Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — сейчас на сайте

Касане — Ботсвана Май 2017

19.05.17, Day 13: Национальный парк Чобе

Ну, вот — наступают последние дни нашего двухнедельного, вот уже седьмого по счету африканского путешествия. На этот раз — «От пустынь Намибии к водопаду Виктория».Сегодня мы прибываем в последний Национальный парк на нашем пути, в котором можно будет понаблюдать за дикими животными в их естественной среде. Это НП Чобе в Ботсване, который граничит через одноименную реку с Намибией.

Вечернее сафари Sunset Cruise на закате солнца

После длительного переезда по намибийской Полосе Каприви от дельты Окаванго, мы прибыли около 13:30 в отель Thebe River Safaris Lodge, расположившийся на окраине приграничного с Намибией и Замбией ботсванского городка Kasane. Там наскоро перекусили и выехали на вечернее сафари, который здесь называют Sunset cruise. Он проходил на большом двухэтажном пароме, который делал радиальный выход на несколько километров вверх по течению реки Чобе и к 14:00 мы были уже на его борту.

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Судно было довольно большим и на его двух палубах свободно разместились около сорока туристов. Это было, учитывая нахождение в этих водах слонов, бегемотов и крокодилов и безопасно, и комфортно.

Но на нашем пути встречались и маленькие суденышки с туристами. На мой взгляд — неудобные не только с точки зрения безопасности, но и низкой точки обзора для съемки животных — практически с уровня воды, так как особо в такой лодчонке и не постоишь. Но, наверно, в ней есть и свой плюс — можно подобраться поближе к мелким животным…

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Нам повезло — мы услели занять первые места на нижней палубе и там было очень удобно с позиций наблюдения и фотографирования. Пароходик, отойдя от причала, развернулся и неспеша пошел вверх по течению реки Чобе. Все остальные европейцы поспешили занять места в тени навеса. В итоге мы прошли около десятка километров, по пути причаливая к берегу для наблюдения за животными или заплывая на заросшие травой отмели понаблюдать за пасшихся на них слонами.

Но были и другие катера, приспособленные под настоящих фото-профессионалов. И такие люди со своей серьезной аппаратурой были видны издалека. На этих лодках были установлены стационарные штативы для тяжелой фототехники и простым туристам с мыльницам туда путь заказан.

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Вот на этой схеме показан отрезок реки, по которому проходил наш Круиз на закате солнца (справа — налево). Все туристы едут в Чобе за речными сафари. Этот вид наблюдения за диким животным миром мы испытали на себе только в дельте Окаванго. Ни в Кении, ни в Танзании я такого не встречал никогда. Ты плывешь по реке на лодке и наблюдаешь диких животных в их естественной среде обитания. Супер!

Пока не было никаких животных, гид кратко рассказал, где мы проводим сейчас это сафари. Чобе считается старейшим национальным парком на территории Ботсваны и, занимая площадь в 10 566 км², является третьим по величине в этой стране. Годом его основанием считают 1967, однако первая охраняемая территория, но существенно меньшая по размерам, была создана здесь в 1931 году.

Мы находимся в северо-западном углу парка Чобе. Его одноименная река имеет интересную историю. Начинается она как Квандо, идущая параллельно Окавандо. Затем она дробится на множество рукавов как и ее соседка Окавандо, но не исчезает, а превращается в заросшую тростником зону болот Линьянти. Достигнув Нгома, где мы пересекали границу от Намибии в Ботсвану, река получает новое имя — Чобе, под которым и впадает в мощную Замбези выше водопада Виктория.

На северном берегу реки — уже территория Намибии и там находится своя зона Kasica Conservancy, тоже занимающаяся охраной животного мира, но потока туристов туда, как в Чобе — нет. В этих местах находятся речные леса, открытые лесные массивы, а также лагуны и много пойменных равнин. Здесь сосредоточены большие концентрации таких животных, как львы, леопарды, африканские дикие собаки, антилопы, бегемоты, огромные стада слонов и всяких разных птиц.

На другой стороне реки — слева по ходу ее течения к Замбези, уже Намбия. И вот мы видим как навстречу нам несется пограничный катер с намибийским флагом. Животные же, в отличие от людей, не имеют границ и безвизово перемещаются между этими странами. Вполне возможно, что и местные рыбаки и крестьяне делают это точно также…

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Проплывая вдоль ботсванской стороны, видим немногочисленные отели, построенные на прямо на берегу на территории парка. Рядом стоят на причале и их круизные катера. Очень удобно — туристы живут прямо посреди парка. Правда, это и намного дороже. И, наверно, с высокой изгородью для защиты от диких пришельцев — за территорию самому погулять не выйти. Со стороны воды, если присмотеться, тоже видны невысокие заборы от крокодилов.

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Река Чобе является естественной границей между Ботсваной и Намибией. Поэтому во время круиза есть уникальная возможность пофотографировать животных в двух странах одновременно. Вскоре перед нами раскинулась во всю свою ширь река и некоторые туристы, оставив свои места на нижней палубе, поднялись на верхнюю.

Вот капитан, по-видимому, что-то заметил и резко свернул к берегу — на нем лежало какое-то бревно. Подойдя ближе, мы увидели, что это крокодил.

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Да-а! В водах Чобе купаться точно не стоит! Они здесь повсюду — и в воде, и на суше. Терпеливые, стремительные и прожорливые …

В самой воде тоже лежит такое же бревно, но у него видны только, кажущиеся хитрыми, глаза. Эти, что лежат на берегу, совсем не шевелятся и делают вид, что и не дышат. Они довольно большие и почти сливаются с местностью. Полная мимикрия! Думаю, длиной не менее трех метров. Высота хорошей комнаты…

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Рядом с ним в корнях поваленного дерева что-то зашевелилось и показалась желто-зеленая голова громадной ящерицы. Она с любопытством покрутила головой из стороны в сторону и, заметив какую-то опасность, снова юркнула вниз.

Постояв минут десять около так и не шелохнувшихся крокодилов, капитан повел судно еще выше по течению реки. Там, в тени деревьев, что-то двигалось. Подойдя поближе, увидели небольшую семейку антилоп. Гид сказал, что мы встретили сейчас их интересную разновидность — антилопу ситатунга (лат. Tragelaphus spekii), характерную своими полосатыми боками.

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Они хорошо приспособились к жизни среди воды и стараются обитать главным образом в наиболее непроходимых областях дельты Окаванго и смежных с нею рек. И вот мы стретили их здесь — на берегах Чобе.

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Выглядят они не очень большими. Их высота в холке чуть более 1 м. Характерной особенностью, как я уже говорил выше, явлются иногда очень хорошо выраженные поперечные светлые полосы.

Ну, а по рогам можно установить и их гендерную принадлежность — они есть только у самцов. И, порой, очень длинные — более 90 см.

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Интересной и важной особенностью для жизни этого вида антилоп, являются удлинённые до 10 см и широко расставленные копыта. Именно это и позволяет антилопам ситатунга хорошо перемещаться по болотам.

Пройдя еще выше по течению, капитан снова свернул к ботсванскому берегу. Там прямо на нас двигались из леса несколько десятков слонов, ведомые крупной самкой. Ведь, как известно, стадом слонов руководят самые опытные и умудренные жизнью самки.

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

А самцов, как только они выйдут из пубертанного возраста 9–12 лет, изгоняют из стада. Вон они какие ходят и только смущают молодых самочек своим таким видом.

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Вот сейчас мы видим как еще небольшие подростки послушно идут за своими чуть старшими их братьями и сестрами.

Куда идут? Конечно, вечером — к воде! Они очень любят воду и, несмотря на свой вес, прекрасно плавают. По дну водоёма слоны, выставив над водой только хобот, передвигаются со скоростью 2–6 км/ч. Иногда и быстрее — до 35–40 км/ч. Без воды они не могут прожить более 3 дней, поэтому в засушливые годы проходят огромные расстояния в поисках водоёма. Считается, что в этом им помогают их прекрасно развитые (в отличие от зрения) обоняние и слух.

Спят слоны стоя, собравшись вместе в плотную группу, только детёныши ложатся на бок на землю. Их сон недолог и продолжается порядка 40 минут.

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Здесь мы наблюдаем настоящие спектакли — молодежь, как всегда старается побаловаться.

Другие заняты таким делом, что даже видна и озабоченность у одного из них.

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Специалисты полагают, что в парке Чобе содержится около 50 000 слонов. Вполне возможно, что это самая высокая их концентрация в Африке. В отличие от слонов с громадными бивнями, которых мы встречали в Кении, в частности — в Масай Маре и Амбосели, эти животные в парке Чобе характеризуются довольно хрупкими и короткими клыками. Возможно это происходит из-за дефицита кальция в почвах.

Ну, а залезши в воду, можно и побаловаться — потолкаться и попробовать потопить друг дружку. А нам — понаблюдать за этими их играми.

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Известно, что у слонов матриархат. Это, когда большое стадо возглавляет старшая самка — матриарх. У них образовываются и свои детские сады, и школы. И есть, как правило, две-три няньки, которые возятся с молодняком. ВЫносить малыша нелегко — он созревает в чреве матери почти 22 месяца и рождается эдаким «небольшим» 100-килограммовым комочком, который проживет довольно долгую и для животных, и для людей жизнь — до 60–70 лет…

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

А глядя на эту сценку так и кажется, что молодая мамаша отчитывает за что-то своего малыша — он стоит, понуро склонив свою голову…

И думает — За что?

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

В стаде слонов царит необычайное дружелюбие — животные никогда не ссорятся, сообща защищаются и опекают детенышей. Они становятся агрессивными, только когда болеют и размножаются. Такое же агрессивное поведение характерно и для особей, у которых повреждены бивни. Мы как-то встретили такого одинокого самца в Масай Маре и, когда я предложил нашему гиду масаю, вооруженному винтовкой, подъехать на джипе поближе к нему, он, когда-то сам в подростковом возрасте убивший напавшего на их корову льва — только испуганно замахал руками: No, no,no — Very Dangerous!

В этом месте возле слонов мы пробыли почти час — настолько все было живо и интересно.

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Неподалеку от них на пустующей лужайке спокойно разгуливала стайка крупных длинношеих и каких-то лупоглазых гусей. В этих местах обитают десятки разных птиц — ибисы, различные виды журавлей, уток и других водоплавающих птиц, которые прилетают в этот район, чтобы гнездиться и размножаться.

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Попрощавшись с этим благодатным на впечатления правым берегом реки, капитан взял курс к противоположному — намибийскому. Но, несмотря на то, что тот выглядел весь заболоченым, рулевой находил водные лазейки и потихоньку продвигался вглубь зеленых затопленных полей.

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Что же мы увидим здесь? Оказывается, он заметил парочку забредших сюда покормиться свежей травкой слонов и хотел, чтобы и мы посмотрели на этот процесс принятия ужина.

Нам показалось, что они с каким-то даже остервенением выдергивали эту траву из воды. А может быть, действительно, это было нелегко даже для них. Это же сколько надо ее съесть, чтобы наполнить и насытить свой громадный организм, прогнав эту пищу через 35-метровый кишечник?

Слоны растительноядные и их пищей является все, что растет — ветки деревьев, листья, трава, коренья, плоды и др. За день слон съедает до 150 кг всякого рода зелёной массы, но при этом каждая особь реально усваивает только 44–45% пищи. Именно поэтому на громадных кучах их фекалий всегда можно встретить птиц, которые лакомятся непереваренными остатками слоновьей трапезы. Известно, что в день слону требуется и не менее 100 литров воды, поэтому они никогда не удаляются от ее источников.

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Вырулив обратно на чистую воду, мы снова подошли к ботсванскому берегу в поисках еще каких-либо других животных. Хотелось увидеть и хищников, которые придут на вечерний водопой. Но — увы! Прождав в определенном месте, куда они любят спускаться, с полчаса, капитан взял курс в сторону дома.

Было чуть больше пяти вечера, но уже начало смеркаться и все устремились к корме, за которой было видно уходящее на покой Солнце. Вот он — релакс!

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Все мы, живя дома, тясячи раз пропускали такую прекрасную картину завершения очередного дня. Но в таких местах это никак не может пройти незаметно. Да, ведь и сама эта экскурсия так и называлась — «Sunset Cruise» — Круиз на закате солнца!

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

Вот, на такой приятной и теплой ноте закончилось наше водное вечернее сафари по НП Чобе. Завтра с раннего утра нам предстоит утренний гейм на джипах — мы покружим часа четыре по сухопутной части этого парка.

Вечерний круиз по реке Чобе. Ботсвана

А потом вырулим к финальной части нашего путешествия — водопаду Виктория. Для некоторых из нас это уже седьмое африканское приключение (всякие там Египты и Тунисы я не считаю). На водопад Виктория я попаду в третий раз. Каким он покажется нам сейчас в мае по сравнению с тем, что мы видели его когда-то в январе и августе?

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия