Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Сахалин. Невельск — Хонто: тепло принесенное Куросио

Невельск — Россия Март 2017
Дуб курчавый на мысе Лопатина

Задуманный мной цикл сюжетов под названием «Периферийная периферия», незаметно для меня трансформировался в ряд рассказов связанных с другими сюжетами. Например, недавний рассказ «Холмск — Маока: вид на город широко раскрытым японским глазом» — https://www.tourister.ru/responses/id_18653 который я планировал включить в означенную серию, оказался путешествием с моими японскими друзьями. А задуманный пост о городе Томари, поставил меня в творческий тупик, так как я не знаю, сделать его отдельно, ведь маленький и очень интересный город этого заслуживает, или же преподнести его в рамках путешествия с «бедной Катей» — https://www.tourister.ru/responses/id_18205

Пользуясь моментом, спешу еще раз подтвердить, что вторая часть истории со страшным концом будет написана, не смотря ни на что. Появление этого поста привело к тому, что кроме 13 тыс. просмотров, которые материал получил, некоторые постоянные мои читательницы обвинили меня в использовании запрещенных журналистских приемов (мол, заинтриговал, вызвал ажиотаж, а где страшный конец) и заходить на мою страницу перестали. Уверяю, Катя — реальный персонаж, конец действительно страшный, просто я думаю, как еще страшнее этот конец сделать. И потом, почему все думают, что страшный конец обязательно с Катей…

А сегодня мы едем в Невельск, небольшой городок на юго-западном побережье Японского моря, омываемый теплым течением Куросио.

Добраться до Невельска из Южно-Сахалинска можно как на машине, так и на общественном транспорте, автобус № 518 «а», из Южного уходит в 8.00, 11.10, 13.10, 15.10, 17.10 и 19.00, из Невельска в Южный в 7.00, 8.00, 10.00, 12.00, 15.00, 18.00. Кроме этого до Невельска и обратно можно добраться на маршрутных такси. Перекусить в городе можно в кафе «Дон-Кихот» или кафе «Немо», рекомендую первое, в «Немо», тетки неприветливые и ценник на блюда выше.

Ну, так мы едем в Невельск?

Как! — скажут постоянные читатели, мы ведь там уже были. Правильно, скажу я, у меня уже был рассказ о путешествии к сивучам, облюбовавшим брекватер Невельского порта — https://www.tourister.ru/responses/id_17777

Поэтому, о сивучах в этом рассказе ни слова. Подчеркну лишь то, что сивучи, это туристский бренд, который сейчас усердно раскручивают невельчане. Кроме того, сивуч на гербе города, а это накладывает…

Герб и флаг МО Невельский городской округ
Герб и флаг МО "Невельский городской округ"

В этом году в городе появился новый праздник — День сивуча, только вот пока не решили, куда его втиснуть, праздники каждый день и сделать это трудно. Ведь надо и соседство подобрать, это тоже нужно учитывать. Не поставишь ведь этот день после Международного дня борьбы с полиомиелитом среди куропаток или перед Днем защиты птицы-шалашника от яркого бытового мусора, как материала для строительства — тут думать надо! Тем не менее, это уже хорошо, когда в маленьких городках начинают размышлять не сколько о продвижении туристских брендов, сколько о светлых пятнах в своей провинциальной жизни. На Сахалине, кстати, этот процесс, наконец-таки пошел. Например, в Александровске, есть бардовский фестиваль «У трех братьев», в Томари появился праздник «Встреча Лаперуза», а вот в Невельске «День сивуча».

Кроме этого, в Невельске уже семь лет существует праздник под названием «Фестиваль «Международный обжиг керамических изделий под открытым небом». Мероприятие креативное, сами понимаете. Сюда приезжают люди творческие, как мастера, так и начинающие керамисты. Собираются на берегу моря более тысячи человек, зажигают под звуки салюта огромный «пионерский костер», под которым уже заложены привезенные на фестиваль сырые керамические изделия. Пока все это горит, происходит действо — театрализованные постановки о древнейшем гончарном искусстве и мастерах керамики, выступление официальных лиц, песни, пляски, шашлыки, рыба, пиво — в общем, фейерверк общения, отдыха и радости. В обжиге может принять участие любой желающий, проводятся мастер-классы, и живое общение с мастерами. На следующий день прошедшие обжиг керамические изделия извлекаются из кострища и отправляются на выставку в местный историко-краеведческий музей. По результатам происходит торжественная церемония вручения сертификатов участникам фестиваля. Это вот о ключевых событийных мероприятиях в городе.

Теперь немного об особенностях географического положения.

Напомню, что Невельск помимо того, что делит с Петропавловском-Камчатском первое место среди лавиноопасных городов, еще является городом селе-, сейсмо- и цунами опасным. В августе 2007 года в Татарском проливе, всего в 15 км северо-западнее города, произошло землетрясение силой 6,1 балла, на предельно малой глубине в 10 км. В результате были повреждены почти все жилые дома, 8 административных зданий и 6 объектов социального назначения, непосредственно пострадало 13 человек, из них один погиб. Еще одним последствием землетрясения стала отставка губернатора Сахалинской области Игоря Малахова, который по иронии судьбы был до этого пограничником в Невельске, а уйдя в запас, командовал баней и через пару карьерных ступеней, администрацией Невельска. По слухам, отставка с формулировкой «слабая организация работ по ликвидации землетрясения в Сахалинской области 2 августа», застала его в пути в пострадавший Невельск, на Ловецком перевале, на что он смачно плюнул и поехал назад сдавать дела следующему губернатору — Хорошавину. Кстати принимать дела на должность губернатора Малахову было не от кого, губернатор Игорь Фархутдинов, тоже бывший мэр Невельска, погиб при крушении вертолета на Камчатке. Хорошавин, хоть и не был никогда мэром Невельска, тем не менее, в городе бывал часто и в основном транзитом на остров Монерон (территориально входит в состав МО «Невельский городской округ»), проводить производственные совещания. Так что Невельский район имеет какое-то странное место в судьбе губернаторов острова…

Судьба же Невельска, как города неразрывно связана с судьбой Холмска, находящегося в 40 км, севернее по побережью. Эта неразрывная парочка «Хонто-Маока», в период Карафуто, находилась в конкурентных отношениях, которые и в советский период перешли в наследство от японцев. И Холмск и Невельск расположены на западном побережье, находящегося под воздействием ответвления теплого течения Куросио, за счет этого здесь самое теплое побережье в пределах Сахалина. Летом температура воды поднимается выше 20°, зимы мягкие (всего 4 месяца, по сравнению с Охой — 7 месяцев) и среднегодовые температуры дотягивают до +6°С (в Охе -0,2°С). Как следствие — и Холмск и Невельск имеют незамерзающие порты.

Изначально и Хонто и Маока находились в равных природно-климатических и экономических условиях. Баланс был нарушен в 20-е годы, японской мафией бумагоделательных заводов, которые на уровне японского парламента продавили решение о строительстве железной дороги связавшей Тойохара и Маока, а второй проект, менее затратной по ресурсам, Рудака — Таранай — Хонто был провален. Оставшись без дороги, город Хонто был обречен на исполнение «вторых ролей» и дублирующих функций. Это было обидно и досадно. Даже в 1945 году, когда в Маока десантировалась советская армия и шли бои, Хонто пришлось довольствоваться тем, что город взяли «попутно». Десантники зашли сюда переждать шторм, по пути в Оодомари, а местный гарнизон этому не стал сильно противиться.

Холмск и Невельск, находятся на отвоеванной у моря территории, ее насыпали увеличивая площадь расширяющегося города, которому очень тесно между склонами прибрежных хребтов и линией прибоя. Невельску по сравнению с Холмском «очень тесно» и он ограничивается всего одной-двумя улицами, вместо трех-четырех. Из-за этого Невельск имеет вид не презентабельный, ведь и коммуникации и линии электропередач и железную дорогу, не говоря уже о строениях, надо умудриться втиснуть в это узкое пространство.

Улицы Невельска

Ну да ничего, живут ведь люди и привыкают, а природа-матушка в 2007 году вместе с разрушениями преподнесла подарок. Блок земной коры приподнялся в результате подвижек и сушей стало дно моря на юге города, да аж на целых 4 км².

Теперь эту территорию называют «Новая Земля». После землетрясения в городе построили новый квартал трехэтажных «евробараков», одетых в сайдинг, под их строительство отсыпали территорию на севере города. Так вот еще прибавили землицы. А вот населения в Невельске убавилось, больше чем в два раза. В 1992 году было 23 тысячи, в 2016 только 10,5. Для желающих уехать под Южно-Сахалинском был построен «Невельский городок», возведенный из таких же трехэтажных быстровозводимых бараков, но многие решили, что лучше и привычнее жить в бараках на берегу, на родине, чем в бараках на чужбине.

Первое, что видит путешественник, въезжающий в город, развилку на Холмск со стелой Юрию Гагарину. Стела до того старая, что уже никто не помнит, когда она была поставлена. У меня даже такое подозрение, что часть жителей Невельска и не знает кто такой Юрий Гагарин. Таковы уж наши сегодняшние реалии с системой образования и воспитания. Но, вы наверное знаете, что отсутствие системы, тоже система.

От этой развилки по трассе «Р-493», а затем «Р-495» до Южно-Сахалинска 82 км. После того как положили асфальт дорога до Невельска, стала одним удовольствием — быстро, мягко, комфортно и всего за час двадцать.

Улицы Невельска

От развилки уходим налево, на юг, по улице Приморской. Так как улица одна (параллельная ей больше напоминает обрывающийся в самых непонятных местах переулок) и вытянута на десять километров, то невельчане разделили ее на несколько отрезков, переходящих друг в друга. Так, улица Приморская переходит в улицу Победы, далее в Северную, затем в Советскую, Ленина, Береговую, Морскую и заканчивается улицей Казакевича. Казакевича выводит нас на южную окраину города и мы незаметно попадаем на дорогу ведущую на Шебунино, последний населенный пункт на юго-западном побережье острова.

Морской ёж. Ну, кто-то покушал, вот его жене не повезло...

О том, что посмотреть. Из природных объектов можно заехать в южный распадок, на улицу Яна Фабрициуса и попить из серного источника. Я этот раз так и сделал. Ощущения? Не любитель я сернистой воды, отдающей тухлыми яйцами. В умной книжке про источники Сахалина вычитал, что этот источник аналогичен воде Казбеги (Грузия).

Перед поворотом на улицу Фабрициуса, если свернуть направо находится ключевой ресурс — брекватер, где в первую половину года находятся сивучи, об этом я уже писал.

С периода Карафуто, кроме порта и фундамента храма Хонто дзиндзя (1922) ничего не сохранилось. Фундамент храма до сих пор стоит, даже землетрясение ему не тронуло. Находится он за православным храмом, на плоской, выравненной площадке. Фундамент возвышенный, такой тип японцы называют «хэйден» и имеет сохранившиеся основания «хей каки» — изгороди. Оттуда, сверху можно осмотреть порт.

Интересное место находится в 7 км от южной границы города. Это маяк Кеннуси (Лопатина), построенный японцами в 1918 году. Его постройка требовалась для подачи сигналов кораблям на подходах к порту Хонто, который начали строить двумя годами ранее, в 1916. После 1946 года маяк был переименован в маяк Лопатина.

Маяк стоит на морской террасе высотой 45–50 метров и отсюда открывается отличный вид на остров Монерон, заливчик перед Невельском и лежащую внизу автомобильную и железную дорогу. Терраса выположена, благодаря чему японцы в 1927 году, разместили здесь аэродром с достаточно длинной ВПП. А на севере террасы уже в наши дни появилось невельское кладбище. Сказывается дефицит пространства. Усопших приходится увозить по берегу на террасу за 7 км от города. А может это и хорошо — никто не мешает, на террасе спокойно, несколько рощиц дубов с перекрученными стволами. На кладбище почти нет крестов, сплошные черные камни, а издали, с маяка кажется, что это люди в черной форме, идущие в атаку.

Наверное по ночам здесь жутковато. Но смотритель маяка опытный и тертый — ничего не боится. Недавно, например, огонь зажигал III зимних всемирных военных игр, и ничего, не волновался, руки не тряслись, и когда немецкие эшелоны партизаном под откос пускал, тоже не тряслись. Оказывается Владимир Иванович Комаров, смотритель маяка, имеет 70-летний трудовой стаж, из них на маяках Сахалина работает 60, в том числе на этом — 51 год. Личность легендарная, ему 86, это, наверное, и есть самый главный туристический ресурс побережья, а маяк, так, приложение к нему, декорации…

Из монументов советского периода стоит посетить памятник Г. И. Невельскому, который находится в сквере его же имени. Он появился там, как подарок, на 50-летие города Невельск, в 1996 году. Говорят, что раньше это был памятник юному студенту Ленину, который долго лежал на складе. После 1991 года памятники Ленину ценности поубавили и куда их девать никто не знал. А тут появился заказ на Невельского. Автором мореплавателя является Клара Михайловна Багдасарова (Москва), это она бронзовому Ленину «приварила» усы, погоны, вручила штурвал, и «родила» юного Геннадия Ивановича Невельского. Уже здесь, на месте скульптурную композицию, как могилку, покрасили «серебрянкой» и поставили место, где сделали небольшой сквер. А что, я вгляделся, смахивает на правду, посмотрите внимательно и вы.

А вообще Невельского у нас заслуженно любят, если бы не он, я бы, наверное, не писал о Сахалине, а писал бы кто-то другой, но про Карафуто. Из брошюры выпущенной областной библиотекой становится ясно, что в Сахалинской области 13 географических пунктов носят его имя, здесь поставлено 4 памятника, 1 бюст, 1 памятный знак, его именем названо 2 сквера, 8 улиц и 1 переулок (хорошо хоть нет тупика им. Г. И. Невельского).

В южной части города стоит монумент, посвящённый памяти экипажей невельских судов «Севск», «Себеж», «Нахичевань» и приморского судна «Бокситогорск», погибших 19 января 1965 года в Беринговоморской промысловой экспедиции. Это его второе место дислокации, во время землетрясения памятник был разрушен и его восстановленный вариант поставили уже у моря.

Ну и конечно памятник В. И. Ленину установленный на центральной площади 22 апреля 1961 года. Он кстати никак не пострадал от стихии, так как был рассчитан на удары 11 бального землетрясения.

Здание администрации

Муниципальный историко-краеведческий музей, находится на центральной площади Невельска, и я в нем до этой поездки никогда не был. Входной билет — 50 рублей, пенсионеры и школьники — 25 рублей, экскурсия соответственно — 50 и 25 рублей, съемка — 100 рублей. В этом здании музей обосновался недавно, уже после землетрясения. Я был приятно удивлен, он оформлен с большой любовью и профессионально, так что мне стало казаться, что это самый хороший музей на Сахалине. Выставляю несколько фотографий из зала Карафуто и экспозиции «Традиционные куклы Японии Нингё». Нингё, само по себе переводится с японского, как кукла. Эта экспозиция будет находиться в музее до 30 апреля. Куклы из частной коллекции и скорее всего, выставляться больше не будут. В коллекции 33 гейши, 7 самураев и 1 ниндзя. Это не так много. Понятно, что в мире есть коллекции насчитывающие сотни, а может и тысячи экземпляров. Но мне показалось, что яркие, красивые куклы, после грязно-весенних снегов и ветров побережий по особенному загадочно улыбались через стекла витрин. И это вселяло надежду на скорую весну, зелень листьев и цветение сакуры, которая перешла в наследство от Хонто и сохранилась в Невельске.

Муниципальный историко-краеведческий музей. Постоянная экспозиция Карафуто. Традиционная японская печка-буржуйка, с которой на Карафуто, зимой было тепло
Муниципальный историко-краеведческий музей. Постоянная экспозиция "Карафуто". Традиционная японская печка-буржуйка, с которой на Карафуто, зимой было тепло
 Муниципальный историко-краеведческий музей. Постоянная экспозиция Карафуто
Муниципальный историко-краеведческий музей. Постоянная экспозиция "Карафуто"
 Муниципальный историко-краеведческий музей. Постоянная экспозиция Карафуто. Японские игрушки
Муниципальный историко-краеведческий музей. Постоянная экспозиция "Карафуто". Японские игрушки

А постоянные экспозиции музея увидите сами, если посетите Невельск. Город, омываемый теплым ответвлением Куросио, выходящий по-тихому на «главные роли» сахалинской сцены.

Сахалин: Вокруг острова (история со страшным концом

Сахалин. Вокруг острова: продолжение истории со страшным концом

Сахалин. Вокруг острова: окончание истории со страшным концом

Сахалин. Новоселово — Оитэ: Хрустальный ключ, что течет у моста «Кинен-баси»

Сахалин. Томихара: японский поселок затерявшийся во времени

Сахалин. Периферийная периферия: Чехов

Зачарованные дюны мыса Слепиковского

Сахалин. Юго-запад. Мыс Слепиковского

Сахалин. Осака-Рандомари: дорога призрачных фантомов

Сахалин. Холмск-Маока: вид на город широко раскрытым японским глазом