Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova

И называется Тифлис».

Белла Ахмадулина.

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

Что-то в моей логике повествования логика отсутствует напрочь! Если вдруг кто-то захочет почитать мою кавказскую эпопею в хронологическом порядке — у него ничего не выйдет. Его, порядка этого, нет. Я уже рассказывала вам, как мы попали на Кавказ. О начале пути в Армению… И о первых эмоциях в Тбилиси. А сегодняшний рассказ — о дне последнем!

Это день начался у нас ну очень нетривиально — в плацкарте поезда Ереван-Тбилиси. И знаете, я вам его порекомендую, только если у вас совсем безвыходная ситуация, больше добраться нечем, а в пункте назначения нужно быть непременно! Поездив по Кавказу на электричках, маршрутках с домашней живностью, автобусах и т. д., могу сказать точно — хуже варианта нет. Ну да ладно, зато прибывает удобно — в 7 утра мы уже в любимом городе! Очень быстро, на метро, в сутолоке тбилисского утра, как местные, домчали до отеля. Покинули мы его 5 дней назад, и тут, чисто по доброте душевной все эти 5 дней хранят наши вещи, да и нас ждут — с распростертыми объятиями! Наверное, пришло время вам о нем рассказать — итак, «Hotel 4you», прошу друзья, проходите, присаживайтесь!

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

Я в своей путешественнической жизни временный приют находила очень разный. Отели 5 звезд, апартаменты, угол в гостях у друзей, койка в комнате на побережье, а-ля «удобства во дворе», гест-хаусы и хостелы — всего и не упомнишь! Но, чего я точно не встречала — это той сердечности, неподдельного дружелюбия и радушия, с которым встречают гостей в этой тбилисской гостинице. Да-да, именно гостей, не клиентов, и это чувствуется с первой минуты. Метро, автобусная остановка, магазинчики и кафе — в шаговой доступности, до центра можно прогуляться пешком, к примеру, до моего любимого Метехи два километра, также, как и до главного грузинского кафедрала.

При этом — очень доступная цена, чистота — всё блестит и сияет, можно заказать завтраки, а можно как мы, организовать свои, чудесные администраторы помогут во всём! А какой они варят кофе, наверное, самый вкусный на Кавказе! Вечером, если сил на вечерние прогулки нет никаких, можно посидеть в большом холле, поболтать, познакомиться с соседями, за чашкой кофе или чего покрепче. Мы один вечер так чудно посидели, что на следующее утро — ничего не предвещало — уехали в Кахетию! Кавказ, одним словом…

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

В общем, «Hotel 4you» — настоящая палочка-выручалочка для бюджетных путешественников, кто не хочет переплачивать за отель, в котором почти не бывает, но и жить желает с комфортом — ведь все мы знаем, как бытовые неурядицы могут испортить даже самое классное путешествие. Гостиницу я вам от души рекомендую, и сама, надеюсь, очень скоро туда вернусь…

А сегодня утром мы топали от метро в отель в очень смешанных чувствах — на глазах почти слезы, от скорой встречи с людьми, что стали родными… Мы в Тбилиси, которому я всегда улыбаюсь, и уже сердце щемит в предчувствии — обратный вылет, он ведь совсем скоро. Но я не буду сейчас о грустном, привели себя в порядок после жуткого поезда — и вперед. День чудный, погодка, кстати, изумительная! И у нас грандиозный план! Сейчас расскажу по порядку — первым делом мы едем до станции метро Марджанишвили, чтобы прогуляться по новенькому, недавно отреставрированному, сияющему и такому нарядному проспекту Агмашенебели.

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

Проспект Давида Агмашенебели — одна из главных улиц столицы, и хотя ее история не уходит корнями в глубокую древность, тут есть что рассказать и увидеть.

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

В середине 19 века эта улица называлась Михайловским проспектом, в честь царевича Михаила. А сейчас зовется в честь Давида Строителя — одного из прославленнейших грузинских царей, объединившего разрозненные воющие княжества в единое цельное государство.

Барокко, готика и модерн, восточные мотивы, французский стиль и грузинские балкончики — тут царит эклектика. Пестрая мешанина, но красиво бесподобно! И очень удачно, что приехали мы утром, до наплыва туристов и местных гуляк. Кстати, полная реконструкция проспекта закончена совсем недавно, осенью 2016 года, так что если вы бывали в Тбилиси ДО этого — вот вам еще один повод съездить туда снова! Ну, вдруг вам нужен этот повод!)

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

А мы неспешно догуляли до Сухого моста. Тут главная в городе барахолка — сокровищница винтажа и безделушек, но мы сегодня охотимся за другими ценностями. Виды классные — и опять Тбилиси другой…

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

Дом Юстиции — забавная архитектура здания, в духе «новой Грузии», мне нравится. Говорят, это самый большой Дом Юстиции в мире, и оснащен он очень круто! Тут можно решить массу вопросов — от регистрации автомобиля до получения гражданства, без волокиты и очередей. В среднем посетитель ждет не более 5–7 минут. Жаль, мы живем не в Грузии…

Скульптурная композиция «Танцующие грузины», и значит, мы в Старом городе…

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

Крошечная улочка Шавтели — но такая живописная…

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

Именно тут расположился театр марионеток знаменитого Резо Габриадзе. Автор «Кин-дза-дза», «Мимино» и «Не горюй!» ставит тут спектакли с 1981 года, их увидели зрители во всех концах света!

Рядом с театром кафе и Часовая башня, показывающая небольшое представление дважды в день.

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

Кстати, все эти цветные плиточки расписаны лично маэстро Резо…

А под окошечком, на фигурном фронтоне золотыми буквами написан девиз Габриадзе — «Extra Cepam Nihil Cogito Nos Lacrimare», что значит — «Пусть слёзы у нас будут только от резки лука»!

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

Театр соседствует со старейшим зданием в городе — базиликой 6-го века Анчисхати.

Анчисхати, или церковь Рождества Девы Марии, самая древняя из дошедших до нас церквей Тбилиси. Он построена в начале 6-го века, когда Тбилиси стал столицей Иберии, и об этом есть записи в летописях. Можете осознать возраст — 1500!!! лет…

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

В храме сохранились старинные фрески и иконы. Церковь действующая, мы застали службу, и атмосфера, как во всех сакральных местах на Кавказе, чудесная…

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

Вообще, всё пространство вокруг — Шавтели, улица Ираклия Второго, Шарден — все очень колоритные и просятся в объектив фотоаппарата!)

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

Тут есть Памятник Тамаде — прямо в центре пешеходного квартала. На самом деле, этот Тамада — копия бронзовой фигурки 7 века до н. э., а оригинал хранится в Национальном музее Грузии, и я вас туда еще поведу. Дааа, и тысячелетия назад грузины Пили Вино и Говорили Тосты! Вах!

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

Улица Шардена выведет нас к центральной точке города — площади Мейдани. Это настоящее сердце старого Тбилиси со времен средневековья, ее называют еще площадью Пяти церквей. Тут конечно очень суматошно, но виды — супер!

И сейчас это место, которое нельзя обойти вниманием. Магазины, кафешки, обмен валют, экскурсионные бюро — всё, что нужно туристу. Я уж не говорю о самых интересных местах города, которые тоже на расстоянии вытянутой руки! Мы сюда пришли, в частности, из-за «Самикитно».

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

Это мое любимое кафе в Тбилиси, и оно вправду удивляет! Мы привыкли, согласитесь, общепиты в центре города, в туристической гуще, обходить десятой дорогой. Всё нам аутентичности и колоритУ подавай! Так вот, тут все так и есть. Здесь вас вкусно, качественно, быстро и главное недорого накормят, и всегда с улыбкой. Не знаю, может мне так везло, но миф о недоброжелательности грузинских официантов я категорически не подтверждаю. Особенно учитывая, что в это заведение очередь стоит регулярно!

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

Подкрепились, и вперед, штурмовать прекрасную крепость! Я уже рассказывала, что в Тбилиси не впервые и с достопримечательностями города знакома не шапочно. И к крепости Нарикала, куда мы сейчас направляемся, поднималась не раз. Ножками, и так как одышкой и лишним весом не страдаю, трудностей с подъемом не было. Тем более, виды по дороге — очумительные!

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

Вообще, к Нарикале еще катает канатка, вон они кабинки летают…

Идем мы в общем идем, и так хорошо нам после графинчика Саперави, птички поют, весна, и неумолимо приближающийся отъезд кажется каким-то даже призрачным…

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

Крепость — вот она, но почему то вышли мы к … Ботаническому саду. Ну и ладно, пошли в обход. Тут надо сделать лирическое отступление, что район Нарикалы этой весной как раз активно ремонтировался, мы регулярно натыкались на таблички типа «Прохода нет». А до самолета, сами помните, всего-ничего… Но нельзя же уехать из Тбилиси без моего любимого, эталонного вида на город!

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

После обхода мы почему-то вышли… к открытой террасе модного кафе «144 Stairs»! Говорят, что ступенек сюда, практически к подножию Нарикалы, и в самом деле 144. Прямо какое-то затмение — вот же она, крепость…

А мы все мимо. Ну да ладно, выпили тут самый посредственный (банальный «американо» из кофемашины) и дорогой (7 лари, на минуточку! Тбилисцы меня поймут!), кофе за последние 10 дней на Кавказе. Зато сделали классные фото! Как к нему пройти — не знаю, но вы и не ходите. Кому он нужен, этот гламур?!)

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

Вышли из кафе чуть расстроенные, и наконец решили попросить помощи у местных. Конечно, откликнулась вся улица, это же Грузия! Взрослый дяденька нам что-то объяснял около минуты, затем бросил работу, решив видимо, что проводить надежнее. Спасибо ему, 5 минут — и мы видим это великолепие…

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

Крепость Нарикала — очень древняя, она не просто ровесница Тбилиси, а даже старшая сестра. Когда ее построили достоверно не известно, зато мы точно можем прочесть в летописях, что в 4 веке при персах она уже существовала. И при арабах, и при монголах — эта земля познала многое… При нашем знакомом царе Давиде ее укрепили и расширили, и хотя крепость серьезно пострадала от нашествий захватчиков и землетрясений, назвать ее «руинами» язык не поворачивается! Ею и сейчас, как полторы тысячи лет назад, можно полюбоваться…

Оказалось, что сама крепость тоже закрыта на реставрацию, но мы не расстроились. Пора бежать в отель, чемоданы в руки и… Небо. Самолет. Девушки.

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

Практические заметки. На весь маршрут, от проспекта Агмашенебели до крепости Нарикала, с учетом миллиона остановок на фото, вкуснейшего обеда с любимой подругой, под последние армянские сплетни, перерыва на кофе, рассматривания сувениров и неисчислимого количества возгласов «Какой же Тбилиси красивый!», у нас ушло часов 5. Если ходить чуть быстрее и не отвлекаться на ерунду, можно добавить к нему по ходу движения еще 3–4 культовых достопримечательности, храм Сиони к примеру, мост Мира или парк Рике — и получить за 5 часов столько сногсшибательных эмоций, которые в других городах и за 5 дней не испытаешь. Только перерыв на хинкали не сокращайте, пожалуйста!)

П. С. Если вы не слишком торопитесь, поднимитесь еще к храму Метехи — это нужно видеть! Метехская скала — место по-настоящему уникальное, я вам рассказывала. И если торопитесь, тоже поднимитесь — там отличный вид со смотровой площадки.

Тбилиси. От царя Давида до царя Вахтанга...

П.П. С. Это фото последнее, что мы сделали в весенней поездке… Спасибо тебе за мой Тбилиси, царь Вахтанг!