Турист NatalyA (NatalyA)
NatalyA
была 17 мая 2019 12:00

Калининградская область — Россия Июль 2009

Куршская коса? Что это такое? С чего начать. С эмоций.

Куршская коса, часть 1

Куршская Коса — это безумная природная красота. С чем, кстати, активно, борются многие наши граждане. Висит табличка «Люди, берегите дюны! Не ходите, не топчите». Ещё чего. Пойдем, и походим, и потопчем, и скелет от объеденной копченой рыбы кинем на заповедный песок. Ещё табличка «Люди, берегите танцующий лес! Не трогайте руками, не переступайте за заграждения». Не, ещё чего. Перепрыгнем через оградку, залезем на сосну, заключим в объятия, фотографии же нужно хорошие сделать.

Русский менталитет неисправим. Для немцев, например, «нельзя» — это всегда «нельзя». Мысль нарушить порядок никогда и не посетит немецкую голову. Для русских закон не писан. Хочу — значит можно. Всё.

Куршская Коса — это тоненькая саблевидная полоска земли (тянется от Калининградского полуострова). Она разграничивает Куршский залив и Балтийское море. Они у неё по бокам. И разграничивает Литву и Россию. Из её 98 км — 40 км принадлежит первому государству, 48 км — нашему. Коса тянется от российского Зеленоградска до литовской Клайпеды.

Куршская коса, часть 1

48 километров белого песка со стороны Балтики, желтого песочка со стороны Куршского залива.

48 километров прекрасного леса, наполненного птицами, зверями, редкими бабочками и жуками, цветами, ягодами и грибами.

48 километров воды. Морской (Балтика) и пресной (Куршский залив), наполненной рыбой и прочими представителями водного мира.

Куршская коса, часть 1

А также золотого солнца, высокого неба, свежего ветра, чистого воздуха.

История.

5-6тыс.лет назад здесь поднялась земная кора под Балтикой и появилась песчаная отмель и цепь отдельных островов. Волновое течение моря притащило огромные массы песка. Подключился ветер, который передвигал песок. Так появились дюны. Дюны сдувались в залив, а на их месте стала зеленеть растительность, которая по мере возможностей тормозит движение песков.

От Зеленоградска (Кранца) до Куршской косы — ~2–3 км. Там есть КПП — Контрольно Пропускной Пункт со шлагбаумом. Останавливаешься, и идешь в кассу за билетами. Там же обязательно возьмите простенькую карту Косы, а ещё лучше купите хорошую. Свою «Туристическую схему Куршской Косы» мы приобрели в Калининграде в Морском музее. Она нужна как хлеб.

Дело в том, что по Косе нужно ездить не хаотично, а целенаправленно по определённым местам, по которым проложены специальные маршруты (тропы по лесу и дюнам). Нужно знать, где останавливаться. Напротив «входа» во все главные достопримечательности стоят специальные таблички-указатели. Но их можно легко не заметить и проскочить. А карта — это помощница. Водишь пальцем, «так, проезжаем 7-ой километр, что тут у нас. Ага — Лесничество Гренц. Где-же оно, надо притормозить».

Для полноценного осмотра Куршской Косы нужны 2 дня. В один не уложиться. Но, конечно, это количество дней предполагает активное знакомство, туристический чёс. А так хочется залечь в белые дюны дикого пляжа и слушать шум моря…

План Куршской Косы:

Зеленоградск — 2 км КПП — 7 км Маршрут «Королевский бор» (слева) — 11 км поселок Лесное (гостиницы, кафе, пляж) — 14 км Музей природы и Музей дерева (справа) — 23 км Орнитологическая станция (справа) — 32 км Маршрут «Высота Мюллера» (слева) и озеро Чайка (справа) — 33 км поселок Рыбачий (гостиницы, кафе, пляж) — 37 км Маршрут «Танцующий лес» (справа) — 42 км Маршрут «Дюна Эфа» (справа) — 44 км пляж (слева) — 46 км Маршрут «Озеро Лебедь» (справа) — 49 км граница с Литвой.

Дорога по Косе двурядная, средней степени разбитости.

Куршская коса, часть 1

К каждому маршруту/достопримечательности напишу примерное время необходимое для относительно полного осмотра. Это очень притянутая условность, которая может быть больше, а может и меньше. Но, таким образом вы можете рассчитать и прикинуть вашу личную карту посещений всего интересного, что есть на Косе.

Маршрут «Королевский бор» (Лесничество Гренц). Тропа среди могучего леса — 2,8 км. Пройти её можно в течение часа. Особенности — папоротники чуть ли не в человеческий рост, кормушки для кабанов с сухими вениками, выход (смотровая вышка) к Куршской Косе, и плантация редкой туи гигантской. Это, действительно, бывший охотничьий королевский заказник. Мы прогулялись по этому маршруту уже ближе к вечеру. И с приключениями! Сначала углубились в лес по старому почтовому тракту. Потом свернули. Потопали через лес по деревянной «тропинке». Стоят частые указатели-стрелки, куда заворачивать, что ждёт впереди и сколько километров вы уже прошли. Пофотографировались в зарослях папортотника, испуганно поозирались около кабаньей кормушки — а вдруг и сами кабанчики сейчас откуда-нибудь выскочат и что делать, мы же одни в глухом лесу. Нашли плантацию туй. Это уникальные посадки, но туи размером не впечатляли — большие и только. В Северной Америке своей родине они вытягиваются до 75 м и толщиной 4 м в d. Не зря индейцы из них долбили свои челны. И всё бы хорошо, лес великолепный — но тут на нас напали слепни… Нам идти до машины ещё километр, а мы не можем отбиться от роя слепней. А слепни насекомые жёсткие — не мухи. Без предупреждающего жжужания они приземляются на вашу кожу и в мгновение ока режут до крови. Ситуация была не смешная. Я сломала ветку (извините, заповедные деревья!) и пыталась отмахиваться. Но меня искусали безжалостно. Особенно ноги под платьем. Ещё час назад они были стройными и загорелыми. А тут на глазах вздулись жуткие громадные шишки с кулак. Штук 10… Честно признаюсь — я даже расплакалась. Метры до машины мы добежали. Но слепни успели проникнуть и в салон, еле выгнали. Мужу тоже досталось. Но как-то терпимее. Я слаще, наверное…

А потом, сидя в кафе в Рыбачьем, ожидая заказанный ужин, муж снял с себя крошечного юркого клеща… А ведь мы честно ходили по тропинке «обработанной противоклещиным раствором» и никуда не сворачивали! Неприятно, учитывая, что клещи здесь на Косе — иксодовые, т. е. самые что ни на есть переносчики.

Тем не менее — маршрут отличный. Учитесь на наших ошибках. Очевидно, нужна более закрытая одежда, и время посещения — не вечернее.

Продолжение следует.

Куршская Коса. Музей природы и Музей дерева. Часть 2

© http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии рассказов и фото, при использовании наших текстов гиперссылка на сайт и указание имени автора обязательны.