Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 16:27

Ростов-на-Дону — Россия Август 2018

Всю первую половину лета Ростов шумел, как растревоженный улей. Страсти по ЧМ, спортсмены, болельщики, группы поддержки, СМИ и прочая около-футбольная тусовка будоражили наш и без того не тихий город. Фанаты со всего света, оглушенные обычными для местных, летними +40, и красотой ростовских девушек, сновали повсюду, куда ни глянь. И «хеллоу», «амигос», и «аригато» слышались на донских просторах местами даже чаще, чем родная речь!

Один клёвый южный город...

Мне, если честно, все этой суеты хватило в рабочие будни. Потому в свой законный выходной мы с Настей не поехали в фан-зону тусить, а… пошли в церковь. Вернее, мы решили прогуляться по главному променаду города — улице Пушкинской, и поглазеть на нее глазами туристок. Что же интересного может она предложить гостям Южной столицы?

В этот день нам Бог послал знакомство с двумя красивущими храмами, совсем разными и замечательными…

Один клёвый южный город...

Отреставрированные дворцы Большой Садовой…

Один клёвый южный город...

Тишь и благодать Пушкинских сквериков…

Традиционно — символы Чемпионата Мира…

Один клёвый южный город...

Самый главный центр притяжения туристов — Ростов-Арена…

И да-да, кусочек сыра в милой кофейне, куда без него!

Один клёвый южный город...

Но обо всем по порядку. Для такой прогулки лучше выбирать день воскресный, когда Ростов сменяет свой привычный образ главного мегаполиса Юга, кипучий и деятельный, на домашний уютный прикид. В эти дни он позволяет себе пропустить бокал-другой в уютной уличной кафешке…

Расслабиться, насладиться моментом, и рассмотреть, наконец, всякие интересные местечки и детали, на которые так богат наш город!

Один клёвый южный город...

В Ростове все истории идут от казачества. Я уже рассказывала вам об уникальной земляной крепости святой Анны, что расположилась в окрестностях древней столицы Дона, станицы Старочеркасской. В 1762 году ее упразднили за ненадобностью, а войска перевели в стратегически более удобную и только что построенную крепость Дмитрия Ростовского.

Покровскую церковь, что состояла при Анненской крепости, решили перенести в новую столицу. Ее разобрали, бревна тщательно пронумеровали, и перевезли. Новое место храму досталось отличное — аккурат центр будущего современного Ростова!

Один клёвый южный город...

Церковь получила статус «крепостной», и поначалу основными ее посетителями были военные. Но ростовское поселение росло и развивалось, и молодому городу нужен был новый, более просторный храм. Сказано — сделано, буквально через 20 лет в храме проводят, как сейчас принято говорить, реновацию!

Церковь расширили и расстроили, подарили ей колокольню, и до середины 19-го века Покровский храм считался главным в городе, соборным. Чуть позже статус основного донского кафедрала переходит к собору Рождества Пресвятой Богородицы, что и по сей день ярко золотится куполами на солнышке…

Один клёвый южный город...

А старый деревянный Покровский храм, простояв двести лет, погиб в пожаре. На его месте в 1897 году заложили каменную церковь по проекту архитектора Соколова — ответственного за облик Ростова на тот момент. Зодчий выбрал любимый им псевдорусский стиль — нарядный и эффектный, но, к сожалению, этот храм дошел до нас только на старых открытках.

В 1930 году Покровскую церковь, как и многие ей подобные, снесли. На ее месте разбили сквер и поставили лавки с фонтанами.

Один клёвый южный город...

В 2005 году началось возрождение намоленного места, как мне шепнула работница, на пожертвования городских богатеев. 11 ноября 2007 церковь была освящена и открыта для посетителей.

Если вернуться в наши дни, церковь мне понравилась очень-очень. У входа висит табличка, что в этом храме рады всем — не крещенным, не подобающе одетым, и не знающим, как правильно ставить свечку. На такое гостеприимство нельзя ответить отказом!

Один клёвый южный город...

Атмосфера в самом деле потрясающая. К сожалению, во многих православных церквях, где мне довелось побывать, больше думали не о чистоте помыслов прихожан, а следили, не накрашены ли у вас губы, и не сполз ли ненароком платочек с плеча! Покровский храм — не такой, тут очень спокойно и тихо, никто не шикает за фотовспышки, и не делает замечаний о неправильном поведении. Тут хочется присесть на лавку у красивых икон, и подумать о своем, попросить…

Один клёвый южный город...

Да и просто яркими фресками полюбоваться!

Один клёвый южный город...

Еще мне понравилось, что храм не стали возводить с оглядкой на то, каким он был раньше. В подражание старым формам, согласитесь, не все подобные попытки заканчиваются удачно. А такие традиционно-современные линии отлично вписались в наш эклектичный, многонациональный, бойкий город!

Покровский храм находится в самом центре, на улице Большой Садовой. Южным фасадом он смотрит на памятник императрице Елизавете Петровне. Благодаря указу этой российской властительницы и образовался в 1749 году главный южный порт и таможенная застава у берегов Дона. Чуть позже для обороны рубежей империи возвели крепость, а у ее стен и выросла Южная столица, наш любимый Ростов-на-Дону!

Один клёвый южный город...

Но если в ваших планах есть спокойно погулять, не ходите по Садовой, сверните лучше на Пушкинскую. Тут расположился любимый ростовчанами променад, с множеством чудных тихих скверов, аллей и фонтанов. С базарчиками букинистов — за 50р я отлично пополнила семейную библиотеку, кучей кафешек, лотков с мороженым и квасом, и тем самым неторопливым колоритом, духом южного города, почти курорта.

Один клёвый южный город...

Еще на Пушкинской можно рассмотреть Ростов, каким он был в середине девятнадцатого, начале двадцатого века…

Один клёвый южный город...

Но особняками мы с вами любовались в прошлый раз, сегодня свернули на Пушкинскую за другим. Меня заинтересовали мелькающие в Instagram фото красивого греческого храма, что я замыленным обыденными заботами глазом издалека видела, наверное, сотню раз, а по-настоящему так ни разу и не рассмотрела. Вот вам «синдром местного жителя» в действии!

Один клёвый южный город...

Греческая православная церковь в центре старого Ростова принимала верующих еще в начале 20-го века. Ее построили в Ткачевском переулке, сейчас он Университетский, на деньги богатой греческой общины. Самое горячее участие принял владелец табачной фабрики Ахиллес Асланиди. Храм был заложен в 1907 году, а к 1909 году строительство было завершено.

В 30-х годах храм закрыли, а его просторные залы передали школе, под спортзал и мастерские. А к семидесятым годам решили, что и вовсе его лучше снести, на его месте построив… театр кукол. Старые церковный стены частично сохранили, а кукольный театр функционирует и по сей день.

Один клёвый южный город...

В двухтысячных годах заговорили о восстановлении Благовещенской церкви. Под нее город выделил новый участок, чуть в глубь улицы от предыдущего. Торжественная закладка состоялась 22 сентября 2007 года, и новую Благовещенскую церковь, как и новую Покровскую, решили строить совсем другой — здесь архитекторы выбрали нарядный стиль византийских базилик!

Сейчас храм почти закончен, и устраивает богослужения, хотя отделочные работы пока продолжаются. Внутрь мы не пошли, а фасадом, сами видите, очень достойная картинка!

Один клёвый южный город...

Когда налюбуетесь на купола и фрески, можно пойти погулять в самый новый, самый большой и самый современный парк Ростова… Он расположился на левом берегу Дона, и его так и назвали — «Левобережный».

Парк разбили в рамках программы подготовки города к Чемпионату Мира. Кому-то он приглянулся, кому-то нет. На мой вкус — приятное современное пространство для отдыха. Можно на песочке позагорать у реки, можно съесть мороженое на одной из многочисленных аллей. Есть тут и велодорожки, и масса бесплатных детских площадок, и кафе.

Один клёвый южный город...

И конечно, отличные виды на Ростов!

Во время Чемпионата тут расположилась одна из фан-зон, прям под крылышком нового стадиона, Ростов-Арена!

Один клёвый южный город...

А приятным завершением приятного дня будет обед в центре города, в уютнейшем кафе «40 франков».

Один клёвый южный город...

Интерьерчик симпатично-европейский, в меню — отличный микст. Есть пицца, луковый суп, завтраки и ужины, мясо и рыба, но особенно славится «40 франков» десертами.

Один клёвый южный город...

Да и бокалом шампанского освежиться вам никто не помешает!

На этой вкусной ноте буду я, пожалуй, закругляться. Я уже писала про «синдром местного жителя» в рассказе о станице Старочеркасской. Это такая противная бяка, когда в чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не замечаешь. В том смысле, что в путешествии любая загогулина принимает вид необыкновенный, а на родных просторах даже крутые достопримечательности кажутся не такими уж и достопримечательными!

Один клёвый южный город...

И почему в привычной нам жизни, скажите, нет места приключению и подвигу? Надо с этим что-то делать. Болячка вредная, и прилипчивая, и я с ней борюсь. Путешествую по родным просторам, рассказы о них пишу.

П. С. Это я еще самое интересное, о прогулке по Заводу Шампанских Вин, и дегустации молоденького игристого, историю пока приберегла!)