Константин Павлов — был вчера 22:53
 – Скоро в Африку! В Чёрную Африку!

Соловецкий архипелаг! Таинственные каменные лабиринты или немного мистики

28 октября 18:00 Соловецкие острова — Россия Июль 2016

Соловецкие лабиринты — памятники дохристианской культуры

Соловецкие острова считаются местом православной христианской традиции, однако, в этих местах есть и многочисленные свидетельства языческой дохристианской культуры. И в этом, конечно, нет ничего удивительного, ведь история Соловков гораздо древнее, чем история христианства.

Есть на Соловецком архипелаге очень древние постройки — таинственные каменные лабиринты. Кем, когда и для чего они были созданы? Версий множество. От самых прозаических (использовались для ловли рыбы), до мистических («места силы», точки перехода в загробный мир).

Как известно, лабиринты имеют место быть в культуре многих стран. Первым, из известных лабиринтов, который придет на ум большинству из нас будет лабиринт построенный царем Крита — Миносом. Мы помним эту страшную историю со счастливым концом, про юношу Тесея, который убил кровавого Минотавра — чудовище с телом человека и головой быка и выбрался из лабиринта с помощью нити, данной ему в знак любви прекрасной Ариадной. Или вот, например, мой опыт недавних китайских путешествий свидетельствует, что есть такая китайская традиция оформлять вход в дома не по прямой, а зигзагообразно, часто виде лабиринтов, ибо, считается, что злые духи и всякая нечисть летают только по прямой. Можно вспомнить и знаменитый Стоунхендж, и египетские пирамиды, и многие другие знаменитые и загадочные объекты, в которых присутствуют в том или ином виде лабиринты и, информация о которых зашифрована и не имеет четкого объяснения.
Однако, вернемся именно к соловецким лабиринтам. И перед поездкой на Соловки и особенно после, меня, почему-то, эта тема сильно заинтересовала. Прочитал несколько научных и околонаучных статеек, посмотрел несколько научно (или опять же околонаучных) — популярных фильмов, вспоминал, что о лабиринтах рассказывали там, на Соловках. Провел некий анализ первоисточников, результатами которого спешу поделиться.

Для знакомства с лабиринтами Соловецкого архипелага давайте отправимся на один из его островов называемый Большой Заяцкий, ибо именно на этом островке, площадью не более 1,5 квадратных километра сосредоточена основная часть соловецкого скопления лабиринтов.

На острове Большой Заяцкий

Но сначала предлагаю отвлечься немного от темы лабиринтов и уделить внимание самому островку Большой Заяцкий. Он невероятно живописный, с историей насыщенной яркими, иногда курьезными, а чаще драматическими событиями.

С Большого Соловецкого на Большой Заяцкий мы добирались на катере. Ходу минут сорок.

На главном острове архипелага было тепло и солнечно, а на Заяцком моросил мелкий дождик. Говорят, это распространенное явление. И расстояние между островами вроде небольшое, километров пять, но погода на Заяцком и холоднее, и ветреннее и дождливее.

Знакомство с островом Большой Заяцкий начинается с каменной гавани.

Ее построили еще в 16-м веке по инициативе великого (не побоюсь этого слова) игумена Филиппа Колычева. Именно при его непосредственном руководстве и Соловецкий монастырь перестраивали, и каналы между озерами прорывали, и дамбы с острова на остров прокладывали. Вот и гавань на острове Большой Заяцкий именно благодаря игумену Филиппу построили, чтобы прибывающие в монастырь купцы и паломники могли найти спасение от штормов неспокойного Белого моря. Уж очень в этом месте был удобный фарватер, без подводных камней. За века, конечно, гавань подверглась разрушению, и фарватер обмелел, но, тем не менее, это единственная в России гавань, сохранившаяся с 16-го века (во всяком случае, такая у меня есть информация).

С тех же времен на острове сохранились и хозяйственные постройки, для размещения и кормежки прибывающих на остров людей, старинные и при этом очень живописные.

Немало исторических событий связано с островом Большой Заяцкий. В годы «соловецкого сидения» здесь располагались стрельцы, присланные для усмирения непокорных соловецких монахов, не желавших признавать реформы Никона.
В самом начале 18-го века этот остров посетил неутомимый Петр Великий (вот уж точно Великий), именно отсюда отправившись на взятие крепости Орешек. Петр I, кстати, несколько раз посещал Заяцкий остров, на котором по его приказу возвели церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного.

Как известно, этот святой апостол считается покровителем флота и именно в честь Андрея Первозванного распятого на косом кресте, теперь подобный крест изображен на флотском флаге.

Можно вспомнить и конфузную осаду Соловецкого монастыря английскими кораблями во время Крымской войны 1855 года. На остров Большой Заяцкий им все-таки удалось высадиться, среди основных успехов английского войска можно выделить разграбление церкви и отстрел островных овец. Хотя, говорят, овец англичанам немного досталось. Большую часть стада предусмотрительно разогнал по острову его предводитель — старый мудрый козел. Может с тех пор, и затаили обиду на русский мир не ласковые к нам англосаксы.

В тридцатые годы 20-го века на острове Большой Заяцкий находился женский штрафной изолятор. Но тему СЛОНА не хочу сейчас поднимать, она требует особого внимания.

Соловецкие лабиринты: версии происхождения и предназначения, научные и не очень

На эту тему, как я говорил, очень много всякой информации. Более эрудированные в этом вопросе, чем я, люди писали книги, снимали фильмы, выдвигали гипотезы, проводили исследования. Я просто систематизирую увиденное, услышанное и прочитанное, потому как это интересно.

Так вот. На небольшой территории острова Большой Заяцкий исследователи насчитали 13 лабиринтов и больше чем 850 валунных насыпей.

Датируются лабиринты 1–2 веком до н. э. Говорят, что подобные мегалитические сооружения встречаются в разных странах мира, например, в Ирландии, Скандинавии, Франции. Может когда-то на этих землях жила единая цивилизация?

Среди разнообразных версий происхождения древних лабиринтов начнем с самой прозаической. Есть гипотеза, что лабиринты это «ловушки для рыбы». Все очень просто. Во время отливов рыба не успевала отыскать выход из лабиринтов, что и было нужно хитроумным рыбакам. Но тут есть некоторые нестыковочки: немалое количество лабиринтов сооружено далеко от воды и водой совсем не заполняются. Да и знающие люди говорят, что в районе Соловецкого архипелага нет и не было такой рыбы, которую можно было бы поймать подобным способом.

Тогда возникает следующая гипотеза, что это все-таки «рыболовные сети», но не простые, а магические. То есть служили для осуществления неких магических ритуалов имеющих отношение к добыче рыбы.

Дальше мысль ученых — лабиринтоведов, развивалось в том направлении, что лабиринт — это магический инструмент шаманов и что лабиринты это сети, но уже не рыболовные, а «защитные», предназначенные для запугивания душ умерших людей с тем, чтобы они не могли возвратиться к пока еще живым. Следуя по спиралям лабиринта, душа умершего должна была «потерять ориентир» и уже никогда не найти выхода назад.

Но тут вообще ничего не понятно. Лабиринты обладают одним входом, который также является и выходом. Если войти в лабиринт и не пересекать границы, то есть идти строго по бороздкам, то через какое-то время (для одних лабиринтов это время составляет 5–10 минут, для вторых — более получаса) выйдешь там же, где и вошел.

То есть если человеческий Разум способен выйти из лабиринта, то почему это не под силу человеческой Душе? Но не будем, углубляется в такие дебри. Тут надо или верить или не верить, ведь это и есть основа любой религии. А если вы, как и я, будете подвергать существующие догмы сомнению, тогда вы атеист-безбожник, а это сейчас не модно.

Однако, проанализировав, все версии происхождения каменных лабиринтов на Соловецком архипелаге можно сделать вывод. Большинство из них находятся в рамках концепции «культа мёртвых». Логика рассуждений развивается по следующим направлениям. С одной стороны, каменный лабиринт символический вход в «потусторонний мир», в «царство мёртвых» (понравилось выражение профессора Жижина — «модель слива души в потусторонний мир»), с другой, что это своеобразные погребальные сооружения, и даже святилища, погребальные алтари, связанные с миром мёртвых.

Вот и Павел Флоренский, философ и священник, узник и жертва СЛОНА, предполагал, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и предназначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу. И археолог Брюсов (родной брат известного поэта-символиста) соглашался с этим предположением, утверждая, что лабиринт является местом, где проводился обряд захоронения. Правда, позже он сам опроверг свою гипотезу, когда участвовал в раскопках одного из лабиринтов и не нашел никаких следов древних захоронений.

Но, другие археологи были более удачны. Археолог Куратов, делая раскоп одной из каменных куч на Большом Заяцком острове, обнаружил под ней не до конца истлевшие частицы обожжённых человеческих костей.

На основании этого он сделал вывод, что лабиринты являлись родовыми святилищами, где древние погребали умерших, совершали магические обряды, выполняя, таким образом, функцию святилищ.

Другие исследователи продолжали развивать эту гипотезу, обращая внимание на явную осознанность выбора Соловецких островов в качестве места родовых и племенных погребений. Дело в том, что у древнего беломорского населения были свои представления о потустороннем мире и смерти. Эти представления заключались в перемещении тела за водную преграду, его сожжения, закладки останков каменной курганной насыпью с целью не допустить возвращение души умершего из потустороннего мира.

Таким образом, получается, что Соловецкий архипелаг — это крупнейший первобытный культовый центр Беломорья, такая своеобразная «Страна Мёртвых», а лабиринт является «входом» в это царство.
Вот такой основной вывод, который можно сделать, проанализировав основные гипотезы происхождения лабиринтов. Так ли это? Точного ответа не знает никто. Все это лишь чьи-то догадки, не поддающиеся экспериментальной проверке. Есть и другие предположения, более оригинальные, что лабиринты это место посадки НЛО, антенны для связи с космосом, навигационные знаки или даже искусственные нерестилища для воспроизводства рыбы. Но мне больше по душе теории связывающие лабиринты с «царством мёртвых», тут хоть какая-то логика прослеживается.

Про березки, мхи, лишайники и камни

Чтобы отвлечься от моих дилетантских умозаключений и версий происхождения лабиринтов полюбуйтесь природой острова Большой Заяцкий. Это красота нереальная.

Растительность этого острова разительно отличается от природы Большого Соловецкого острова. Тут нет лесов и озер. Все растения низкорослые: скрюченные маленькие березки и невысокие кусты, мхи, лишайники.

И камни, очень много камней.

начало предыдущий рассказ следующий рассказ

на Соловецких островах

29 октября 10:49
Каменный лабиринт очень впечатлил. Вообще места выдающиеся, такая скупая северная красота во всем.
29 октября 11:23
Соловецкие острова очень сильное место, с множеством природных и исторических достопримечательностей. Мы очень рады, что побывали там
Juliette17
29 октября 11:46
Какие таинственные, суровые и красивые места!
29 октября 11:59
Все эти определения очень точно подходят к Соловецким островам. И суровости, и таинственности, да и красоты там хоть отбавляй
29 октября 11:55
В каких необычных местах побывал, Костя! Представляю, какая там энергетика! Строгая северная красота в сочетании с памятью о трагическом прошлом и мистикой! Впечатляет!
29 октября 12:02
Там точно какая-то особая энергетика. Я не очень то верю во все эти "места силы", но не знаю, все-таки там необычные места
29 октября 12:11
Мы многого не знаем, но бывая в подобных таинственных местах, чувствуем их необычность.
29 октября 12:30
Именно так, знания ограниченны и много понять не дано, иногда приходится полагаться только на ощущения
29 октября 13:21
Но это так интересно! Неизведанное влечёт и побуждает к путешествиям и исследованиям!
29 октября 14:40
Конечно, вот мы и путешествуем!
29 октября 13:11
с тех пор, и затаили обиду на русский мир не ласковые к нам англосаксы.
Ага, даже российские козлы и овцы оказались умнее них.
Места волшебные. Там всякие умозаключения по-поводу лабиринтов уместны. 40 минут на катере - прилично. Не укачивает?
29 октября 14:15
Лен, из дома не могу цитировать. Про козлов и овц понравилось.
29 октября 15:03
Успешной осаду Соловков англичанами не назовёшь, куда не глянь, везде конфуз
29 октября 14:44
версии разные, но это все догадки, а где истина море спокойное было и намёка на качку не было. Все прошло отлично!
29 октября 14:13
Модель слива душт в потусторонний мир - сильно!
Костя, проглотила на одном дыхании.
29 октября 15:00
Спасибо Наташа!
Elve
29 октября 17:10
интересно вы рассказали про лабиринты
29 октября 17:51
Эта тема многих исследователей или просто любителей интересовала. Есть хорошие материалы на тему лабиринтов, фильмы неплохие сняты. Я немного по поверхушкам пробежался, чтобы обозначить интерес
Elve
29 октября 18:26
когда была на Соловках , хотела узнать подробнее о лабиринтах
29 октября 20:54
Вы были на Большом Заяцком острове?
denis111
29 октября 20:28
Отличный рассказ и фото
29 октября 20:54
Спасибо
29 октября 21:24
Очень здорово, красиво, интересно и загадочно!!!!
30 октября 0:05
Спасибо
29 октября 23:46
Интересны все гипотезы о лабиринтах, но сердцу ближе о "царстве мёртвых". Даже, мхи и лишайники относят к этому царству. Константин,а Вы сами по лабиринту прошлись?
30 октября 0:04
Конечно, правда выбрал самый маленький. Честно было страшно, говорят были случаи ухода в параллельный мир но видно здесь я нужнее
30 октября 0:06
Места удивительные!
Lilija_Krjazheva
30 октября 8:06
Знаковое место, впечатлило В наших краях тоже есть аналогичное - Аркаим. Никак не доберусь до него
30 октября 8:53
Про Аркаим я слышал. Поезжайте, найдите время. Было бы интересно, что там и как
Lilija_Krjazheva
30 октября 9:00
Постараюсь
Elpon
30 октября 11:00
Очень интересно про лабиринты, спасибо. На Заяцком острове не была, но видела их на Соловецком.
30 октября 14:30
На Соловецком на мысе Лабиринтов. Эти лабиринты в 70-е года прошлого века профессор один вместе со студентами соорудил, как научный эксперимент. А вот на Заяцком вроде древних времён
sany4
30 октября 11:01
Тоже в последнее время мониторю тему карельских загадок - лабиринты, сейды... Много, конечно, наворочено мистики. Твоя, Костя, версия с лабиринтами ближе к истине, думаю. Дай Бог, чтоб все сложилось и своими глазами взглянуть...
30 октября 14:32
Надо, надо Валера. Может на следующее лето, добраться туда в принципе не сложно
sany4
30 октября 14:41
Уж который год собираюсь... Переманивали другими "вкусностями".
31 октября 4:26
Это точно проблемы. Желание и выбор гораздо больше наших возможностей
TRenv
30 октября 12:07
СПАСИБО! Даже комментировать трудно, хочется просто туда ехать, с каждым новым рассказом о тех местах, такое желание все больше
30 октября 14:36
спасибо. В этом вся и проблема, начитаешься материалов на Туристере, и все время куда-то тянет болезнь какая-то, заразная
30 октября 12:11
Все интереснее и интереснее! А про мистику жтих мест много сказаний и преданий, домыслов и загадок.
30 октября 14:41
Спасибо, края там и правда какие-то удивительные. Прошло время после Соловков и все больше понимаешь какое сильное там место, непонятное и мистическое
30 октября 20:38
Загадочные лабиринты очень интересны... Будоражат воображение!
31 октября 4:35
Тема лабиринтов меня очень заинтересовала, да и только меня. Столько людей ломали голову, чтобы разгадать их загадку. Но точного ответа на все вопросы не узнать никогда
31 октября 8:21
Лабиринты конечно очень интересная штука. Правда обидно, что в девяностые очень многие лабиринты "починили", а кое где новые построили. Теперь все окончательно запуталось...
Тема супер, очень интересная...
31 октября 16:28
На Большом Соловецком точно профессура со студентами экспериментировала, на Заяцком вроде древние, но скорее всего восстановленные. Вряд ли администрацию СЛОНА беспокоила их сохранность, да и другие смутные времена были. А тема действительно интересная
Ivan_Kuchin
31 октября 10:08
Удивительные места, места силы. Не зря там Петр гостил перед взятием Орешка, видимо, там обрел силу.
31 октября 16:31
Про Петра мне тоже именно такая мысль пришла. Зарядился энергией и силой этих мест и победил
31 октября 15:14
я про лабиринты раньше не слышал,хотя,откровено,и про Соловки мало знал(до этого)
еще впечатляет обилие камней!
31 октября 16:35
До поездки туда я тоже самое, имел о Соловках самое общее впечатление. Для этого и путешествуем и спасибо Туристеру, который помогает систематизировать информацию и впечатления
9 ноября 23:43
Обожаю такие загадки! Интересные гипотезы. О том, что оказывается у лабиринта выход там же, где и вход узнала впервые. Жаль, нет машины времени, нельзя перенестись в прошлое и узнать как же все было на самом деле. Хотя, допускаю, что подробности могут быть самыми.... неаппетитными.
10 ноября 10:33
julykum писала 9 ноября 23:43
Обожаю такие загадки!
я тоже Юля люблю вот такое. Всякие версии, догадки, гипотезы... Как там было на самом деле трудно сказать, действительно
Жаль, нет машины времени
11 ноября 16:03
Интересно и загадочно,точно!
15 ноября 19:56
Веет покоем и умиротворением от северных пейзажей! Тишь да благодать!)
16 ноября 9:55
Olegka писал 15 ноября 19:56
Тишь да благодать!)
в середине лета да. Как там зимой? Не знаю думаю не так безмятежно