Турист Виктор Башкир (vibas)
Виктор Башкир — был сегодня 10:11
В путешествии по Ирану.

Вагаршапат, Гарни, Ереван — Армения Январь 2017

Сие есть завершающий материал по нашей потрясающей новогодней поездке в Армению год назад. Остальные материалы по теме:

1) За Араратом и женгялов хац — обзорный фотоальбом.
2) Муза не нужна! Почти — Ереван, озеро Севан и Севанаванк, Цахкадзор, горячие источники в Анкаване.
3) Знаки — Санаин, Дилижан, Алаверди, Ноемберян, Нораванк, Горис.
4) Новый год пещерных людей — Горис, Татев, Алидзор, Чертов мост и пещера.

_____________________________

Армения — страна завораживающая. Я всегда любил любое армянское творчество — от Айвазовского до System of a Down! Еще бы — из таких корней как не произрасти чему-то великому! Вообще мне кажется, у народов, подвергавшимся глобальным гонениям, особая творческая жила. Национальный дух как туго натянутая струна.

А в Армении с ее древней историей вообще чувствуешь себя потерявшимся в измерениях. То есть, как всем известно, существуют параллельные миры. Это миры, где всё так же, как в нашем мире, но что-то пошло немного по-другому. А есть еще перпендикулярные миры. Это миры, где всё идет так же, как в нашем мире, но они совсем другие. По-моему, Армения — перпендикулярный мир. В превосходной степени.

Перпендикулярные миры
На подъезде к Зорац-Карер.
Гарни. Последний прихожанин.
На подъезде к Гегарду.
Гегард.

Встретив в Горисе новый год, рано утром первого января мы прыгнули в машину и покатили в Ереван. Я слышал мнение, что первого января за руль садиться нельзя. Брехня! Я уже несколько лет подряд сажусь первого января за руль, и никакого дискомфорта не испытываю. Тут только один секрет: в новогоднюю ночь надо знать меру. А если вы меры не знаете, сами виноваты. И неча на зеркало пенять, коли рожа крива. Берите пример с меня. Я меры тоже не знаю, но у меня есть Аня!

Перпендикулярные миры

Первая остановка совсем рядом с Горисом — Зорац-Карер (a.k.a. Караундж). Кто-то называет это место армянским Стоунхенджем, кто-то судачит про древнейшую обсерваторию. В общем, время водружения и назначение этих выстроенных рядами камней точно не определено. Нам все говорили, что там перманентно бродят вереницы туристов. Так вот, никого там нет! Ни одного туриста. Утром 1-ого января. Вообще ни души. Полное единение со снежными горами и духом древних обсерваторов (или как они правильно называются?).

Перпендикулярные миры

Есть много теорий о том, кто, когда и зачем выстроил тут камни рядами. Мне ближе всего теория такая. Однажды древние армяне собрались на совет и постановили: «Давайте поставим камни красивыми рядами, чтобы через тысячу-другую лет наши потомки поломали головы, зачем же мы это так сделали. Вот будет прикол!» А чем вам не люба эта теория? У вас есть теория лучше?

Солнце озаряло нам путь ярче, чем Ленин в Советском гимне, и у нас затеплилась надежда, что мы увидим, наконец, гору Арарат. Как бы не так! Только мы начали спускаться с гор и выехали из марза Сюник в Вайоц-Дзор, как нас накрыла сплошная облачность и туман. Священной горы Арарат мы так и не увидели. Тут нам в пору позавидовать ветхозаветному Моисею. Он хоть и не вошёл в землю обетованную, но он хотя бы ее узрел. А мы-то даже и не узрели. Видимо, тяжелы наши грехи. Хотя мы, в отличие от Моисея, десять казней на Египет не насылали.

Что ж, на подъезде к Еревану решили сразу заехать в Гарни. Любимый maps.me по своему обыкновению повел нас какой-то совершенно снегом заваленной дорогой, и я остановился спросить дорогу у местного прохожего. Он мне всё доходчиво объяснил и отправился восвояси. Я привычно попытался поднять стекло водительского окна, и… оно не поднялось! А вы понимаете, мужчину очень сильно расстраивает, когда что-нибудь не поднимается. Особенно, если это стекло машины в десятиградусный мороз. В водительской двери только что-то жалобно скрежетало и поскрипывало. Я приложил еще усилие к кнопке поднятия стекла, и… все совсем затихло и умерло. Свежий морозный ветер дул мне в лицо прямо с величественных склонов скрытой облаками горы Арарат.

Что делать? Семейство укутало себя всем, что только было, как немцы под Москвой, и потихоньку мы покатили к Еревану. Благо, до него оставалось 30 километров, а не 300.

Доехали, в прямом смысле слова, с ветерком. Зато забронированная намедни квартира оказалась роскошной. В самом центре — рядом с Северным проспектом — и с каким-то нереальным количеством внушительных размеров комнат. Мы распаковались и, стараясь не заблудиться и не потерять друг друга в этом лабиринте, единогласно постановили пойти в ресторан ужинать.

Перпендикулярные миры

Горячий ужин после холодной поездки был очень кстати. Правда, ему предшествовала холодная прогулка по центру Еревана в поисках открытых заведений, которых сначала вообще не обнаруживалось. Да, в Армении новогодние праздники — сугубо семейные и домашние. По ресторанам ходят только такие бедолаги как мы — у которых в Ереване нет родственников.
В результате был найден открытым ресторан «Старый Эриван». Отличная кухня по демократичным ценам. А других цен в Армении и не бывает (Севан не в счёт). И великолепный музыкальный коллектив!

Перпендикулярные миры

Параллельно я звонил в прокатную контору Sixt, чтобы договориться о замене машины. Они были, мягко говоря, не очень довольны, что кто-то беспокоит их из-за такой ерунды первого января.

— Что у вас случилось?
— У меня не поднимается стекло водительского окна.
— Вы, наверное, дебил и не умеете поднимать стёкла!

Нет, мне так не сказали, но, видимо, подумали. Потому что прислали техника без подменной машины с миссией поднять-таки мне окно. Его усилия успехом не увенчались, и другая машина была нам, наконец, привезена, за что честь и хвала Sixt.

Следующим утром — Звартноц. Какой же офигенный (если этот эвфемизм применим к сакральному сооружению) был этот построенный в седьмом (!) веке храм. Ведь если представить, как это выглядело до разрушения (от землетрясения в десятом веке), воображение поражается! Вот Гарни (до него мы ещё доедем) восстановили. А Звартноц оставили в руинах. Пусть и не в таких руинистых, в каких изначально был Гарни. Какой подход правилен? Мне нравится и то, и то. Но я сделал бы вот что. Воссоздал бы Звартноц в изначальном величии где-нибудь неподалёку, оставив оригинальные камни нетронутыми, и в то же время показав человечеству это уникальное сооружение. Всё это при наличии денег, естественно. Пуристы, конечно, сейчас начнут бросать в меня камни, но ведь я только предложил, и совсем не обязательно это воплощать в жизнь.

Перпендикулярные миры

Дальше по маршруту — Эчмиадзин. Одна из колыбелей армянского христианства. Тут надо посетить церковь Св. Рипсимэ, Эчмиандзинский монастырь и церковь Св. Гаянэ. Но тогда надо рассказать всю историю.

Перпендикулярные миры

Жил да был в третьем веке н. э. в Римской империи император Диоклетиан. Как и все императоры, он укреплял вертикаль власти, насаждал национальную идею, выдумывал духовные скрепы, конкурентов устранял, а друзей продвигал в высшие эшелоны власти. В общем, ничего нового — император как император. Но тут случилось вот что — запал на одну красавицу по имени Рипсимэ. Но вот беда — она была христианкой. А христианкам, как известно, прелюбодействовать с кем попало не престало. Даже с императорами. А императоры, на то они и власть имущие, такого не приемлют и начинают несогласных преследовать. Пришлось бедной Рипсимэ бежать в Армению. Вместе с ней отправились еще сорок христианок во главе с настоятельницей — Св. Гаянэ.

Перпендикулярные миры

Но Диоклетиан так просто сдаваться не собирался. Он использовал административный ресурс и написал царю Армении Трдату III: «К тебе, мол, прибудут 40 христианок. Верни мне Рипсимэ — она мне люба». Трдат пообещал, да поторопился. Когда он увидал Рипсимэ воочию, сам обалдел (вот уж точно, не родись красивой!), положил на нее глаз, а про обещание Диоклетиану и думать забыл. Рипсимэ, естественно, и Трдату отказала в категорической форме. Всех ужасов, которые сотворили с бедными христианками я тут описывать не буду — страницы Туристера этого не стерпят. В общем, язычники, что с них взять. В живых осталась только Св. Нино, которая отправилась в Грузию и, как вы помните, обратила ее в христианство.

Перпендикулярные миры

Трдат, предав христианок смерти, заболел душевной болезнью, от которой его смог излечить лишь Св. Григорий Просветитель — христианин, томившийся в застенках Хор Вирапа в течение пятнадцати лет. Как известно, чтобы обратиться в христианство, надо заболеть и исцелиться. Или, на худой конец, перед битвой увидеть изображение креста в небе. Ну, или Византийскую княжну в жёны взять — вариантов много. В общем, Трдат крестился и сделал Армению первым в мире христианским государством в 301-ом году н. э.

Перпендикулярные миры

Да не обидятся на меня православные армяне, Гарни на меня произвел большее впечатление, чем Эчмиадзин. Видимо, я как Егор Летов — христианин всех религий. Языческий храм в Гарни поражает атмосферой, аурой, историчностью. А еще рядом «каменная симфония». Спустились бы к ней, если б не зима.

Перпендикулярные миры

Дальше — Гегард. Это вообще мистика и христианские основы! Самый лучший храм Армении по мнению нерелигиозных нас. Зашли мы в храм во время солнечного заката, и тут вдруг всё накрыл туман. Пение одинокого батюшки в пустом храме. Это как вечность стучится в дверь. Перпендикулярные миры.

Перпендикулярные миры

Итак, если вы еще сомневаетесь, ехать ли в Армению, перестаньте сомневаться. Немедленно пакуйте чемоданы и шасть в самолет. Вся гамма впечатлений вам обеспечена!