Турист Вечерний картограф (exomni)

Богородицк, Липецк, Елец, Воронежская область + 1 город — Россия Июль 2017

Этот рассказ посвящен моему главному открытию этого года — российскому Черноземью. Все началось с планирования поездки на юг, а вылилось в целых четыре путешествия по Липецкой, Воронежской и Тульской областям. И вместо того, чтобы описывать их все, я решил составить «маршрут мечты» на неделю, включающий в себя места, посещенные этим летом.

Итак, представьте себе: вы житель Москвы или Подмосковья, на дворе лето (ну или ранняя осень), у вас есть автомобиль и неделя свободного времени. Ниже я расскажу, почему это неделю стоит потратить именно на Центрально-Черноземный район.

День 0. Москва — Богородицк, 250 км

С чего начать? Первым делом надо выбраться подальше от Москвы, чтобы на следующий день начать уже само путешествие. Я рекомендую город Богородицк Тульской области, отстоящий от столицы на 250 км. Правда, выехав в 5 вечера из Москвы, мы были там около 10, но то была пятница.

Будучи в Богородицке, мы дважды останавливались в гостинице «Элит» и один раз в мотеле «Рябинушка». Первая находится на окраине города, второй — на трассе М4. Условия проживания — нормальные и там, и там, а если брать в «Элите» номер-люкс, так вообще отличные. Летом номера разлетаются как горячие пирожки — в Богородицке останавливаются те, кто едет на юга.

Главная достопримечательность Богородицка — это усадьба Бобринских, которая и поныне является его архитектурной и культурной доминантой. Сюда, безусловно, стоит зайти, прогуляться по парку и сходить на экскурсию. Вот такой вид откроется с крыши усадьбы:

Но это в другой раз: сегодня надо добраться до Липецкой области.

День 1. Богородицк — Липецк, 310 км

Чернозёмный интенсив

И все-таки одним глазком на усадьбу посмотреть стоит, тем более, что она по дороге. Сходите к берегу пруда, сфотографируйтесь и скорее в машину.

Берем курс на Епифань — бывший город, а ныне просто поселок Тульской области.

Чернозёмный интенсив

Нет, не просто поселок. Это понимаешь, проезжая центральную площадь Епифани, которую украшает величественный собор Николая Чудотворца в классическом стиле, строившийся в 1810–50 годах. Чуть поодаль, на Федосеевском холме, стоит еще один замечательный храм, Успения Пресвятой Богородицы в Успенском скиту, построенный в конце XVII — начале XVIII века.

От Епифани вы едете в сторону Куликова поля. Тут целых три мемориальных комплекса — а все потому, что точное место знаменитой битвы устанавливают уже более полутора веков. Так же, как и в случае Богородицка, для обстоятельной экскурсии сюда стоит заехать отдельно. В рамках нашего маршрута можно посетить новый комплекс в деревне Моховое. Там есть смотровая площадка с видом на то место, где, согласно современным исследованиям, произошла битва. Еще здесь имеются мультимедийная экспозиция, магазин с сувенирами и кафе (так себе).

Чернозёмный интенсив

После того как вы проедете Моховое, дорога сама выведет вас к памятникам в честь битвы, сооруженным в XIX — начале ХХ века. Очень впечатляет храм Сергия Радонежского, воздвигнутый в 1913–18 гг. Алексеем Щусевым, пожалуй самым именитым русским архитектором ХХ века (всем известные его творения — это Казанский вокзал в Москве и мавзолей Ленина).

Вскоре после пересечения границы Липецкой области вы попадете в село Березовку. Обязательно сверните к храму Дмитрия Солунского (он смотрит на дорогу, с правой стороны). Церковь находится не в самом лучшем состоянии, но есть надежда на ее восстановление. Ее построил Александр Померанцев, автор Верхних торговых рядов в Москве (нынешнего ГУМа) — и стилистическое родство между ними очевидно даже неискушенному наблюдателю. Об интересной истории храма можно прочитать на стенде у тропинки, ведущей ко входу.

Чернозёмный интенсив

Дальнейший ваш маршрут зависит от того, насколько вы любите… сыр. Дело в том, что в получасе езды от Березовки, в селе Масловка, находится сыродельня, на которой производится сыр по традиционным французским рецептам.

Мы нагрянули туда без предупреждения, хотя стоит созвониться заранее (телефон есть на сайте фермы). Мы не только продегустировали и приобрели сыры, но и, с разршения хозяина, походили по дому, который напоминает музей. На фотографии ниже происходит дегустация масловских сыров.

Чернозёмный интенсив

А во дворе — прямо-таки хочется сказать «усадьбы» — гуляют борзые щенки. Кстати, очень милые и приятные на ощупь. Для желающих организуется псовая охота!

В получасе езды от Масловки находится село Баловнево, которое известно своей усадьбой, принадлежавшей знаменитому семейству Муромцевых. Сохранился главный элемент усвдьбы — величественная псевдоготическая Владимирская церковь. Проект церкви приписывается Василию Баженову, хотя документальных подтверждений этому нет. Больше об усадьбе и церкви можно почитать здесь.

Готишно-черноземное #Баловнево

A post shared by Anton Bespalov (exomni) on

Чтобы заехать в Баловнево, придется сделать небольшой крюк, но оно того стоит. Вы проедете через райцентр — небольшой город Данков с несколькими примечательными церквями. Главный собор города — Тихвинский — в июле 2017 года находился на реставрации.

Теперь настает время природных красот. И первой из них станут Кураповские скалы, что на реке Красивая Меча. Путь к ним ведет через город Лебедянь, известный производством соков. Его исторический центр довольно компактен — можно обойти целиком за полчаса. Удивляет своим величием, казалось бы, несоразмерным уездному городу, Ново-Казанский собор, построенный в 1836 году.

Чернозёмный интенсив

Лебедянь можно и объехать: собор, да и, по сути, весь город хорош виден с дороги. Что же касается скал, то они не такие высокие, но весьма живописные. Можно забраться непосредственно на скалы и насладиться видом сверху. Для этого нужно заехать в село Курапово и, не углубляясь в него, взять влево (там будет самодельная табличка «к реке»).

Река шумит довольно серьезно. Но некоторые энтузиасты переплывают ее, борясь с быстрым течением. На другом берегу стоят развалины мельницы. Летом их практически не видно из-за деревьев. Чтобы попасть к мельнице, нужно делать крюк через Троекурово. Рядом, кстати, имеется микропляж — большинство любителей отдыха на природе тусит именно там.

Чернозёмный интенсив

Забираться на скалы на машине легко и приятно:

Недалеко от Кураповских скал находится еще одна местная природная достопримечательность — висячий мост через Дон между селами Волотово и Черепянь. С черепянских холмов открывается прекрасный вид на окрестности, а любители экстрима прыгают в реку прямо с моста, ходить по которому, наверное, безопасно, но страшновато.

Чернозёмный интенсив

Из Волотово направляемся в сторону Липецка и делаем крюк к селу Вешаловке, где стоит великолепная Знаменская церковь в псевдоготическом стиле.

Церковь была построена в 1794 году и ее, как и Владимирскую в Баловневе, связывают с именем Баженова. Помимо церкви, здесь сохранилась (частично) угловая башня усадьбы — «донжон», вот такой:

Чернозёмный интенсив

Что касается областного центра, то он славен своей мощной промышленностью, а не историческими достопримечательностями, тем не менее, и в этом городе можно получить удовольствие. Например, тут ходит трамвай:)

Гостиница «Клуб на Морской», в которой мы останавливались, стоит на берегу затона Матырского водохранилища. Купаться здесь нельзя, но можно посидеть с бокалом вина на причале. До пляжа, который начинается сразу за дамбой, около километра. Пляж дикий, никак не оборудованный, но вода чистая, а дно песчаное.

Кстати, в гостинице мы купили килограмм отменных помидоров, которые выращивает на своем огороде одна из сотрудниц. Стоило это 60 рублей.

Еще в Липецке можно выпить хорошего кофе. В кафе Kafema вас не только культурно обслужат (цены сравнимы с московскими сетевыми кофейнями, а качество несравнимо выше), но и расскажут о секретах кофеварения. Впрочем, Kafema — это тоже сеть, правда, представленная большей частью на Дальнем Востоке.

Что интересно: практически ниоткуда мы не уходили без подарков! В Масловке нас угостили маслом и сыром (это помимо дегустации). В гостинице — стоило только детям произнести слово «огурчики» — дали тарелку малосольных огурцов. В кафе в качестве комплимента от заведения мы получили вкуснейший японский чайно-молочный напиток и печенье.

Вот это, кажется, и есть тот пресловутый сервис, отсутствие которого так страшит тех, кто боится путешествовать по России. Людям важно, чтобы вы, как гость, уехали от них с позитивными впечатлениями. О широкой русской душе все мы знаем, но здесь, помимо нее, имеет место настоящий профессионализм, благодаря которому я с удовольствием делаю этим людям бесплатную рекламу.

Чернозёмный интенсив

День 3. Липецк — Воронежский заповедник, 100 км

На третий день отдохнем на природе. Позавтракав, отправляйтесь в Воронежский заповедник (до него от Липецка всего 100 км) — знакомиться с жизнью бобров. Живописная дорога идет через Усманский бор, последний островок леса на границе с Великой степью. Заповедник знаменит, прежде всего, тем, что здесь в довоенные годы восстановили популяцию российских бобров, сто лет назад бывших на грани уничтожения. Вот серьезно, в не самые простые времена люди озаботились тем, чтобы бобр вновь заселил русские леса. Здесь знание среднестатистического человека о бобре очень быстро возрастает в разы. И именно тут на бобра можно посмотреть и, если повезет, даже потрогать. Лайфхак: если есть желание, погладить бобра, заходить нужно сзади: шейные позвонки у него устроены так, что обернуться (и занервничать) он не сможет.

Номер в гостинице можно заказать по телефону, все координаты есть на сайте заповедника. В гостиницу лучше заезжать пораньше. Самое позднее — 9 вечера. Иначе можно никого не застать. Персонала мало, но отзывчив, а кажущаяся суровость компенсируется быстрой отходчивостью.

В гостинице просторно и чисто, есть горячая вода, огромный балкон, холодильник и быстрый интернет, а также кулер и микроволновка. В общем-то, все, что нужно для жизни. Что не вошло в этот список, лучше взять с собой. Рядом магазин системы «сельпо», а на турбазе неподалеку — ресторан. Вот такой замечательный вид открывается вечером с балкона гостиничного номер. А воздух…

Чернозёмный интенсив

Все бобровые объекты заповедника находятся в образцовом состоянии. Можно не только понаблюдать за зверями, но и сходить в интерактивный музей, где дадут послушать голоса лесных обитателей, а также потрогать шерсть бобра, волка, лося, косули и кабана. Ну и еще много чего.

День 4. Воронежский заповедник — Дивногорье, 180 км

На следующий день мы направимся к главной достопримечательности Воронежской области — заповеднику «Дивногорье». Пейзайжи по пути будут, пожалуй, самыми живописными на нашем маршруте. Меловые скалы вдоль трассы М4 восхищают всех, кто едет на юг, но мало кто останавливается здесь на подольше.

Свое название эта местность получила по меловым столбам-останцам, называемым дивами.

Чернозёмный интенсив

В одном из них находится знаменитая церковь Сицилийской иконы Божией Матери. Подъем к ней по лестнице, идущей от станции Дивногорье Юго-Восточной железной дороги, — одно из самых ярких впечатлений маршрута.

Мы останавливались в гостевом доме «Трава-мурава», представляющем собой хату южнорусского типа со всеми удобствами кроме Wi-Fi (возможно, оно и к лучшему). Домик сдается в летний сезон — с мая по сентябрь. А круглогодично можно поселиться в гостинице при заповеднике.

Чернозёмный интенсив

У заповедника «Дивногорье» очень модный и толковый сайт, где можно узнать все о его достопримечательностях, экскурсиях и иных мероприятиях. Записываться на экскурсию надо с утра. Нам попался очень крутой экскурсовод средних лет по имени Сергей, который вел экскурсию совершенно блистательно — требуйте его. Если вы не успели записаться на экскурсию — не беда, прогулка по территории заповедника бесплатна, а увидите вы множество красот:

Это вид сверху на поля, холмы и железную дорогу. А вот самый настоящий каньон:

Далеко на горизонте видны градирни Нововоронежской АЭС:

Знакомству с Дивногорьем стоит посвятить и первую половину следующего дня. Можно, например, съездить в Дивногорский монастырь, находящийся чуть поодаль от див. Или еще погулять по возвышенности, например, посетив древнее Маяцкое городище.

У входа в заповедник есть кафе, но оно работает как-то очень мало: кажется, с 10 до 18. Больше мест общепита замечено не было, так что смотрите, как бы не остаться без еды!

День 5. Дивногорье — Воронеж, 140 км

Когда мы уезжали из Дивногорья, как-то сам собой нарисовался маршрут через Острогожск. Вряд ли мы когда-то посетим этот город сам по себе, подумали мы, — и заехали в него на обед. Выбрали — практически наугад — кафе «Время есть» и, пока готовилась еда, я быстро обошел исторический центр. Были обнаружены: неплохая каланча, памятник художнику Крамскому (уроженцу города) и мемориальная доска в честь Самуила Маршака, который здесь жил. Хозяйке кафе посоветовали зарегистрироваться на TripAdvisor и через пару дней с удовольствием обнаружили, что они стали первым острогожским заведением на этом сервисе.

До Воронежа, где вы проведете ночь, меньше двух часов езды. Город мне показался довольно странным. С одной стороны, он весьма впечатляет своими масштабами (в 2013 году Воронеж стал миллионником), с другой — удручает отсутствием исторической застройки. Но последнее немудрено: Воронеж был почти полностью разрушен в войну. В прошлом году Воронеж выбрали в качестве пилотной площадки для формирования комфортной городской среды по японскому проекту — посмотрим, что получится.

Мы посетили две достопримечательности города — парк «Алые паруса», расположенный в сосновом бору на берегу водохранилища, и Адмиралтейскую площадь. В «Алых парусах» нас интересовал веревочный парк, в который мы не попали в Воронежском заповеднике. Он оказался довольно жутким: младший ребенок, ради которого все затевалось, понял, что не стоит рисковать здоровьем и ушел в «детскую» зону, а родители вместе со старшим, дико нервничая, прошли трассу (деньги-то уплачены). В общем, для неподготовленного человека это довольно суровое испытание.

Адмиралтейская площадь напоминает нам о том, что Воронеж — колыбель русского флота.

Чернозёмный интенсив

Из здешней сосны строились первые наши корабли, которые по Дону шли в Азовское и Черное моря. У набережной пришвартована «Гото Предестинация», реплика легендарного корабля петровской эпохи, известного каждому советскому школьнику, благодаря сборной модели, появлявшейся время от времени на прилавках «детских миров». Но просто так туда не попасть — очередь из желающих записаться на экскурсию (а водят строго по 20 человек) собирается за час до открытия.

Найти ночлег в Воронеже — не проблема. Так же, как и хорошо поесть. Вообще, судя по отзывам на TripAdvisor, здесь какой-то гастрономический рай. Мы зашли в сетевое кафе YokoMokko и остались вполне довольны. Я там съел тайский суп с тремя упитанными мидиями.

День 6. Воронеж — Елец, 180 км

На следующее утро отправляйтесь в Рамонь в 40 км к северу от Воронежа. Здесь стоит великолепный дворец Ольденбургских, построенный в 1887 году в «староанглийском» стиле. С конца 1970-х до 2013 года дворец пребывал в запустении, а сейчас активно восстанавливается.

#Готика Черноземья — и конец тепла. #рамонь????

A post shared by Anton Bespalov (exomni) on

Погуляв по парку, отправляйтесь в Елец, райцентр Липецкой области, который в туристическом плане гораздо привлекательнее ее столицы. По дороге вы проедете Задонск, который все хвалят, но я там еще не был, поэтому в свой маршрут включать не буду. Впрочем, весь городок виден как на ладони из окна машины с правой стороны — и вид этот действительно впечатляет

Но сначала советую заехать на еще одну локальную природную достопримечательность — Воргольские скалы, что в 14 км от Ельца. Меня они впечатлили, пожалуй, больше Кураповских. К реке Воргол ведет очень крутой спуск — но городской автомобиль преодолеет его без проблем. Так скалы выглядят снизу:

Чернозёмный интенсив

Оставив машину на берегу, мы забрались на скалы — и да, вид был потрясающий.

Не удивлюсь, если на Воргольских скалах вам понравится настолько, что вы решите пожертвовать временем в Ельце. В любом случае, в городе у вас будет вечер и первая половина следующего дня, потому что до Москвы оттуда ехать не так долго — если без пробок, то около пяти часов.

Чем интересен Елец? Это такой образцовый город Черноземья, центр которого мало изменился за последние сто лет.

Чернозёмный интенсив

Да, целые улицы старинных (XIX-начала ХХ вв.) домов — не такая уж редкость в российских городах. Но Елец не перепутаешь ни с каким другим благодаря виду с моста через реку Быструю Сосну, на которой стоит город. На берегу, усеянном домиками и домишками, возвышается огромный не только по провинциальным меркам, Вознесенский собор, построенный по проекту Константина Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве. Долгие годы он был зеленым с синими куполами, а сейчас перекрашен в желтый цвет: храм прекрасен, но именно это решение я бы назвал сомнительным.

Архитектурных достопримечательностей и атмосферных улиц в Ельце великое множество. И еще этот город связан с Иваном Буниным, который учился здесь в гимназии.

Чернозёмный интенсив
Имеется тут пешеходная улица. Пешеходов тут, правда, не очень:
И симпатичная каланча:
Чернозёмный интенсив

В Ельце мы жили в гостинице "Снегири" и я горячо рекомендую это место. Она находится в отреставрированном купеческом доме XIX века. Интерьеры — абсолютно современные, с мебелью из IKEA — оформлены со вкусом и именно так, мне кажется, сделал бы просвещенный елецкий купец, живи он в наше время. В номере все было так чисто, словно мы были его первыми обитателями (возможно, это недалеко от истины). По соседству со «Снегирями» расположен елецкий почтамт, на котором юный Бунин получил свою первую зарплату.

В северной части города находится Знаменский монастырь, от стен которого открывается еще один отличный вид на город:

Чернозёмный интенсив

День 7. Елец — Москва, 390 км

На последний день приходится самый длительный перегон за все время путешествия, поэтому можно выдвигаться домой с раннего утра. Ну или еще побродить по городу, благо достопримечательностей там достаточно. Или же затариться елецким кружевом. Кстати, ничего не могу сказать про рестораны Ельца, потому что обедали и ужинали прямо в «Снегирях», и было отлично!