Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Аруба Декабрь 2015

Мои рассказы об Арубе:

Аруба. Апельсиновые сны...

Продолжаю рассказ об Арубе и ее достопримечательностях.

— Что посмотреть на Арубе.

Аруба, несмотря на свои скромные размеры, богата красивыми и интересными местами. Конечно, здесь правит бал природа, только на первый взгляд скромная и непримечательная. Нужно обязательно присмотреться, а потом еще и неспешно полюбоваться всеми красотами Арубы.

— Пляжи острова.

Аруба. «Один счастливый остров»

Перечислять все пляжи — занятие долгое и бесполезное. Вся Аруба — сплошной пляж, красивый, чистый, просторный и чаще всего плотно забитый туристами, это уже скорее недостаток, чем достоинство.

Но море чистое, богатое живностью с безопасным входом в воду. Пляжи все муниципальные и платить за релакс на берегу не нужно. Пеликаны рано утром, а фламинго вечерами, прилетают покормиться и охотно позируют, не пугаясь направленных в их сторону фотоаппаратов.

На пляжах очень много активных развлечений, скучать не приходится. И даже ветер, поднимающий мелкий песок и приклеивающий его насмерть к влажной коже, не так страшен, как все об этом говорят. Лично я ничего такого жутко неудобного в этом не увидела.

На пляжах можно просто загорать, можно взять экскурсию и посмотреть их почти все. Причем, экскурсии есть сухопутные и вдоль берегов — выбирайте, что интереснее лично вам.

— Ораньестад.

Аруба. «Один счастливый остров»

Столица Арубы обязательна к осмотру — и красиво, и интересно, и познавательно. К тому же, обойти ее можно самим, без гидов и экскурсий, а насколько подробно вы изучите Ораньестад, зависит только от времени, на которое вы прилетели на остров.

— Природный мост.

Аруба. «Один счастливый остров»

Совершенно уникальный ландшафтный памятник. Много веков волны Атлантики бились о скалы, рассыпаясь брызгами и подтачивая скалы. Ветер, нешуточный на этом берегу, помогал волнам в их разрушительной работе. И через какое-то время появилась арка или мост, место очень популярное у туристов, да и сами жители острова тоже любят здесь бывать. Правда, большой мост, тот что высотой 7 метров, несколько лет назад рухнул — природа перестаралась. И остался только маленький мост, намного меньше своего знаменитого собрата. Он производит не меньшее впечатление и вполне заслуживает того, чтобы вы потратили свое время и увидели это чудо своими глазами.

А еще здесь высокие волны, огромный прибой, суровые берега, свирепый ветер, шум океана и полное ощущение остановившегося времени, не властного над островом. Для меня это самое красивое и запоминающееся место на всей Арубе.

Берега на несколько метров вокруг моста, украшены маленькими пирамидками из камней. Некоторые падают, сбитые особо сильной волной, но пирамидок много, да и туристы норовят собрать свою, в подарок Арубе. Древняя традиция, отмечать такими сооружениями берег, где могут пристать корабли, обрела новый смысл в наше время и стала маяком для других туристов, обозначая место, которое никак нельзя пропустить в своем путешествии по острову.

Аруба. «Один счастливый остров»

— Скалы и каньоны Айо-Рок.

Аруба. «Один счастливый остров»

Самый загадочный район Арубы. Происхождение валунов, обильно рассыпанных в этом месте острова, до сих пор не объяснено учеными. Многие камни словно специально сложены кругами и кто складывал эти кольца — человек ли, природа ли, пока не известно. Состав валунов тоже не характерен для Арубы и вызывает очень много вопросов, на которые пока нет ответов.

Из растений здесь только кактусы-кадуши, да прибегают игуаны, чтобы погреться на теплых валунах. И именно здесь можно найти те самые петроглифы, оставленные араваками. Петроглифы хорошо сохранились и их даже можно потрогать руками, если очень уж хочется.

Аруба. «Один счастливый остров»

На этих валунах я невольно задалась вопросом — а не случайно ли испанцы назвали открытый ими берег «Островом Гигантов»? И может, не в карибах дело? Но вопросов больше, чем ответов. И правду мы, наверное, не узнаем уже никогда.

На некоторые валуны можно забраться, для этого построены специальные лесенки с перилами. Вид с валунов открывается широкий, правда, все на такие же валуны, надежно хранящие свои тайны.

— Руины домов золотодобытчиков.

Аруба. «Один счастливый остров»

За 90 лет работы здесь было добыто 3 миллиона фунтов золота. Потом оно просто закончилось и рудник по его добыче, и домики рабочих, стали разрушаться. Золото было найдено случайно, когда остров был оставлен испанцами именно по причине отсутствия благородного металла. Можно посмотреть и на развалины рудника, а можно ограничится только домиком. Арубанцы гордятся тем, что золото у них было и если бы не лень, давно бы рванули поискать новые залежи, в надежде на несметные богатства.

Картина получается печальная. Жалко было тех, кто вынужден добывать золото и ютиться в более, чем скромных домишках, не видя ни солнца, ни ласкового моря, ни прелестей арубских пляжей…

— Церковь Святой Анны.

Аруба. «Один счастливый остров»

Католическая церковь в городке Ноорд, севернее столицы, построена в начале 20 века. Ее главное сокровище — дубовый алтарь ручной работы (конец 19 века) нам увидеть не удалось. Церковь оказалась закрыта на огромный замок и проникнуть внутрь оказалось невозможным. Зато рядом с церковью и сегодня стоит самый старый дом на Арубе.

— Церковь Альто Виста.

Аруба. «Один счастливый остров»

«Церковь паломников» или Альто Виста — первое христианское сооружение на Арубе. Первая церковь была построена в середине 18 века. Испанцы и индейцы строили ее вместе, как-то умудрившись найти общий язык ради доброго дела. Испанцы ушли с острова, церковь забросили и она начала разрушаться. В середине 20 века на месте бывшей святыни построили новую часовню, ставшую одновременно действующей церковью, в которой проходят службы, и национальным памятником, охраняемым государством. На Арубе вас непременно привезут к этой церкви, потому как гордятся и почитают.

Вход свободный, бесплатный и открыт каждый день. У стен церкви есть могилы основателей, Доминико Антонио Сильвестре и Мигеля Энрике Альбареса, тоже почитаемое арубанцами место.

В церковь можно войти, посмотреть и даже послушать службу, если попадете на нее. Надо только не мешать тем, кто пришел сюда общаться с богом и тогда вам слова плохого не скажут.

Аруба. «Один счастливый остров»

У церкви стоят продавцы всякого-разного, начиная от воды и заканчивая сувенирами и поделками. Цены запредельные, сервис очень навязчивый. Ну и хорошо бы подъехать до приезда огромного автобуса с экскурсией…

— Дорога паломников.

Аруба. «Один счастливый остров»

К церкви Альто Виста ведет дорога паломников, помеченная крестами. Найти ее совсем просто, другой дороги к церкви нет. Может и нет в этой дороге ничего особенного, но меня она впечатлила — кресты, неизменные кактусы и море на горизонте…

— Калифорнийский маяк.

Аруба. «Один счастливый остров»

Одна из визитных карточек Арубы — Калифорнийский маяк, расположенный на холме Худишибане, на северо-западе острова, высотой 30 метров.

Название маяку дали в честь судна «Калифорния», потерпевшего крушение в 1891 году у берегов Арубы, на пути из Англии в Центральную Америку. Корабль вез пассажиров и различные товары. Когда капитан понял, что корабль может потонуть, он приказал выбросить за борт почти весь товар, помогая кораблю бороться со стихиями. Арубанцы, после того, как шторм прекратился, нашли и собрали разбросанные по берегу товары и потом долгое время продавали их на рынке Ораньестада.

На маяк можно подняться, с его смотровой площадки открывается красивый вид на Арубу, но нам не повезло — маяк стоял в лесах, рабочие что-то там отбивали, прибивали, мазали, красили и портили всем настроение сообщением, что смотровая площадка закрыта для туристов на некоторое время.

Рядом с маяком есть едальня «Ресторан у белого маяка», расположенный в бывшем домике смотрителя. Есть и табличка с историей маяка и корабля. В ресторан можно зайти, чтобы посмотреть с холма на Арубу и пляжи, что мы и сделали, коль уж не повезло подняться на сам маяк.

— Поля для гольфа.

Аруба. «Один счастливый остров»

Не знаю, почему арубанцы настаивают, что эти поля непременно надо причислить к достопримечательностям. Ничем особенным они не отличаются от всех остальных полей для гольфа, может только арубский ветер добавляет особого колорита, ну так это во время игры только и поймешь. Но наш водитель показывал их с распирающей гордостью и настаивал, что увидеть эти поля надо просто обязательно.

Кроме этих достопримечательностей, есть много других. Часовня и грот Лурда, голландские колониальные поселения, национальный парк Арикок, руины рудника, пещеры, старая плантация, гора Яманота… Все я не перечислю. Осознав, что за один день увидеть очень много мы просто не успеем, я перестала рыться в достопримечательностях, да и время поджимало.

Наверное, Арубу надо смотреть неспешно, неторопливо, с паузами. Наслаждаться видом, слушать океан, любоваться Карибским морем, нежиться на ласковом песочке, дружить с пеликанами и восхищаться фламинго, наблюдать жизнь игуан и пытаться разгадать тайны петроглифов.

Торопливость и отсутствие свободного времени — самое плохое, что может произойти на Арубе и она останется недооткрытой, непонятой, неполюбленной. Так, как это произошло у меня. Мне просто не хватило времени, чтобы влюбится. И мне помешали арубанцы…

— Цена вопроса.

Аруба. «Один счастливый остров»

Как увидеть Ораньестад, было понятно — иди и смотри. Город невелик, все в шаговой доступности и если что и может помешать, так только капризная погода, но прогнозы успокаивали, обещая устойчивое солнце без намека на осадки.

Как увидеть весь остров или хотя бы самые интересные достопримечательности — вопрос вопросов. Нет, конечно были корабельные экскурсии, дорогие и не очень познавательные, быстро завершающиеся на красивом пляже и попускающие очень интересные места Арубы.

Экскурсий на берегу, интересных, насыщенных и не очень дорогих, мы не нашли. Цены на Арубе очень и очень высокие и к последнему острову расходы начали серьезно напрягать, хотелось найти вариант побюджетнее.

Все побывавшие на острове, в один голос советовали брать такси у порта (и давали наводки на место, где таксисты посговорчивее), торговаться нещадно и не забивать голову с организованными экскурсиями, признавая их жуткую дороговизну. Кроме того, выбегать с корабля надо было в первых рядах, а лучше опередить и первые ряды, чтобы таксистов не расхватали более шустрые круизеры.

Попытки списаться с островом на тему экскурсии ни к чему особо позитивному не привели, и все опять уперлось в запредельную цену и отсутствие всякого желания аборигенов уступить хоть немного. Не подумайте, что мы жадничали! Мы просто приплюсовывали и приплюсовывали цены на экскурсии по островам к основным тратам на перелеты, отели, круиз и начали ужасаться результату. Карибские острова сложно назвать бюджетными, если только вы не Абрамович…

Был вариант взять тур на так называемом «Арубусе», экскурсионном автобусе, очень популярном на острове. Но цена вопроса не радовала, так же, как и маршрут.

Аруба. «Один счастливый остров»

Потом, уже на Арубе, я наблюдала за этими арубусами и не скажу, что это лучший способ увидеть остров.

В общем, понятно, что мы решили в очередной раз брать такси. Ну, а после Кюрасао и замечательного таксиста, которого нам неожиданно послали добрые островные боги, я вообще была убеждена, что остров мы увидим в подробностях, не пропустив ничего из отмеченного нами на карте Арубы.

Порывы радости развеяны были быстро и весьма бесцеремонно. На Арубе есть утвержденный (уж не знаю кем) прайс на услуги такси, в котором совершенно четко написано:

— Одна машина, на 1 час экскурсии, стоит 45 долларов США. Торг исключен категорически!

Аруба. «Один счастливый остров»

За час посмотреть все намеченное было нереально — расстояния, не очень высокие скорости, потому как дороги не самые лучшие, плюс время на фотографирование и созерцание. Минимум два часа, да и то, в очень и очень хорошем темпе, получается 90 долларов, ну и чаевые, как без них…

Можно было договориться еще с кем-то и поделить траты поровну — это не возбраняется. Но мы то не знали, что нас ждет на берегу…

Беседа с таксистом была коротенькой. Он уверил нас, что два часа — это очень много, успеем мы все, что отметили на карте и даже можем поваляться на пляже в свое полное удовольствие (это за два-то часа!!!). Никакого подвоха мы не ждали, да и какие могут быть подвохи — Аруба далеко не первый остров в нашем круизе. Мы впрыгнули в машину и отправились в путь.

Наш маршрут предполагал следующие пункты:

— Скалы и каньон Айо-Рок, с карабканьем на огромные валуны, рассматриванием петроглифов и прогулкой среди высоченных кактусов.

— Природный мост. Большого моста больше нет (разрушен в 2005 году), уцелело лишь его маленькое подобие. Но высокие волны, скалистый берег, ветер и бушующая Атлантика оказались на месте.

— Развалины дома золотодобытчиков. Ничего оссбого мы не планировали в этом месте, но посмотреть хотелось.

— Церковь Святой Анны.

— Часовня Альто Виста и путь паломника. Как не посмотреть, когда национальное достояние, да и выглядела она очень симпатично на многочисленных фотографиях.

— Калифорнийский маяк. Действительно достопримечательность, ну и попасть на самый верх маяка тоже очень хотелось. Про реставрацию нам никто не сказал.

— Обзорка по пляжам. Тут мы ни на чем не настаивали, просто хотелось увидеть знаменитые пляжи Арубы.

— Ораньестад мы планировали осмотреть сами, что и сказали таксисту. Он этим не огорчился, мы и подавно.

Начало экскурсии ничего не предвещало, как пишут в дешевых детективах, и беседуя о том, о сем, мы по утрамбованной грунтовке добрались до валунов Айо-Рок, нашей первой точки. Таксист, строго посмотрев на часы, объявил, что у нас 10 минут на все-про все.

Аруба. «Один счастливый остров»

— Шутит, наверное! — решили мы, бодро порысив обниматься с валунами и тыкать пальцами в древние петроглифы.

Скажу сразу, в этом месте можно совершенно интересно и не соскучившись, провести если не целый день (хотя я бы проторчала там весь день, разыскивая новые наскальные рисунки), то уж добрую половину дня точно! Место затягивает своими тайнами, необычностью, историчностью и какой-то совершенно особой связью времен. Первый раз я видела наскальные рисунки не на картинке и не под стеклом музея, а там, где их бог знает сколько лет назад нарисовали люди. Да и кто на самом деле были эти художники, историки и археологи все еще спорят, и этим баталиям нет конца. В общем, я прилипла к петроглифам намертво, и пока муж скакал по валунам, я ушла вглубь пещер.

Грозный и безапелляционый рев таксиста свергнул мужа на грешную землю, а меня выдернул из глуби веков. Наш арубанец, воздевая руки к небу и тыча на часы вопил, что отведенные 10 минут закончились уже три минуты назад и мы безбожно опаздываем. То, что я удивилась, понятно и так. Но как-то не осознала всей трагедии, решив, что не любит человек эти места, с кем не случается. Может у него какие-то глубоко личные неприятные ассоциации. И погуляв еще минут десять, теперь уже под сирену нашего таксиста о потерянном времени, мы двинулись дальше. Потому что нас ждал природный мост и вообще, место дивной красоты.

Всю дорогу таксист нудел, какие мы неповоротливые и медлительные. Всю дорогу муж пытался вести дипломатические переговоры, объясняя, что мы не смотрим на красоту из окна машины, что нам надо выйти, погулять, пофотографировать и вообще, проникнуться. Пока абориген искал контраргументы, мы добрались до берега и вышли из машины под присказку про 10 минут.

Аруба. «Один счастливый остров»

Особо огорчаться отсутствию моста я не стала — у природы свои резоны, сама построила, сама разрушила. Значит, так и должно быть, ничего не поделаешь. Заместитель моста меня вполне устроил, нарушать запрет и топтаться по маленькому мосту я не стала, уважая правила Арубы. Атлантика взлетала до небес, обдавая мелкими брызгами, стоило подойти чуть ближе. Скользкие камни поблескивали на солнце, ветер бушевал, стараясь то ли выточить еще один мост, то ли обрушить оставшийся, кто его знает. Чуть поодаль, вдоль берега, убегали пирамидки, построенные туристами. Было очень красиво, просто невозможно вот так просто взять уйти, не постояв, не полюбовавшись, не послушав. Я даже забыла, что собиралась фотографировать океан и скалы, до того заворожила природа.

В реальность нас вернул водитель. Его вопли потрясали скалы и вызывали возвратную волну в океане, не меньше. Дальше произошла самая мерзкая из сцен, не случавшаяся у нас никогда ранее, ни в одной из увиденных нами стран. После этого я поняла, что Аруба не мой остров, и полюбить ее у меня уже не получится, чтобы там я не увидела дальше…

Едва мы сели в машину, как водитель, захлебываясь слюной и гневом, начал вопить, что мы слишком медленно смотрим и ему совсем не понятно, что можно так долго (целых 10 минут!!!) фотографировать на пустом берегу, среди скал. Он орал (!!!), что время — деньги, что мы договорились уложиться в два часа и он не потратит на нас ни минуты больше, высадив ровно через два часа там, где закончится отведенное время. Он размахивал руками, восторгаясь американскими туристами, любящими смотреть Арубу не выходя из машины, укладывающимися в отведенные сроки и оставляющими щедрые чаевые. С этого места я начала закипать, как большой монастырский самовар, дав волю гневу и придушив воспитание. Но особо не вякала, решив положиться на мужа и его спокойный и выдержанный характер. Ха! Выдержанный, ага…

Когда абориген пошел на пятый круг воплей и причитаний, муж (ну очень нехорошим голосом, лично мне говорившим о многом…) поинтересовался, с чем связан сей концерт. Впереди еще много точек для осмотра, время где-то можно сократить, ну, а если мы перекатаем, то жлобы не мы, а таксист, и готовы доплатить за лишний час.

— В чем проблема-то? — недоумевал муж.

И таксист спалился, сдав все пароли и явки. Через отведенные нам два часа в порт Ораньестада входил новый лайнер и таксисту, жмоту эдакому, надо было выстроиться в первом ряду, чтобы поймать новые жертвы для своей алчности. Все стало на свои места. Это ж надо было так любить деньги и так не любить свою Арубу!!!

Мы попытались вразумить таксиста, как-то объясняя ему про оплаченную экскурсию, чаевые и прочие приятные моменты для его кошелька. Но в ответ пошли угрозы сдать нас в полицию для разбирательств. Я просто обалдела от наглости зарвавшегося аборигена, а муж неожиданно успокоился и велел поворачивать в полицию, для выяснения обстоятельств.

Тут уже офигел таксист. Видно такого поворота он никак не ожидал и скрипнув мозгами, подгоняемыми неуемной жадностью, предложил отвести нас назад, в порт, стребовав деньги за экскурсию. Муж напротив, настаивал на полиции и намекал, что кто кому заплатит, даже не вопрос и раскошеливаться придется не нам.

Охреневший от нашего нахальства абориген перешел на ультразвук и явно непарламентские «выражансы», которые заставили взорваться перегревшийся котел моего терпежу. Оказывается, на Арубе неплохо знают русский, кто бы подумал…

Пока я рычала и лаяла, мужики осознали глобальность катастрофы и как-то договорились. Я к тому времени готова была перейти к оскорблениям действием. И ведь не денег было жалко! Мы бы доплатили ему за лишнее время и чаевых отсыпали, да еще сейчас, расписывая Арубу, я бы захлебывалась восторженными воспоминаниями о прекрасном острове и удивительно-замечательных ее жителях…

Мне было невероятно обидно за Арубу! И остров, который должен был стать самой высокой нотой в Карибском круизе, вдруг дал «петуха» и убегал со сцены, освистанный галеркой.

В распрях и почти драках мы добрались до развалин золотоискателей, предупрежденные все о тех же 10 минутах.

Аруба. «Один счастливый остров»

Не хотелось ни фотографировать, ни брести по берегу, ни обходить развалины, сострадая тем, кто в них жил и работал, не покладая рук. Не хотелось уже ничего — вернуться бы на корабль и забыть про этот день и про этот остров.

Уложились мы даже быстрее…

Церковь Святой Анны мы посмотрели за рекордное время, вызвав волну говорливости у таксиста, расцветшего улыбками. Видала я его улыбки…

Дорога паломников, церковь Альта Виста — да, я выходила, смотрела, фотографировала, читала, что там написано-то. Но душу уже не трогало. Что-то где-то как-то отмечалось, что красивое место, не забыть рассказать о нем, но волны восторга это не поднимало…

Калифорнийский маяк был затянут лесами и облеплен туристами. Ну что ж, пусть будет так. В конце концов, я его увидела, а то, что легендарные белоснежные стены оказались немножко другими, так в этом маяк не виноват. Просто не повезло.

К этому времени таксист уяснил себе, что в порт он вернется вовремя, успеет поймать еще парочку туристов и окончательно повеселел.

Пляжи он нам показывал уже неспешно, рекомендуя по ходу дела лучшие отели и предлагая оставить нас на понравившемся пляже, чтобы потом забрать в уговоренное время (за дополнительную плату, естественно). Даже завез полюбоваться диви-диви и долго рассказывал про эти деревья все, что он знает, а может и больше, чем знает, я ж не проверяла…

Аруба. «Один счастливый остров»

Когда таксист предложил сфотографировать нас на фоне диви-диви, я просто ушам не поверила! В принципе, если убрать его алчность, то и водитель он хороший, и про остров много чего интересного знает, и все достопримечательности Арубы для него не пустой звук. Но как ее уберешь, жадность-то…

В Ораньестаде мы были в оговоренное время, таксист успевал выйти на исходную позицию и заняться отловом новых туристов. Первый раз мы расплатились согласно уговору, не накинув сверху чаевых. Жалко было не денег. Жалко было Арубу и испорченные впечатления.

Потом мы неспешно гуляли по городу, любовались красивыми кружевными домиками, лакомились арубским мороженым, фотографировали все подряд и старались не вспоминать ни водителя, ни экскурсию.

Мой вам совет! Договариваясь с таксистами Арубы, четко оговаривайте все, до последней мелочи, с учетом хронометража: сколько пунктов на карте вы хотите посмотреть, где будете обязательно выходить из машины и фотографировать, что 10 минут на все — ничтожно мало, что случись вам не уложиться в уговоренное время, вы скомпенсируете переработку деньгами, что для вас важно иметь возможность притормозить в понравившемся месте, чтобы запечатлеть поразившую вас красоту и так далее, пока не проясните все моменты. Лучше перестараться, чем огорчиться в процессе экскурсии.

Ну, а если конфликт все-таки назреет и прорвется, не бойтесь полиции. Как показал опыт, таксисты Арубы сами ее боятся и после вашего согласия отправиться к полицейским, конфликт увянет сам собой.

На пляж мы не поехали. Впервые за весь круиз мы вернулись на корабль очень рано, когда до отхода оставалось около двух часов и провели их в тени боковой палубы, раскинувшись на шезлонгах и наблюдая за жизнью Арубы, так и не ставшей «одним счастливым островом» для двух любознательных и беспокойных путешественников.

Аруба. «Один счастливый остров»

Если вам выпадет шанс побывать на Арубе лично, ни в коем случае не отказывайтесь от него! Хороших людей больше и вам непременно повезет встретить того, кто расскажет о своем острове с любовью, наплевав на деньги и время. Вам повезет больше, чем мне, и вы увидите то, куда я так и не доехала. Природный мост будет отремонтирован (ну и что, что он станет не совсем натуральным, главное, что он опять будет!), Калифорнийский маяк снова засияет белыми стенами и позовет вас на самый верх, любоваться панорамой Арубы, а пляжи… Пляжам я даже ничего не могу пожелать, они всегда были красивыми и радовали всех, прилетевших на Арубу.

И на закате, выбрав столик с видом на Карибское море и заказав вкуснейшую и свежайшую рыбу, вы будете наслаждаться своим отпуском и прекрасной Арубой, думая о том, что нет на свете человека, которому может не понравиться такой красивый остров…