетию

Здесь он строит не только поместье, но и первый завод по производству вина по европейской технологии.

У Александра Чавчавадзе было четверо детей сын и три дочери, одна из которых красавица Нино. В 1828-м, в 15-летнем возрасте, Нино Чавчавадзе вышла замуж по любви за Александра Грибоедова. Именно здесь, в этом поместье, впервые была представлена публике комедия «Горе от ума». Здесь были и другие известные люди того времени: Пушкин, Лермонтов, Дюма-старший и другие. В поместье рады были гостям. Это был центр интеллектуальной жизни. Но вернемся к семье Чавчавадзе. Брак Нино с Грибоедовым оказался недолгим. Всем, наверное, известно из школьной программы, что русский поэт и дипломат был убит в Тегеране спустя полгода после венчания. Больше Нино Грибоедова, похоронившая мужа в Тбилиси, на главном историческом кладбище, что на холме над городом, никогда не выходила замуж. На могиле супруга она велела выбить следующую надпись: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

В музее в качестве экспоната представлено ее траурное платье. Траур по любимому мужу она носила до конца своей жизни.

Интересна судьба сына Александра Чавчавадзе — Давида. Он стал генерал-майором Свиты Его Императорского Величества. Был женат на светлейшей княжне Анне Ильиничне Грузинской из царского рода Багратионов (внучке царя Георгия XII). Он принимал активнейшее участие в Кавказской войне, в 1854 году оставил в поместье свою 26-летнюю жену Анну и шестерых детей. Имам Шамиль отправил своих горцев в родовое поместье князя и его жену и детей взял в заложники, потребовав выкуп в милион рублей серебром. Давид, хоть и был из знатных, но денег таких не имел. Пришлось занимать в казне у Николая I. Впоследствии он так и не смог выплатить эту огромную сумму и родовое поместье князя перешло в российскую казну. На протяжении многих лет став летней резиденцией российских государей.

Если я ничего не путаю, именно эта ветвь рода Чавчавадзе дала наследников, одна из потомков ныне руководит этим музеем — отлично отреставрированным поместьем.

Здесь очень деликатно восстановлены старые интерьеры, собрана мебель (в том числе и удивительной, Г-образной формы кушетка, красный «диванчик для влюбленных»), посуда, первый рояль, рисунок Шамиля, сделанный в плену Анной. Несмотря на то что большинство вещей западного производства (фарфор — французский, немецкое столовое серебро), все интерьеры поместья выглядят истинно грузинскими. Есть выставочное пространство. На тот момент, когда мы посещали поместье там проходила выставка фотографий катликоса Грузии Илии II.

Осмотрев интерьеры поместья и выставочное пространство, мы спустились в погреб, здесь же дегустационный зал, где мы попробавали вино Цинандали, изготовленное по традиционной грузинской технологии и по европейской. Сравнили. Грузинской +100 500! Еще наливали чачу, но я в тот момент не рискнула.

И вот там рядом с дегустационным залом мы увидели, комнату, я ее окрестила «мечта холостяка». Здесь есть все, что нужно: бутылки вина, место для азартных игр, камин,

Винный тур в Кахетию

кресла для отдыха и перекура с друзьями. Нам ее любезно открыли и разрешили пофотографировать интерьеры, но освещение там не самое лучшее, так что фото вышли не очень.

Винный тур в Кахетию

Подняв градус настроения, двинулись дальше в сторону крепости Греми. Подъезжая к крепости, я обалдела от ее вида на фоне заснеженных гор.

Сделала фотографию через лобовое стекло автомобиля, а наш экскурсовод была настолько любезна, что предложила остановится и поснимать. Рядом находились здания монастыря.

По виду явный новодел. Монах скромно удалился из кадра, но виды мы поснимали.

Винный тур в Кахетию

В Кахетии можно делать фото на каждом шагу! Вы будете проезжать Алазанскую долину, с ее виноградниками, древние монастыри на фоне гор, красивые городские улочки и непривычные глазу городского жителя, но такие душевные сельские пейзажи.

Вообще во время всей экскурсии организаторы пытались нам всячески угодить, фоографировали на фоне достопримечательностей, делали фотостопы по пути. А в конце поездки мы вообще чурчхелы захотели и каприз тоже был исполнен. За одно купили еще чири — вяленую хурму. Очень вкусная! Привезла домой в качестве сувенира.

Винный тур в Кахетию

Древняя крепость Греми очень органично вписывается в окружающий ее суровый пейзаж и как будь-то бы является продолжением скалы, на которой стоит.

Крепость расположена по правому берегу реки Инцоба. Расположенный на горке ансамбль — купольный храм и колокольня, как я уже сказала, заметен издалека.

Это всего лишь малая часть того, что сохранилось здесь от древнего города, после нашествия иранского шаха Аббаса. Когда-то эта область Грузии была отдельным Кахетинским царством, а Греми был ее центром, но это длилось не долго. Крепость и замок были построены царём Леваном в 1563 году. Нашествие иранской армии в 1615 году почти полностью разрущило город и после него цари не смогли восстановить город и перенеси столицу в Телави.

Следы нашествия видны в уцелевшем Архангельском храме — это стертые лики, там где смогли дотянуться копьем воины иранской армии. Фрески 16 века. Здесь расположена могила царя Левана в углу справа от входа. Место очень колоритное и атмосферное.

Уцелела и колокольня, в которой ныне расположен музей.

Смотрители музея нас очень любезно приглашали войти, но мы как-то не любители музеев, желанием не воспылали. Впрочем питерцы тоже не соблазнились. Они предпочли общение с экскурсоводом, а мы фотографировать виды, открывающиеся с площадки крепости.

Винный тур в Кахетию

После посещения Греми наш путь лежал к другой древности — Некреси. У подножия горы стоит шлагбаум под охраной настоящей кавказской овчарки:)

Наверх можно подниматься пешком или на специальном транспорте, но у наших гидов все везде схвачено! Нам не пришлось весь этот путь проделывать пешком или пересаживаться. Но я в очередной раз удивилась мастерству вождения грузинами автомобилей. Такие крутые подъемы, повороты, узкие дороги, а им все нипочем!

Древний монастырь Некреси — один из тех монастырей, которые обладают умиротворяющей атмосферой. Оригинален тем, что на восточной стороне долины мало что построено, а то немногое, что было построено, уничтожено лезгинами. Сейчас это только монастырь на горе, а ведь раньше под горой был целый город! При археологических раскопках было найдено много чего интересного: топоры, керамика, утварь и прочие предметы быта. Однако, установить точную дату основания города не удалось. Храмовый же комплекс был здесь основан позднее. Его основание связывают с одним из Ассирийских отцов, которые первыми пришли в Грузии проповедовать Христианство. Звали его Або Некресский, известен также как Абибос. Его мощи сегодня хранятся в Мцхете в храме Самтавро.

Винный тур в Кахетию

Здесь можно познакомиться архитектурными сооружениями 4–16 веков, разглядывая их можно проследить эволюцию грузинской храмовой архитектуры. Комплекс включает в себя примерно 5 зданий: храм Пресвятой Девы VIII века, посроенный в виде базилики с внешней галереей. Хозяйственное сооружение (часть дворца епископа) с пристроенной к нему башней XV века. Нечто очень скромное, что считается храмом IV века и, как написано, является древнейшим христианским памятником в стране. Чуть в стороне есть еще один храм, который все называют «квадратная церковь IX века». Это несколько странное сооружение (как и многе храмы того века), которое действительно предтвляет собой квадратную в плане церковь с галереей вокруг.

Монахов вы здесь не встретите, т. к. они ведут закрытый аскетичный образ жизни и монастырь находится немного выше исторической постройки.

Отсюда можно полюбоваться на Алазанскую долину, насладиться чистым горным воздухом, присев на скамеечку. Ведь любой монастырь Грузии — это отличная смотровая площадка! И Некреси не исключение.

Винный тур в Кахетию

Монастырские скамеечки — идеальное место, чтобы посидеть в тишине, восстановить нервную систему и подумать о вечном. Окружающая обстановка, как говорится, располагает.

Сверху Алазанская долина похожа на лоскутное одеяло.

Винный тур в Кахетию

Но так как у нас винный тур организаторы уделили больше всего внимания «марани» — древней винодельне, что расположена здесь же. Нам рассказали и наглядно показали традиционную грузинскую технологию изготовления вина. Объяснили про квеври, как в них хранили вино, как их чистили и т. д.

Считается, что виноград должны выжимать исключительно мужчины, т. к. изменьчивый женский характер способен повлиять не лучшим образом на вино.

Далее тема вина была продолжена дегустацией на заводе «Гранелли». Гранели производит следующие сорта вин: Хванчкара, Ахашени, Оджалеши, Эрети, Мукузани, Алазанская долина, Цинандали, Киси, Киндзмараули, а также редкое и дорогое вино Усахелаури, т. е. «безымянное» — это вино предпочитал Сталин. Оно самое дорогое из представленных вин, т. к. производится из сортов дикого винограда. Уж не знаю, так это или всего лишь рекламный трюк маркетологов, но вкус у этого вина и, правда, какой-то необычный.

Винный тур в Кахетию

Нам дали листок с названием вин и ручку, с целью, чтобы мы делали пометки в ходе дегустации. Вначале дегустировали белые вина, затем красные сухие, потом сладкие и в конце все отполировали чачей и бренди. Дегустация мои вкусы не изменила, как я любила красные сухие вина, так и люблю, но Мукузани, которое, естественно, мне понравилось, стоило дороговато. Удивительно, но мне понравилось белое полусладкое вино Kisi, его необычный вкус меня очаровал. Как нам сказали для его изготовления используют помимо культурных сортов винограда еще и дикий. Вино, хоть и полусладкое, но больше похоже на сладкое, десертное. И еще понравилась Хванчкара, Кидзмараули ей проиграло.

Также здесь производят две марки коньяка: Тбилели и Колхида. Нам рассказали про все эти вина и дали продегустировать. Закусывать вино лучше сыром, а пробовать голодным. Иначе вкус вина сложно почувствовать.

Винный тур в Кахетию

Вообще во время экскурсии много, что попробовали: сыр, разные сорта вин, чачу и бренди, ну и, конечно же, грузинскую кухню на обед, но его время еще не пришло. Манучар, наш водитель и организатор тура, как истинный грузин, большой знаток вин и кухни. С удовольствием рассказал, какие блюда стоит попробовать и подсказал где.

Но вернемся на завод «Гранели». После дегустации понравившееся вино можно купить в магазине. Мы купили пару бутылок Хванчкары, Киси и чачу. В подарок мы получили бутылку розового вина, которое откупорили и продегустировали в Грузии. Питерцы тоже взяли несколько бутылок и тооже не ушли без подарка. Нас с питерцами окончательно «сплотила» дегустация, что продавец в магазине думал, что мы вместе путешествуем по Грузии.

Винный тур в Кахетию

В следующий пункт — знаменитый «Кварельский туннель» в городе Кварели, расположенный примерно в десяти километрах от завода Гранели, мы ехали с высоким градусом настроения и всю дорогу весело общались. По приезду к туннелю градус настроения в нас еще играл, поэтому мы решили, что дегустаций с нам пока хватит и мы хотим осмотреть туннель без нее.
На входе всех гостей встречает ансамбль грузин в национальных костюмах и исполняет песню «Сулико». Очень красиво и гармонично поют. Заслушались, утерли скупую слезу с щеки и пошли на экскурсию в туннель.

Винный тур в Кахетию

Туннель представляет собой участок настоящего туннеля в скале, где в настоящее время размещается винный магазин, дегустационный зал и небольшая этнографическая экспозиция. Все это находится на территории винного завода фирмы «Хареба» и регулярно посещается туристическими группами. Суммарная длина штреков составляет семь с половиной километров. Тут всегда в любое время года температура одинаковая +14, что является идеальной температурой хранения вин. Сверху по трубкам прежде происходила транспортировка вина, но спустя время от этого отказались, поскольку сложным становится процесс снятия, чистки этих трубок и установки на место.

В этнографической экспозиции нам уже во второй раз была продемонстрирована традиционная грузинская технология изготовления вина.

На территории возле входа в туннель для оформления ландшафта художественно «разбросаны» квеври.

Винный тур в Кахетию

После посещения туннеля у нас был запланирован обед, но в ресторане где он предполагался было много групп и организаторы тура предложили нам потерпеть и пообедать в Сигнахи. Поэтому обед был очень поздним, его даже можно назвать ужином даже по местным меркам, а если учитывать разницу во времени между Грузией и Уралом, то будем считать это ужином.

На обед-ужин нас привезли в уютный семейный ресторан. Сделав заказ, у нас было время, чтобы пофотографировать виды открывающиеся с террасы ресторана на Алазанскую долину.

Винный тур в Кахетию

В это время выглянуло солнышко из-за туч и пейзаж преобразился! Горы, которые были похожи на какие-то облака вдали, стали горами. Их снежные шапки, за которые все еще цеплялись тучи-облака, создавая причудливые тени, красиво подсветило солнышко.

Еще когда подъезжали к ресторану, я увидела церковь. Расположена она была недалеко и мы еще успели прогуляться до нее, поднявшись немного вверх по улице. Церковь Святого Георгия была построена в 1793 году и является одной из достопримечательностей города Сигнахи.

Винный тур в Кахетию

Наш мохнатый проводник, которого не чем было даже угостить за услуги. Сами голодные ходили. Аппетит уже нагуляли приличный.

Винный тур в Кахетию

Вернувшись в ресторан, еще немного посидели, погрелись возле камина. За душевными разговорами время летело незаметно.

Во время экскурсии было ощущение, что мы просто приехали в гости к своим давним знакомым. Да и обстановка ресторана этому очень способствовала. Кругом старые фотографии хозяев и их родственников, предметы одежды, оружие, рог для вина и прочие предметы.

Не удержались и примерили прикид горца. Не знаю как там жизнь пастуха, но прикид его тяжел!

Винный тур в Кахетию

Отдельно стоит сказать про обед-ужин. Ведь грузинская кухня — это едва ли не самая главная достопримечательность страны. Блюда грузинской кухни — это поистине еда богов. Ни в одной национальной и традиционной кухне других народов нет такого обилия еды, таких умопомрачительных запахов и такого желания съесть всё, что лежит на тарелке… В каждом своем рассказе я готова петь ей оды! Это были баклажаны с орехами — Бадриджани, которые я заказывала при каждом нашем походе в кафе-ресторан, шашлык — Мцвади, салат из овощей с вкусной заправкой с грецким орехом, чакопули, обалденный домашний ткемали из зеленых слив (я потом покупала в магазине бутылку этого соуса, не идет ни в какое в сравнение с тем, что пробовала там) и конечно же вино! С вином вышла небольшая промашка. Мы заказали Ркацетели, так как мы это вино еще не пробовали. Спросили у девушки, принимающей заказ вино красное? Получили утвердительный ответ. И вот нам за ужином приносят красное вино Ркацетели, угощаем питерцев и даже находим отличительные оттенки вкуса от их Саперави! И тут организаторы вмешиваются, что Ркацетели — это белое вино. Мери пробует и говорит, что все здесь на столе Саперави. Мы нисколько не расстраиваемся и дружно веселимся и потешаемся над тем, какие мы знатоки вина. Вино то нам понравилось, как впрочем все другие вина Грузии, которые мы пробовали. Зато опечалился хозяин заведения, которому рассказали эту историю. Он долго извинялся перед нами и принес еще Ркацетели в качестве призента. Так что мы и это вино тоже попробовали.

Блюда, поданные нам на ужин я не сфотографировала, просто забыла в процессе задушевных застольных бесед.

Вдоволь наевшись и наговорившись, мы отправились на крепостную стену. Городок Сигнахи славится своей крепостью с 28 башнями по периметру, откуда открывается назабываемый вид на Алазанскую долину.

Винный тур в Кахетию

Далее мы заехали в центр Сигнахи. Городок с неповторимой атмосферой, похож на итальянский, хорошо отреставрированный, считается городом любви. Здесь как в Лас-Вегасе есть круглосуточно работающий ЗАГС.

Улицы украшают фигуры по мотивам картин Пиросмани.

Винный тур в Кахетию

К тому времени уже заметно стемнело. К нашему большому сожалению, на этом наша экскурсия подошла к концу, мы покидали Кахетию, но очень хотелось здесь остаться хотя бы на денек, так сказать зафиксировать те положительные эмоции и подпитаться новыми.

Да мы мало погуляли по улицам Сигнахи, не были в музее Пиросмани, не видели монастырь Бодве и много чего еще, но эта поездка осталась в памяти ярким впечатлением, благодаря не столько увиденным достопримечательностям, сколько душевному общению с людьми, которых мы встретили.

Другие рассказы про поездку в Грузию:

Гамарджоба, Грузия!

Сердце Грузии или поездка в ветренную Мцхету.