Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Москва, Тверь, Кострома, Мышкин, Ярославль + 3 города — Россия Август 2017

Мысли в круизное русло

Вот уж не помню, как у меня возникла идея о путешествии — речном круизе по Волге этим летом…

Может быть, к этой мысли подтолкнул наш визит на зимних каникулах в древние русские города Центральной России? Тогда мы были восхищены Вологдой и приятной встречей с Великим Устюгом. Захотелось наведаться и в другие города, а круиз, как известно, прекрасная возможность посетить множество интересных мест, перемещаясь с относительным комфортом.

Или заявление дочки о том, что она не прочь бы познакомиться с историей и архитектурой городов, о которых рассказывала учительница на уроке окружающего мира по теме «Золотое кольцо России»? Так и сказала, «историей» и «архитектурой»… Помню, я очень тогда удивилась, потому что раньше не замечала у неё таких интересов.

Наверное, подкупала и возможность расширить дочкину транспортную географию: зимой было первое путешествие на поезде, так что пора бы и по водным артериям куда-нибудь отправиться…

А может, во всем виновата песня Юрия Антонова «Ах, белый теплоход», которая прозвучала на одном из корпоративных мероприятий?

Точно могу сказать лишь одно, просматривая сейчас документы о поездке, что забронировала этот тур я еще в первой декаде марта. И неожиданно свалившееся нестерпимое желание отправиться летом еще и в путешествие по Грузии пришлось подстраивать под уже запланированный и оплаченный круиз. К слову, и для меня речной круиз был впервые, до этого был только опыт морского путешествия по четырем столицам Балтики.

Муки выбора. Видимые достоинства и не менее важные детали

Первый же запрос в Интернете привел на сайт крупной компании, организующей речные круизы по водным просторам России. Обнаружила, что из Москвы можно было отправиться в Санкт-Петербург, в Карелию или по городам Золотого кольца, а длительность путешествия варьировалась от 2 до 19 дней. И если с желаемым направлением мы определились достаточно быстро, то вот выбрать теплоход оказалось сложнее, так как компания предлагала флот из более 25 судов. Пришлось на скорую руку знакомиться с их типом, классом и «палубностью», пытаться найти какие-то отзывы. А имена у теплоходов все такие привлекательные, выбирай, какой захочешь, названный в честь писателя или государственного деятеля, музыканта или военного…

На «Александре Пушкине» и остановились.

Теплоход Александр Пушкин на причале в Твери
Теплоход "Александр Пушкин" на причале в Твери

Ранним утром уходящего июля, под звуки марша «Прощание Славянки», звон бокалов с шампанским и радостные крики «Ура!», с нимбом над палубой из выпущенных в небо разноцветных шариков, белый красавец отчалил от Северного речного вокзала и отправился в недельное путешествие по маршруту Москва — Плёс — Москва.

«Александр Пушкин» — четырехпалубный теплоход проекта Q-40, был построен на верфи города Корнойбург в Австрии в 1974 году. Есть у «Александра Пушкина» брат-близнец «Максимом Горьким» зовут. Появившиеся давным-давно в Советском Союзе братья-близнецы характеризовались тогда, не иначе как невиданные по размеру (длина — 110,1 м, ширина — 14,5 м, количество посадочных мест — 186), своей архитектуре и самое главное — комфорту речные круизные суда.

Теплоход Александр Пушкин во время зелёной стоянки в Коприно
Теплоход "Александр Пушкин" во время "зелёной" стоянки в Коприно

Теплоход «Александр Пушкин» относится к премиум классу, называют его и теплоходом-пансионатом. На борту предлагается трехразовое питание (завтрак и обед — шведский стол, ужин — ресторанное меню), кофе-стейшн между приемами пищи, разнообразные алкогольные и безалкогольные напитки, включая фиточаи и кислородные коктейли (работает сразу несколько баров), многочисленные культурные и развлекательные программы для взрослых и детей. Все каюты оборудованы холодильниками, телевизорами, фенами, сейфами, имеется душ и туалет. Всюду царит безупречная чистота. В общем, такой плавучий отель, где созданы хорошие условия для максимально приятного путешествия.

Мягкий уголок в главном холле

Возглавляет этот чудо-корабль капитан Сорочкин Александр Михайлович.

Я перечислила видимые достоинства, а на самом деле больше всего понравились и запомнились некоторые детали круиза. Понятно, что путешествие на теплоходе — это одна большая экскурсия, когда на протяжении всего пути приятный голос по радио выдает массу интересной информации о достопримечательностях, истории, выдающихся людях. Но меня покорил тщательно подобранный музыкальный ряд, вкраплённый в эти повествования. Например, рассказ о высотах на подступах к Москве, где каждый сантиметр земли пропитан кровью защитников столицы, завершался песней «На безымянной высоте»; а информация о монументе «Волга-мать», который находится на дамбе шлюзов Рыбинской ГЭС, дополнилась серией песен о Волге. Каждое прибытие и отправление из очередного порта, сопровождалось песней-гимном того или иного города: «Город Мышкин, город Мышкин, среднерусский городок…», «Ах ты русская земля, шум дубрав… Мудрым был великий князь Ярослав», «Москва. Звонят колокола. Москва. Златые купола…» и так далее. Все это очень трогательно…

Еще неожиданно понравилась сказка на ночь для детей по-корабельному радио. Конечно, дочка сразу заявила, что в свои взрослые одиннадцать лет никакие сказки по радио слушать не собирается, вот мультик перед сном — это самое то, но решили попробовать, и уже не могли оторваться от завораживающих голосов актёров советской школы, дослушали до конца и «Василису Прекрасную», и «Снежную Королеву», и «Морозко».

Каждый вечер в каюте появлялась подробная программа экскурсий и мероприятий на следующий день. Помимо основных и дополнительных экскурсий гостям предлагалось посетить концерты фортепианной музыки, программы песен под баян, эстрадно-развлекательные и танцевальные мероприятия. Очень насыщенными были занятия в детском клубе: дети учились расписывать доски, играли в настольные игры, проходили квесты, разыскивая «клады» и «сокровища» на борту теплохода, готовились к гала-концерту, смотрели мультфильмы и, конечно, в процессе всего этого здорово подружились. У Софии появились две лучшие подружки одна из Израиля, другая из Китая, и никакой языковой барьер их дружбе не был помехой.

Три подружки: Россия, Китай, Израиль

Активность участия в корабельных мероприятиях поощрялась «шансами». Пассажиры, набравшие большее количество «шансов», в завершении круиза были награждены памятными подарками и сувенирами.

Мне же больше всего понравилось бродить по палубе и ловить красивые рассветы и закаты,

Закат

полнолуние

Полнолуние

или радугу.

Радуга в Угличе
От круиза до сюрприза с Александром Пушкиным…

Была и гроза с молниями, но фото-мастерства мне не хватило, чтобы суметь запечатлеть её.

Запомнилась и желание команды теплохода показать нам Калязинскую колокольню, которую мы проходили ночью. Колокольня не имеет подсветки, поэтому на нее были направлены все возможные прожекторы с теплохода. Это был полный восторг, когда луч света вдруг выхватил величественную колокольню из полной темноты. К сожалению, фотографии не получились, но зато какие воспоминания остались!

По пути следования теплоход совершал остановки в Твери, Костроме, Мышкине, Ярославле, Плёсе и Угличе, «зелёной» была объявлена стоянка в Коприно. Из Ярославля на автобусе мы выезжали в Ростов Великий.

Тверь

Тверь — не очень большой город, здесь проживает чуть более 400 тысяч жителей. Появившаяся девять веков назад Тверь подарила России многих замечательных людей. Среди них, конечно, стоит вспомнить известного писателя и путешественника Афанасия Никитина, прославившегося «Хождением за три моря».

Древний архитектурный облик города был утрачен, практически все здания в центре Твери были уничтожены чудовищным пожаром в 1763 году. Нам Тверь, прежде всего, запомнилась, как очень зелёный город со всевозможными клумбами и цветочными инсталляциями.

Кострома

Древняя Кострома стоит на двух реках — Волге и Костроме. Благородный, старинный облик Костромы, её связь с царственной семьёй Романовых, вошедший в историю подвиг Ивана Сусанина, место рождения суперпопулярного бренда — Снегурочка — привлекают сюда туристов со всех уголков России и зарубежья.

Достопримечательностями Костромы являются и дореволюционные постройки, деревянные дома, православные монастыри — Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь, Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, многочисленные церквушки и храмы, Сусанинская площадь, в народе — «сковородка», со знаменитой пожарной каланчой и ряд современным памятников, например, памятник котам и собакам, пострадавшим от автомобилей.

Кострома оставила впечатление уютного, добродушного и гостеприимного русского города с неповторимым местным колоритом и обилием интересных мест.

Мышкин

Мышкин — крохотный городок в Ярославской области. Легенда рассказывает, что один из князей Мстиславских после охоты отдыхал на берегу Волги, но сон его прервала мышка, пробежавшая по лицу. Разгневанный князь вскочил, хотел раздавить зверька, как вдруг заметил рядом змею и понял, что мышь спасла его от смерти. В честь своего чудесного спасения князь повелел срубить на этом месте часовню и сторожку, а само местечко назвал Мышкин.

Вид на город Мышкин с воды
Мышиные палаты
От круиза до сюрприза с Александром Пушкиным…

Удивительно, но несколько лет назад местным жителям удалось сделать из своего провинциального городка привлекательный туристический объект. Прославился город своим главным символом — мышью, увековеченной даже на старинном гербе.

На мельнице

В Мышкине мы погостили у царственной мышиной четы и прошлись по многочисленным залам Мышиных палат, побывали в музее «Русские валенки» и узнали секреты изготовления этой традиционной обуви, удивились современным дизайнерским изделиям из войлока, а также заглянули в гости к мельнику на блины, еще я прикупила себе льняное платье.

В музее Русские валенки
В музее "Русские валенки"
Модный экземпляр

Ярославль

Древнерусский Ярославль был возведён на высоком обрывистом мысу, с которого открываются великолепные панорамные виды на прилегающие земли, в месте слияния реки Которосли с Волгой.

Огромное количество достопримечательностей, дошедших до нашего времени, определяют незабываемый облик Ярославля. Древний город во всем своем величии может считаться своеобразным музеем, в котором улицы, площади, набережные, великолепные сооружения, строения, возведенные руками талантливых мастеров на протяжении многих веков, являются экспонатами и привлекают внимание туристов. Исторический центр Ярославля, как образец градостроительной политики XVIII века, находится под защитой ЮНЕСКО.

Даже при беглом знакомстве с его достопримечательностями и активными ремонтными работами, в связи с подготовкой города к юбилею бренда «Золотое кольцо России», от посещения Ярославля остались неизгладимые впечатления.

Ростов Великий

Ростов Великий — один из самых древних городов России, о нём говорят: «Здесь родилось и окрепло великорусское племя». Город помнит и племя меря, и языческие времена поклонения богу Велесу, и массовое крещение населения в православие в водах озера Неро. Главная достопримечательность города — ростовский кремль неразрывно связана с церковными владыками, правившими здесь несколько сотен лет.

Из-за хорошо сохранившегося русского колорита и живописных ландшафтов Ростов Великий был любим многими советскими кинематографистами. Крылатые фразы «икра заморская баклажанная» и «живьем брать демонов» впервые прозвучали именно здесь на съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Плёс

Плёс — маленький городок с необыкновенно красивой природой, отметивший своё 600-летие в 2010 году. Плёс уютно расположился на холмах правого берега Волги в Приволжском районе Ивановской области, в устье реки Шохонки. Учёные палеонтологи считают, что Плёсу 220 миллионов лет, по крайней мере, таков возраст его первых обитателей — ящеров триасового периода, известных в палеонтологической науке под общим названием лабиринтодонтов. Фрагменты их черепов были найдены в пёстрых глинах на берегах Шохонки ещё в 30-х годах прошлого века. Эти ящеры, напоминавшие современных индонезийских варанов или небольших крокодилов, втрое старше всем известных динозавров из «Парка юрского периода».

Плёс считается раем для художников, многие его достопримечательности связаны с именем великого живописца Исаака Левитана, который однажды приехав сюда на этюды, поселился на долгое время. Многие пейзажи Плёса могут быть знакомы людям, которые ни разу не бывали здесь по полотнам этого мастера, например, «После дождя. Плёс», «Золотой Плёс», «Над вечным покоем».

Эта же церковь на картине Исаака Левитана

Наслаждаясь великолепной природой Плёса, мы осилили подъём и на Соборную и Левитановскую горку. А в перерыве попробовали блинчики с вареньем из березовых листьев и клюквенную медовуху.

Из серии Я тут была. Плёс
Из серии "Я тут была". Плёс

А провожало наш теплоход очаровательное трио юных аккордеонисток.

Углич

Первое название Углича — Угличе поле, на Верхней Волге это древнейший город. Много ярких страниц российской истории связано с этим городом. Например, удивительную роль сыграли угличские мастера-плотники во взятии Казани. В 1551 году в период борьбы за покорение Казанского ханства, под Угличем была срублена целая деревянная крепость с двумя церквями. Её сплавили весной следующего года на плотах и собрали вновь недалеко от Казани, дав название Свияжск. Начавшееся отсюда наступление на Казань завершилось присоединением Казанского ханства к Русскому государству в 1552 году.

Углич в деталях

Самые трагические события в истории Углича относятся к концу XVI — началу XVII века. Тогда после смерти Ивана Грозного был сослан в Углич его малолетний наследник царевич Дмитрий с матерью Марией Нагой, где прожил около семи лет. 15 мая 1591 года сбежавшиеся на тревожные звуки набата люди застали царевича мертвым. Начались волнения и самосуд над лицами, заподозренными в убийстве Дмитрия. Василий Шуйский, расследовавший преступление, казнил 200 угличан, а 60 семей сослал в Сибирь. Набатный колокол, которому к тому времени, как говорится в летописях и преданиях, было уже лет триста, как подстрекателя к бунту сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, наказали принародно на площади 12 ударами плетей и «сослали» в Сибирь. Есть сведения, что угличане почти год волокли его в ссылку на себе. В далёком Тобольске ссыльный набатный колокол записали как «первоссыльный неодушевленный». В 1892 году, только через триста лет, специально отряженная делегация, уплатив большие деньги, забрала колокол и увезла его обратно в Углич.

Ссыльный набатный колокол
Церковь Царевича Дмитрия на Крови в Угличе

Неожиданный, но приятный сюрприз

Завершался наш недельный круиз полуторачасовым гала-концертом, где многие пассажиры «Александра Пушкина» смогли блеснуть своими талантами: были и песни, и танцы, София прочитала стихи на французском языке. Но больше всего удивили китайцы, они все вместе, человек 30, спели две песни хором на китайском и ломаном русском языке. Вообще, между российскими и китайскими туристами в этом круизе сложились очень дружеские отношения, не очень здорово было только попадать с ними в одну группу на экскурсиях, так как переводчик их был слабоват и возникали многочисленные «переспросы». Один турист сумел договориться с китайцем, и тот по вечерам давал ему уроки ушу в главном холле теплохода, забавно было наблюдать за этими тренировками. А я поймала себя на мысли уже в Москве, что пристально вглядываюсь в лица многочисленных китайцев, пытаясь увидеть среди них своих, почти родных.

Но вернусь к гала-концерту. Атмосфера на этом празднике царила очень теплая и добрая, а финальной точкой стала лотерея, на которой разыгрывался единственный главный приз — подарочный сертификат от компании на 50% скидку на речной круиз 2018 года. Каково же было наше удивление, когда из заветного бочонка была вытянута бумажка с номером нашей каюты — 137. Вот так сюрприз!!!

Вот тот самый сюрприз

Не могу сказать, что я стала ярой почитательницей речных круизов, но это путешествие оказалось действительно очень увлекательным и комфортным. И, видимо, не последним, сертификат-то у нас в кармане…