Турист Андрей Муравьев (AMour)
Андрей Муравьев
был 17 февраля 2021 16:55

Дивеево, Свияжск, Нижний Новгород, Казань — Россия Январь 2018
Ёлка в Нижнем

Начало можно прочитать здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_21979

Немного изменив наши планы, 3 января наша команда решила направиться в Нижний Новгород, чтобы уменьшить дневные переезды на обратной дороге, а заодно и посетить Нижний.

Но перед отъездом из Казани мы заехали посмотреть Татарскую Слободу. Новую и Старую Татарские слободы Казани рекомендуют туристам во всех путеводителях: во-первых, вокруг озера Кабан просто очень красиво, во-вторых, местные мечети — едва ли не единственные сохранившиеся памятники монументальной татарской архитектуры в Казани.

День опять выдался пасмурный, серый, невыразительный. Температура на улице явно решила начать походить на зимнюю: градусы решительно ушли в минус и начал ощущаться январский морозец. Но снега, хотя метеорогоги его обещали, так и не было.

Первым объектом, который мы осмотрели была Бурнаевская мечеть, которую в 1872 году на месте сгоревшей деревянной мечети построил архитектор Петр Иванович Романов, по проектам которого построили немалую часть Татарской слободы — например дом Назирова и дом Бикмухаметова. Строителям Бурнаевской мечети впервые в истории Казани власти разрешили перенести минарет с крыши. Все сохранившиеся казанские каменные мечети прошлого проектировались «приглашенными» архитекторами, что породило уникальный стиль татарских мечетей, не похожих на традиционные восточные. Они являются единственными монументальными памятниками татарской архитектуры, дошедшими до наших дней.
Особенностью архитектуры татарских мечетей является расположение минарета на крыше. Все мечети Казани располагаются на небольшом возвышении: когда есть овраг рядом, когда само религиозное сооружение стоит на пригорке, возвышаясь над соседними постройками. Все это делалось для того, чтобы мечеть было видно со всех сторон. В оформлении Бурнаевской мечети архитектор Петр Романов использовал элементы средневековой татарской, русской и восточной архитектуры. Она решена в эклектичном стиле, основанном на смешении классических приемов. Подобная причудливость исполнения была характерна для мечетей того времени, построенных по проектам архитекторов-немусульман. Фасад мечети никак не декорирован, зато минарет украшен богато. Строители использовали красный кирпич, а молельный зал получился довольно низким — все это делает Бурнаевскую мечеть похожей на небольшие готические церкви в Европе. Минарет отдаленно напоминает колокольню Богоявленского собора, а декор, напротив, вдохновлен национальными орнаментами.

Путешествие в Новый Год на автомобиле. Часть 3. Из Казани в Нижний и Дивеево

Весь этот район сформировался после завоевания Казани Иваном Грозным, когда сюда были переселены местные жители. На протяжении XVIII и XIX веков здесь сформировалась татарская слобода со своим укладом жизни, архитектурой и культурой. Его отличительной особенностью является большое количество мечетей. По вечерам здесь можно услышать пение муэдзина, приглашающего к молитве, и появляется ощущение, что вы находитесь в далекой восточной стране, а вовсе не в России. Днем же район почти ничем не отличается от всего остального города: здесь кипит жизнь, работают обычные магазины и кафе, на дорогах в пробках собирается транспорт.

Первое жилое здание, встретившееся нам в Татарской слободе, был дом Ахмет-бая (конец XIX — начало XX века). Ахмет-бай Хусаинов был известным татарским меценатом. Будучи сыном разорившегося торговца, в двенадцатилетнем возрасте ставший главным кормильцем семьи, он сам создал собственное предприятие по торговле мелочным товаром и сырьем, начав с капитала в 5 рублей. Позже он привлек к торговле и своих братьев. За несколько десятилетий совместной деятельности братья, создав преуспевающую фирму с филиалами во многих крупных торговых центрах России, а также за рубежом, заработали почти четыре миллиона рублей. В 1896 г. при разделе имущества каждому из них досталось по одному миллиону 38 тыс. руб.

Путешествие в Новый Год на автомобиле. Часть 3. Из Казани в Нижний и Дивеево

Наибольшую известность в татарском мире России Хусаиновы приобрели не столько благодаря богатству, сколько щедрой и целенаправленной благотворительности. Будучи глубоко верующими мусульманами, они особое внимание уделяли поддержке конфессиональных институтов татарского общества — мечети и медресе.

В Казани вплоть до своей кончины в 1906 г. Ахмет-бай продолжал активно заниматься благотворительностью, поддерживая все городские новометодные училища, в особенности медресе «Мухаммадия», и Мусульманское благотворительное общество.

Далее, если свернуть на пешеходную улицу Каюма Насыри, мы окажемся в сердце Татарской слободы. Ряд разноцветных, ярких домиков представляют национальный колорит татарского населения Казани.

Общий вид улицы
Путешествие в Новый Год на автомобиле. Часть 3. Из Казани в Нижний и Дивеево

Здесь, на улице Каюма Насыри можно познакомиться ещё с двумя мечетями. Они стоят на одной улице и в чём-то похожи друг на друга.

Вот мечеть аль-Марджани. Старая мечеть, была построена после встречи Екатерины II с местными татарскими купцами, которые попросили её снять запрет ещё Ивана Грозного на строительство в городе каменных мусульманских храмов. Имамом мечети в 1850–89 годах служил Шигабутдин Марджани. Долгое время Юнусовская (по имени содержащих её купцов) мечеть затем была переименована в Марджани. Во время СССР мечеть являлась единственной действующей в Казани, и до 2005 года, когда открыли Кул-Шариф, оставалась Соборной мечетью. Здесь же находится и Казанский исламский колледж.

Путешествие в Новый Год на автомобиле. Часть 3. Из Казани в Нижний и Дивеево

Вторая мечеть на этой улице называется Апанаевская мечеть или Вторая соборная. Как многие названия в городе, мечеть получила имя благодаря купцам Апанаевым, проживавшим в этом районе и содержавшим её. В советское время, когда начались гонения на религию, были разрушены минарет и своды залов, а здание отдали под детский сад. Реставрация с возвращением минарета произошла только в 2007–11 годах.

Ну и практически напротив этой мечети располагается Музей Татарской слободы (к сожалению мы туда не попали из-за нехватки времени).

Путешествие в Новый Год на автомобиле. Часть 3. Из Казани в Нижний и Дивеево

На этом наше зимнее знакомство с Казанью закончилось. Надеемся на новый визит в город в тёплое время.

Хоть мы и торопились попасть в Нижний как можно раньше, зима есть зима и добрались мы до города уже затемно. Заселившись в гостеприимную гостиницу «Вояж», поспешили на пешеходную улицу Большая Покровская.

Путешествие в Новый Год на автомобиле. Часть 3. Из Казани в Нижний и Дивеево

Ее переименовывали несколько раз, и самое первое название, которое она носила — Большая Никольская, где располагалось множество деревянных домов и построек. В дальнейшем, в начале 19 века, после того как была построена церковь Покрова Святой Богородицы, которая, к сожалению, не уцелела до наших дней, улицу переименовали в Большую Покровскую и на ней началось строительство уже каменных зданий. Еще тогда она по праву считалась главной улицей города, на которой проживали преимущественно дворяне, купцы и государственные чины. Да и по настоящий момент проживать в одном из жилых домов считается очень престижным.

Сама по себе «Покровка» интересна вся: что вдоль, что поперек. На одной только этой улице практически в каждом доме находятся различные кафе и рестораны, брендовые магазины обуви и одежды. Здесь можно сходить в Драматический или Кукольный театр, купить памятные сувениры о городе, покататься на лошади, пони, послушать живую музыку прямо на улице и просто пройтись по самой стариной улице города.

В начале улицы увидели кафе «Библиотека» и книжный магазин «Дирижабль». Причем это сеть магазинов, но самый большой ассортимент книг и всевозможных сопутствующих товаров от канцелярии до подарочной упаковки именно на Большой Покровской. Помимо книг, на цокольном этаже можно приобрести этнические сувениры и лучшие сорта чая и кофе.

Путешествие в Новый Год на автомобиле. Часть 3. Из Казани в Нижний и Дивеево

На протяжении всей улицы очень много скульптурных композиций и декоративных сооружений.

По правой стороне улицы находится красивейшее по своей архитектуре здание. В настоящее время здесь расположен Волго-Вятский филиал Центрального банка РФ. Здание Госбанка было построено в Нижнем Новгороде в 1911–1913 годах по проекту архитектора В. А. Покровского в честь 300-летия царствования дома Романовых. Внутри здания банка практически полностью сохранились уникальные росписи по эскизам И. Я. Билибина, швейцарские часы и даже мебель того времени.

Путешествие в Новый Год на автомобиле. Часть 3. Из Казани в Нижний и Дивеево

На Театральной площади расположен Нижегородский государственный академический театр драмы имени М.Горького — один из старейших русских театров. История создания театра восходит к 1798 году, когда князь Н. Г. Шаховской открыл в Нижнем Новгороде публичный театр. Нынешнее здание театра было построено в 1896 году и открыто оперой М. И. Глинки «Жизнь за царя» с участием молодого Ф. И. Шаляпина.

Путешествие в Новый Год на автомобиле. Часть 3. Из Казани в Нижний и Дивеево

Проходя мимо театра услышали детское пение и увидели прелестного маленького Деда Мороза, важно вышагивающего по тротуару. Когда мы подошли к нему, желая оказать ему маленькую финансовую помощь, он серьёзно нам сказал: «Нам нельзя, полиция ругается». Пришлось денежку положить в коробку у поющих рядом с Дедом Морозом детей.

В целом, на Большой Покровской мы много чего увидели и встретили. С одной стороны жаль, что знакомство с улицей произошло в тёмное время суток: может быть мы чего-то не увидели и не заметили, а с другой стороны увидели праздничную иллюминацию, улицу во всей красе.

Наконец, когда пройдя всю Большую Покровскую насквозь, мы подошли к Нижегородской стрелке, увидели праздничные гуляния у новогодней ёлки.

Путешествие в Новый Год на автомобиле. Часть 3. Из Казани в Нижний и Дивеево

Восприняв праздничное настроение у ёлки, следующим утром мы выехали в Дивеево.

В монастырь мы попали в предрождественскую пору, когда его украшали к этому большому празднику. Тут как раз и погода прояснилась, выглянуло солнышко.

Монастырь в это время выглядел очень нарядно: украшались живые ёлочки игрушками, гирляндами, размещалось освещение, устанавливались инсталляции.

Вошли в Спасо-Преображенский собор, поклонились мощам Серафима Саровского. В храме встретили Андриса Лиепу, тоже поклонявшегося мощам.
Выйдя из храма, ещё раз полюбовались праздничным убранством монастыря, теперь уже в ночной иллюминации.

Путешествие в Новый Год на автомобиле. Часть 3. Из Казани в Нижний и Дивеево

Вот таким красивым вечером закончилось наше вокругновогоднее путешествие!