Турист Natallly
Natallly
была 30 ноября 2016 15:13

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

Казбеги, Джута, Ананури, Мцхета, Тбилиси, Кутаиси + 1 город — Грузия Сентябрь 2016

Мечты сбываются! Путешествие на машине в Грузию длиной в 6300 км. Минск — Степанцминнда — Джута — Тбилиси — Кутаиси — Кинчха — Кобулетти — Батуми — Минск 22.08.2016–13.09.2016

Здравствуйте!

Спустя почти месяц после поездки в Грузию решилась написать отчетик. Мы с мужем очень любим путешествовать на машине, объездили Прибалтику, Польшу, Украину. Я в Грузии уже была, в 2010 году, еще во время учебы в университете, летела Минск — Тбилиси, потом автобусом до Анаклии, это был отдых на море, но с тех пор у меня осталась мечта объехать Грузию, рассмотреть всё не только через окно автобуса…

И вот этим летом достаточно спонтанно муж предложил поехать в Грузию. Идея ехать в такую даль на машине мне казалась поначалу сумасшедшей, тем более, что маршрут пролегает через Пятигорск, Нальчик, Владикавказ — города, одни названия которых меня всегда пугали, Но в силу нашей любви к поездкам на машине, и достаточно ограниченного бюджета, в итоге поехали на авто, о чем ни разу не пожалели. Кстати, машина у нас сейчас не очень-то предназначенная для путешествий, маленькая Мазда2, но для двоих нам было вполне достаточно места, и дороги все оказались вполне проходимыми даже для такой машинки.

На подготовку к поездке ушло около недели, за это время было подробно изучено много различных отчетов о поездках и по итогу составлен план маршрута. Сразу оговорюсь, что мы очень любим море, поэтому из 3 недель поездки было запланировано: 1 неделя на изучение всех интересных нам мест и почти 2 недели на море. По совету знакомого, который часто ездит по России выбрали такой маршрут: Минск — Вязьма — Калуга — Тула — Ефремов — Воронеж ну и дальше по М4 Дон, оплачивали дороги по России с помощью транспондера, везде проезжали без очереди по отдельной полосе, что очень удобно. Маршрут получился отличный: дороги все с хорошим (зачастую свежим) покрытием, от Вязьмы до Воронежа идёт 2х полоска, но населенных пунктов не очень много.

Итак, День 1: Выезд из Минска в 19:00, за первый вечер мы проехали 650 км и остановились в Калуге немного отдохнуть, спали на заправке в машине, т. к. не было ни сил, ни желания искать какое-то жилье.

День 2: Стартуем из Калуги в 6 утра. За день проехали 1300 км, ну как проехали, ехал в основном муж, я проехала 300 км за рулем, больше не выдержала южного сумасшедшего движения и сдалась. Но ему рулить в радость, так что я вернулась на свое место штурмана, и все были довольныJ Больше за руль меня и не звал за всю поездку. Вторую ночь мы тоже спали в машине, т. к. оставалось всего 450 км до Грузинской границы, и не хотели терять время, чтобы как можно скорее попасть в Грузию.

День 3: Верхний Ларс, Степанцминда, Джута.

Стартуем из Армавира в 05:30 утра. Меня очень удивило большое количество жигулей на дорогах Южной России, я их столько в жизни не видела)).

Около 12 часов мы были на границе, обе границы прошли за 30 минут, с этим нам очень повезло! Когда мониторили перед поездкой ситуацию на границе боялись провести там сутки, а приехали, и перед нами 1 машина всего.

Итак, мы в Грузии! Сразу после границы около 2 км очень плохой дороги, т. к. из-за частого схода селей ее тут просто нету смысла делать, все ползут медленно, особенно мы на своей мазде2))) И сразу же начинается сказка! Перед нами открылись такие пейзажи, что просто дух захватывало от красоты. Первой нашей остановкой была Степанцминда: у меня был пунктик попить кофе на террасе Rooms Hotel Kazbegi, я видела эту террасу в списке самых красивых в мире и никак не хотела упустить возможность там побывать. В банке мы поменяли деньги (кстати курс оказался вполне приличным, как в Тбилиси) и отправились пить кофе. Вид там просто потрясающий на гору Казбек!

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

В этот день нам предстояло добраться в Джуту, откуда у нас был намечен пеший маршрут по горам, поэтому мы не стали больше тратить время в Степанцминде и поехали дальше.

Немного расскажу про то, как мы выбрали Джуту. Мы были много наслышаны про красоты горной Сванетии, и очень хотели побывать в настоящих горах, но поскольку мы планировали всего 1–2 дня на горы, искали варианты по пути, чтобы не ехать в сторону лишние 250 км. И нашли! Джута — это второе по высоте поселение в Грузии, находится на высоте 2200 м над уровнем моря, оттуда есть несколько пеших маршрутов по горам. Не буду много писать, подробно всё описано в этой статье:

От Степанцминды до Джуты 20 км, из которых 15 по грунтовке над ущельем реки. Ехать страшно, но виды потрясающие:)

Дорога в Джуту

Машину оставили на парковке возле отельчика (было написано платная, но денег никто не просил), взяли с собой палатку, спальники и стали подниматься в кемпинг Zeta Camp, в котором провели 2 следующие ночи. Подъем по тропинке около 20 минут, и мы на месте.

За двоих со своей палаткой ночь стоила 20 лари, есть туалет и горячий душ.

ZETA Camping

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

В этот день вылазок в горы не делали, т. к. уже вечерело да и устали после дороги, решили хорошенько выспаться и на утро пораньше отправиться в горы. Но выспаться нам не удалось, после заката стало очень холодно! Мы конечно были наслышаны про перепады температуры в горах, но к такому резкому не были готовы, днем было около +23 и яркое солнце, ночью +4, мы в своих тонких спальниках очень замерзли и чуть дождались утра, чтобы согреться под солнышком.

День 4. Джута, перевал Чаухи.

Зато утром вид из палатки нас ожидал невероятный! Гора Чаухи прямо по курсу!

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

В 9 утра мы отправились на прогулку. Нашей целью был перевал Чаухи, который находится на высоте 3350 м, про перевал и дорогу к нему подробно описано в статье, ссылка выше. Вначале мы шли по красивой зеленой долине Сно, пейзажи там просто невероятной красоты!

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

По пути попадалось много рек и ручейков, небольших водопадов и побольше, и такая полная тишина, которая нарушается только шумом горных рек.

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

Пару раз пришлось вброд переходить речки, правда неглубокие, ниже колена, но вода к них ооочень холодная. Но потом подъем оказался сложнее чем мы предполагали, особенно там, где долина закончилась и начался каменистый склон хребта. Когда мы взбирались на высокую гору, каждый раз думали, что это последняя, и сейчас будет перевал, но всякий раз перед глазами возникала очередная неприступная гора…

Гора Чаухи становилась всё ближе:

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

Но как же мы были счастливы, что не сдались и дошли до нашей цели! Ощущения находится на вершине горы, на которую ты поднялся сам, просто непередаваемые.

С перевала открылся потрясающий вид на другую долину и Абделаурские озера — 3 озера голубого, белого и зеленого цвета.

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

И гора Чаухи (высота около 3800 м) уже не казалась такой далекой и неприступной. За день прошли около 20 км и набрали высоту 1100 м (в горах мы были впервые). Людей мы почти за этот день не встретили, только пасущихся коров и лошадей. После того как перевал мы взяли, предстояло еще вернуться назад в лагерь, спускать вниз по осыпающимся склонам было еще сложнее чем подниматься плюс уже были подуставшие, но мы вернулись, и даже успели до заката. Забегая вперед, скажу, что из всего путешествия для меня этот день похода по горам оказался самым запоминающимся и необыкновенным! Правда после такой прогулки все мышцы болели так, что на завтра мы с трудом ходили и в горы уже вряд ли бы смогли подняться).

День 5. Ананури, Мцхета, Тбилиси.

С утра выдвигаемся из Джуты, по пути встретили замечательного ослика, который не боялся к нам подойти

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

И к нашему большому удовольствию, из-за угла дороги показалась во всей своей красоте вершика Казбека! До поездки в Грузию мы читали, что её удаётся увидеть только хорошим людям, поэтому я очень ждала такого знака природы:) Казбек просто невероятный!

К вечеру запланировано попасть в Тбилиси, но по пути у нас запланировано несколько остановок. Заезжали к Арке Дружбы Народов, виды там изумительные, но нас после вчерашних гор и пейзажей уже сложно было удивить). Дорога очень красивая, серпантины такие, что кружилась голова, а от перепада высоты у меня постоянно закладывало уши, как в самолете. Словом, от самой дороги впечатлений масса, ещё мы перед отъездом загрузили в машину грузинские мелодии, когда ехали по военно-грузинской дороге, музыка была очень кстати, она дополняла впечатления от пейзажей и серпантинов.

Потом по пути Жинвальское водохранилище и крепость Ананури на нем.

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

Озеро просто волшебное, вода чистая, теплая, лазурного цвета! Мы не удержались от соблазна искупаться.

После забега по горам расслабиться в водичке было очень кстати.

Уже на подъезде к Тбилиси завернули на Мцхету, погуляли, посмотрели, правда обещанного слияния двух рек мы не заметили, вода как-то смешалась и стала вся примерно одного цвета.

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

Но подняться туда стоит в любом случае, виды очень красивые.

По дороге к Тбилиси забронировали квартиру на Airbnb, приехали и нас уже ждала хозяйка. Жили мы в старой части Тбилиси, выбирали так чтобы было всё в шаговой доступности. Добираться везде было действительно удобно, а вот неутихающий всю ночь шум на улице немного мешал, но это мелочи. В Тбилиси жизнь кипит!

День 6. Тбилиси.

Весь этот день был посвящен изучению Тбилиси, мы читали, что на этот город нужна неделя, но нам пришлось ужиматься в более короткие сроки))) Город невероятный, в двух словах не описать, но первое, что бросается в глаза — город живой, он поет, танцует, бежит, едет, кричит, сигналит… Такая бесконечная радостная суматоха, так непохожая на размеренный серый Минск. Не буду много расписывать где мы побывали в Тбилиси, про него итак очень много уже написаноJ, Но мы успели за день посмотреть всё что запланировали: улочки Старого Города, канатная дорога, Мать Картли, крепость Нарикала, проспект Руставели с различными старинными зданиями, вечером поднялись на фуникулере на гору Мтацминда, любовались видом ночного Тбилиси и катались на колесе обозрения (очень советую). Весь день стояла жара около 35 градусов, что немного замедляло наши передвижения, но город нам очень понравился.

В Тбилиси очень много винных магазинов с весёлыми надписями

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

День 7. Пещера Прометея, Заповедник Сатаплиа.

Из Тбилиси мы выдвинулись примерно в 10 утра и поехали в сторону Кутаиси, недалеко от Кутаиси расположены пещеры. Пещера Прометея — просто нереальное место, для туристов открыта небольшая ее часть, около 1.5 км, но гуляли мы по ней около часа, там есть на что посмотреть: сталактиты и сталагмиты всевозможных форм и размеров, в которых можно увидеть любые чудища и фигуры, на какие хватит воображения:)

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

В пещере прохладно, около 14 градусов (на улице стояла жара), так что стоит брать теплые вещи. Нам очень понравилось, мы еще долго были под впечатлением.

Дальше по плану заповедник Сатаплиа — это комплекс, в котором можно увидеть следы древних динозавров, пещеру и сходить на смотровую площадку со стеклянным полом. Мы туда поехали ради прозрачной площадки, мне очень хотелось почувствовать этот адреналин, когда стоишь над пропастью на стекле… В любом случае заповедник был нам по пути. Сатаплиа нас не впечатлил, возможно по субъективным причинам: попался очень скучающий и неинтересный экскурсовод, за которым группа шла просто толпой, а он молчал. Следы динозавра рассмотреть хорошо не удалось, и как-то не очень правдоподобно выглядит. Пещера, которая находится в заповеднике, по сравнению с пещерой Прометея, маленькая и не такая интересная в целом, Прометей тут однозначно выигрывает. Ну и стеклянная площадка, ради которой я туда и поехала — нам показалось, что всё в каком-то запустении, стеклянный пол грязный и очень поцарапан, то есть конечно было страшновато сделать первый шаг на стекло, но потом из-за непрозрачности впечатление терялось. Но вид оттуда очень красивый.

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

По итогу этот заповедник оказался единственным местом, которое нас не очень сильно впечатлило в Грузии. Кстати, все пещеры заповедники, каньоны и прочее в Грузии работают все дни кроме понедельника до 17–18 часов (есть официальный сайт, на котором мы смотрели информацию о времени работы).

Поскольку из заповедника мы выбрались ближе к 17 часам, в этот день мы больше никуда не успевали (в этой местности по планам был еще каньон Окаце и водопад Кинчха), мы поехали в Кутаиси, где остались на ночь. Hostel Ukimerioni мы нашли на букинге, одно из самых недорогих предложений. И это оказалось нашим любимым жильем за всю поездку) По факту это был гостевой дом с очень радушными хозяевами, нас угощали инжиром и мандаринами прямо с деревьев в саду!

Мы поставили машину и пошли пешком гулять по ночному Кутаиси, покатались на канатке (явно нетуристическое место, такие старинные дребезжащие вагончики, и проезд 30 тетри),

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

нашли еще колесо обозрения по пути и катались там одни))).

И даже увидели Эйфелеву башню!

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

Погуляли по старому городу и посидели в кафе на набережной. Прогулка по Кутаиси не была в программе, просто вечером было немного времени.

День 8. Водопад Кинчха и наконец море!

Утром мы кушали домашний завтрак на огромной террасе, наслаждались кофе с видом на Кутаиси (дом стоит на пригорке в старой части Кутаиси) и общались с хозяином.

Домашний завтрак на террасе

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

Потом выдвинулись к водопадам. Расстояние от Кутаиси до водопада Кинчха — 70 км, но дорога заняла больше часа (точно не помню), т. к. не везде было хорошее покрытие и на подъезде к водопадам начался очень резкий подъем вверх по крутому серпантину, на Военно-Грузинской дороге таких крутых подъемов не было! Опять же закладывало уши и дух захватывало от красоты вокруг. До самого водопада уже построена новая бетонная дорога, раньше туда могли проехать только джипы или шли пешком, но нам повезло, и мы смогли проехать на своей маздочке)))

Кстати, этот день у нас к сожалению, выпал на понедельник, поэтому нам не удалось посетить запланированный каньон Окаце, который находится всего в 7 км от водопадов. Но т. к. мы уже очень хотели попасть на море, мы не стали оставаться в той местности на еще одну ночь ради каньона, тем более что крутые горы уже посмотрели в Джуте. Водопады — место пока еще общедоступное, никакой платы не берут, соответственно выходных у водопадов тоже нету.

Итак, мы пошли гулять по течению реки Окаце (именно она вымыла там за многие годы ущелье в белых камнях). Место потрясающее! Одно из моих любимых среди увиденного. Там есть несколько больших водопадов (самый высокий 100 м) и множество маленьких.

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

Возле большого водопада было много местных, мы там погуляли, позагорали, и двинулись вверх по течению реки, там тоже невероятно красиво и безлюдно, именно там можно увидеть знаменитые купальни князей Дадиани (и искупаться), и посидеть на теплых белых отшлифованных водой камушках.

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

Ходить там достаточно удобно, перепрыгивая с камня на камень, так что зайти можно очень далеко. На водопадах нам так понравилось, что мы забыли про время и провели там больше 4 часов. А нам еще предстояло добраться до Кобулетти до вечера.

В Кобулетти мы приехали уже на закате и стали искать кемпинг «У Рауля», в котором мы планировали остановиться со своей палаткой на несколько дней. Правда оказалась незадача: кемпинг находится не на самом берегу (как мы увидели на фотографиях), а через дорогу от моря, по которой каждую секунду пролетают машины на большой скорости. В общем, не так мы себе представляли жизнь в палатке на берегу моря… Поэтому мы слегка растерянные стали искать другие варианты, и увидели (на самом въезде в Кобулетти) дикий палаточный лагерь прямо на берегу моря в сосновом лесочке. Там стояло много туристов с палатками, и местных жителей целыми семьями, которые жили в автодомах. Интересный факт: на въезде, да и по всему берегу висели знаки «Парковка запрещена» и «Ставить палатки запрещено», при этом этот стихийный палаточный лагерь постоянно патрулировала полиция, и не с целью выявить нарушителей, а с целью охраны туристов:)

Итак, поставили палатку мы уже при свете фар, т. к. стемнело, настроение было прекрасным, ведь мы на море, и пошли искупаться. Водичка была теплая и светила яркая луна, красота!

День 9, 10, 11. Море, солнце, радушие грузин, ураган и пропажа палатки. Батуми

Наш домик у моря

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

Следующие 2 дня стояла прекрасная погода, мы наслаждались теплым морем и вниманием местных гостеприимных отдыхающих:) Мы были наслышаны про радушие грузин, но оно превзошло все наши ожидания!)) Почти каждая компания, которая приезжала на пляж с шашлыками и вином, обязательно звала нас присоединится, угощали нас шашлыком, домашним вином, чачей, мы вместе с ними танцевали под грузинскую музыку))) Они реально относились к нам как к друзьям, которых давно не видели! Отдельно стоит упомянуть, что как только мы говорили, что мы белорусы (компаниям на пляже, в магазине покупая хлеб или на рынке расплачиваясь за помидоры) нас тут же называли братом и сестрой и у каждого грузина обязательно была история, связанная с Беларусью: то ли он служил в каком-то Белорусском городе, то ли у него жена или лучшие друзья оттуда, и многое другое)) В общем, у нас сложилось впечатления, что грузины белорусов любят, ну и белорусы отвечают взаимностью!

Кстати, море в Кобулетти было прекрасное: чистое, прозрачное, с голубой водичкой. Все местные расхваливали это место и говорили, что это лучший пляж на всем грузинском побережье. Мы конечно не очень этому сразу поверили, но цвет моря в Батуми нам не понравился совсем, но об этом позже.

Итак, с погодой нам везло ровно 2 дня)) Вечером второго дня на море начался ураган. Вначале мы подумали, что ничего серьезного, пытались уснуть под звук ливня, ветра и шторма. Потом нам пришлось держать палатку, которая казалось вот-вот улетит от порывов ветра, к тому же нас стало заливать. Но потом все вокруг стали спешно собираться и уезжать (даже грузины, которые жили в автодомах уже месяц, уехали). Мы решили, что оставаться под деревьями может быть опасно и решили отъехать чуть в сторону на машине. Палатку — мокрую и грязную, в машину положить было просто некуда, разве что на руки взять, поэтому она осталась стоять до утра. Мы в нее положили побольше канистр с питьевой водой, чтобы ветер не смог ее унести. Это была наша большая ошибка)) Наутро, когда мы вернулись на полянку, не было ни людей, ни палатки. Как такое может быть в стране, где все такие гостеприимные и добрые? Неужели кто-то мог в такую жуткую ночь бродить по лесу и подбирать вещи, оставленные без присмотра? Мы были конечно в шоке. Правда позже (вернувшись через несколько дней назад) мы увидели в другом конце пляжа палаточный городок цыган и всё стало понятно))).

Утро после урагана было холодным, мокрым и пасмурным, поэтому мы решили поехать погулять в Батуми, чтобы не терять время, и заодно попробовать купить новую палатку. Вообще мы не большие любители жить в палатке, планировали такой отдых несколько дней на берегу, но нам так понравилось, такое тотальное единение с природой, постоянно на пляже-и днем, и ночью, что мы уже совсем не хотели менять это на съемное жильё.

В Батуми мы сняли квартиру в районе Нового бульвара. в городе нам понравилось всё, кроме моря. Оно было такого коричневого цвета, что в воду было страшно зайти. Притом, что мы были в разных частях Батуми, везде цвет воды был одинаковым. А галька на пляже — не галька, а настоящие булыжники)))

День 12, 13. Батуми, поиск новой палатки, GeoCamp.

Итак, за 2 дня, проведенные в Батуми мы успели обойти вдоль и поперек весь город, посмотреть танцующие фонтаны (очень красиво!), встретить прилетающий самолет прямо у посадочной полосы, покататься на длииинной канатной дороге Арго, колесе обозрения, сходить в мини-зоопарк (там есть лемуры и кенгуру!) и прочие Батумские радости. Ну и конечно много-много вкусной еды: хинкали, хачапури, лимонады, шашлыки, шаурма, пахлава — ели столько, сколько не ели никогда в жизни, так всё было вкусно. И даже пробовали свежее пиво прямо с пивзавода (жили недалеко как раз)).

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

Самолет, пролетающий прямо над головой, с оглушающим звуком — незабываемо!

Проезжая на канатной дороге

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

Батуми — город контрастов!

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

Палатку найти оказалось не совсем просто, все, у кого мы спрашивали, советовали ехать за ней в Тбилиси))) Но нам повезло, и мы нашли магазинчик возле вещевого рынка, где как раз продавались палатки, схватив единственную палатку, которая была в наличии, мы, счастливые, поехали в кемпинг на берегу моря — GeoCamp, что на полпути из Батуми в Кобулетти. Там за 5 лари можно жить в своей палатке на территории (прямо на берегу) и пользоваться душем-туалетом (условия правда, как у бабушки в деревне, но хоть что-то). В общем, мы довольные, что нашли место, где палатка под присмотром и что наладилась погода, решили, что наконец будем отдыхать по полной. Но не тут-то было))) С вечера зарядил сильный дождь…

День 14. И опять ураган и спасение едой в Батуми)))

За ночь, проведенную под дождем, наша новая супер-палатка, стала бассейном)) Утром дождь и не думал заканчиваться, шёл такой настоящий ливень, всё вокруг мокрое, холодное. Мы решили, что сидеть в мокрой палатке грустно и уехали в Батуми (всё-таки хорошо, когда машина рядом), погреться и покушать вкусняшек:) Весь день дождь так и не прекращался, в Батуми мы ходили по кафе и сходили в аквариум посмотреть на морских жителей (хоть где-то тепло и сухо).

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

Гигантский хачапури по-аджарски, безумно вкусный!

Надо же как-то было поднимать себе настроение в дождь:) Хинкали и вино — отличне средство!

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

Вечером решили не возвращаться в кемпинг, т. к. всё еще шел сильный дождь и сняли комнату в Батуми, поспали в сухости.

День 15–20 Назад в Кобулетти и начало морского релакса.

На утро к счастью выглянуло солнышко, и мы поехали сушить наши вещи и палатку. Правда море после больше чем суток беспрерывного дождя было такое же шоколадное, как в Батуми, никто не купался. Мы очень расстроились, решили съездить на разведку в Кобулетти, посмотреть какая вода там. И чудо! Вода там была прозрачной и голубой… Действительно, в Кобулетти был прекрасный пляж: чистая вода, мелкая плоская галька, отсутствие насекомых. Правда дикого лагеря, в котором мы жили раньше, и где потеряли палатку, уже не было, пустая поляна. И мы немного опасались возвращаться на тоже самое место. Но желание купаться в чистом море взяло верх, и муж поехал за палаткой в GeoCamp, пока я осталась загорать.

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

В течение дня туда приехала полиция, с которой мы познакомились, и они обещали нас охранять. Потом вокруг нас стали ставить палатки другие туристы, и получился новый мини-лагерь. В этот раз мы старались быть осторожнее и не оставлять палатку надолго без присмотра))) Когда уезжали в кафе или на рынок за фруктами, просили присмотреть соседей или полицию, так что происшествий больше не было. Вечером почти всегда заказывали шашлык в кафе тут же на пляже, там стоял такой фургончик «Шашлык у деда», мясо просто супер! И далеко ходить не нужно было, тут же на пляже на закате и кушали с вином, свежим хлебом, овощами, фруктами, было просто волшебно!

Эти 6 дней получились именно такими, как мы и мечтали: идеальная погода, чистое теплое море, и полный релакс круглосуточно.

День 21. Отъезд домой в 6 утра.

К сожалению отдых подошел к концу и пришлось уехать, хотя так не хотелось! В день отъезда был день рождения мужа, поэтому мы в дороге ели праздничные хачапури:)

Опять ехали по всем головокружительным серпантинам, и опять дух захватывало от красоты вокруг! На обратном пути муж ехал уже смелее, приноровился к местному движению: сигналил на обгонах, чтобы предупредить о своем появлении, да и побыстрее ехали, т. к. поняли, что в кустах у них никто с радарами не стоит. Кстати интересно, что камер местные тоже не боятся, даже не притормаживают, может они не работают?)

Небольшое видео как мы ехали по Грузии:

На границе мы были в 12:00, на всё ушло 3 часа, и мы в России. Про границу написано уже много, но нахальство 15-го региона без границ и не перестаёт удивлять))) Пока стояли в небольшой очереди любовались в последний раз Грузинскими пейзажами и рекой Терек, это, наверное, самая красивая в мире граница!

Мечты сбываются! Путешествие в Грузию длиной в 6300 км.

За этот день проехали 960 км (с учетом границы и серпантинов), спали под Кропоткиным опять же на заправке.

День 22–23. За второй день дороги муж пошел на рекорд и проехал 1450 км, до 3 утра мы немного отдохнули под Вязьмой, и уже в 8 утра приехали в осенний Минск. По России нас ни разу не останавливали, но мы ехали с радар-детектором, который нам помогал обнаружить засады заранее ну и сильно не нарушали конечно.

Итого пробег 6300 км,

Туда дорога заняла 41 час (до границы Грузии)

Обратно — 50 часов (но от Кобулетти).

Никаких происшествий кроме украденной палатки, за всю поездку у нас не было, в Грузию мы просто влюбились, но конечно, только ради моря туда ехать не стоит! Горы, водопады, горные реки, пещеры, старинные города — это всё просто незабываемо! Ну и конечно, знаменитое грузинское гостеприимство и еда еще никого не оставляли равнодушным! Мы очень рады, что поехали именно на машине, получилось настоящее путешествие! Свобода передвижения и независимость от транспорта и прочего — это большое преимущество.

Пару слов о расходах (вдруг кому-то поможет спланировать бюджет):

— На топливо 300 у.е. (средний расход получился 6.7 литров);

— За жилье 170 у.е. (6 ночей квартиры и гостиницы в городах, 4 ночи кемпинги, остальное-палатка на море, самое дорогое жилье, которые снимали, была квартира в Батуми за 120 лари 2 ночи, но мы искали квартиры день в день, не бронируя ничего заранее);

— Страховки здоровье+машина (по России) — 50 у.е.;

— И около 500 у.е. на все расходы: еда, фрукты, вино, канатки, вход в пещеры и прочее, новая палатка:) Сами мы ничего не готовили, питались в кафе, правда продукты в магазинах у них стоят очень дорого, поэтому непонятно, что дешевле — кафе или готовить самим.

Итого отдых на двоих за 3 недели обошелся нам в 1050 у.е., как мы и планировали изначально. Не могу сказать, что мы сильно экономили, наверное, за счет того, что мы не снимали дорогое жилье, могли не экономить на еде и всех развлечениях, и чувствовали себя вполне комфортно.

P. s. Надеюсь мой отчет будет полезным, если есть какие-то вопросы, с радостью отвечу.