Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 12:45

Рисан, Котор, Будва, Петровац — Черногория Сентябрь 2017

Разберемся с названием отзыва: как же красиво, мелодично и напевно звучит М-О-Н-Т-Е-Н-Е-Г-Р-О, и что особо важно- мне такое звучание нравится больше, просто песня и произносится гораздо симпатичнее, чем Черногория! Хотя переводится с венетского (одного из диалектов романского языка, распространенного в области Венеция) аналогично-«черная гора», «страна черных гор».

Говорят, что название появилось потому, что в средние века горный массив Ловчен и его предгорья были покрыты густым тёмным хвойным лесом. Этому же есть подтверждение и в виде легенды: в давние времена мимо черногорского побережья проплывали венецианские купцы и увидели высокую гору Ловчен, которая показалась им абсолютно черной из-за сосновых лесов, покрывающих ее склоны.

Встреча в Монтенегро!

Как видите, и предположение, и легенда совпадают, да и фактически вся территория чудесной страны покрыта горами, они здесь разнообразные и очень живописные!

Угольно-черные хвойные чащи сохранились и сейчас: они находятся на въезде в каньон реки Тара

Встреча в Монтенегро!

на территории национального парка Дурмидор.

Далее спросите: «А почему встреча?» Да все очень просто: в чудесной стране Монтенегро произошла встреча трех поколений- бабули, дочурочки и внученьки!

Встреча в Монтенегро!

Опыт аналогичной встречи у меня уже был- Чехия, встреча на Эльбе! Тогда я, предвкушая свидание, веселилась, повторяя: «У нас встреча на Эльбе!», думая, что это шутка, но как оказалось, в Чехии и правда есть река с таким названием.

Как я ранее уже говорила, этот, 2017-й год решено было ознаменовать поездками в безвизовые страны и регионы и пока все поездки таковыми и были, но где провести последние 2 недели отпуска, в непосильной борьбе отвоеванные у сотрудников именно на вторую половину сентября? Вариантов масса, список желаний огромен, но в этот раз мне захотелось совместить в одном флаконе разнообразие желаний, а именно: пообщаться со своими любимыми девчонками, живущими в далеком Петербурге и немножечко продлить им чудесную пору-лето. Последний раз мы с ними виделись лишь на Новый 2017 -й год и потому с весны я начала терзать мозг: ведь хотелось соблюсти интересы всех и свои, прежде всего. Так мой выбор пал именно на Монтенегро:

сентябрь -бархатный сезон на Адриатическом море,

Встреча в Монтенегро!

а моим принцесскам, живущим в недостатке солнечных дней и ласковых лучиков теплое море ох как необходимо! Для меня- хорошая погода и любимые рядом, а остальные желания можно выполнить по возможности, которые я естественно подготовила заранее! Следующим пунктом мероприятия предстояло как-то подготовить дочь, сообщить ей преприятнейшее известие- в сентябре мы едем на морЯ, и для начала я забросала ее почту ссылками красивых мест Черногории.

Выбранная тактика была верной, наживка вкусной и дочь дала согласие, предупредив, что доверяет мне все детали организации! На том и порешили. Радостная я, особо не мудрствуя, быстренько слепила маршрут: Петровац (4 дня) Гостевой дом Drašković

Будва (3 дня) современные Apartments A&S Montenegro

Котор (3 дня) квартира-студия в Apartment Filip

Рисан (3 дня),частный дом с садом Апартаменты Ognjenović

сразу же заказала везде исключительно апартаменты, такой вид проживания был впервые в моей туристической практике. И если Будва и Котор у всех туристов на слуху, то Петровац был выбран исключительно для баклажанье-тюленьего отдыха, а Рисану вообще повезло принимать у себя таких высокопоставленных лиц — для выбора последнего места нашей дислокации я практически наугад ткнула пальцем в карту, впоследствии о выбранном месте мы ни разу не пожалели.

Были куплены билеты Москва-Тиват и Санкт-Петербург-Тиват и назад. Покупку билета Краснодар-Москва-Краснодар я оттягивала до последнего момента, надеясь, что Аэрофлот сжалится и дорогущий перелет хоть немного подешевеет. В итоге примерно за месяц до отлета я все же купила билет по жуткой, грабительской стоимости, всего лишь на три тысячи дешевле билета до Тивата! Так дорого билеты до Москвы от нас еще не стоили и этот грабеж совершенно не радует, а скорее наоборот!

Затем я немного все же подготовилась к отпуску, преследуя свои интересы и купив по интернету две экскурсии в горы

Встреча в Монтенегро!

и заказав на один день авто, придумав шикарный маршрут к Скадарскому озеру и окрестностям: дочь обещала порулить.

А затем началось тягучее, слишком медленно движущееся время. В глобальном масштабе моих возрастных показателей его уже давненько хотелось бы вообще тормознуть, возможно даже законсервировать, остановить, но это к величайшему сожалению не в моей власти!)) А по сему время это по улиточному и черепашьи ползло-ползло и не успела я оглянуться и насладиться слишком странным нынешним летом, как зима катит в глаза наступила календарная осень, чемодан собран и ночным рейсом я оправилась к Адриатическому морю! Непродолжительная пересадка в Москве и вот уже, прилепившись к иллюминатору, я любуюсь шикарными видами распростертой далеко внизу и неизвестной пока еще мне страны, где поля, изрезанные на квадратики-кубики,

Встреча в Монтенегро!

сменялись холмами, переходящими в горы! Среди гор мелькали крошечные блюдца озер, тонкой змейкой извивались дороги, ведущие в горные поселки, выделяющиеся на зеленом фоне яркими терракотовыми черепичными крышами.

А еще я впервые увидела, как в солнечный день лохматые белоснежные облачные покрывала застревали в расщелинах гор, оставляя открытыми вершины — удивительное зрелище!

Встреча в Монтенегро!

Пилот рад стараться, он на виражах очень красиво выруливал самолет на единственную небольшую взлетную полосу Тивата,

делая шикарный круг почета над побережьем Монтенегро, на котором словно веером рассыпались курортные городки, нехотя сползая с прибрежных гор к самому морю. Острова, Которский залив, знакомые и угадываемые по фотографиям виды все мелькали и мелькали,

Встреча в Монтенегро!

пока колеса не столкнулись с землей — уф, прибыли и с 9 утра 14 сентября 2017 года по местному времени начался двухнедельный отсчет замечательного отпуска, практически эксклюзива в моей туристической эпопее.

Была послана к чертям вся моя прошлая беготня и погоня увидеть как можно больше и запихать все это в определенные рамки и вы знаете, а мне понравилось валяться на пляжах, загорать, бултыхаться с Кирюсей в волнах Адриатики и Которского залива,

Встреча в Монтенегро!

не спеша прогуливаться по улочкам старых городов, совершать променад по набережным, фотографироваться до умопомрачения и даже дурачиться, но все размеренно и без фанатизьму!

Встреча в Монтенегро!

Конечно наша Кируш была «гвоздем программы»!

Встреча в Монтенегро!

В Петроваце нам очень понравилось провожать солнышко на отдых и встречать закат.

Встреча в Монтенегро!

Конечно, меня иногда все же тянуло на прежнюю стезю, манило куда-нибудь залезть, что-то этакое преодолеть и я позволяла себе эту малость, чтобы потом опять, почувствовав разницу, развалиться на пляже, подставив свои плечи и не только, теплому и ласковому солнышку! Но все это будет потом и в избытке, а пока я, в течении получаса пройдя таможню и получив багаж сквозь ряды таксистов, тащила свой хромоногий чемоданчик (еще в Москве обнаружила пропажу одной ножки-спасибо грузчикам!) к дороге, полагая, что «рукав» для остановки автобуса в сторону Будвы-Петроваца где-то рядом. Двухполосная трасса делала плавный поворот и исчезала за высоким кустарником, четко как страж, ограничивающим асфальт — приткнуться сбоку и тащить калеку в поисках чего-то напоминающего остановку, не было шансов. Я резко остановилась, повернувшись уперлась в чью-то фигуру, шедшую за мной по пятам: таксист, но симпатичный и я сразу же позабыла все свои домашние уроки-такси только в крайнем случае! Схватив поклажу, он начал разводить меня на поездку прямо до Петроваца, но лишиться 20 Евро в первые же минуты, это моветон! Я была как кремень, тогда теряя надежду, он предложил довести меня до автовокзала (Autobusko stajalište) Тивата всего за какие-то 5 евро, а это всего лишь 2 км от аэропорта в противоположную сторону. Соглашаясь, я даже не вспомнила, что путь этот стоит 2 Евро, но не будем мелочиться, надо быстрее оказаться в нужном месте и до прилета моих девочек успеть порысачить по окрестностям! Соскучилась! Пока ехали, водитель на плохом, но все же русском, пояснил, что автобусам на обочине останавливаться нельзя, на вокзале занес мой чемодан в зал ожидания, спросил у кассира про автобус и ретировался. Купив билет за 5 евро до самого Петроваца, я расслабилась- уф, все хорошо! Ровно в 10 часов погрузилась в автобус и путешествие началось! Как только мы выехали за пределы Тивата, эйфория от увиденного с воздуха быстренько испарилась: по обе стороны дороги, как навязчивое сопровождение, стояли рекламные щиты, практически везде велось строительство- рыли, копали, машины что-то возили, кучи мусора, недостроенные здания, какие-то склады и прочее! Я была в шоке — это что? Это я где? Ведь, как известно, общее восприятие страны складывается по любым мелочам и деталям, особенно это ценно в первые минуты. Вскоре автобус, натужно ревя, начал взбираться по серпантину вверх и как только справа по ходу показалась бирюзовая гладь моря, я вычеркнула из памяти прошлые картинки и облегченно вздохнула- Адриатическое не разочаровало, сверкая и серебрясь под лучами яркого и жаркого солнца бесконечная водная гладь дразнила и манила.

Через час автобус зарулил на автобусную станцию Петроваца, а еще минут через 10 по ступенькам я поднималась во двор апартаментов Guesthouse Drašković, где вместо виноградных гроздьев гирляндами висели киви

Встреча в Монтенегро!

и где меня уже ждали. Время заселения еще не подошло, но мне показали номер с террасой на втором этаже, крошечной кухонькой и всем тем, что необходимо для кратковременного пребывания.

Я заранее предупреждала всех хозяев забронированных аппартаментов о желании заселяться ранее указанного времени и везде нам шли навстречу. Гостевой дом находится в удачном месте, рядом супермаркет Voli — известная сеть магазинов, услугами коих мы все время пользовались. Минутах в 10 ходьбы — рынок, куда мы тоже наведывались и где можно купить фрукты, овощи, домашние продукты (копченую свинину, сыры), где продают местное вино, виноградную водку-ракию.

Городок небольшой, конечно же, курортный, расположен на склоне горы, поэтому ступеньки, горки, спуски-подъемы — это неотъемлемая деталь.

Готовясь к поездке, я изучала пляжи Будванской Ривьеры, где будет комфортно отдыхать именно с ребенком и Петровац заочно понравился,

Встреча в Монтенегро!

что оказалось и в действительности — спокойный городок и даже можно сказать — русский городок, будто мы попали на отдых где-нибудь на Черном море, в Адлере или Сочи.

Освоившись в номере, позавтракав и переодевшись, я отправилась в свой первый ознакомительный поход по близлежащим окрестностям. А путь мой лежал в сторону города Бар в соседнюю деревушку Булярице, где на горе расположен уединенный монастырский комплекс Градиште (Manastir Gradište)

и выйдя на трассу, сразу же испытала на себе прелести автомобильных дорог страны, совершенно не обустроенных для пешеходов. Сопровождаемая машинами, я шла по желобу, приспособленному для стока воды во время дождя, поднимаясь все выше, солнце припекало, желая укоротить путь — свернула не на ту тропу, поняв это — пришлось вернуться, совсем недалеко увидела среди деревьев полыхающее пламя — хорошее начало, да?

Вернулась к дороге и опять по обочине, через тонель пошла далее.

Встреча в Монтенегро!

Через 2,5 км увидев указатель к монастырю, по серпантину дороги из булыжника опять стала подниматься вверх. Деревенские домики, вросшие в гору, сады, с старыми, искореженными временем и сплошь в дырках оливами, скрашивали путь.

Согласно преданию, монастырь Градиште стоит на месте древних построек («граджевине») и кладбища, отсюда он и получил свое название.

Встреча в Монтенегро!

Монастырь был основан еще в 11 веке, но первые упоминания в письменных источниках датируются началом 14 века. В 18 веке монастырь был разграблен войсками турецкого паши Махмуд Бушатли, а многие монахи были убиты.

Во время Первой мировой войны австрийские войска использовали все монастырские колокола ради металла, а во время Второй Мировой итальянские фашисты полностью сожгли все постройки.

В 1972 году здания монастырских церквей были частично восстановлены, но снова сильно пострадали во время землетрясения 1979 года. С 1980 по 1993 годы здесь проводились активные реставрационные работы и в апреле 1993 года монастырь был снова освящен.

Монастырский комплекс состоит из трех церквей, келий

Встреча в Монтенегро!

и кладбища. Церковь Святого Саввы расположена сразу у входа в монастырь, она построена на месте более ранней церкви.

В центре монастыря расположена церковь Святого Николая,

Встреча в Монтенегро!

более всего меня заинтересовавшая, она будто выточена из скалы, один фасад вплотную подступает к камням

Встреча в Монтенегро!

и выше, на кладбище и к третьей, самой маленькой церкви Успения Пресвятой Богородицы, ведут ступени.

Встреча в Монтенегро!

На двух ярусах монастыря есть смотровые площадки и виды оттуда на окрестности,

на море и горы были чудесны, вдыхая полной грудью воздух я радовалась наконец-то случившемуся отпуску, полной свободе действий и конечно же, решила возвращаться в Петровац другим путем, высмотренным мною с высоты и детально проработанным на map. me. Погуляв с полчаса в полном одиночестве и почувствовав себя не уютно, будто я подглядываю за чьей-то тайной жизнью, отправилась на длиннючий пляж Будванской Ривьеры — пляж Булярице (Buljarice),

Встреча в Монтенегро!

ведь до прилета девочек я должна прояснить ситуацию, сориентироваться на местности. Тропинка от трассы до пляжа вела мимо оливкового сада,

мимо кустов декоративных гранат с крошечными плодами

Встреча в Монтенегро!

но по каким-то не особо ухоженным местам, нормальные дома отдыха и отели чередовались с заброшенными. Пляжная полоса Булярицы протяженная, около 2 км,

зажатая между гор, оказалась пустынной, а почти весь берег из мелкой разноцветной гальки, похожей на леденцы, был покрыт засушенными водорослями.

Инфраструктура пляжа Булярица развита не очень хорошо, есть пара-тройка кафешек, но думаю, что это изумительное место прекрасно подойдет для уединенного тихого отдыха.

Первая моя встреча с морем, нежный шелест прозрачной воды, легкое дуновение ветерка, острова вдали, как торчащие плавники огромного морского чудища — все это расслабляло. но я сразу поняла, что этот пляж-не наш вариант и надо идти ближе к жилью и по асфальтированной пешеходной дорожке, длинною в 1 км,

Встреча в Монтенегро!

через лес я отправилась к следующей бухте, на пляж — Лучице (Lučice). Прежде чем скрыться среди деревьев, я еще раз сверху полюбовалась красивой бухтой

и неожиданно услышала голос, обратившийся ко мне с просьбой сделать фото, повернулась и увидела элегантную пожилую женщину в темных очках и под зонтом. Кто бы мог подумать, что мы с нею встретимся еще пару раз, но об этом потом.

Навстречу очень часто встречались отдыхающие, чем вызывали удивление: во-первых, все разговаривали на русском языке, во вторых- было видно, что шли с другого пляжа! Но увидев небольшой пляж Лучице,

Встреча в Монтенегро!

я поняла, почему- это был настоящий оживленный пляж в разгар сезона, шумный, с многочисленными кафешками и ресторанчиками, киосками с сопутствующими товарами, лодками, плавно раскачивающимися на волнах

в ожидании желающих покататься к находящимся напротив пляжа в 1 км от берега островкам Катич и Светой Недели.

Встреча в Монтенегро!

Как гласит легенда давным-давно на море произошел сильный шторм, из-за которого произошло ужасное кораблекрушение. Несколько моряков спаслись и смогли найти убежище на небольшом каменном острове, впоследствии в благодарность они отстроили на нем небольшую церковь, в которой и сейчас звонят колокола и мы не раз их слышали.

Удовлетворенная увиденным, преодолев расстояние в 1 км от пляжа до апартаментов, уже порядочно уставшая, я еще нашла в себе силы и сходила на рынок, потом зашла в магазин, где перед входом стояла вешалка для пакетов с продуктами, купленными не в данном магазине — их можно просто повесить и идти затариваться дальше.

Еле дотащившись домой, расставила на столе веранды все вкусняшки и прилегла в ожидании девочек, пытаясь уснуть. За ними в аэропорт я заранее заказала платный трансфер от отеля. Мгновение и уже слышу стук в дверь, радостная открываю, а там стоит незнакомый мужчина с чемоданом — таксист, а за его спиной спрятались мои девчушки!

Потом были радостные обнимашки, суета, застолье и сон на новом месте!

Следующий день прошел на пляже Лучице, мы бездельничали, загорали, плавали, строили с Кирюсей замки из песка и камешков