Странник Михаил (Chedty)
Михаил Странник Пользователь — был сегодня 22:48

Жилье не новое, полмиллиона лет, интересует?

22 августа 9:04 Армения Август 2016

Походы по Арцаху в команде Фри Степ для меня особенно приятны. Молодежь редко приглашает в свою компанию людей старшего возраста. Если зовут, значит еще на что то гожусь. На этот раз решили заняться спелеологией и отправились в Азохскую пещеру. Набралось человек двадцать, подрядили автобус и в путь. Езды от Степанакерта до пещеры где то час. Вход в пещеру закрыт решеткой. Соблюдая законодательство и вежливость, через решетку не полезли, а получили специальное разрешение.

Пещера огромная — несколько десятков километров. Мужики пару раз уходили туда на несколько дней исследовать новые тоннели. Путешествовать по не обустроенным пещерам интересно, хотя конечно они не так блестят, как те, в которых сталактиты и сталагмиты отмыты и очищены. Здесь огромные залы и узкие переходы, куда после изысков армянской кухни мне пропихнуться все тяжелее и тяжелее. С потолков залов свешиваются гроздья летучих мышей.

Истории про то что у мышей замечательные радары и они ни когда не натыкаются на препятствия не совсем справедливы. Пару раз они вполне попали мне прямо в физиономию. Мне не понравилось, боюсь, что им тоже.

У пещеры очень интересная история, одна из самых длинных в мире. Возможно, это и есть самый древний человеческий дом на Земле. Археологи насчитывают в пещере историю практически непрерывного проживания почти в полМИЛЛИОНА лет. Здесь обнаружены артефакты одной из древнейших в мире до неандертальских культур. Ценнейшей находкой является челюсть девушки, приблизительно двухсот тысячелетней давности.

Аплодисменты автору реконструкции

Здесь же находится самое древнее, из известных мест, где люди, по всей видимости, молились богам. Достаточно большой зал был украшен черепами пещерных медведей и саблезубых тигров — основных конкурентов наших предков. Видимо молитвы были услышаны, потому что ни пещерных медведей, ни саблезубых тигров давно нет, а мы все еще с интересом изучаем их окаменевшие останки.

Выключили фонари, побоялись и поболтали в полной темноте, т. е. абсолютной, которую в обычной жизни трудно достичь. Меня очень заинтересовала одна из поднятых в разговоре тем. Смотрите, в пещере были обнаружены обсидиановые инструменты, а обсидиана ни где поблизости нет, кругом осадочные породы.

Значит первобытные люди уходили достаточно далеко от жилья, а если аккуратно проанализировать все их инструменты с геологической точки зрения, можно идентифицировать весь их маршрут — привязать инструменты к точкам, в которых есть выходы соответствующих пород. При современном уровне съемки, сделать это можно достаточно точно. Мне показалось, что английский сыщик Шерлок Холмс и даже советский пограничник Карацупа жили очень скучно, по сравнению с человеком который займется решением этой задачи.

На этот раз поход в пещеру был в стиле «лайт». За пару часов мы как следует перемазались в продуктах жизнедеятельности летучих мышей, излечивающих от всех болезней. Полюбовались на бездонные пропасти и узкие тоннели и вылезли на поверхность через какой то малоизвестный боковой выход.

От Азохской пещеры мы отправились к монастырь Гтчаванк. Монастырь двенадцатого века. Очень красиво смотрится дальним планом на склоне горы. Виден за добрый десяток километров. Понимаю, что произнести это название нельзя, а запомнить тем более, но что поделаешь не любят еще в армянском языке гласные. До монастыря есть проселочная дорога, но она не для автобусов. Около часа шли по красивому склону. Дорогой совместили полезное с приятным, великолепные виды закусили спелой ежевикой.

Монастырь заброшенный, но в хорошей сохранности, лет десять назад начали реставрацию. Денег хватило на то чтобы поставить леса и восстановить купол. Дальше зависли. К сожалению, на место реставраторов пришли сволочи. Я долго рылся в своем словарном запасе, но сволочи — это самое нежное слово, которое я для них подобрал. Нормальные люди не могут написать свое имя краской на стене церкви.

Основная мысль, определяющая цель этой части похода, у ребят из Фри Степ, была попеть в заброшенном храме. Со стороны звучит довольно странно, но при ближайшем рассмотрении, идея петь хором в непосещаемой церкви очень разумна. Просто, для правильной реализации требуется выполнение массы дополнительных условий.

Если мне, к примеру, придет в голову попеть в заброшенном храме, то это будет кощунство. У тех кто умеет получается молитва, причем очень красивая. Петь ребята умеют безусловно, особенно если учесть, что две девушки из компании профессиональные исполнительницы церковной музыки, остальные знают как им не мешать.

Этому храму молитва была очень нужна, он по ним соскучился. Потом мы убрали территорию, сожгли мусор, немножко погрустили, сравнили себя хороших с другими плохими и пошли дальше. В счастливом возрасте, в котором находятся мои друзья из Фри Степ, грустить долго просто глупо.

Забрались на соседнюю с Гдчаванком вершину там тоже были очень красивые развалины. Исторически церкви и часовни стояли практически на всех доминирующих вершинах.

Ребята традиционно заканчивают поход выходного дня самоварным чаепитием. Не так чтобы они вообще не употребляли алкогольные напитки и падали в обморок при виде бутылки чачи. Просто, в частном случае похода, они предпочитают пить чай. Есть в этом немного протестного, уж очень много внимания в Армении и Арцахе уделяется еде и выпивке. Странно выглядящий на вершине горы самовар олицетворяет «другой путь».

Девчонки поймали крольчонка и настойчиво делали вид, что он их интересует гораздо больше чем молодые люди. Все было как всегда, когда хорошо. Природа давала свой традиционный, роскошный закат в горах. Народ пел и мило болтал.

Такие вечера очень нужны в жизни. Звучание камертона не музыка, но без него не понятно откуда начинать. Так и здесь, завтра начнется новая рабочая неделя со своей реальной жизнью, трудностями и радостями, войти в нее можно по разному. Можно с чувством счастья и чистоты от красоты окружающих тебя гор, можно с больной башкой и то и другое не так уж плохо, плохо когда всегда с больной башкой.

Еще один закат в горах, крепкий чай, красивые песни, поверхностная, ни к чему не обязывающая болтовня — кому то может показаться скучно, а мне хорошо, оставим как есть ни чего менять не будем.

в Армении

22 августа 8:54
Хорошие ребята! У нас тоже есть такие, пока только приглядываюсь к ним, напроситься не решаюсь, да и времени сейчас совсем нет. Хотя хочется отправиться куда-нибудь с ними.
22 августа 17:04
Мне с ними очень интересно. У них есть чему поучиться, много того что мне всегда не хватало.
22 августа 9:05
Правильное решение. Но до чего в последнее время редкое...
22 августа 17:05
В процессе подготовки к походу были другие мнения.
22 августа 10:15
Смельчаки, однако! Мне сразу при походах в пещеры Том Сойер с Бекки вспоминаются ).
но что поделаешь не любят еще в армянском языке гласные.
Меня всегда поражало в этом отношении имя Мкртыч. В нем даже одна гласная кажется лишней ).
22 августа 17:06
За то как звучат Ч и Х
larabi
22 августа 10:34
интересно живёте, Михаил
22 августа 17:07
Скучно людям бывает по собственной вине
22 августа 10:37
Михаил

Прогулка по живописным и неведомым горным тропинкам, да еще и поход по загадочным пещерам в компании непьющей молодежи - это приятное времяпровождение))))
22 августа 17:08
Мы великолепно отдохнули.
22 августа 14:25
Миш, тебе и в Армении на месте не сидится. Здорово! Красивые виды. А два часа в тёмной огромной пещере со всякими гадами, это я про мышей, круто.
22 августа 17:09
Хорошо что медведей неандертальцы съели.
22 августа 14:37
О, пещера - супер!! А где теперь черепа и прочее?
Полмиллиона лет? Когда они успели туда из Африки дойти только...
22 августа 17:14
Черепа, челюсть и пр. эмигрировали в Азербайджан в музей.
Ну если Люси 3 миллиона, то значить 2.5 шла. За это время до Луны можно добраться.
22 августа 17:15
Chedty писал 22 августа 17:14
эмигрировали в Азербайджан в музей

значить 2.5 шла
Видимо, ходоки были хорошие... иначе как бы они везде дошли?
22 августа 17:33
Есть захочешь, побежишь
22 августа 17:37
а потом шпалу брошу, и еще быстрей побегу...
KostantinPavlov
22 августа 16:12
Хорошо вот так повести день, интересно и в теплой компании!
22 августа 17:15
Очень хороший, интересный день получился.
22 августа 17:06
куда после изысков армянской кухни мне пропихнуться все тяжелее и тяжелее
Ты смотри, Мишаня, не злоупотребляй. Равняйся на молодежь с самоваром!
Ну, мы с тобой почти про одно и то же написали синхронно. Пещера классная, но сталкивацими физиономиями с летучими мышами и вымазываться в их "гуано" совсем не охота!
22 августа 17:17
Они чай с пирожками трескали, а на обратной дороге еще мороженное купили...
Нет в мире совершенства. Чуть зазевался, расслабился - гуано...
22 августа 17:20
Chedty писал 22 августа 17:17
Чуть зазевался, расслабился - гуано
Се-ля-ви!
22 августа 21:25
А на видео Вы песню-молитву не снимали? Очень интересно было бы... Хотя, скорее всего, неуместно было снимать...
22 августа 21:56
Вы правильно оценили ситуацию. Я постеснялся снимать, там все было слишком от души, страшно было помешать.
23 августа 13:40

И нам хорошо - когда вам хорошо, Михаил)))))
23 августа 15:52
В этот день было очень много доброты, значить точно хороший день.
24 августа 5:37
Миша, вот это путешествие "выходного дня"! Пещера - уютное древнее жилище!))
И ребята молодцы - с выдумкой!))
Звучание камертона не музыка, но без него не понятно откуда начинать.
24 августа 6:08
Воскресенье не было выброшено на ветер -это уж точно. Много интересного посмотрели.
24 августа 6:57
Бывают такие такие песни, которые берут за душу, даже, когда их не слышишь. Спасибо, Михаил!
24 августа 7:01
Спасибо! Это были очень хорошие песни здорово, что удалось передать хотя бы маленькую частичку.
24 августа 21:50
По пещерам и живописным местам прошлись-замечательно! А о чае из самовара только мечтать!
25 августа 6:52
Мне тоже показалось, что мы не зря тащили этот самовар.
25 августа 22:54
Как светло и чисто. Как горный воздух.
26 августа 7:00
Это ты про пещеру?
26 августа 10:48
Да, ладно, что там пещера по сравнению с общим настроем. Тем более, про голову для меня "больной вопрос".
А пещеры я обожаю.
26 августа 13:44
Ты права, даже в пещере общий настрой был очень светлым.
26 августа 3:20
Самовар в горах - очень необычно!
26 августа 7:01
Причуда, но милая.
30 августа 16:31
Все было как всегда, когда хорошо.
-и правда, хорошо и душевно провести день с замечательными людьми! А самовар кто-то нес в рюкзаке?
30 августа 22:47
В руках отнесли, там не далеко от дороги было. Внизу из родника водой заправили и в двоем за ручки втащили. Все равно, воду нести на гору надо было.
Ivan_Kuchin
5 сентября 21:10
Я помню, когда лазал по диким пещерам, надевал брезентовую куртку, сапоги, перчатки - весь грязный был на выходе (буквально весь ). А тут - люди в белом, в кроссовках, футболках. Видать надо знать какие пещеры для жилья выбирать
5 сентября 21:25
Мы просто прошлись немного по большим залам. Кросовки конечно были не свежие, а так ничего, да и сухо там очень, ближайший родник метров на двести ниже. Ребята говорят, что есть небольшое внутренне озерцо, но мы туда не ходили. Осенью собираются в большой поход, на несколько дней.