Смирнов Александр (Sanych)
Александр Смирнов Пользователь — был вчера 21:49

Путешествие на Север. Часть 9. Авнепорог - Куми - Костомукша.

1 сентября 11:23 Калевала, Костомукша — Россия Август 2011
6 7

Предыдущая Часть 8. Рабочеостровск - Соловки - Авнепорог.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ, 22.08.11, ПОНЕДЕЛЬНИК

Авнепорог — Калевала

162 (3548) км

С утра погода снова нас радует. После завтрака купаемся и даже загораем до обеда. Уезжать с такого замечательного места совсем не хочется. Но дорога зовет, и в 13.00 мы отправляемся в Калевалу. Сначала идет нормальный асфальт, до поселка Шомба едем даже по отличной отремонтированной дороге. Но потом начинается грунтовка, которая чередуется с плохим асфальтом.

1 / 5
 

Затем начинается участок, который неоднократно «бомбили». Только когда заехали в Калевальский район, снова начался более менее ровный асфальт. На въезде в Калевалу находится родник, где можно пополнить запасы питьевой воды.

Прокатившись по Калевале, на обед заезжаем в отель «ВелТ», где обед в кафе на двоих нам обходится в 700 рублей. По местным меркам это дорого, но, тем не менее, вкусно.

1 / 3
 

Здесь же, на втором этаже находится одноименная туристическая компания, где мы продаются турпутевки по 150 рублей для поездки на водопад Куми, куда собираемся поехать завтра. Дело в том, что этот водопад находится в приграничной с Финляндией зоне, и туда могут не пропустить, не имея этих путевок. Сотрудник турфирмы подробно рассказал и нарисовал схему, как проехать к водопаду Куми. Также по этим путевкам мы можем проехать на турбазу «ВелТ», которая расположена на окраине Калевалы, и на ее территории бесплатно остановиться с палаткой.

По пути на турбазу, есть стоянка на берегу озера Среднее Куйто, где расположены некоторые достопримечательности Калевалы.

1 / 7
 

Грунтовая дорога идет дальше вдоль берега озера, где построены симпатичные дома с прикольными надписями.

1

На территории турбазы находятся административные здания и жилые коттеджи. Сотрудник турфирмы показывает нам место, где мы можем остановиться и поставить палатку.

1 / 6
 

На территории турбазы есть даже хаски.

1 / 2
 

Теперь можно обследовать местность вокруг турбазы. Если подняться на горку за турбазой, то там есть небольшое озеро с оборудованным местом для рыбалки, до которого можно пройти по пешеходному мостику.

1

1 / 2

На берег большого озера ведет спуск по деревянному настилу. Здесь неплохое место для купания.

1

В ходе прогулки по берегу озера в сторону Калевалы обнаруживается хороший песчаный пляж, и место для ночевки, которое даже лучше, чем на турбазе. Здесь можно остановиться непосредственно на берегу озера на закрытой от ветра поляне.

1 / 3
 

Поэтому быстро возвращаемся на турбазу и переезжаем на новое место стоянки. Поставив маленькую палатку, принимаемся за приготовление ужина.

1 / 3
 

1

После ужина хорошо гуляется по берегу озера. Хотелось развести костер в оборудованном для этого месте, но дров нигде не удалось найти. Приходится с наступлением сумерек отправляться спать в свою палатку.

ПЯТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ, 23.08.11, ВТОРНИК

Калевала — Куми — Войница — Костомукша

235 (3783) км

Судя по всему, сегодня вновь нас ожидает солнечный день. Завтрак, недолгие сборы, настройка навигаторов на Войницу, и мы снова в пути.

1 / 2

После выезда из Калевалы опять началась грунтовая дорога, но вполне хорошего качества, без ям и ухабов. По пути встречается памятное место «Кис-Кис», где пролегал рубеж обороны во время войны.

1 / 3
 

Дорога продолжает нас радовать, а вскоре после поворота на Войницу нас предупреждают, что мы въезжаем в пограничную зону, где нужны пропуска и документы, удостоверяющие личность. Дальше едем по нарисованному маршруту, потому что дорогу на водопад наши навигаторы не знают.

В скором времени показался и сам пункт пограничного контроля.

1

Подъезжаем, и у нас пограничники, капитан и сержант, спрашивают документы и пропуска. Я показываю паспорта и путевки. Погранцы также спрашивают, знаем ли мы дорогу на водопад, и я им показываю схему маршрута, которую нам нарисовали в турфирме. Сержант смотрит схему и говорит, что можно проехать короче — сейчас поворачиваете направо, едите до моста, которой был половодьем разрушен, но сейчас восстановлен, потом еще поворот направо, и через пару километров будет водопад. Потом он подправил нам схему. Нам открывают шлагбаум, и мы с хорошим настроением едем на водопад.

Как все просто было на словах и по схеме, и как сложно оказалось, по крайней мере для нас, в реальности на дороге. Едем к водопаду, проезжаем мост, потом поворачиваем направо и через несколько километров… останавливаемся перед большой лужей на дороге, которую мы на нашей Ласточке ни объехать, ни переехать никак не можем.

1 / 2
 

Думая, что водопад уже где-то совсем близко, решаем пешком немного пройти вперед.

1 / 2

Но водопадом впереди даже и не пахнет. Немного расстроенные, понимаем, что-то сделали не так, и поехали совсем не туда. Время уже обеденное, поэтому решаем сначала перекусить в машине, а потом предпринимать что-то дальше.

Пообедав, разворачиваемся и едем в обратном направлении, не понимая, где мы совершили ошибку. Приезжаем снова к пограничникам, и я говорю, что водопада мы, к сожалению, не нашли, хотя все вроде бы делали правильно. Начинам с сержантом снова разбираться по схеме, и оказывается, что надо было поворачивать направо после второго моста, а первый мостик, он за мост не считается. Ну, нам то, как об этом знать, говорю я сержанту. В общем, немного разобрались — там, где мы повернули направо к луже, надо было ехать на развилке налево.

Пока мы стоим и разбираемся, к пропускному пункту со стороны Войницы подъезжает KIA Sportage с московскими номерами. Выходят двое мужчин, говорят, что едут к заградительной системе и к водопаду, и просят их пропустить. Но пропусков или путевок у них нет. Капитан ни под каким предлогом не соглашается их пропускать. Узнав, какая проблема у нас, Степан и Александр вызываются показать нам дорогу до водопада, так как точно знают, как туда ехать. Мы с Ириной тоже начинаем уговаривать пограничников пропустить их. Без них мы снова не найдем водопад, уверяем мы. Наконец, общими усилиями мы уламываем капитана пропустить их к водопаду. Но, говорит он, мы вас не видели — вы заехали сюда до 09.00 утра. Ура! Теперь мы двумя экипажами едем к водопаду.

Но сначала по предложению Степана едем смотреть заградительную систему. На той развилке, где мы повернули в первый раз направо к луже, теперь едем налево. Затем еще на одной развилке едем налево к системе, а направо пошла дорога к водопаду. Наконец, подъезжаем и останавливаемся у системы, которая представляет собой вспаханную полосу земли, а за ней заграждение из колючей проволоки.

1 / 4
 

Выходим из машин и осматриваем эту систему. Похоже, что граница охраняется не так как прежде, раз вдоль системы можно ездить на машинах. Фотографируемся и собираемся ехать на водопад. Но тут происходит просто нечто мистическое. KIA Sportage наотрез отказывается заводиться. Степан с Александром начинают все проверять, ничего не помогает. Пробуем завести машину с толкача — безрезультатно. В общем, «танцы с бубнами» вокруг машины продолжаются около часа, и никаких результатов не приносят, машина не хочет уезжать от системы.

Тогда Степан говорит, чтобы мы ехали на водопад без них, а на обратном пути, заехали и узнали, как у нас будут идти дела по ремонту машины. Он нам еще раз объясняет, как проехать к водопаду — сейчас обратно до развилки, потом налево и прямо, проехать мост, и через несколько километров поворот направо к водопаду.

Мы снова одни едем к водопаду и все делаем правильно — сначала на развилке налево, потом переезжаем мост, едем прямо и ищем правый поворот. Едем, едем, едем и … упираемся в еще один мост через речку. Что, опять не туда приехали? Нашему возмущению нет предела!

Делать нечего, разворачиваемся и едем обратно к Степану и Александру. У них без изменений, автомобиль стоит как вкопанный и не хочет никуда двигаться. Ну как, спрашивают они, посмотрели водопад? Ну да, отвечаю я, водопад для нас заколдованный, без провожатых не подпускает к себе и близко.

Тогда принимаем решение, оставить KIA Sportage пока здесь, и ехать на водопад всем вместе на нашей машине, пока день не закончился, и еще светло. Начинается наша третья попытка проехать к водопаду. Снова переезжаем мост и медленно едем, ища поворот направо. И, о чудо, такой поворот наконец-то находится! Как мы его проскочили в предыдущий раз, просто уму непостижимо! Видно, ориентировщики на местности без карты и навигатора из нас совсем никакие. Проехав еще несколько километров по хорошей грунтовке, оказываемся на оборудованной площадке для стоянки, и даже ночевки. Сюда кто-то приехал до нас, на площадке стоит «Volvo». Время шесть часов вечера, а мы только добрались до водопада.

1 / 3
 

Отсюда слышен шум водопада, мы по крутому откосу спускаемся вниз, и оказываемся у его подножия. Водопад Куми двухступенчатый, достаточно пологий, но даже сейчас в августе при наименьшей воде, кажется диким и своенравным.

1 / 3

Постепенно, любуясь красотой водопада, фотографируя его с разных точек, поднимаемся к его началу. Вокруг красивая природа Карелии.

1 / 4

Проведя у водопада примерно час, возвращаемся на стоянку. На память я фотографирую Степана и Александра, наших гидов и экстремалов.

2

С некоторой грустью покидаем водопад Куми, здесь вполне можно было остановиться на ночевку. Едем в обратном направлении, снова Степан пытается завести свою машину, но бесполезно. Тогда принимаем следующее решение — Степан остается здесь, а мы с Александром едем к пограничникам просить их своим «Уралом» вытащить кроссовер с границы.

Когда мы подъехали к пропускному пункту, то пограничников уже не оказалось на месте. Проезд открыт, проезжай кто хочет! Делать нечего, едем в Войницу за помощью. На въезде в село около магазина видим «УАЗ»-буханку, останавливаемся, и Александр идет договариваться с водителем о буксировке KIA Sportage.

Переговоры прошли успешно, мы прощаемся с Александром, желаем ему поскорее выехать с границы и вместе со Степаном отремонтировать машину. Он садится в уазик, и они уезжают. Дай бог, чтобы у них все получилось!

Ну, а мы продолжаем свое путешествие. На часах уже восемь часов вечера, и нам надо искать место для ночевки. Проезжаем Войницу и едем дальше в направлении Костомукши, смотря по сторонам, в надежде найти подходящее место для остановки около реки или озера. Но, видимо, сегодня совсем не наш день, ничего подходящего не можем найти.

В 22.00 приезжаем в Костомукшу, так и не найдя места для ночевки.

По навигатору и по карте видно, что Костомукша стоит на берегу озера, и мы решаем поехать к нему. Проехав центр города, уже практически в темноте оказываемся у озера, где находим вполне нормальное место для ночевки.

Немного перекусив, делимся впечатлениями о сегодняшнем дне, сидя на берегу озера. Здорово же мы сегодня поплутали! Но это того стоило — водопад Куми хорош! Палатку решаем не ставить и укладываемся спать в машине.

Следующая Часть 10. Костомукша - Кивач - Сортавала.

Комментарии

arxitektor
2 сентября 10:34
Очень маршрут и места понравились! А я все боюсь свернуть с трассы Кола в дебри Карелии. Но судя по всему проехать можно. Спасибо за информацию.
Жаль нет ссылок на предыдущие части.
Sanych
2 сентября 17:28
Грунтовки в Карелии нормального качества, вполне можно путешествовать даже на такой низкой машине, как у нас. Сейчас, может быть, стали еще лучше.
Ссылки на другие части путешествия постараюсь добавить.
KostantinPavlov
2 сентября 15:10
Тоже этим летом проехались нашему северу. Но именно в этом месте не были
Sanych
+1
2 сентября 17:30
На водопаде Куми стоит побывать, замечательное место!
NataliaC
Сегодня 17:00
Дааа, что-то явно мешало вам увидеть такую красоту-водопад!!! Но упорство и настойчивость победили!!
Sanych
Сегодня 17:22
До сих пор с удовольствием вспоминаем этот день!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.