Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был вчера 19:42

Намибия Май 2017

Восьмой день нашего путешествия «От пустынь Намибии до водопада Виктория» начался с утреннего сафари по национальному парку Этоша. Затем, вернувшись в отель Halali, в котором мы провели ночь, пообедали и, собрав все свои вещи и выехали снова на «охоту», постепенно продвигаясь на восток вдоль кромки высохшего озера по дороге № 38 к следующему отелю Намутони (Namutoni), который расположился на территории, прилегающей к старому немецкому форту.

Маршрут от отеля Halali к отелю Namutoni

Дорога к Намутони

Ничего выдающегося и нового из животного мира за эти 70 километров полупустынной саванной дороги мы не встретили — по пути попадались те же копытные — зебры, антилопы гну и редкие одиночные жирафы.

Намибия. Исторический форт Намутони
Кто ж из молодых не любит подраться за самочку?

Особыми красотами дорога тоже не изобиловала — ровная как стол, местность и песчаная грунтовка, уходившая в голубую даль…

Эту равнину изредка нарушали высокие песчаные холмы термитников, возведенные трудягами муравьями. При всей своей кажущейся простоте, это довольно сложное и постоянно растущее инженерное сооружение, в котором есть и вентиляция, и водопровод, и канализация, и подземные кладовые для продуктов. И, конечно, есть отдельная комната, в которой живет «царица» — самая главная самка. У нее только одна функция — откладывать без конца яйца. А все остальные работяги-муравьи — ее рабы — воспитатели, строители, солдаты…

Африканский термитник

И пока жива колония муравьев, он постоянно надстраивается и за несколько сотен лет может вырасти до 5 метров в высоту. Крупнейший известный термитник достигает высоты в 12,8 м. Считается, что термитник — одно из крупнейших сооружений, создаваемых наземными животными.

Водитель Траст ехал с небольшой скоростью, что позволило заметить и переходивших дорогу цесарок, и сидевшего на придорожных кустах красавца орла. Он сидел и с завистью поглядывал на шествовавших мимо него крупных цесарок, но напасть на них не решался. Может, опасался нас как свидетелей?

Намибия. Исторический форт Намутони

Не доехав несколько километров до отеля, Траст вдруг остановился и показал рукой влево. Метрах в ста от дороги стояла парочка импал, с тревогой посматривавших в сторону. Траст заглушил двигатель и, посмотрев в бинокль, обрадованно передал его нам — Там лев в засаде! Все засуетились и достав аппаратуру, давай выискивать льва среди сухой саванной заросли, с которой он практически сливался.

Намибия. Исторический форт Намутони

Я сменил объектив на самый мощный 600 мм и долго рыскал им в поисках царя зверей. Наконец это удалось! Была видна только его голова, направленная в сторону красавцев импал, которые были между нами. Он лежал, не двигаясь и не моргая глазами, и внимательно наблюдал за поведением импал. Те каким-то образом учуяли опасность и уже вели себя не так беззаботно. Так продолжалось минут десять. Никто не двигался с места — ни мы, ни импалы, ни лев. Все наблюдали друг за другом — лев за грациозными ланями, они за львом, а мы — за всеми…

Внезапно, повидимому почувствовав реальную опасность, импалы сорвались с места и перебежав дорогу, на которой стояла наша машина, со всей прыти рванули вглубь саванны. И что интересно — лев даже не моргнул и не сделал попытки их преследовать. Наверно думал, что сами придут к нему на ужин? А вообще — где были львицы? Ведь, как правило, охотятся на зверя только они. Они же и приносят льву самые лакомые куски добычи…

Наблюдая эту сценку, вспомнилась информация по истории обитания львов в Парке Этоша. И, если в 1907 году на этой территории не было встречено ни одного льва, то уже к 1950 году их насчитывалось около 200 особей. Тогда же был зафиксирован и первый случай нападения львов на людей — трое из четырех человек племени Овамбо, возвращавшихся по саванне домой, были загрызены львами. Второй трагический случай как-то произошел ночью в кемпинге Okaukuejo, где пара львов загрызла туриста, который спал на свежем воздухе возле палатки…

В связи с этими случаями вспомнилась и наша ночевка в палатках посреди саванны в Серенгети - мы все тогда проснулись от рева львов, бродивших неподалеку и дикого крика одного из нас, когда завалилась его палатка ...

Пик численности львов в парке Этоша пришелся на 1970 год, когда их количество достигло 500 особей. В настоящее время, по оценкам специалистов, их численность не превышает 200 …

Отель и форт Намутони

Проехав еще несколько километров, дорога свернула к видневшейся вдали длинной белой стене. Это был старинный форт Намутони, построенный немецкой военной колониальной администрацией в период 1889—1897 гг. Возле этого форта позже был возведен большой отельно-кемпинговый комплекс с одноименным названием - Namutoni Bush Chalets.

За входными воротами на территорию этого комплекса на небольшой площадке лежал выбеленный ветрами и временем череп слона. Наверно, именно он присутствовал при начале постройки этой крепости…

Намибия. Исторический форт Намутони

Итак, вот она крепость, которую построили немцы в конце 19 века, когда осваивали эти пустынные районы, продвигаясь территориально к реке Замбези, чтобы иметь выход на другую — восточную сторону африканского континента. Она представляет собой большой четырехугольник с площадью - плацем - внутри. Многочисленные двери, по-видимому, ведшие в комнаты казарм, были закрыты. Закрыт был и музей форта. Была открыта только дверь пустующего сувенирного магазина.

Первый камень в фундамент этого форта был заложен в 1889 году. За семь лет такие крепости для немецких военных отрядов (Schutztruppe) были построены в трех местах — в Namutoni, Okaukuejo и Zesfontein. Они стали форпостами германских колониальных войск, которые размещались в них, чтобы обеспечить имперское присутствие из-за постоянных конфликтов между белыми поселенцами и коренными жителями.

Термитник у входа в крепость

И все бы было хорошо, но в 1904 году — через год после сдачи форта в эксплуатацию, он был захвачен воинами короля Nehale Lya Mpingana из племени Owambo и был полностью ими разрушен …

Через год немцы восстановили крепость до сегодняшних размеров и в 1910 году передали ее на баланс германской гражданской полиции. Дальше ее ждали одни несчастья — в 1912 году форт закрыли из-за нехватки средств на его содержание, а с началом Первой Мировой, в 1915 году, хотя в его стенах было 190 немецких солдат и офицеров, крепость сдалась южно-африканским войскам без единого выстрела.

А за что было им умирать? Фатерлянд далеко, а здесь только пустыня и дикие звери с людьми, все еще ведущими первобытный образ жизни …

Намибия. Исторический форт Намутони

В пятидесятых годах прошлого века форт был объявлен национальным памятником Истории и восстановлен до состояния, в котором он находился в 1905–1910 годах.

В восьмидесятых годах Намутони подвергся полной реконструкции и рядом с ним был построен обширный отельный и кемпинговый комплекс для туристов с плавательным бассейном, рестораном и магазином. Вот в такой необычный отельно-развлекательный центр, соседствующий с историческим военным объектом и раскинувшийся посреди пустынной намибийской Африки, мы и приехали на одну ночь.

Метрах в пятистах от крепости виднелось какое-то сооружение в виде большой крыши. Подойдя ближе, я понял, что это всего-навсего большая площадка под тростниковой крышей, с которой удобно наблюдать за животными, приходящими на водопой. Сейчас было еще жарко, да и воды в водоеме на было видно — не сезон…

Намибия. Исторический форт Намутони

Обычно у водопоя можно встретить кого угодно из животных. При посещении таких мест у них наблюдается некая иерархия и обычно здесь царит хоть и хрупкий, но мир. Так, слонам и жирафам, как правило, другие травоядные уступают дорогу - большие! Хищники тоже ведут себя более воспитанно и на других животных на водопое практически не нападают. Такое мы наблюдали в парках Кении (на Накуру) и Танзании (в Нгоронгоро).

Зато полон воды был плавательный бассейн и вокруг него было практически пусто.

Намибия. Исторический форт Намутони

Тем временем наш гид объявил, что мы можем занять свои комнаты и подошедшая женщина по имени Нассира раздала нам ключи и проводила каждого до своих бунгало.

Комнаты поразили своей чистотой и убранностью. Все было на высоте! Это — Африка!

Неподалеку от наших бунгало находился ресторанный комплекс и большой магазин с основными продуктами и сувенирами. А у входных ворот была бензозаправка.

Ресторан African Fusion

Но нам ресторан был не нужен — наши гид и водитель приготовили замечательное барбекю из купленных в магазине мясопродуктов — благо, в кухонном комплекте машины, на которой мы передвигались по Африке, было все необходимое. А на стоянке был еще и полноценный стационарный комплекс для приготовления шашлыков. Никто из нас, несмотря на довольно большие посты в гражданской жизни, не брезговал помощью нашим гидам - резать овощи-фрукты, подносить и мыть свою посуду …

Ресторан походный

Темнеет в Африке быстро - шесть вечера и уже через полчаса ни зги не видно. Так что после барбекю со стаканчиком хорошего южноафриканского Pinot Noir оставалось только разойтись по своим бунгало и спать.

Завтра утром предстоит ранний подъем, быстрый завтрак и выезд на двухчасовое утреннее сафари. А потом мы продолжим путь на восток к городу Grootfontein и по плану у нас должна быть встреча еще с одним интересным африканским этносом — бушменами. Кочевниками, которые и в наши дни живут по законам первобытного времени — собирательством и примитивным скотоводством…