Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 7:30

Тбилиси — Грузия Март 2017

Девушка, такси надо? — Молчу.

Дэвуушка, такси надо? — чуть настойчивее и добавив «кавказскости» в голос!

Нет!

Ну и зря! — Еще громче и хватая меня за руку!

Оборачиваюсь, конечно, от такой выходки, приготовившись ответить резко — и вижу старого знакомого! Сказать, что я не ожидала его тут увидеть — ничего не сказать! Проехать пол-страны, просто чтобы сделать сюрприз и встретить девушку в аэропорту — это очень «по-грузински»! Наверное, этот экспромт и стал определяющим для всего нашего отпуска! Та легкость, внезапность, искренность и сердечность, что возможны сейчас лишь на Кавказе, и от которых мы настолько отвыкли в наших скучных российских реалиях, что они кажутся где-то даже чудом…

Тбилиси. Осторожно, любовь!)

В Тбилиси я бывала уже несколько раз — и всегда недолго. Не из легкомыслия, вредности или неуважения к этому гордому красавцу, просто так складывались обстоятельства. Застала прохладу в августе и жару в сентябре, летала на канатке, провожала закаты и встречала рассветы. Пила вкуснейшее саперави, ночевала в гест-хаусе в доме 19 века — таком, знаете, из старых грузинских фильмов Данелии, с заплетенными балкончиками и нереальным двором. Видела его разным — спящим, задумчивым, солнечным, бойким, нарядно одетым… Но всегда-всегда — восхитительным!

Помнится, я уже писала свое мнение о знакомстве с городами. О том, что категорически не нужно много времени убивать, заставляя себя «оценить» и «прочувствовать». Любовь или есть, или езжайте дальше… так вот, Тбилиси я с первого взгляда именно Люблю! Он у меня в списке «Дорогих и Неповторимых» занимает почетное «серебро», и то лишь потому, что на нашей планете есть Стамбул! Тбилиси из тех городов, в которые влюбляешься сразу и без оглядки, и потом говоришь о Нём, говоришь, говоришь… Я могу петь ему длиннющие хвалебные оды, и мои друзья уже остерегаются заводить тему «Грузии» — иначе попрошу табуретку, и никто меня не остановит!)

Тбилиси. Осторожно, любовь!)

Но что характерно и удивительно — он достоин всех, даже самых восторженных эпитетов! Он такой разный — и в тоже время очень целостный и гармоничный, посмотрите, например, это проспект Шота Руставели…

Тбилиси. Осторожно, любовь!)

А это дорога к крепости Нарикала…

Мост Мира…

И совсем рядом древняя базилика Анхисхати.

Тбилиси. Осторожно, любовь!)

Колоритнейший район серных бань — именно отсюда пошел город!

И недавно отреставрированный проспект Агмашенебели.

Волшебные тбилисские балкончики…

Восток!

И настоящий модерн…

Неужели это всё — один город? От такого разнообразия голова пойдет кругом, поэтому я буду дозировать впечатления! В эту поездку у меня аж 4 дня (не смейтесь, волевым решением их выгрызла, а вы знаете как это трудно в отпуске!) только на Него… Буду гулять, созерцать и отдыхать душой! Вы со мной?

Тбилиси. Осторожно, любовь!)

Расскажу вам по порядку, с чего начинался город вообще и с чего начинался он для меня в этот приезд! По официальной версии грузинской столице полторы тысячи лет, ее основал царь Иберии Вахтанг в 458 году. Он был известный и удачливый охотник, и в один прекрасный день его фазан (а может и олень, или другая какая живность) уже подстреленная, еле живая, падает без сил в теплый живительный источник — и мигом исцеляется! Царь был, конечно, восхищен — и фазана съел, и место для новой столицы приметил! Так и назвали город — Тбилиси, что в поэтичном, вольном переводе, который мне очень нравится — «Город теплых ключей»!

Кстати, вот они — те самые ключи, на их месте сейчас бани, которые я в очередной раз профукала — позор на мою голову! Квартал бань, или Абанотубани по-грузински — интереснейшее местечко, тут пахнет востоком и немножко — сероводородом!)

Тбилиси. Осторожно, любовь!)

О целебных свойствах серной воды здешние жители знали давно, еще с начала первого тысячелетия! Люди тут размещались с комфортом — принимали полезные ванны под открытым небом, в каменных купелях и гротах, а источники били из-под земли. В средневековье персы построили тут нынешние купольные своды бань, поэтому они так напоминают восточные хаммамы.

Самая красивая баня — Орбелиановская, или Изразцовая, с минаретами и блестящими плиточками, никак не застану ее без строительных лесов! Это та самая баня, о которой Пушкин писал в восхищении — «От роду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань»

Тбилиси. Осторожно, любовь!)

Кстати, ущелье вдоль бань тоже очень симпатичное, его продлили и снабдили гулятельными дорожками… Называется оно Инжировым — или Легвтахеви, вдоль реки Цавкисицкали. Также, как и отреставрировали пешую часть пути к Нарикале, правда не везде — наверное, поэтому мы попали на крепость только с третьей попытки, и то, когда пожилой грузин пожалел туристок и отвел за ручку!

Тбилиси. Осторожно, любовь!)

Но мы с вами туда не пойдем, мы пойдем смотреть мой самый любимый тбилисский храм — Метехи.

Тбилиси. Осторожно, любовь!)

Метехи, будто продолжение огромной скалы, вырастает над Курой и наблюдает за движением жизни в Тбилиси вот уже 800 лет… У храма, как и у всего города, очень пестрая и многоликая история!

Тбилиси. Осторожно, любовь!)

Сейчас Метехский храм, а в древности — Метехский замок, в этом шикарном месте располагался царский дворец, окруженный настоящей крепостной стеной! Турки, персы, арабы и монголы — если бы эти прекрасные стены могли говорить, наверное, они бы заплакали…

Тбилиси. Осторожно, любовь!)

Считается, что при нашем знакомом царе Вахтанге тут уже был дворец — видимо, с роскошной обзорной площадкой!

Тбилиси. Осторожно, любовь!)

Но главная изюминка холма, конечно, Успенская церковь, построенная в 13 веке… Она многократно разрушалась ордами захватчиков, но каждый раз грузинские цари возрождали Метехи, как символ нации! «Царь Ираклий силой отнял эту крепость у врага…« — высечена надпись на одной из стен храма.

В Метехском храме похоронена первая грузинская мученица — святая Шушаник. На иконе она изображена в компании царицы Тамары и святой Нино — просветительницы Грузии.

Тбилиси. Осторожно, любовь!)

В начале 19 века царский дворец был снесен, а на территории Метехского холма устроили тюрьму! И так до 1937 года, когда тюрьмой заведовало НКВД — даже остались надписи на стенах тех времен.

Но самое грустное время для храма наступило уже при советской власти, когда храм решили снести за ненадобностью… К сожалению, тогда такое варварство было в порядке вещей, но тут вмешались сами тбилисцы! Их протест возглавил Дмитрий Шеварднадзе, дед бывшего президента Грузии и видный общественный деятель и художник, именно он открыл для мира гений Нико Пиросмани!

Тбилиси. Осторожно, любовь!)

Храм удалось отстоять, но Дмитрия Шеварднадзе за несговорчивость и опасное вольнодумие отправили в Сибирь… Храм сохранился, но был использован под различные общественные организации, даже музей и театр! И только с 1988 года церковь вновь стала действующей, мы встретили там чудную женщину, свободна говорящую по-русски, она нам все-все показала и рассказала. Будет возможность — непременно зайдите!

Тбилиси. Осторожно, любовь!)

Вообще, в этом нашем кавказском путешествии сложилось очень много храмов! Даже ооочень много! Церквей, церквушек, огромных кафедралов, древних монастырей и всяких разных сакральных мест. Я человек верующий, но тут мы с Настей даже стали подшучивать, не паломнический ли у нас тур и не пора ли друг к друга обращаться «матушка»?!) Поэтому, чтобы иногда снизить градус святости, а прикрутить — веселья, мы заходили в места совсем иного культа! Конечно — Вина!

Если честно, на мой вкус, вина на Кавказе — самые крутые! Все-ж таки не достает мне терпкости, насыщенности, «винности» в легких и невесомых итальянских и французских, заранее прошу прощения у любителей! Поэтому мы конечно зашли в «Виноманию» — а вы бы прошли мимо такого заманчивого фасада?!

Тбилиси. Осторожно, любовь!)

Внутри — настоящее царство Бахуса, или Диониса, или не знаю, кто там был за главного у древних грузин! И ребята продавцы — классные, при появлении двух блондинок всё заметно оживилось, бутылки откупоривались с головокружительной быстротой, пробки в потолок, тост за тостом, и вот мы не просто Пьем — мы Дегустируем!

Тбилиси. Осторожно, любовь!)

В голове — туман, но весело невозможно! Цены, конечно, выше чем по городу, но вина необычные, эксклюзивные, я приметила себе винишко за 40 лари, то есть 15 долларов — для Грузии сильно не гуманно! На мое счастье Боженька пожалел меня, неразумную — этого вина не было в наличии! А наш продавец, кажется, не только не расстроился, что споил нерадивым покупательницам половину дегустационного погреба, а совсем наоборот! Повеселел, плечи расправил, и, бахнув с нами чачи, под какой-то красивый, но почему-то не запомнившийся мне тост, пригласил приходить завтра! Дескать, вино, музыка, веселье — всё будет! На том и распрощались)

А я вот до сих пор помню вкус того вина… Вообще, по-моему, город — это не архитектура, не возраст дворцов и не количество музеев и театров. Это улыбка, с которой вы о нем рассказываете, легкое замирание где-то в области сердца, и конечно то послевкусие, что остается от встречи… Потому что в жизни главное, как сказал кто-то из классиков, не обстановка, а атмосфера!

Тбилиси. Осторожно, любовь!)

П.С. И это сто процентов про мой Тбилиси!)))