Турист Natalija N. (Natalija_Nehoroskova)
Natalija N.
сейчас на сайте

Сагади, Вихула, Пярну, Таллин, Хаапсалу — Эстония Май 2018

В начале мая у нас с мужем возникли несколько свободных дней. Провести это время дома — перспектива совсем для нас неинтересная. На подъем мы легкая парочка (было бы время да возможности), поэтому и вопрос этот решился быстро: мы едем в гости к нашей северной соседке. Девиз путешествия — недалеко и ненадолго.

Эстония не была для нас чем-то неизвестным и незнакомым, напротив, мы с удовольствием иногда катаемся на машине и в Пярну, и в Таллин, правда всегда быстро, пара дней и домой. На этот раз появился шанс немного продлить поездку и открыть что-то для себя новое и интересное.

Маршрут нашего короткого отпуска выглядел так: Хаапсалу, Таллин, природный парк Лахемаа, Пярну.

Открыл наше путешествие Хаапсалу.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

Город встретил нас ярким солнцем, и приятно удивил тишиной и чистотой.

Хотя, если подумать, чему удивляться?

На календаре понедельник, начало мая явно не активный сезон, а чистоте и ухоженности эстонских городов можно по — хорошему позавидовать.

Хаапсалу городок небольшой, один из древнейших в Эстонии, раньше именовался Гапсаль.

Давно, еще в 19 веке врачом Карлом Абрахамом Хунниусом были открыты целебные свойства местной морской грязи, и в 1825 году в Хаапсалу появляется первая грязелечебница, город быстро превращается в модный лечебный курорт со всеми сопутствующими этому званию атрибутами: сосновым лесом, морским воздухом, променадом, курзалом, пансионами, и конечно желающими там отдохнуть и подлечиться.

Чтобы публике было удобно и комфортно туда добираться, в 1906 году была проложена железная дорога из Санкт-Петербурга в Хаапсалу.

Матильда Ксешинская, Н. Рерих, П. И. Чайковский — это только некоторые известные люди, которые побывали там в свое время.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

О визите известного композитора напоминает скамья Чайковского, которая была установлена на променаде в 1940 году к 100-летию композитора.

П. И. Чайковский посетил Хаапсалу в 1867 году, по-видимому прекрасно отдохнул, был очарован городом, и при написании шестой симфонии включил в нее эстонские напевы.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

Невысокая, деревянная застройка, узкие улочки, променад у воды вдоль моря. Симпатичные, белые скамейки, которые встречались нам по всему городу — вроде бы ничего особенного, но они придают городку какую-то легкость и безмятежность.

Таким мы увидели Хаапсалу.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

Глядя на эти белоснежные скамейки, обратила внимание на таблички, которые на них присутствуют. Когда вернулась домой, не поленилась, залезла в интернет поискать информацию об этом, и вот что узнала — они оказывается совсем не простые. В местной мэрии есть проект — оплатив 200 евро, можно заиметь свою, именную скамейку с металлической табличкой. А можно сделать табличку с именем кого-то другого: хоть друга, хоть свата, хоть брата. Молодожены тоже этим пользуются, наверное интересно иметь свою, семейную скамейку.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

Прогуливаясь по променаду, мы наткнулись на еще один интересный, местный персонаж — белого мишку на льдине.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

В голове сразу же проснулась песенка из мультика:

По синему морю, к зеленой земле

Плыву я на белом своем корабле…

Вся наша прогулка по городу заняла не более двух, а может и трех часов, признаться за временем я не следила, торопиться было некуда, и прежде, чем покинуть город, мы завернули во двор епископского замка, еще одну местную достопримечательность. Внутри нам побывать не удалось, был понедельник — в замке выходной, к тому же там сейчас идут реставрационные работы.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

Хаапсалу нам понравился, городок симпатичный, уютный и тихий.

Вполне вероятно, что летом он становится более оживленным, чем в мае, когда на променаде нами были замечены всего пару человек.

Едем дальше!

Пару часов в пути и мы на месте, в Таллине, который на этот раз в наш экскурсионный маршрут не входил, а являлся местом, где мы остановились переночевать.

Но очутившись там, мы не смогли лишить себя удовольствия прогуляться по вечернему Старому городу.

Правда прежде надо было где-то, и как-то припарковаться. Таллинские парковки в центре все платные, найти же хочется бесплатную. Результат был предсказуем — это занятие как всегда заканчивается одинаково: покрутившись вокруг, мы оставили машину прямо под стенами Старого города, на платной парковке, в очередной, не знаю уж какой раз пообещав себе не тратить в чужих городах на это бестолковое занятие ни время, ни бензин — и окунулись в таллинские узкие, старые улочки, которые нами пройдены наверное уже и вдоль, и поперек, но все равно, даже если оказываемся в Таллине проездом, мы не отказываем себе в удовольствии от таких прогулок.

В этот раз город встретил нас вечерний, красивый, предзакатный.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

Утром, отдохнувшие, мы покинули Таллин.

Следующим, совершенно незнакомым для нас местом был национальный парк Лахемаа. От Таллина недалеко, примерно в часе езды в сторону Нарвы.

По пути туда встречаются интересные объекты: один природный, а другой исторический. Природный — зто водопад Ягала (в этот раз мы пролетели мимо, т. к. раньше уже бывали там), а вот исторический нас заинтересовал.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

Вассальский замок Kiiu Torn — самый маленький в Прибалтике. Для замка он действительно как-то мал. Как поведала нам тетушка-пенсионерка, которая встречает любознательных туристов, этой башне-замку около 500 лет, в свое время выполняла она и жилые, и оборонительные функции. Времена в те годы не всегда были спокойные, баронам иногда приходилось укрываться от взбунтовавшихся крестьян.

На первом этаже башни всегда хранили достаточно еды, а на втором этаже члены семьи отсиживались.

Интересно, как они там все помещались? Семья-то была наверное не маленькая.

Хотя, с другой стороны если подумать — жить захочешь, так будешь в башне сидеть и неделю, и месяц… Хоть и в тесноте, зато в безопасности.

Наверху же в башне находились те, кто охранял и защищал это баронское семейство.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

Интерьер на втором этаже.

Сейчас при желании там можно выпить чашечку кофе, любезно предложенную хозяйкой.

Последняя реставрация была проведена в башне в 1975 году, тогда была она колхозной собственностью, и находился в ней клуб. А теперь муж и жена, два бывших агронома- пенсионера имеют, благодаря этой башне, свой маленький бизнес.

Такая вот история.

Башня открыта в теплое время года, вход 1 евро. По словам хозяйки башни, в этом сезоне мы были первыми туристами из Риги, которые к ним заехали.

В качестве сувенира на память можно приобрести яичный ликер Kiiu Torn, удовольствие это стоит 5 евро за 200 мл.

А дальше — Лахемааа. Земля заливов.

Национальный природный парк Лахемаа находится примерно в 50 км от Таллина, на берегу Финского залива. Очень красивое, живописное место! Если посмотреть на карту, то видно, что побережье изрезано заливами и четырьмя полуостровами. Море, реки, водопады, луга, болота, туристические и учебные тропы, красивые исторические мызы или поместья: Вихула, Палмсе и Сагади, в которых при желании можно остановиться переночевать. Можно сказать, отдых на любой вкус. Пляж и ягоды в лесу летом, грибы осенью, санки и лыжи зимой, если конечно снег выпадет.

Весной, в мае, все еще только-только просыпается, людей практически нет. Нас встретила тишина, пение птиц, красивая природа и отличная погода. Нам определенно повезло! Весь отпуск, что мы провели в Эстонии, стояли великолепные и солнечные дни, — правда не очень теплые по сравнению с Ригой, где уже было 20 градусов тепла и деревья зеленели. Здесь даже намека на листья еще не было. А расстояние совсем невелико.

Остановились мы на мызе Вихула, очаровательном поместье 16 века, в четырех километрах от побережья. Это как раз одно из трех восстановленнех поместий в Лахемаа, которые мы хотели осмотреть.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

Крупнейшая сохранившаяся усадьба Вихула, или Виолл, как она когда-то называлась, — это 800 лет истории, первое письменное упоминание датируется 1501 годом, где в качестве владельца поместья указывается датский барон Ханс фон Лоде. Семья фон Лоде относилась к наиболее древнему дворянскому роду в Эстонии.

В начале 19 века что-то там в этом семействе не заладилось, и денежное положение владельцев стало очень затруднительным. Они залезли в долги, и в результате поместье было продано на аукционе в 1809 году. Новым хозяином поместья стал Александр фон Шуберт. В поместье семья фон Шубертов оставалась до 1939 года, после чего покинула Эстонию.

После второй мировой войны поместье стало колхозным имуществом.

А в 2008 году началась большая реставрация и новая история этого места.

Сегодня в усадьбе более 20 зданий, и все это — загородный клуб и спа-центр.

Сказать, что нам понравилось, это ничего не сказать. Нам очень понравилось! Красивый номер, бутылка вина как комплимент от отеля, вкуснейший завтрак, доступ в бассейн, красивая территория (семь километров дорожек в парке зовут на прогулку), на прокат предлагаются велосипеды, палки для нордической ходьбы, есть поле для мини гольфа, небольшой музей ретро — автомобилей, музей водки (правда закрытый во время нашего пребывания, не сезон однако), баня, спа- процедуры (молочные ванны, медовые массажи и т. д.), и ресторан (последние три пункта — дороговато).

Вторая мыза, где мы отметились — Палмсе.

До 1919 года поместьем владело семейство фон дер Пален.

В советский период, при основании Лаахемского национального парка мыза отошла в его владение. Восстановлена она была вместе с парком в1972 году. На территории мызы находится информационный центр природного парка, а прогулочные тропы тянутся на 12 км.

Место очень живописное.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

На фотографии — купальня, ротонда, пивоварня и винодельня.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

Люблю качели! Никогда не упускаю возможности покататься.

Если есть желание, то можно осмотреть интерьер дома. Мы не пошли, платить за вход 9 евро не очень хотелось, да и солнечная погода манила нас на прогулку по парку. Хотя те фотографии интерьера, что я видела в интернете, мне понравились.

И последняя мыза, где мы побывали — Сагади. Усадьба тоже восстановлена в семидесятых годах. Сейчас на мызе располагаются музей леса, усадьба, гостинница и ресторан. Там тоже была тишина полнейшая, кроме нас ни одного человека!

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

По сравнению с двумя предыдущими дворянскими гнездами это показалось нам самым скромным.

Совсем недалеко, всего в нескольких километрах от мызы, на берегу Финского залива, находится рыбацкая деревня Алтья. Первое упоминание о ней датируется 1465 годом. Мы и тут оказались единственными туристами, которые заглянули в Алтью!

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

Историческая корчма, открытая летом, и коварно не работающяя в мае, когда мы там объявились.

Опять качели, на этот раз деревенские.

Нас встретила информация для туристов, что приятно — на русском языке.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

Эстония продолжала меня удивлять. На этот раз своим изумительно красивым побережьем.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

Такого количества птиц, что я увидела там, мне никогда не приходилось наблюдать.

Мой муж уселся среди валунов на берегу и категорически отказывался покидать это место. Уходить и вправду совсем не хотелось: спокойствие и красота природы — это так здорово! Пришлось пообещать ему, что дальше будет не хуже, и он увидит еще одно интересное местечко, если конечно поднимется с валуна, и отвезет нас туда.

Местечко это носит название Кясму, деревня капитанов.

Впервые деревня упоминается летописи в 1453 году.

Деревней капитанов Кясму называют потому, что когда — то давно, с 1884 по 1931 год там распологалось морское училище, из стен которого вышли сотни моряков и 64 капитана.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

Бесконечность моря и тишина!

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

Обещанные мужу красивые виды и валуны, уходящие в море.

В 1892 году на пожертвования жителей в Кясму был построен маяк, который является одним из двух сохранившихся деревянных маяков в Эстонии.

Летом деревня оживает, превращается в дачный поселок, элегантный, очень красивый и белоснежный. Ведь деревня — капитанская.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

Информацию только изучили, по тропам не ходили, у поездки девиз — ненадолго…

Вообще там здорово, места очень красивые, хорошо бы иметь только дней побольше для отдыха!

А по дороге к дому нас ждал Пярну.

Пярну — главный курорт страны и неофициальная летняя столица Эстонии. Город с широким, песчаным пляжем, уютными и живописными парками, историческим центром, город спа-отелей и летних музыкальных фестивалей.

В теплое время года (до этой поездки), мы ни разу там не бывали. Да и зачем? У нас свое море, свой пляж, и все это в десяти минутах езды от дома, а вот что касается отдыха в спа-отеле, то безусловный фаворит для нас — это конечно Эстония, и чаще всего именно Пярну, самый ближайший к нам эстонский город, всего-то два часа в пути. Смешно сказать, но отдых там (например на пару дней), обходится дешевле, чем в Латвии. Желание погреться в банях, расслабиться в спа, обычно возникает, когда на дворе холодно, дождливо и промозгло, поэтому и Пярну появляется в наших планах то осенний, когда мы ловим золотую осень в его парках, то зимний и пушисто-снежный перед Рождеством (так, неожиданно для себя, мы застали Пярну сразу после снегопада, по пути с острова Саарема в Ригу), и наконец мы увидели город в хорошую, теплую, майскую погоду, когда на улице плюс + 20 градусов, деревья зеленеть начинают, и в отличие от других, увиденных в этой поездке мест, здесь уже весьма оживленно на улицах, прогуливаются отдыхающие, туристические группы бегают по историческому центру…

Пярну проснулся, в городе начинается сезон!

Пляж.

Симпатичные скамейки-грибочки.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

Тот же парк, только в пору золотой осени, в прошлую нашу поездку.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

Любители старины могут прогуляться по небольшому историческомиу центру города. На фотографии — Таллинские ворота.

Церковь Св. Екатерины.

Эстония. Путешествие недалеко и ненадолго

Приморский пансион в ожидании отдыхающих. Правда симпатично?

Ну, а мы завершили свой мини отпуск в спа-отеле. Такая «вишенка на торте» в конце путешествия для «уставших» путников.

Свою программу: недалеко, ненадолго и познавательно — мы выполнили.

Отпуск прошел замечательно!

Где мы останавливались:

Таллин: Paivilla Boutique Hotel. Если путешествие без машины, не знаю насколько удобно расположение, просто передо мной такого вопроса не стояло. Для остановки на одну ночь это жилье нас устроило.

Лаахемаа: Vihula Manor Country Club & Spa. На сайте отеля бронирование дешевле, чем мна Booking, персонал на reception по- русски не говорит. Может нам в этот раз так «повезло».

Пярну: Viiking Spa Hotel.

По поводу отеля в Пярну: это был наш новый опыт, в принципе отель нормальный, но все-таки отель Estonia Resort Hotel & Spa, в котором мы обычно всегда отдыхаем, нам нравиться больше. Летом он может и дороговат, а вот в холодное время года цена нормальная, на сайте отеля можно найти разные предложения, в цену входит проживание, очень хороший завтрак, и неограниченный доступ в спа зону. Одно, но: если интересуют конкретные спа-процедуры, то бронировать это надо обязательно заранее.

О питании:

Таллин: неплохо перекусить можно в ресторане-бистро Lido. В Таллине представлены три заведения этой популярной в Латвии сети бистро. Все они находятся в торговых центрах, один из них оказался совсем недалеко от места, где мы остановились. Рекомендую, выбор хороший, вкусно, цены нормальные.

В Лахемаа с питанием совсем другая история. Рестораны на мызах дорогие, а остальные места общепита, судя по всему, включаются в работу тогда, когда начинается активный туристическтий сезон.

Нас выручила таверна Viitna Kõrts, которая располагается недалеко от трассы на Нарву.