Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:03

Виктория-Фоллс — Зимбабве, Ливингстон — Замбия Май 2017

Последним местом, где мы встретились с диким животным миром во время путешествия «От пустынь Намибии до водопада Виктория», был Национальный парк Чобе, раскинувшийся на берегах одноименной реки в Ботсване. В нем мы совершили два сафари — вечерний — под закат солнца на кораблике и утром — на джипе.

Вернувшись в наш лодж Thebe River Safaris Lodge, быстро собрались, перекусили и в 11 утра выехали в сторону Казунгула на границе Ботсвана/Зимбабве, до которой осталось всего 10 км. Казунгула — интересное местечко — в нем у реки Замбези сходятся границы четырех стран — Намибии, Ботсваны, Замбии и Зимбабве.

Переезд из Ботсваны в Зимбабве

Когда мы подъехали, на пограничном посту уже была большая очередь туристов — в основном немцев. Работал только один сотрудник через единственно открытое окно. Прошел час. Уже 12:50. Все еще стоим за группой пожилых немцев. Они не суетятся и ведут себя спокойно. Хорошо, что есть тень от навеса. На посту пойти некуда — для туристов работает только туалет. Никаких кафе или ресторанчиков нет.

На границе Ботсвана/Зимбабве

Только в 13:38 сдали паспорта + по $50 и ждём т.н. Multi-KAZA-visa, которая будет годна сразу на две страны — Зимбабве и Замбию. Это хорошее новшество, которое ввели здесь с 4 ноября 2014 года. В этот список входят и Украина, и Россия.

Наконец, в 15:10 — получили паспорта с визами и выехали в сторону зимбабвийского города Викто́рия-Фолс (Victoria Falls). От границы до него 70 км. Там мы проведем одну ночь в отеле Victoria Falls Rainbow Hotel и осмотрим сначала водопад Виктория вечером и утром с зимбабвийской стороны. А затем переедем на его замбийскую сторону в город Ливингстон и исследуем водопад со стороны берега Замбии.

Все! Почти три тысячи километров интересных африканских дорог от пустынь Намибии до водопада Виктория, остались позади!

Где лучше жить на водопаде Виктория — в Зимбабве или Замбии?

Где лучше жить для полноценного знакомства с водопадом — в зимбабвийском городе Виктория-Фолс или в замбийском Ливингстоне? Обоим этим городам повезло с таким подарком судьбы, очень благотворно повлиявшим на их развитие и благосостояние. И там, и там есть международные аэропорты, из которых можно улететь/прилететь, масса отелей и кемпингов на самый разный карман. На обеих сторонах водопада хорошо развита и система обслуживания туристов с предоставлением им различных активных мероприятий и экскурсий — Активити.

На основании своего опыта, полагаю, что если цель вашей поездки именно водопад (а какая еще может быть здесь цель?), то лучше остановиться в Виктория-Фолс. По сравнению с Ливингстоном у него есть территориальное преимущество — город расположен от водопада всего в 2 км, что займет около 20 минут пешей приятной прогулки по чистым, зеленым и безопасным улицам. А от центра Ливингстона до водопада 12–13 км — нужно брать такси ($10–15). Стоимость посещения водопада одинакова — везде по $30 за одноразовый вход (2017).

На фотографии прекрасно видно и без моих комментариев, что водопад длиннее со стороны Зимбабве. Из общей его длины около 1,8 км, почти две трети находится на территории Зимбабве (слева).

Водопад Виктория с вертолета. Январь 2007. Граница между Зимбабве (слева) и Замбией проходит по ущелью, из которого вытекает поток

Граница между странами — узкое ущелье, по которому идет сток с водопада. На дорожках находятся оборудованные обзорные точки с перилами. Во многих других местах на зимбабвийской стороне перил нет. В Замбии — везде.

Но со стороны Замбии обзор водопада не так удобен — он почти вплотную к вам и смотрится как-то сбоку. А в сухой период — совсем полный отстой — там нет никакой воды! В то же время, в период максимального паводка на стороне Замбии видеть его тоже не совсем удобно, так как водяные брызги и пыль не дадут возможности ни рассмотреть, ни пройти дальше вперед поближе к зимбабвийской стороне.

Водопад на стороне Зимбабве

Замбези — четвертая по длине африканская река после Нила, Конго и Нигера, и она единственная из них, которая течет на восток и впадает в Индийский океан. К водопаду просто так не попадешь — он находится на территории Национального парка. Вход на эту территорию платный и стоит $30. Одно посещение было для нас включенным в план путешествия, а за второе, которое совершили утром, чтобы увидеть водопад при другом, пришлось заплатить уже самим.

Три водопада Виктория

Перед тем как зайти на территорию парка, прикупили пластиковые плащи-дождевики — по $3 за штуку. С ними получилась прямо комедия — при возвращении к машине, поджидавший нас Гаврила-продавец нагло потребовал их обратно — дескать, мы дали вам их напрокат! Хе-хе! Не на тех нарвался — они нам будут нужны еще три дня…

Перед входом парк был большой сувенирный рынок и группа парней развлекала всех за пару долларов своими танцами и песнями.

Три водопада Виктория

Затем мы проходим через входной гейт, где проверяют билеты и, минуя небольшой ресторанный комплекс, идем на шум водопада.

Экскурсию лучше начать от памятника первооткрывателю водопада Дэвиду Ливингстону — неутомимому шотландскому миссионеру и исследователю Африки, открывшему водопад в 1855 году. Увидев его, он очень расстроился, потому что это чудо Природы разрушило все его мечты и планы по поиску удобного водного пути из центра Африки к Индийскому океану…

Памятник Дэвиду Ливингстону на стороне Зимбабве

Чтобы утешить себя, Дэвид назвал его в честь правившей тогда королевы Виктории — авось что-то откликнется и ему…

На стороне Замбии Ливингстону поставлен другой памятник, про который я, увидев его впервые в январе 2007 года, писал — «Вот он стоит, немного уставший и прижав к телу истерзанную львом левую руку, в простой одежде первопроходца на невысоком гранитном постаменте и смотрит на водопад, которому дал имя правившей в то время Англией королевы Виктории».

Памятник Дэвиду Ливингстону на стороне Замбии

В то же время зимбабвийский памятник, похоже, свидетельствует о том, что повреждена у него правая, висящая плетью рука, а не левая, которой он гордо подбоченился. Кто из скульпторов прав, а кто — нет?

Всезнающий интернет выдал подтверждение замбийской версии памятника: «Миссионерское упорство Ливингстона подверглось драматическому испытанию в 1844 году, когда во время путешествия в Мабоца с целью устройства там миссии, на него напал и серьёзно ранил лев. Повреждение левой руки затем усугубилось другим несчастным случаем, в результате чего она осталась искалеченной на всю жизнь."

От площадки с памятником мы выходим прямо к началу водопада — мощному потоку Devil’s Cataract (Водопад Дьявола). Здесь вода правого берега Замбези заканчивает свое быстрое, но еще ровное течение и срывается в пропасть. Завораживающее место! Так и тянуло попробовать испытать судьбу…

Вот здесь и происходит рождение водопада Виктория. Потом этот поток уходит по ущелью в сторону Замбии и, найдя через километр с небольшим выход, снова превращается в реку Замбези. Но — уже в ее нижнем течении.

Вниз срывается поток Devils' Cataract
Три водопада Виктория

Среди коренного населения этих мест водопад был давно известен как «Mosi-oa-Tunya» (Гремящий дым), так как падающая вода образует брызги и туман, которые поднимаются на высоту до 400 метров и выше. А создаваемый водопадом туман виден на расстоянии до 50 километров.

Спустившись от памятника по тропе, мы видим Devil’s Cataract во всей его мощи и красе. Ширина этого потока водопада всего 35 метров, но он очень впечатляет! Вот с него и берет свое начало водопад на стороне Зимбабве и потом уходит на почти двухкилометровую длину в сторону Замбии. Там — на другой стороне реки — уже Замбия.

К нижней части этого потока ведут каменные ступени и туда пытались спуститься самые отчаянные…

Devil's Cataract
Три водопада Виктория

Первое впечатление от водопада — очень много воды! Даже что-то между — очень и очень-очень! В воздухе — водяная пыль и при дуновении ветра — окатывает дождевыми брызгами. Порой даже сплошным потоком дождя. А уж стена воды его главной части Main Falls, низвергающейся в стометровую пропасть — вообще без комментариев…

Грохот стоял неимоверный — ведь вся эта громада воды была всего в каких-то 70–80 метрах от нас! Вечером вообще из-за брызг не было видно этой водяной стены, а вот утром повезло — она открылась нам во всей своей красе.

Главная стена водопада Main Fall, май 2017

В силу сложившихся обстоятельств, мне повезло увидеть этот водопад в третий раз и в разные времена года — в январе 2007, в августе 2012 и вот сейчас — в конце мая 2017. Так что можно попытаться сделать какие-то сравнения.

Таким же в этом месте, на котором мы сейчас стоим, Devil’s Cataracta был и в январе 2007 года — сильным и полноводным. Как видим, отличий для него почти не видно, так как вода в этом месте срывается в относительно узкий проем. Да и январь после ноябрьских дождей тоже считается хорошим месяцем для этого водопада и мы, глядя на него тогда, думали — куда уж еще больше воды?! Но то, что видим сейчас — в мае — превзошло все наши смелые мысли. Май — это потолок!

Вот таким был водопад в январе 2007 года во время полета над ним на вертолете. Было достаточно много воды по всей его длине. А вон там в самом его левом углу — маленькое белое пятнышко. Это поток Devil’s Cataract.

Водопад Виктория Фоллс. Январь 2007

Затем, слева направо можно различить различные зоны водопада, каждая из которых имеет свое название.

Блок-схема водопада Виктория

Самой большой и презентабельной считается зона Main Falls длиной около 460 метров. Сплошная стена воды.

Главная стена водопада Main Fall

Между первым потоком Devil’s Cataract и главным водопадом Main Falls находится остров Боарука шириной 300 метров. Вот он справа на этом снимке.

Три водопада Виктория

Вдоль зимбабвийской стороны водопада проложены дорожки, которые то подходят к краю водопада, то уводят от него. Но перила есть не по всей их длине, а только в определенных местах с хорошими точками обзора. И там обычно скапливаются туристы, среди которых почти каждый второй страдает манечкой селфи.

Стена водопада Main Fall, май 2017

Во время нашего первого посещения водопада в январе 2007 г. мы спокойно совершали прогулки до конца его зимбабвийской территории, занимающей 2/3 длины водопада и заканчивающейся пропастью, по которой вытекает поток. Над ним на стороне Замбии находится площадка Danger Point, с которой удобно наблюдать и часть зимбабвийской стороны водопада.

Однако в этот раз из-за сильного водяного тумана и налетавших порывами дождевых осадков, мы не смогли пройти до конца зимбабвийской тропы вдоль водопада. Да и аппаратуру было жалко. А что снимать в сплошных водяных облаках, которые окутывали все дорожки? Разве что сделать селфи типа «Я и туман с дождем» с GoPro…

Ни в первую экскурсию вечером, ни на следующий день утром, нам такая прогулка так не удалась. А в январе 2007 года мы гуляли по этой территории свободно.

Водопад Виктория. Вид со стороны Зимбабве на часть водопада Rainbow Falls на стороне Замбии. 2007 г.

В августе же 2012 года из-за проблем с визой для моих друзей из Армении, мы на территорию Зимбабве из Замбии, куда прилетели на три дня, не попали. Kaza-Visa еще не было. Поэтому фотографий этой части водопада, сделанных в «сухой сезон», у меня нет.

Зато в тот раз нам удалось другое! Можно было совершенно спокойно переправиться из зимбабвийского отеля Royal Livingston, в котором мы тогда жили, на остров Ливингстон и там искупаться в нависающей над пропастью «Купели Дьявола (Davil’s Pools)!

Ой! А если перекинет через стенку?

Вот это был хороший экстрим! Во время «большой воды» в январе и мае об этом даже нельзя и мечтать — половина острова Ливингстона, откуда осуществляется финальная переправа в эту ванну, затоплено. Это возможно с августа по ноябрь, когда уровень воды низок и течение в Купели Дьявола относительно слабое. И поэтому в ней вполне безопасно плавать всего в полуметре от обрыва. Правда, бывали и несчастные случаи гибели неосторожных пловцов, когда их переносило через край «Купели» …

В Devil's Pool радости нет конца!

Вот на этом снимке, сделанном с вертолета, хорошо видна эта купель и маленькие фигурки жаждущих в нее нырнуть.

Часть водопада, на которой расположена Купель дьявола. Август 2012

Моста между странами вдоль водопада нет. Зато такой мост в форме арки длиной 250 м и высотой в 125 м есть примерно в полукилометре ниже водопада над рекой Замбези. Именно с его нейтральной территории и осуществляется любителями экстрима джампинг.

Вид с моста на ущелье Замбези - вот туда и надо прыгать

Судя по эмоциям вернувшихся, все было на высоте. Но как такая встряска организма потом скажется на здоровье, об этом позже может быть при встрече им расскажут доктора Альцгеймер или Паркинсон.

Итак, проведя две экскурсии по зимбабвийской стороне водопада, мы, прикупив в качестве сувениров зимбабвийскую валюту, которая исчисляется биллионами и триллионами, переезжаем на оставшиеся три дня в Замбию и поселяемся в отеле Richland Lodge в центре города Ливингстон. Там мы тепло простились с нашим экипажем — гидом Руаном и водителем Трастом, осуществившими такое незабываемое двухнедельное путешествие от Виндхука до Виктории.

Водопад Виктория на стороне Замбии

Расселилившись, взяли два такси ($10/car) и поехали к водопаду. Учитывая мое прошлое пребывание на водопаде в 2012 году и наше тогда проживание четыре дня в шикарном отеле Royal Livingstone, стоящем на левом берегу чуть выше водопада, я посетовал принять там легкий ланч, а потом пройти на водопад известной мне бесплатой тропой для постояльцев отеля. Все согласились.

Ланч был очень медленным, дорогим и обошелся каждому почти в стоимость входного билета на водопад ($30). Но обстановка отеля того стоила. Здесь все было по типу Luxury — чернокожие сотрудники расхаживали в белых, военного покроя моды 19 века, смокингах и белых перчатках. Блюда подавались на изысканной серебряной посуде, а стоимость номеров в отеле в сутки была $650–750 за комнату. Такая же цена была там и когда мы жили в нем в 2012 году.

По дорожкам между деревьями и коттеджами разгуливали дикие жирафы, зебры и газели. И, сидя за столиками в ресторане, можно было любоваться дымящейся впереди линией водопада Виктория…

Стоит такой отель этих денег?

Вид на водопад со стороны отеля Royal Livingstone, август 2012

От отеля Royal Livingstone до входного гейта на водопад ведет хорошая дорожка, проходящая вдоль реки. К самой реке подход ограничен выложенными острыми камнями (от крокодилов и гиппопотамов) и иногда небольшими металлическими заборчикми. Подойдя к посту, нас всех переписали и пропустили на территорию парка. На выходе тоже следует отмечаться, чтобы вычеркнули из списка. У входа/выхода раскинулся большой рынок африканских сувениров и здесь всегда много такси.

Пройдя памятник Ливингстону, который я описывал выше, вышли на край водопада. Фантастическая картина — море воды!

Стена водопада Rainbow Falls. Замбия, май 2017

На пешеходный мостик, чтобы пройти дальше к границе водопада с зимбабвийской территорией, ступить невозможно! Разве что только вымокнув до нитки даже в плаще. Да и зачем туда под такой дождь? И что там увидишь?

Три водопада Виктория

Вот так выглядит самая правая часть водопада в пик своего полноводья. В сухой сезон можно по тропе спуститься вниз и побродить по ущелью, которое вымыла река. Сейчас об этом даже думать страшно.

Три водопада Виктория

Затем вымощенной тропе вдоль левого берега Замбези прошли в верховья водопада и там встретили закат. Сначала мы были совсем одни, а затем сюда слетелась стайка местных девушек, которые забавлялись как только могли…

Верхняя часть слива Eastern Cataract на закате. Замбия, Май 2017
Три водопада Виктория

В январе 2007 года было примерно столько же воды как и в мае 2017. Но тогда не было ветра и вдоль всей длины замбийской части водопада можно было спокойно гулять и наслаждаться его видами.

Январь 2007 г.

А такая картина водопада была в августе 2012 года. Так что на стороне Замбии вообще тоска.

Стена водопада Rainbow Falls на стороне Замбии.Август 2012 г.

Сухопутная прогулка по верхней части водопада на стороне Замбии. Август 2012

Отсутствие воды в этой части водопада в августе 2012 года, вызвало желание прогуляться по этой его верхней части и посмотреть — а где, собственно, течет река перед падением вниз.

От торца водопада, по которому идет тропа и вниз в ущелье, мы вышли на левый берег реки и спокойно пошли поперек ее русла, перепрыгивая через узкие ручейки воды.

Три водопада Виктория

Нашим намерением было дойти до острова Ливингстона, с другой стороны которого находится Купель дьявола. Встретив первого бабуина, немного призадумались — а кто же еще из диких животных может встретиться на нашем пути?

Три водопада Виктория

Мы шли, выбирая наиболее удобные пути, примерно метрах в 50 от кромки водопада. Иногда приходилось перепрыгивать через ручьи, иногда и переходить их вброд. Кругом была безжизненная каменная равнина.

Три водопада Виктория

Правда, она была неровной и, порой, с большими озерами разной глубины. Некоторые даже напоминали бассейны, в которые так и тянуло искупаться.

Три водопада Виктория

Было интересно постоять на сухом конце края водопада и представлять себе — как отсюда вода низвергалась вниз…

Три водопада Виктория

Пройдя в общей сложности метров четыреста поперек русла, увидели впереди глубокую протоку и бредущих по ней слонов. Эге! Туда мы не пойдем! Кто знает, кто там может нас еще поджидать…

И вот так водопад в августе 2012 г. выглядел при полете на вертолете. Правая часть совсем почти сухая - в чем мы и убедились, совершая по ней прогулка пешком.

Активные мероприятия на водопаде

Активити на водопаде Виктория обеспечивают заработок многих жителей этих двух городов. Каждый второй житель этих мест, стоим вам только остановить на нем взгляд, будет вам впаривать какую-нибудь услугу — сувенир или активити. Они прекрасно знают, что вы хотите еще чем-то заняться здесь после того как осмотрели водопад.

Начинается это всегда с приветствия и бросания чуть ли не в объятия: Hello my friend!!! Welcome to the Falls!!! What do you need? Hotel? Activities? Rafting? May be Safari? I give you a good price! Здесь важно проявить упорство и не отвечая на вопросы, проходить мимо. Но, если вы думаете, что они не поймут «Моя твоя не понимай» — вы ошибаетесь! Многие из них уже успели выучить и азы русского языка! С Активити можно решить лучше всего заранее, прошерстив интернет. А если не было на это времени, то у себя в отеле. Там уж точно никто не обманет. Но и цены, в зависимости от уровня отеля, могут быть немного разными. Кстати, в зависимости от количества членов группы можно и торговаться. И, ингода существенно ..

Весной 2017 года предлагались такие активные мероприятия:

1. Тур по водопаду с местным гидом ($45 на стороне Замбии, $70 на стороне Зимбабве. Билет включен). Надо ли это? Думаю — можно справиться с этим и самостоятельно. Мы же справились.

2. Круиз по реке (Makumbi Breakfast Cruise — $60), Sunset Cruise ($65). На любителя… Мы в 2007 брали — был с выступлением барабанщиков на берегу — понравилось.

Три водопада Виктория

3. The Elеfant Cafe ($200) — на кораблике по реке понаблюдать за слонами, пасущимися на берегу. Мы такое видели в Чобе. Будет ли здесь такая же удача?

4. Каное-сафари (полдня $110, целый день — $145). В 2007 г. плавали, плавали — наткнулись на стадо бегемотов. Еле ноги от них унесли…

5. Целый день рафтинг — $200. Вот это супер-мероприятие! Стоит потраченных денег. Только нади брать с подъемом наверх горы лифтом в конце рафтинга.

Три водопада Виктория

6. Рыбная ловля (полдня $145) — вообще развод какой-то…

7. Jet Boating — $120 — Ну, это для детей — покружиться на лодке на воде…

8. Сафари в НП Чобе — $180. На это стоит потратить день, если там не были.

9. Полет на вертолете — $195/15 min — Очень впечатляющий полет.

10. Полет на дельтаплане — $180. Настоящий развод! Брать свой фотоаппарат, в отличие от полета на вертолете — нельзя! На вертолете, однозначно, лучше!

Три водопада Виктория

11. Экскурсия в Купель Дьявола с ланчем $165 — стоит потраченных средств. Положительные эмоции останутся надолго!

12. Прыжки с моста высотой 125 метров ($160) — на любителя…

Три водопада Виктория

Есть еще прогулки со львятами, к носорогам, львам и леопардам в небольших резервациях — почти ручным зверям. Стоимость от 140 до 200 долларов с носа. На лошадях чуть дешевле — 120. Есть еще тур по городу (совершенно ненужная вещь — можно самим прогуляться. Но смотреть особо нечего).

Ну, вот и все! Прощаемся с водопадом, на котором мы провели почти четыре дня и вылетаем домой. Взлетев, самолет прошелся над Викторией и вот таким это чудо Природы осталось в нашей памяти ...

Заключение

На этом наша совместная с африканской командой программа путешествия «От пустынь Намибии до водопада Виктория» была закончена. Почти три тысячи километров африканских дорог позади. И, надо сказать, довольно комфортных…

Ну, а что касается Африки, то она неизлечимо заразила нас тяжелым заболеванием — Ностальгией. Ностальгией по Зеленым Холмам Африки. Хочется туда снова и снова. И мы планируем на январь 2018 года новое путешествие по лучшим Национальным паркам ЮАР, Лесото и Свазиленд.

Небольшие видеоклипы:

— О путешествии: 7′16″https://www.youtube.com/watch?v=tCQsoA8LvaU&feature=youtu.be

- Прыжок со 120 метрового моста над рекой Замбези на границе Замбии и Зимбабве: 1′37″

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия